Фрагмент документа "ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ МОСКВЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНЫМИ СОБСТВЕННИКАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ДО 2005 ГОДА И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА МОСКВЫ ДО 2008 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 24.04.2007)".
ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦ-ИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ МОСКВЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНЫМИ СОБСТВЕННИКАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ДО 2005 ГОДА Концепция управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года (далее - Концепция) одобрена постановлением Московской городской Думы от 18.10.2000 N 108 и является руководящим документом по управлению имуществом города. Управление городской собственностью является одним из основных средств реализации социально-экономической политики города, нацеленной на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества. Целью управления собственностью является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических задач города, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, а также создание городской среды, благоприятной для проживания. Концепция предусматривала увязывание вопросов управления собственностью с бюджетным процессом и ежегодное принятие планов мероприятий по ее реализации. Управление собственностью было направлено на: а) увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых объектов собственности, повышение эффективности ее использования; б) вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих земельные участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот; в) переход к конкурсному исполнению городских заказов; г) оптимизацию структуры собственности города; д) получение нарастающих доходов от имущественных комплексов унитарных предприятий и учреждений, городских долей (пакетов акций) в хозяйственных обществах; е) поддержку инновационной деятельности; ж) инвестирование реального сектора экономики для создания конкурентоспособной продукции и услуг, рабочих мест, требующих высокой квалификации; з) государственный протекционизм и поддержку московского (отечественного) производителя, выпускающего конкурентоспособную продукцию, с учетом требований рынка и финансовых возможностей города; и) развитие института управляющих государственной собственностью города Москвы; к) усиление контроля органов исполнительной власти города Москвы за выполнением условий закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного имущества, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации; л) совершенствование нормативно-правовой базы управления собственностью, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление собственностью, и др. Концепция предполагала формирование инфраструктуры управления собственностью в городе, направленной на создание благоприятных экономических и организационных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства, а также утверждение механизма привлечения управляющих компаний всех форм собственности к работе с городской собственностью. Управление собственностью города Москвы непосредственно связано с организацией системы учета (казны города Москвы), основу которой составляют реестры и кадастры. Имущество, переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление, учитывается соответствующим хозяйствующим субъектом. Концепцией ставилась задача определения стоимостной оценки объектов городской собственности с учетом целевого назначения объекта, характера предполагаемой сделки и вида оценки, в том числе "массовой" для целей налогообложения, а также залога, продажи и покупки, направления инвестиций, учета и инвентаризации и других целей. Формирование собственности города определяется приоритетами развития города и выполнением поставленных на данный период задач, реализуется разграничением собственности, приобретением, обменом, дарением, созданием, преобразованием, отчуждением, восстановлением и возобновлением собственности, является процессом оптимизации структуры и состава собственности города. Концепцией предусматривалось завершение процесса разграничения собственности на территории Москвы на собственность Российской Федерации, города Москвы, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иных государств, физических и юридических лиц. Текущее состояние, прогнозируемые и фактические изменения состава и стоимости имущества города Москвы, а также доходы от его использования представляются в балансах государственного имущества города Москвы. Начиная с 2001 года ежегодно составляются и утверждаются до формирования бюджета города Москвы балансы нежилых зданий и помещений города Москвы, использования городских земель, имущественных комплексов унитарных предприятий. Реализация Концепции осуществлялась отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города на основании ежегодно утверждаемых Правительством Москвы планов мероприятий по реализации положений Концепции, разрабатываемых Департаментом имущества города Москвы на основании предложений департаментов, управлений, комитетов и префектур административных округов города Москвы в соответствии с п. 4.1 постановления Правительства Москвы от 26.10.99 N 977 "О проекте Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года". Всего с момента утверждения Концепции было принято пять планов мероприятий: - постановление Правительства Москвы от 26.09.2000 N 773 "О плане мероприятий на 2000 год по реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года"; - постановление Правительства Москвы от 05.06.2001 N 520-ПП "О выполнении плана мероприятий на 2000 год по реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года и плане мероприятий на 2001 год"; - постановление Правительства Москвы от 04.06.2002 N 414-ПП "О выполнении плана мероприятий на 2001 год по реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года и плане мероприятий на 2002 год"; - постановление Правительства Москвы от 08.04.2003 N 236-ПП "О совершенствовании работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям на основе применения и развития модели эффективного управления собственностью"; - постановление Правительства Москвы от 13.07.2004 N 484-ПП "О выполнении плана мероприятий на 2003 год по реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года и плане мероприятий на 2004-2005 годы". Планы мероприятий по реализации Концепции предусматривали участие отраслевых департаментов, комитетов, управлений, префектур административных округов в реализации мероприятий по следующим направлениям: инвентаризация и организация учета недвижимого имущества, управление государственными унитарными предприятиями, управление пакетами акций и долями, принадлежащими городу, управление земельными ресурсами, недвижимостью, информационное обеспечение, нормотворческая деятельность, проведение кадровой политики. Итоги деятельности органов исполнительной власти по реализации Концепции управления собственностью города Москвы рассматривались и утверждались постановлениями Правительства Москвы: - постановление Правительства Москвы от 03.04.2001 N 305-ПП "Об итогах работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям в 2000 году по привлечению ресурсов в бюджет города, на финансирование городских программ и о задачах Комплекса на 2001 год"; - постановление Правительства Москвы от 22.01.2002 N 68-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 861-ПП) "Об итогах работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям Правительства Москвы в 2001 году по привлечению ресурсов в бюджет города и задачах Комплекса на 2002 год"; - постановление Правительства Москвы от 01.06.2004 N 362-ПП "Об итогах работы Департамента имущества города Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы за 2003 год и задачах на 2004 год по управлению имуществом города Москвы"; - постановление Правительства Москвы от 24.05.2005 N 356-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2004 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2005 год". В рамках реализации Концепции сформирована инфраструктура управления городской собственностью в целом и отдельными видами городской собственности. Постановлением Правительства Москвы от 22.01.2002 N 68-ПП закреплен Порядок взаимодействия подразделений Комплекса по имущественно-земельным отношениям Правительства Москвы с префектурами административных округов, Департаментом финансов г. Москвы и Департаментом экономической политики и развития г. Москвы при формировании и исполнении заданий по мобилизации имущественно-земельных доходов. Порядок определил четкие взаимоотношения и взаимодействие Департамента имущества города Москвы с префектурами административных округов города Москвы, управами районов по повышению эффективности использования имущества города Москвы на территориях округов и районов. С целью организации работы органов исполнительной власти города Москвы и упорядочения системы работы с гражданами и юридическими лицами, в том числе и в отношении городской собственности, структуры исполнительной власти города с 1 июля 2003 года приступили к поэтапному переходу к работе в режиме "одного окна". Выделены направления деятельности, обязательные для данного режима работы: оформление прав аренды и безвозмездного пользования, уточнение состава имущественных комплексов приватизированных предприятий, подготовка кадастровых планов и кадастровой информации, оформление вторичных сделок с правом аренды земельных участков, расчет стоимости права на заключение договора аренды земельного участка. Для реализации данного принципа приняты нормативные документы: - постановление Правительства Москвы от 28.12.2004 N 949-ПП "О реализации принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 28.03.2006 N 217-ПП); - постановление Правительства Москвы от 01.06.2004 N 361-ПП "О мерах по реализации принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций" (в ред. постановления Правительства Москвы от 28.03.2006 N 217-ПП); - постановление Правительства Москвы от 24.02.2004 N 101-ПП "Об организации работы органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций в режиме "одного окна" (в ред. постановления Правительства Москвы от 01.06.2004 N 361-ПП). Основу учета имущества города Москвы составляют реестры собственности. Постановлением Правительства Москвы от 05.06.2001 N 502-ПП "О создании Единого реестра собственности города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 03.06.2003 N 419-ПП) утверждены Положения о реестрах отдельных видов собственности: - Положение о Едином реестре собственности города Москвы; - Положение о Реестре государственных учреждений города Москвы; - Положение о Реестре хозяйственных обществ, товариществ и некоммерческих организаций с участием города Москвы; - Положение о Реестре объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы. Отдельным постановлением Правительства Москвы от 08.10.2002 N 836-ПП утверждены Положение о Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере как составной части Единого реестра собственности города Москвы и порядок его ведения. Сформирован и введен в промышленную эксплуатацию Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере (Реестр СЖС). Также утверждены: - Положение о Реестре государственных унитарных, казенных предприятий города Москвы (приложение 3 к постановлению от 19.12.2000 N 991 "О ходе выполнения распорядительных документов Правительства Москвы по повышению эффективности использования государственного имущества государственными унитарными предприятиями города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 14.03.2006 N 172-ПП); - Положение о Едином реестре информационных ресурсов и систем города Москвы (постановление Правительства Москвы от 24.06.2003 N 496-ПП "О единой системе классификации и кодирования и Едином реестре информационных ресурсов и систем города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 06.09.2005 N 683-ПП); - АИС "Реестр долей" (введен в опытно-промышленную эксплуатацию Департаментом имущества города Москвы распоряжением от 29.03.2002 N 1390-р); - Положение о Реестре результатов интеллектуальной деятельности, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (постановление от 26.11.2002 N 977-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 14.06.2005 N 420-ПП), - которые являются составной частью Единого реестра собственности города Москвы. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.12.2000 N 995 "Об утверждении Положения о составе и основных элементах порядка подготовки сводного баланса имущества города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2003 N 1047-ПП) и Планом мероприятий по развитию системы балансов имущества города Москвы осуществляется разработка отчетных и прогнозных балансов использования всех видов имущества города Москвы, включая отчетные балансы по объектам недвижимости и земельным участкам, имуществу, закрепленному за унитарными предприятиями, в сроки, необходимые для формирования прогноза доходов от управления имуществом. В соответствии с перечисленными Положениями созданы и ведутся базы данных: объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, акций открытых акционерных обществ, принадлежащих городу Москве, государственных унитарных предприятий города Москвы; базы данных прав аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, доверительного управления, безвозмездного пользования. Разработана система актуализации баз данных Департамента имущества города Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы, Комитета города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве), ГУП МосгорБТИ, Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Центральном федеральном округе на основе единых идентификаторов объектов недвижимости, прав и субъектов прав. Параллельно созданию инфраструктуры управления и учета городской собственности совершенствовалась система регулирования оценочной деятельности в Москве и формировалась система оценки городской собственности. Был принят ряд нормативных документов, регулирующих процедуру оценки имущества города Москвы: - распоряжение Премьера Правительства Москвы от 05.06.2000 N 562-РП "О плане работ по совершенствованию системы регулирования оценочной деятельности в Москве в 2000 году"; - постановление Правительства Москвы от 06.11.2001 N 996-ПП "Об оценке стоимости имущества в сделках с участием Москвы"; - постановление Правительства Москвы от 12.04.2005 N 204-ПП "О порядке работы по оценке стоимости имущества в сделках с участием города Москвы". Постановлениями утверждены: - Порядок оценки стоимости имущества в сделках с участием Москвы; - Перечень условий, подлежащих включению заказчиком в договор на выполнение работ по оценке стоимости имущества, вовлекаемого в сделку с участием Москвы; - Порядок размещения заказов на оценку имущества в сделках с участием города Москвы. Во исполнение решений Правительства Москвы распоряжениями Департамента имущества города Москвы утверждены: - Методика расчета стоимости услуг по оценке имущества для обоснования договорной цены; - Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора оценки стоимости пакетов акций (долей участия) хозяйственных обществ, находящихся в собственности города Москвы или вовлеченных в сделки с участием города Москвы; - Порядок оценки стоимости имущества и проведения экспертиз отчетных документов об оценках. Разработанные и утвержденные нормативные документы по регулированию процедур оценки имущества города Москвы позволили: - создать инфраструктуру, осуществляющую оценку имущества города Москвы; - проводить работы по оценке объектов городской собственности на конкурсной основе; - определить рыночную стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы и передаваемых в аренду; - осуществлять при приватизации имущества города Москвы рыночную оценку объектов недвижимости и пакетов акций. Эффективность управления и учета городской собственности во многом зависит от развития информационного обеспечения системы управления собственностью. Концепцией было определено, что основу информационного обеспечения системы управления собственностью составляет единая информационная система: а) городской собственности, в том числе за пределами Москвы; б) учреждений и предприятий; в) собственности иных собственников на территории города; г) показателей функционирования городских учреждений и предприятий; д) показателей использования имущества города Москвы и оценки эффективности использования; е) решений органов исполнительной власти города Москвы (в том числе территориальных и отраслевых) по управлению собственностью, планируемых и фактических результатов их исполнения. В отношении развития информационных ресурсов органов исполнительной власти города Москвы и управления городской собственностью приняты и реализуются: - Закон города Москвы от 24.10.2001 N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" (в ред. Закона города Москвы от 28.12.2005 N 2); - постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 609-ПП "О городской целевой программе "Электронная Москва" (в ред. постановления Правительства Москвы от 11.11.2003 N 945-ПП); - постановление Правительства Москвы от 15.10.2002 N 848-ПП "Об утверждении Временного положения об информационном взаимодействии городских организаций с использованием автоматизированных информационных систем при комплексном решении социально-экономических задач развития города Москвы"; - постановление Правительства Москвы от 03.08.2004 N 526-ПП "Об утверждении Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы и нормативных документов по созданию и использованию информационных систем и ресурсов города Москвы" (в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2005 N 651-ПП). Эффективное управление собственностью в городе Москве согласно Концепции требует использования всех преимуществ современных информационных технологий. В этой связи Департаментом имущества города Москвы утверждено техническое задание на модернизацию автоматизированных информационных систем Департамента на основе требований системности, многофакторного учета и возможности структурного соответствия с информационными массивами баз данных отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города с применением единых кодификаторов и классификаторов учитываемых информационных категорий. В период 2000-2005 годов совершенствование управления отдельными видами городской собственности, а также разработка нормативно-правовой базы по управлению видами городской собственности осуществлялись в соответствии с принятыми федеральными законами, нормативными актами Правительства Российской Федерации. |
Фрагмент документа "ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ МОСКВЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНЫМИ СОБСТВЕННИКАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ДО 2005 ГОДА И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА МОСКВЫ ДО 2008 ГОДА (РЕДАКЦИЯ НА 24.04.2007)".