О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ. Постановление. Московская городская дума. 18.04.07 62

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

О мерах по защите детей от любых форм дискриминации

     В  Заключительных  замечаниях  Комитета  ООН  по  правам  ребенка
содержится рекомендация о необходимости принятия мер по предотвращению
и  пресечению  всех  форм  дискриминации  детей, о привлечении особого
внимания   к   их   наименее  защищенным  группам,  таким,  как  дети,
принадлежащие  к религиозным и этническим меньшинствам, дети, родители
которых  не  имеют  российского  гражданства  и  вида  на жительство в
Российской Федерации.
     В  городе  Москве  этим  вопросам  внимание  уделяется постоянно.
Постановлением  Правительства  Москвы  от  28  июня 2005 года N 491-ПП
утверждена  Московская  городская  миграционная программа на 2005-2007
годы. И это неслучайно, так как город Москва как столичный мегаполис в
настоящее  время играет роль крупнейшего в Европе центра миграционного
притяжения   и   транзита.   При   этом   вторым   по  значению  после
внутрироссийской  миграции остается миграционный обмен с государствами
-  участниками  СНГ и странами Балтии. Численность граждан - мигрантов
из  государств  - участников СНГ составляет более 600 тыс. человек. 15
января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2006 года
N   109-ФЗ  "О  миграционном  учете  иностранных  граждан  и  лиц  без
гражданства   в   Российской   Федерации".   По   данным   Федеральной
миграционной  службы,  в первый месяц действия указанного Федерального
закона  на  учет  в  Центральном  федеральном  округе  встали 8,5 тыс.
иностранцев,  из  них  6,5  тыс.  или  77% были взяты на учет в городе
Москве.
     Вышеназванной  программой  предусмотрено  решение таких вопросов,
как  миграция  в  детской,  школьной  и  молодежной  среде, подготовка
учебно-методических  пособий  для  получения  начального,  среднего  и
среднего   профессионального   образования   детьми-мигрантами,  слабо
владеющими  русским  языком.  Большое  внимание  уделяется организации
работы  в  тех образовательных учреждениях, где обучается значительная
доля детей из семей мигрантов, созданы клубы интернациональной дружбы,
проводятся  первичные  и периодические медицинские освидетельствования
таких обучающихся.
     В  настоящее  время  в  городе  Москве  действует более 40 школ с
этнокультурным  компонентом,  в которых дети имеют возможность изучать
еврейскую,  польскую,  грузинскую, армянскую и многие другие культуры.
Таким  образом,  проблем  с получением образования детьми-мигрантами и
оказанием им медицинских услуг в городе Москве нет.
     Определенные  трудности  все-таки  возникают, однако они решаемы.
Так,   префектура  Северо-Западного  административного  округа  города
Москвы  отмечает, что дети, прибывшие из отдаленных населенных пунктов
Российской  Федерации  и  стран  ближнего  зарубежья,  часто  не имеют
медицинских  карт  и  в  школах  возникают  затруднения  с медицинским
сопровождением  таких  детей.  Существует и такая проблема, как отказы
детей-мигрантов от питания в школах в связи с религиозными запретами в
их семьях.
     Вместе  с тем продолжает оставаться тревожной ситуация, связанная
с    вынужденной    миграцией   несовершеннолетних,   большим   числом
безнадзорных и беспризорных детей. В 2006 году в органы внутренних дел
города  Москвы  было  доставлено  19  489  беспризорных и безнадзорных
несовершеннолетних,  из  них  свыше 11 тысяч - жители других субъектов
Российской Федерации и около 8 тысяч - жители стран СНГ.
     В  ЦВСНП  было  помещено  1287  жителей  стран СНГ, что превысило
показатели  предыдущего  года (1 149). Большинство лиц, доставленных в
ЦВСНП,  по-прежнему  составляют жители Таджикистана (476), Узбекистана
(325), Киргизии (182) и Украины (102).
     В  связи  с  выявлением  в городе Москве значительного количества
иностранных  граждан,  нарушающих  установленный  режим  пребывания на
территории    Российской   Федерации,   подлежащих   административному
выдворению  за ее пределы и занимающихся попрошайничеством на улицах с
несовершеннолетними  детьми  (включая  малолетних  и грудных), в целях
защиты  жизни  и  здоровья  таких  детей Правительством Москвы принято
постановление  от  29 ноября 2005 года N 937-ПП "О неотложных мерах по
пресечению  незаконного  пребывания в Российской Федерации иностранных
граждан,  занимающихся  на  территории города Москвы бродяжничеством и
попрошайничеством  с  детьми  в  возрасте  до  18  лет",  на основании
которого   в   городе   Москве  было  открыто  единственное  в  России
специализированное   государственное   учреждение   "Канатчиково"  для
совместного   содержания  иностранных  граждан  с  несовершеннолетними
детьми  до решения вопроса о выдворении за пределы России. В 2006 году
в  это  учреждение  было  помещено  140 иностранных граждан, из них 53
взрослых и 87 детей. Выдворено за пределы России 133 человека.
