Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".
Об интеграции в образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Вынужден снова, как и в предыдущие годы, обозначить проблему, имеющуюся в городе Москве, связанную с реализацией права на образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показателей детской инвалидности в городе Москве за последние 10 лет указывает на увеличение численности детей-инвалидов и инвалидов с детства. В 1996 году в городе Москве насчитывалось 23,1 тыс. детей-инвалидов и инвалидов с детства, в 1997-1998 годах - 25,1 и 26,6 тыс. человек соответственно. Начиная с 2000 года, в показателе детской инвалидности стали учитываться дети в возрасте до 18 лет (ранее - до 16 лет). Число детей-инвалидов в 2000 году составило 29,8 тыс. человек (до 16 лет - 26,1 тыс. человек). На 1 февраля 2007 года число детей-инвалидов составляет 26,6 тыс. человек, что несколько ниже показателей 2006 года (27,4 тыс. человек) и 2005 года (28,4 тыс. человек). Необходимо пояснить, что некоторое снижение числа детей-инвалидов в городе Москве обусловлено исключительно изданием приказа Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утвердившего новые ужесточенные критерии и классификации, на основании которых учреждения медико-социальной экспертизы при проведении освидетельствования детей присваивают ребенку категорию "ребенок-инвалид". Большее число детей-инвалидов приходится на возраст 10-12 лет и 13-15 лет. Что касается нозологической структуры детской инвалидности, то первое место по численности занимают инвалиды с психическими расстройствами (24,1%), на втором месте - с врожденными аномалиями (21,4%), на третьем месте - с болезнями нервной системы (16%), то есть на долю детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы приходится более 60% от всех детей-инвалидов. Учитывая, что к категории детей-инвалидов не относятся дети с легкой степенью умственной отсталости, дети с задержкой психического развития и дети с речевой патологией, то к указанному большинству детей-инвалидов относятся именно дети с нарушениями средней и тяжелой степени, то есть дети с серьезной патологией, особенно нуждающиеся в интенсивной комплексной помощи. Сегодня действует целый ряд международных, федеральных и московских нормативных правовых актов, закрепляющих всеобщность и доступность образования, а также право ребенка-инвалида на получение образования в условиях максимально возможной социальной интеграции. Интегративные в целом законы города Москвы об образовании закрепляют обязанность по обеспечению всех детей, вне зависимости от состояния их здоровья, необходимым им образованием, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, для которых требуется создание особых условий для реализации их права на образование. В целях реализации закрепленного Законом города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве" права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности органов государственной власти города Москвы за полный охват детей и подростков общим образованием постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2005 года N 973-ПП утверждено и введено в действие с 1 января 2006 года Положение об организации учета детей, в соответствии с которым главам управ районов поручено организовать работу по проведению ежегодного персонального учета детей, подлежащих обучению, как в государственных образовательных учреждениях, так и негосударственных образовательных организациях. Указанным Положением определен порядок взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и других органов исполнительной власти города Москвы. В случае выявления семей, препятствующих получению своими детьми образования и (или) ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению детей, ставится в известность районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия соответствующих мер воздействия. Закон города Москвы "Об общем образовании в городе Москве" предусматривает с 2006 года повышение ответственности родителей за получение детьми образования: родители обязаны обеспечивать получение детьми среднего (полного) общего образования и несут за это установленную ответственность. К сожалению, некоторые родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, на определенном этапе принимают решение, что их ребенку не нужно больше учиться. Отчасти принятие такого решения связано или с отсутствием необходимых условий для продолжения образования, в том числе материальных, или с особенностями развития ребенка, которому все сложнее становится осваивать учебный материал, а родители самостоятельно не могут или не хотят преодолевать трудности, связанные с его обучением. Педагоги в силу незаинтересованности в процессе образования такого ребенка стараются от него избавиться при первой возможности. