Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".
О состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве По данным ГУВД по городу Москве, в 2006 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, по сравнению с 2005 годом сократилось на 22,4% (с 3 398 до 2 637). Снизился и удельный вес преступлений, совершенных подростками, в общем числе раскрытых преступлений и составил 3,3%, что меньше, чем в городе Санкт-Петербурге (3,7%), и значительно меньше, чем в Московской области (6,1%). В целом по России в 2006 году удельный вес преступлений несовершеннолетних составил 8,4%, в Центральном федеральном округе - 7,5%. Вместе с тем число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, увеличилось на территории СЗАО на 10% и на территории Московского метрополитена на 36,4%. В целом по городу Москве удельный вес привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет увеличился с 28,9% в 2005 году до 29,3% в 2006 году. В последние годы отмечается снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии в состоянии алкогольного опьянения (2005 год - 215, 2006 год - 159). Это подтверждается и данными судебной статистики. Если в 2005 году из общего числа осужденных несовершеннолетних совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения 483 подростка, то в 2006 году - 271. Вместе с тем в 2006 году выявлено и доставлено в органы внутренних дел за употребление спиртных напитков 24 143 несовершеннолетних, что на 25,1% больше, чем в 2005 году; количество протоколов, составленных на несовершеннолетних за распитие спиртных напитков и спиртосодержащей продукции, возросло более чем в два раза (2005 год - 7 364, 2006 год - 15 646). Несмотря на то, что увеличилось число протоколов, составленных на работников предприятий торговли и общественного питания за нарушение правил продажи алкогольной продукции (2004 год - 263, 2006 год - 776), вопрос алкоголизации несовершеннолетних остается злободневным. Количество несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за употребление наркотиков, уменьшилось, хотя число преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения, незначительно увеличилось: с 20 в 2005 году до 21 в 2006 году. Вместе с тем, по данным ГУВД по городу Москве, показатели латентной наркомании значительно превышают официальные данные о подростках, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества. На профилактическом учете в наркологических диспансерах на 1 января 2007 года состояли 6 523 несовершеннолетних, из них по поводу алкоголизма - 5 416, по поводу наркомании - 271, по поводу токсикомании - 836. Подавляющее большинство указанных несовершеннолетних - учащиеся общеобразовательных школ. В связи с недостаточной работой по своевременному выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве и ГУВД по городу Москве разрабатывается проект нормативного правового акта, регламентирующего порядок взаимоинформирования органов государственной власти города Москвы и всех субъектов профилактики правонарушений о таких подростках. В 2006 году судами города Москвы за совершение преступлений осуждено 1 466 несовершеннолетних, из них в возрасте 14-15 лет - 401 подросток, то есть практически каждый третий; 954 подростка - учащиеся (65%), 408 - не учатся и не работают (27%); 765 подростков совершили преступления в группе, из них 285 с участием взрослых, что составляет 52% от общего числа осужденных несовершеннолетних. За тяжкие и особо тяжкие преступления осуждено 933 несовершеннолетних (63%), за преступления средней тяжести - 471 (32%), за преступления небольшой тяжести - 62 (4%). Реально к лишению свободы осуждено 377 несовершеннолетних, к лишению свободы условно - 880 (60%). На 1 января 2007 года на учете в органах внутренних дел состояли 11 528 несовершеннолетних. Из них 19,5% составляют несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, 56% - учащиеся общеобразовательных школ, 25 подростков не имеют образования, 36,2% - воспитываются в неполной семье. За совершение правонарушений в органы внутренних дел в 2006 году было доставлено 72 812 несовершеннолетних, из них 54 419 - жители города Москвы. В детские городские больницы в 2006 году госпитализировано 6 426 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних (в 2005 году - 7 041), из них 31,4% составили дети-москвичи. В стационарные отделения специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, системы социальной защиты населения города Москвы в течение 2006 года было помещено 3 002 