     По  некоторым  оценкам, в последние годы в России находится свыше
500  тыс.  иммигрантов  из стран третьего мира, число которых только в
московском  регионе,  по оценкам правоохранительных органов, достигает
180  тыс. человек. В основном это афганцы, сомалийцы, ангольцы, курды,
иракцы,  суданцы,  эфиопы,  заирцы,  шриланкийцы,  либерийцы,  а также
вьетнамцы и китайцы.
     В  представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам
беженцев  в городе Москве в 2005 году обратилось более 40 тыс. граждан
с  просьбой  оказать  им  помощь  в  получении  статуса беженца. Всего
зарегистрировано менее 160 человек, получивших такой статус.
     В  Заключительных  замечаниях  Комитета ООН по правам ребенка как
положительный факт отмечается, что в московском регионе детям беженцев
или  лицам,  ищущим  убежища, обеспечен доступ к образованию. Вместе с
тем  несовершеннолетние, оказавшиеся в городе Москве без сопровождения
взрослых,  не  имеют  доступа  к  национальной  процедуре  определения
статуса  беженца  вследствие  отсутствия  опекуна.  По  этому поводу к
Уполномоченному  неоднократно  обращались сотрудники представительства
Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в городе Москве.
     Международное право  возлагает  юридическую  ответственность   за
несопровождаемых   детей-беженцев   на  правительство  страны  убежища
(статья 22 Конвенции о правах ребенка).  В соответствии с  Федеральным
законом  от  19  февраля  1993  года  N  4528-I  "О  беженцах"  каждый
несопровождаемый   ребенок    должен    иметь    законного    опекуна,
представляющего  его  интересы  в  правовой  процедуре  предоставления
убежища.  Согласно статье 35 ГК РФ исполнение обязанностей опекуна или
попечителя  временно  возлагается  на  органы  опеки и попечительства.
Однако в городе Москве такая практика фактически  отсутствует.  Органы
опеки  и  попечительства,  как  правило,  стараются  не  брать на себя
ответственность за оказание поддержки указанным детям. Уполномоченному
известно  о  единственном  случае,  когда орган опеки и попечительства
муниципалитета внутригородского  муниципального  образования  Бирюлево
Восточное   в   городе   Москве  взял  на  себя  временное  исполнение
обязанностей опекуна над двумя  подростками  из  Афганистана,  которые
проходили  процедуру определения статуса беженца в Управлении по делам
миграции ГУВД по городу Москве.
     Таким  образом,  данная  проблема  требует  решения. Многое будет
зависеть  от  разрабатываемого в настоящее время проекта закона города
Москвы  "Об организации опеки и попечительства", в котором должны быть
учтены   изменения,   вносимые  в  ГК  РФ  и  СК  РФ,  предусмотренные
Федеральным  законом  от  29  декабря  2006  года N 258-ФЗ "О внесении
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской Федерации в
связи   с  совершенствованием  разграничения  полномочий",  касающиеся
передачи функций по организации и осуществлению опеки и попечительства
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (вступают
в  силу  с  1  января  2008  года), и в котором должны найти отражение
вопросы  опеки  над  несовершеннолетними  беженцами  в соответствии со
статьями 3 и 4 Федерального закона "О беженцах".
     Все  это касается несовершеннолетних, прибывших в город Москву из
стран   третьего   мира.  Однако  совершенно  неоправданными  являются
действия     органов    опеки    и    попечительства    в    отношении
несовершеннолетних, постоянно проживающих в городе Москве и в силу тех
или иных обстоятельств не имеющих попечителей.
     К  Уполномоченному  во  время его личного приема обратилась К. по
вопросу   установления   попечительства  над  внуком  Александром.  Из
приложенных  к  заявлению  документов следует, что несовершеннолетний,
его  бабушка  и  мать  имеют постоянную регистрацию в городе Москве по
улице  Новомарьинской.  Александр  обучается  в московской школе. Мать
несовершеннолетнего  является  гражданкой Эстонии и в силу сложившихся
жизненных  обстоятельств  проживает  в городе Таллин. Место нахождения
отца не известно.