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, реализующаяся в образовании. Именно образование (от дошкольного воспитания до овладения профессией) является в период детства и взросления основным способом социализации ребенка. Однако законодательно гарантируемая возможность получения образования независимо от состояния здоровья на практике трудно реализуется или отсутствует вовсе. Психолого-медико-педагогические комиссии по-прежнему выносят заключения, препятствующие осуществлению конституционного права таких детей на образование. Дети с отклонениями в развитии по-прежнему направляются на обучение в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) либо в учреждения системы социальной защиты населения на полное государственное обеспечение. Об интегрированном обучении таких детей в обычных классах общеобразовательных школ в законах речь не идет. Типовые положения об общеобразовательных учреждениях не предусматривают работу школ с особыми детьми, и детей с отклонениями в развитии в большинство общеобразовательных учреждений не принимают. Кроме того, специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрыты для некоторых категорий детей-инвалидов. До настоящего времени действует ряд документов 80-90-х годов о показаниях и противопоказаниях по приему детей в специальные коррекционные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых детей, в которых фактически содержится запрет на образование вообще: "...не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности" (совместный приказ Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 года N 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 года N 17-13-186). Такой подход противоречит международному и действующему российскому законодательству. На 1 января 2007 года в 7 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей проживают 1792 ребенка-инвалида, страдающих психическими расстройствами и имеющих статус "неспособности к обучению как в общеобразовательных, так и в специальных учебных заведениях системы образования", что меньше показателей 2005 года (2053 ребенка-инвалида). Из них 61% составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в 2005 году - 58%). Учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) в соответствии с возложенными на них федеральным законодательством функциями и обязанностями, на основании правовых актов о классификациях видов нарушений организма и критериях ограничений способности к трудовой деятельности, противоречащих современным представлениям об обучении и трудовой адаптации детей и подростков, фиксируют у ряда категорий российских граждан, в том числе детей и подростков, "неспособность к обучению", "неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности". На основании присвоенных органами МСЭ подобных ярлыков детей не принимают в школы, молодых людей - в профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, вузы), а также зачастую и на работу. На протяжении последних лет в городе Москве было принято большое количество нормативных актов и целевых программ, направленных на защиту интересов детей, в частности городская целевая программа развития образования "Столичное образование - 4" на 2005 - 2007 годы, предусматривающая большой перечень мероприятий, направленных на совершенствование законодательства и разработку инструментариев для реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья (постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 529-ПП). Безусловно, Департаментом образования города Москвы проведена и будет проводиться большая работа с целью максимального удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, но, к сожалению, обращения граждан к Уполномоченному свидетельствуют о том, что до сих пор так и не решены следующие проблемы. 1. Часть детей по-прежнему остается вне всякого образования и не учитывается как подлежащая образованию. В данный учет не входят дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и дети с эмоционально-волевыми нарушениями (выраженными нарушениями поведения и нарушениями аутистического спектра), в том числе проживающие в интернатах Департамента социальной защиты населения города Москвы. Подавляющее большинство данных интернатов не может обеспечить надлежащее образование указанным категориям детей, поскольку не имеет статуса образовательных учреждений. Часть детей, находящихся в отделениях милосердия учреждений социальной защиты населения, по-прежнему не обучается. Обращаю внимание на то, что даже имеющие лицензии на право заниматься образовательной деятельностью учреждения для детей системы социальной защиты населения не в состоянии сегодня организовать учебный процесс на должном уровне вследствие отсутствия необходимых для организации такого процесса кадров и ряда других условий. 