Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".
О мерах по защите детей от любых форм дискриминации В Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка содержится рекомендация о необходимости принятия мер по предотвращению и пресечению всех форм дискриминации детей, о привлечении особого внимания к их наименее защищенным группам, таким, как дети, принадлежащие к религиозным и этническим меньшинствам, дети, родители которых не имеют российского гражданства и вида на жительство в Российской Федерации. В городе Москве этим вопросам внимание уделяется постоянно. Постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2005 года N 491-ПП утверждена Московская городская миграционная программа на 2005-2007 годы. И это неслучайно, так как город Москва как столичный мегаполис в настоящее время играет роль крупнейшего в Европе центра миграционного притяжения и транзита. При этом вторым по значению после внутрироссийской миграции остается миграционный обмен с государствами - участниками СНГ и странами Балтии. Численность граждан - мигрантов из государств - участников СНГ составляет более 600 тыс. человек. 15 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". По данным Федеральной миграционной службы, в первый месяц действия указанного Федерального закона на учет в Центральном федеральном округе встали 8,5 тыс. иностранцев, из них 6,5 тыс. или 77% были взяты на учет в городе Москве. Вышеназванной программой предусмотрено решение таких вопросов, как миграция в детской, школьной и молодежной среде, подготовка учебно-методических пособий для получения начального, среднего и среднего профессионального образования детьми-мигрантами, слабо владеющими русским языком. Большое внимание уделяется организации работы в тех образовательных учреждениях, где обучается значительная доля детей из семей мигрантов, созданы клубы интернациональной дружбы, проводятся первичные и периодические медицинские освидетельствования таких обучающихся. В настоящее время в городе Москве действует более 40 школ с этнокультурным компонентом, в которых дети имеют возможность изучать еврейскую, польскую, грузинскую, армянскую и многие другие культуры. Таким образом, проблем с получением образования детьми-мигрантами и оказанием им медицинских услуг в городе Москве нет. Определенные трудности все-таки возникают, однако они решаемы. Так, префектура Северо-Западного административного округа города Москвы отмечает, что дети, прибывшие из отдаленных населенных пунктов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, часто не имеют медицинских карт и в школах возникают затруднения с медицинским сопровождением таких детей. Существует и такая проблема, как отказы детей-мигрантов от питания в школах в связи с религиозными запретами в их семьях. Вместе с тем продолжает оставаться тревожной ситуация, связанная с вынужденной миграцией несовершеннолетних, большим числом безнадзорных и беспризорных детей. В 2006 году в органы внутренних дел города Москвы было доставлено 19 489 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, из них свыше 11 тысяч - жители других субъектов Российской Федерации и около 8 тысяч - жители стран СНГ. В ЦВСНП было помещено 1287 жителей стран СНГ, что превысило показатели предыдущего года (1 149). Большинство лиц, доставленных в ЦВСНП, по-прежнему составляют жители Таджикистана (476), Узбекистана (325), Киргизии (182) и Украины (102). В связи с выявлением в городе Москве значительного количества иностранных граждан, нарушающих установленный режим пребывания на территории Российской Федерации, подлежащих административному выдворению за ее пределы и занимающихся попрошайничеством на улицах с несовершеннолетними детьми (включая малолетних и грудных), в целях защиты жизни и здоровья таких детей Правительством Москвы принято постановление от 29 ноября 2005 года N 937-ПП "О неотложных мерах по пресечению незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, занимающихся на территории города Москвы бродяжничеством и попрошайничеством с детьми в возрасте до 18 лет", на основании которого в городе Москве было открыто единственное в России специализированное государственное учреждение "Канатчиково" для совместного содержания иностранных граждан с несовершеннолетними детьми до решения вопроса о выдворении за пределы России. В 2006 году в это учреждение было помещено 140 иностранных граждан, из них 53 взрослых и 87 детей. Выдворено за пределы России 133 человека. По некоторым оценкам, в последние годы в России находится свыше 500 тыс. иммигрантов из стран третьего мира, число которых только в московском регионе, по оценкам правоохранительных органов, достигает 180 тыс. человек. В основном это афганцы, сомалийцы, ангольцы, курды, иракцы, суданцы, эфиопы, заирцы, шриланкийцы, либерийцы, а также вьетнамцы и китайцы. В представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в городе Москве в 2005 году обратилось более 40 тыс. граждан с просьбой оказать им помощь в получении статуса беженца. Всего зарегистрировано менее 160 человек, получивших такой статус. В Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка как положительный факт отмечается, что в московском регионе детям беженцев или лицам, ищущим убежища, обеспечен доступ к образованию. Вместе с тем несовершеннолетние, оказавшиеся в городе Москве без сопровождения взрослых, не имеют доступа к национальной процедуре определения статуса беженца вследствие отсутствия опекуна. По этому поводу к Уполномоченному неоднократно обращались сотрудники представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в городе Москве. Международное право возлагает юридическую ответственность за несопровождаемых детей-беженцев на правительство страны убежища (статья 22 Конвенции о правах ребенка). В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах" каждый несопровождаемый ребенок должен