     Вместе  с  тем  К.  не  может  защитить права и интересы внука на
законных   основаниях,   поскольку   муниципалитетом  внутригородского
муниципального  образования  Марьино  в городе Москве ей необоснованно
отказано в установлении попечительства.
     Сначала     муниципалитет     ссылался     на     отсутствие    у
несовершеннолетнего  документов,  подтверждающих  наличие  гражданства
Российской Федерации. Поскольку данный отказ противоречил действующему
законодательству,   Уполномоченным  направлено  обращение  Люблинскому
межрайонному   прокурору   с   просьбой  проверить  законность  отказа
муниципалитета   в  установлении  попечительства  над  Александром  со
стороны бабушки и принять необходимые меры прокурорского реагирования.
     Люблинский межрайонный прокурор сообщил, что отказ муниципалитета
в назначении К. попечителем над несовершеннолетним противоречит нормам
СК  РФ,  в  связи  с  чем  на  имя Руководителя муниципалитета внесено
представление.
     Однако  муниципалитет повторно отказал в назначении заявительницы
попечителем, но уже по тем основаниям, что несовершеннолетний не может
быть признан оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать не
лишена  родительских прав и содержит его материально. С такой позицией
Люблинская  межрайонная  прокуратура  согласилась и не приняла никаких
мер к защите прав и интересов ребенка.
     Такой  подход,  как  со стороны муниципалитета, так и межрайонной
прокуратуры,  противоречит  действующему законодательству. В статье 20
Конвенции о правах ребенка установлено, что "ребенок, который временно
или  постоянно  лишен  своего  семейного  окружения  или который в его
собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении,
имеет  право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством",
которое  обеспечивает  замену  ухода за таким ребенком. Статьи 15 и 17
Конституции  Российской  Федерации  устанавливают,  что общепризнанные
принципы  и  нормы  международного  права  являются  составной  частью
правовой  системы  Российской  Федерации,  и  согласно им признаются и
гарантируются права и свободы человека и гражданина.
     В статье 121 СК РФ, на которую ссылается муниципалитет, говорится
о  защите  прав  и  интересов  детей  в случаях длительного отсутствия
родителей,   а   также   в  других  случаях  отсутствия  родительского
попечения, то есть исчерпывающий перечень таких причин не установлен и
является  "открытым",  и  не  содержится  требования  об  обязательном
признании  ребенка  оставшимся  без  попечения  родителей  в  связи  с
лишением родителей родительских прав либо ограничением в таких правах.
     В  статье  31  ГК  РФ  определено,  что  "опека  и попечительство
устанавливаются  для  защиты  прав  и  интересов недееспособных или не
полностью   дееспособных   граждан.   Опека   и   попечительство   над
несовершеннолетними  устанавливаются  также  в  целях  их  воспитания"
(пункт   1).   "Опека   и   попечительство   над   несовершеннолетними
устанавливаются  при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении
судом  родителей  родительских  прав,  а  также в случаях, когда такие
граждане  по  иным  причинам  остались  без родительского попечения, в
частности  когда  родители  уклоняются от их воспитания либо защиты их
прав и интересов" (пункт 3).
     Таким  образом,  институт  опеки  и  попечительства необходим для
обеспечения защиты прав и интересов ребенка и его воспитания.
     Неслучайно  в части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 15 декабря
2004  года  N  87  "О  порядке  и  размере выплаты денежных средств на
содержание    детей,   находящихся   под   опекой   (попечительством)"
установлено,  что "не назначаются и не выплачиваются денежные средства
на  содержание  подопечных,  которые  с  ведома  и  согласия родителей
находятся  под  опекой  (попечительством)  у  третьих лиц, но при этом
отсутствуют    установленные    органами    опеки   и   попечительства
обстоятельства,  в  соответствии  с  которыми осуществление родителями
родительских прав и выполнение родительских обязанностей по воспитанию
и содержанию детей противоречит их правам и интересам".
     Такой   же  порядок  существовал  и  ранее  (приказ  Министерства
образования  Российской  Федерации  от  19 августа 1999 года N 199 "Об
утверждении  Положения  о порядке выплаты денежных средств на питание,
приобретение  одежды,  обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся
под опекой (попечительством)").
     К. не ставила и не ставит вопрос о назначении денежных средств на
содержание   подопечного.  Установление  попечительства  над  ребенком
необходимо для защиты его прав и интересов.
     Следует  отметить,  что  на  1 января 2007 года в городе Москве в
семьях  граждан  под  опекой находились 9 965 детей, денежные средства
выплачиваются  на содержание 7 545 детей. Из общего числа подопечных 1
004 ребенка по различным причинам были добровольно переданы родителями
под опеку.

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа