Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".
О реализации права ребенка на образование В Заключительных замечаниях Комитет ООН по правам ребенка рекомендует принять необходимые меры по обеспечению доступности начального и среднего образования для всех детей. Требования о реализации права детей на образование, снижении числа детей, покинувших школу, содержатся и в Конвенции о правах ребенка (статьи 28 и 29). В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 120-ФЗ на образовательные учреждения и органы управления образованием возлагаются функции по выявлению несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения. В статье 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено ведение учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования. Введение системы учета детей, как обучающихся, так и не обучающихся, но подлежащих обучению, предусмотрено и Законом города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве". В соответствии с данным Законом Правительством Москвы принято постановление от 6 декабря 2005 года N 973-ПП "Об утверждении Положения об организации учета детей". В третьем периодическом докладе Правительства Российской Федерации Комитету ООН по правам ребенка о выполнении Конвенции о правах ребенка особо отмечалось, что большинством субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и учета детей школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения. Таким образом, в городе Москве принимаются меры по выполнению норм международного права, федеральных законов и законов города Москвы, направленных на реализацию права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышению ответственности органов государственной власти, образовательных учреждений города Москвы за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение контингента обучающихся до окончания ими образовательных учреждений. Однако федеральный судья Люблинского районного суда города Москвы Воробьева А.Н. 14 марта 2006 года рассмотрела два иска родителей к Юго-Восточному окружному управлению образования об исключении из базы данных сведений об их детях. Суд вынес решение, обязывающее окружное управление образования исключить из базы персональные сведения в отношении их детей, сославшись на нарушение Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства, не указав при этом, какие именно права ребенка были нарушены. Аналогичное решение вынесено 13 мая 2005 года судьей Таганского районного суда города Москвы Прощенко В.П. Между тем введение в городе Москве учета обучающихся позволило только в 2005/06 учебном году выявить 191 ребенка, длительное время не посещающего образовательные учреждения, и принять меры по их возвращению в школу. За первое полугодие 2006/07 учебного года выявлено 189 детей и подростков, злостно уклоняющихся от учебы. Принятыми мерами 94 несовершеннолетних возвращены в образовательные учреждения, 8 - трудоустроены, 14 - выехали из Москвы в связи с изменением места жительства. В настоящее время 73 ребенка не посещают учебные занятия, с ними и их родителями организована индивидуальная психолого-педагогическая работа по возвращению детей в школу. Эти и другие меры помогают выявлять несовершеннолетних в возрасте от 13 до 15 лет, никогда не садившихся за школьную парту, и в итоге защищать конституционные права детей на получение образования. Продолжается эта работа и в 2006/07 учебном году. Так, в Северном административном округе города Москвы выявлено 11 учащихся, длительное время пропускающих занятия в школе. В результате принятых мер 3 несовершеннолетних приступили к обучению, с 8 детьми работа продолжается. В Центральном административном округе города Москвы благодаря принятым мерам число неучащихся детей в 2006 году уменьшилось по сравнению с 2005 годом с шести до двух человек. Аналогичная работа проводится и в других административных округах города Москвы. Однако поступающие данные свидетельствуют, что о многих семьях, в которых дети не посещают школу или давно прекратили в ней обучение, не получив среднего (полного) общего образования, не известно тем органам и учреждениям, которые должны заниматься этой проблемой. По данным Департамента образования города Москвы, в последние два года особенностью комплектования детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются позднее выявление детей в асоциальной среде и направление их в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение без соответствующего их возрасту уровня образования. Так, в 2005/06 учебном году органы опеки и попечительства направили в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение 439 детей, из которых 128 (29%) относятся к указанной категории. Они отличаются педагогической запущенностью, имеют длительный перерыв в учебе. Эти дети зачастую пополняют категорию так называемых "бегунков". По данным ГУВД по городу Москве, в 2006 году в органы внутренних дел за совершение различных правонарушений доставлено свыше 4 тыс. несовершеннолетних, не имеющих образования. Сколько из них являются жителями города Москвы, не уточняется. В 2006 году увеличилось число несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и не имеющих образования (в 2005 году их было 17, а в 2006 году уже 25). Кроме того, на учете в этих подразделениях состоят 1 452 неработающих и неучащихся подростка. В ходе проводимых в Центральном административном округе города Москвы рейдов по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, установлено 30 детей, не посещающих школу. По результатам рассмотрения материалов в отношении конкретных подростков комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав возвращены в учебные заведения 876 несовершеннолетних. |
Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".