иметь законного опекуна, представляющего его интересы в правовой процедуре предоставления убежища. Согласно статье 35 ГК РФ исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на органы опеки и попечительства. Однако в городе Москве такая практика фактически отсутствует. Органы опеки и попечительства, как правило, стараются не брать на себя ответственность за оказание поддержки указанным детям. Уполномоченному известно о единственном случае, когда орган опеки и попечительства муниципалитета внутригородского муниципального образования Бирюлево Восточное в городе Москве взял на себя временное исполнение обязанностей опекуна над двумя подростками из Афганистана, которые проходили процедуру определения статуса беженца в Управлении по делам миграции ГУВД по городу Москве. Таким образом, данная проблема требует решения. Многое будет зависеть от разрабатываемого в настоящее время проекта закона города Москвы "Об организации опеки и попечительства", в котором должны быть учтены изменения, вносимые в ГК РФ и СК РФ, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", касающиеся передачи функций по организации и осуществлению опеки и попечительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (вступают в силу с 1 января 2008 года), и в котором должны найти отражение вопросы опеки над несовершеннолетними беженцами в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона "О беженцах". Все это касается несовершеннолетних, прибывших в город Москву из стран третьего мира. Однако совершенно неоправданными являются действия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, постоянно проживающих в городе Москве и в силу тех или иных обстоятельств не имеющих попечителей. К Уполномоченному во время его личного приема обратилась К. по вопросу установления попечительства над внуком Александром. Из приложенных к заявлению документов следует, что несовершеннолетний, его бабушка и мать имеют постоянную регистрацию в городе Москве по улице Новомарьинской. Александр обучается в московской школе. Мать несовершеннолетнего является гражданкой Эстонии и в силу сложившихся жизненных обстоятельств проживает в городе Таллин. Место нахождения отца не известно. Вместе с тем К. не может защитить права и интересы внука на законных основаниях, поскольку муниципалитетом внутригородского муниципального образования Марьино в городе Москве ей необоснованно отказано в установлении попечительства. Сначала муниципалитет ссылался на отсутствие у несовершеннолетнего документов, подтверждающих наличие гражданства Российской Федерации. Поскольку данный отказ противоречил действующему законодательству, Уполномоченным направлено обращение Люблинскому межрайонному прокурору с просьбой проверить законность отказа муниципалитета в установлении попечительства над Александром со стороны бабушки и принять необходимые меры прокурорского реагирования. Люблинский межрайонный прокурор сообщил, что отказ муниципалитета в назначении К. попечителем над несовершеннолетним противоречит нормам СК РФ, в связи с чем на имя Руководителя муниципалитета внесено представление. Однако муниципалитет повторно отказал в назначении заявительницы попечителем, но уже по тем основаниям, что несовершеннолетний не может быть признан оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать не лишена родительских прав и содержит его материально. С такой позицией Люблинская межрайонная прокуратура согласилась и не приняла никаких мер к защите прав и интересов ребенка. Такой подход, как со стороны муниципалитета, так и межрайонной прокуратуры, противоречит действующему законодательству. В статье 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством", которое обеспечивает замену ухода за таким ребенком. Статьи 15 и 17 Конституции Российской Федерации устанавливают, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, и согласно им признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В статье 121 СК РФ, на которую ссылается муниципалитет, говорится о защите прав и интересов детей в случаях длительного отсутствия родителей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, то есть исчерпывающий перечень таких причин не установлен и является "открытым", и не содержится требования об обязательном признании ребенка оставшимся без попечения родителей в связи с лишением родителей родительских прав либо ограничением в таких правах. В статье 31 ГК РФ определено, что "опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания" (пункт 1). "Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов" (пункт 3). Таким образом, институт опеки и попечительства необходим для обеспечения защиты прав и интересов ребенка и его воспитания. Неслучайно в части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" установлено, что "не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание подопечных, которые с ведома и согласия родителей находятся под опекой (попечительством) у третьих лиц, но при этом отсутствуют установленные органами опеки и попечительства обстоятельства, в соответствии с которыми осуществление родителями родительских прав и выполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей противоречит их правам и интересам". Такой же порядок существовал и ранее (приказ Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 года N 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)"). К. не ставила и не ставит вопрос о назначении денежных средств на содержание подопечного. Установление попечительства над ребенком необходимо для защиты его прав и интересов. Следует отметить, что на 1 января 2007 года в городе Москве в семьях граждан под опекой находились 9 965 детей, денежные средства выплачиваются на содержание 7 545 детей. Из общего числа подопечных 1 004 ребенка по различным причинам были добровольно переданы родителями под опеку. |
Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".