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних (в 2005 году - 2 950). Основную работу с иногородними детьми данной категории осуществляет социальный приют для детей и подростков "Алтуфьево", сотрудниками которого налажено взаимодействие с органами социальной защиты, внутренних дел, опеки и попечительства других регионов Российской Федерации и стран СНГ. После проведения реабилитации и установления личности к месту постоянного жительства перевезено 257 детей. Осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) должны обеспечивать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии). Однако комиссии не выполняют возложенные на них функции. По-прежнему отсутствует не только координация деятельности субъектов профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, но и их элементарное взаимодействие. Об этом, к примеру, свидетельствует существенное расхождение данных, представленных Уполномоченному, о численности несовершеннолетних и их родителей, с которыми должна проводиться профилактическая работа комиссиями и органами внутренних дел. Причем разница имеется не только в численности состоящих на учете подростков и нерадивых родителей, но и в количестве тех несовершеннолетних, которые должны постоянно находиться в поле зрения комиссий. Например, из отчета городской комиссии следует, что в Юго-Восточном административном округе города Москвы не числятся на учете несовершеннолетние, не подлежащие привлечению к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста привлечения их к такой ответственности, что по сути абсурдно и не соответствует действительности. Из информации префектуры этого округа следует, что в 2006 году несколько уменьшилось количество общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности (2005 год - 136, 2006 год - 134). Однако отмечается, что поведение данной категории подростков носит стойкий противоправный характер и потому требует принятия к ним более радикальных мер воздействия. При такой ситуации вывод может быть только один: к указанным подросткам не только не применяются радикальные меры, но они остаются вне поля зрения комиссий административного округа. Такое положение неслучайно, так как число проводимых комиссиями в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД) проверок снижается. Если в 2004 году в данных подразделениях комиссиями было проведено 340 проверок во всех административных округах, то в 2006 году - всего 143 проверки в трех административных округах (Центральном, Юго-Восточном и Восточном), причем в 7 административных округах указанные проверки вообще не проводились. На протяжении ряда лет ни одну комиссию не заинтересовала работа Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по городу Москве (далее - ЦВСНП), в котором содержатся несовершеннолетние жители города Москвы, совершившие общественно опасные деяния и направленные в спецшколу закрытого типа. Таким образом, ни нормы Федерального закона N 120-ФЗ, ни нормы Закона города Москвы от 13 апреля 2005 года N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" не выполняются. Прежде всего это относится к деятельности Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на которую возложен контроль и координация деятельности окружных и районных комиссий. Недостатки в работе комиссий при решении вопросов о направлении несовершеннолетних в спецшколу закрытого типа "Шанс" отмечены в соответству-ющем разделе доклада. Как отмечалось в докладе Уполномоченного за 2005 год, проблема семейного неблагополучия, разрушение устоев семьи, существовавших традиций крайне пагубным образом сказываются на положении детей (сиротство при живых родителях, распространение насилия как физического, так и психического со стороны родителей). Стабильно высоким остается число разводов (2002 год - 50 721, 2006 год - 45 025), по сравнению с 2002 годом в 2,7 раза увеличилось число рассмотренных судами дел о лишении родительских прав (2002 год - 696, 2006 год - 1 882). Из общего числа родившихся детей каждый четвертый ребенок рождается в семье, где брак между родителями не зарегистрирован. Более чем в семь раз увеличилось число рассмотренных судами дел об установлении отцовства (2002 год - 41, 2006 год - 314). Характерным показателем увеличения числа семей, имеющих детей и нуждающихся в государственной поддержке, является увеличение численности детей, помещенных в социально-реабилитационный центр "Красносельский" ЦАО. Так, в 2004 году в указанный социально-реабилитационный центр было помещено 4 ребенка, родители которых не имели средств к существованию и условий для совместного проживания, в 2005 году - 60 детей, в 2006 году - уже 116. Анализ причин социального неблагополучия, проведенный социально-реабилитационным центром "Отрадное", свидетельствует, что 80% таких семей являются малообеспеченными. Всего органами социальной защиты населения в 2006 году оказана социальная помощь более чем 10 тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Несмотря на принимаемые органами и учреждениями города Москвы меры профилактического воздействия на семьи, находящиеся в социально опасном положении, эффективность данной работы не отвечает действительному положению дел в этой сфере. Продолжает увеличиваться число поставленных на учет в органы внутренних дел родителей, отрицательно влияющих на детей (2002 год - 3 745, 2003 год - 4 514, 2004 год - 4 774, 2005 год - 4 976, 2006 год - 5 207). По состоянию на 1 января 2007 года на учете в ПДН ОВД состоят 6 011 неблагополучных родителей (на учете в комиссиях - 5 640 семей). Неудовлетворительные условия семейного воспитания, отсутствие заботы со стороны родителей о насущных потребностях ребенка, пьянство в семье являются причиной самовольных уходов детей из дома. В 2006 году в федеральном и местном розыске находилось 786 несовершеннолетних москвичей, более 70% из них ушли из дома. На протяжении ряда лет в городе Москве увеличивается число детей, пострадавших от жестокого обращения родителей. Если в 2002 году было зарегистрировано 41 преступление, предусмотренное статьей 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), то в 2006 году - уже 100 (рост в 2,4 раза). Однако основная часть таких преступлений в течение длительного времени остается вне поля зрения органов внутренних дел, образования, социальной защиты населения, куда попадают пострадавшие дети. Так, в 2006 году по информации образовательных учреждений на учет в органы внутренних дел был поставлен лишь 161 родитель (в 2005 году - 190). Причем если образовательными учреждениями Юго-Восточного административного округа города Москвы было выявлено и по их информации поставлено на учет в милиции 86 родителей, то всеми образовательными учреждениями Центрального, Северо-Восточного, Южного и Зеленоградского административных округов города Москвы было выявлено только 17 неблагополучных родителей. Судебная практика свидетельствует о том, что к родителям, осужденным по статье 156 УК РФ, как правило, применяется условная мера наказания, и тот, кто издевался над ребенком и за это был осужден, вновь возвращается в семью, а если осужденному назначена мера наказания в виде штрафа, то виновным в том, что надо его платить, вновь становится ребенок. Иски о лишении родительских прав на основании жестокого обращения с детьми направляются в суды крайне редко. Поэтому пострадавшие дети вынуждены находиться в тех же условиях, что и ранее. Тенденция к увеличению числа таких преступлений неслучайна, поскольку нарушение прав и интересов несовершеннолетних родителями и лицами, на которых возложены обязанности по воспитанию детей, носит распространенный характер. Статья 156 УК РФ предусматривает ответственность в том случае, если неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего соединено с жестоким обращением с ним, то есть имеют место еще и признаки таких преступлений, как умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, истязания и т.д. В то же время необходимо отметить, что такая формулировка статьи не позволяет во всех случаях привлечь виновного к ответственности. Представляется, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (забота о здоровье, обучение, материально-бытовое обеспечение, питание и т.д.) уже само по себе нарушает права и интересы ребенка и вполне может иметь самостоятельный состав преступления, а жестокое обращение возможно рассматривать в качестве квалифицирующего признака. И совершенно недопустимым является тот факт, что в статье 156 УК РФ не предусмотрен такой вид наказания, как лишение свободы, тогда как в статье 245 УК РФ, устанавливающей ответственность за жестокое обращение с животными, такой вид наказания указан. Многими субъектами Российской Федерации, федеральными правоохранительными органами постоянно ставится вопрос о необходимости внесения изменений в статью 156 УК РФ, которые предусматривали бы ответственность отдельно за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и отдельно за жестокое обращение с ними. Такое предложение заслуживает всяческой поддержки. |
Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".