2. Значительное количество детей безвозвратно вытесняется с более высокого образовательного уровня на низший (обратное движение практически невозможно). Здесь речь идет прежде всего о детях с "пограничными" проблемами, которые развиваются в рамках "возрастной нормы", но в силу поведенческих и познавательных проблем не справляются с программой общеобразовательных школ и неуклонно вытесняются в классы коррекционно-развивающего обучения (классы КРО) таких школ, далее - частично во вспомогательные школы (оттуда переход в общеобразовательные учреждения невозможен), а большей частью - "на улицу", социально дезадаптируются, и часто оказываются среди криминальных подростков. Таким образом, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются в вынужденной изоляции из-за своих психофизических особенностей. Те дети, которые, по мнению педагогов, сложные, трудные, доставляющие проблемы, отторгаются системой общего образования. Школа избавляется от таких учеников, для них безосновательно понижается уровень преподавания, упрощается программа. Механизм реабилитации ребенка, нуждающегося в ней, в настоящее время включается только после того, как ему будет установлен статус "инвалида", и учреждением МСЭ будет составлена индивидуальная программа реабилитации (ИПР), включающая в себя в основном медико-социальный аспект. Реабилитация в образовательном процессе в той степени, в которой она должна способствовать развитию ребенка, в настоящее время не определяется МСЭ. К сожалению, механизм ИПР и деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) выражаются в упорных попытках "разделить" детей по ведомствам и закрепить это разделение: "нормальными" должно заниматься образование, "особыми" - социальная защита, полагая, как и в прошлом, что образование таким детям не нужно (им достаточно так называемой реабилитации). По зарубежному опыту и опыту, имеющемуся в ряде субъектов Российской Федерации, а также по опыту экспериментальных площадок, работающих в городе Москве, успешной реабилитация является тогда, когда начинается не с момента установления инвалидности ребенку, а с момента выявления потребности в реабилитации, ведь отклонения в состоянии здоровья и развитии ребенка выявляются гораздо ранее установления инвалидности и далеко не всегда приводят к ней. Ранняя реабилитация ребенка с отклонениями в развитии позволяет создать условия для его нормального развития, несмотря на имеющиеся ограничения жизнедеятельности. Но по действующим нормам, семья, столкнувшаяся с проблемой стойкого отклонения в развитии ребенка, может рассчитывать на поддержку со стороны специалистов и государства только в случае инвалидизации ребенка. 3. Дети, "выпавшие" из школьного процесса по состоянию здоровья, зачастую "теряются" для образования. Речь идет о детях, выведенных на надомное обучение, а также о тех, кто часто и надолго попадает в лечебные учреждения. 4. Многие подростки не имеют перспектив получения профессии и реализации способностей к трудовой деятельности. Сюда относятся как уже перечисленные выше категории детей (дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и дети с эмоционально-волевыми нарушениями), так и значительная часть выпускников спецшкол, не имеющих возможности найти адекватное профессиональное обучение и применение. 5. Ребенок, у которого выявлены проблемы в развитии, не попадает сразу и основательно в поле зрения специалистов, которые "вели" бы его, помогали решать коррекционные и образовательные проблемы. Эта задача полностью переложена на плечи родителей. В общеобразовательной школе N 1077 учится Катя Н., 11 лет, имеющая поражение одного глаза. Стоит отметить, что в большинстве случаев при поражении одного глаза инвалидность не определяется, так как наличие второго здорового глаза, как правило, не снижает существенно функцию зрения. В силу незначительности отклонений, а также, учитывая малое количество и отдаление имеющихся школ нужного направления от места жительства, образование ребенка с такими особенностями развития в специализированной школе нецелесообразно. Девочка ничем не отличается от своих сверстников, неплохо учится, вместе с тем периодически испытывает на себе унижающее человеческое достоинство отношение учителей, работников школьной столовой и своих сверстников. Проблема особенностей развития Кати Н. ставится ей в вину, вместо помощи и поддержки, которой могла бы быть окружена единственная на всю школу девочка с такой проблемой. Оказание какой-либо специальной помощи при получении образования ребенку с особыми потребностями в общеобразовательном учреждении законодательством не предусмотрено. В дальнейшем, если ситуация не изменится, Катя Н. может отказаться ходить в школу, чтобы не терпеть насмешки и упреки, и будет вытеснена из системы образования. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей для достижения успехов в школе. Основа для этого - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. 6. Для значительного количества детей с нарушениями развития не обеспечена непрерывность образования - от ранней помощи до профессионального обучения. Отсутствие в городе Москве документа, регламентирующего обеспечение непрерывной реабилитационно-образовательной помощи любому ребенку с отклонениями в развитии или проблемами обучения, приводит к отсутствию необходимой для этого инфраструктуры. Помощь таким детям носит фрагментарный и несистемный характер, в то время как в первую очередь должна быть обеспечена непрерывность и преемственность такой помощи. Такой ребенок нуждается в постоянном реабилитационном сопровождении его образования (вплоть до обучения профессии и трудовой адаптации). В системе образования города Москвы имеются отдельные прецеденты организации подобной помощи, но в целом система, включающая в себя выявление ребенка с указанными проблемами и дальнейшее выстраивание и сопровождение его образовательного маршрута, отсутствует. 7. Продолжает действовать устаревшая система организации специальных (коррекционных) учреждений по сегрегирующему (разделяющему) принципу, что значительно сужает ее терапевтическую ценность. В Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка (пункт 50) рекомендовано пересмотреть вопрос о направлении детей-инвалидов в школы-интернаты и применении этой меры лишь в том случае, если это соответствует наилучшим интересам ребенка, а также предоставлять детям-инвалидам равные возможности в области образования, в том числе посредством отказа от практики применения "восстановительных" и "специальных школ" за счет оказания необходимой поддержки и принятия мер, предусматривающих подготовку преподавателей по вопросам обучения детей-инвалидов в обычных школах. Закон города Москвы "Об общем образовании в городе Москве" устанавливает возможность создания в образовательных учреждениях коррекционно-развивающих классов (групп), но не закрепляет возможность обучения ребенка с особенностями развития в обычном классе по индивидуальной программе с оказанием ему специальной помощи. На начало 2001/02 учебного года в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья обучалось 14 673 человека, из них на дому - 1 318 детей-инвалидов. В 2005-2006 годах в указанных учреждениях обучалось 12 150 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них на дому - 1 574 ребенка-инвалида; в 2006-2007 годах - 11 516 детей, из них 1 658 детей-инвалидов - на дому. Приведенные цифры количества детей-инвалидов, обучающихся на дому, указывают на наличие стойкой тенденции к изоляции детей с особыми образовательными потребностями от общеобразовательного процесса. 8. Государственная система образования, при очевидной своей недостаточности для решения обозначенных проблем, не использует в разумной степени потенциал негосударственных организаций. Введение в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ликвидировало государственную поддержку образовательной альтернативы: из законодательства оказались исключенными положения о компенсации затрат родителей на обучение детей в негосударственных образовательных организациях, а также на образование ребенка в семье. Особенно болезненно это отражается на детях-инвалидах с серьезными нарушениями в развитии, для которых еще не существует необходимых образовательных учреждений, и родители вынуждены заниматься с ними сами или искать негосударственные образовательные организации или частных специалистов. Таким образом, для указанных детей нарушен конституционный принцип общедоступности образования. Учитывая изменение законодательства, органы МСЭ отказывают во включении в ИПР ребенка-инвалида в качестве исполнителя мероприятий даже тех негосударственных организаций, которые готовы принять особого ребенка, так как по их мнению негосударственные организации не включены в реестр государственных предприятий, оказывающих услуги инвалидам. При этом такого реестра, как официально закрепленного перечня организаций, не существует. Данную ситуацию можно проиллюстрировать на следующем примере. Региональная благотворительная общественная организация "Центр лечебной педагогики" указана в Комплексной целевой программе "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы" в качестве ответственного исполнителя мероприятий по социальной реабилитации детей-инвалидов с нарушениями психического развития. Однако учреждения МСЭ города Москвы категорически не включили указанную организацию в ИПР ребенка-инвалида в качестве исполнителя. Данные обстоятельства, по оценке Прокуратуры города Москвы, являются нарушением прав детей-инвалидов, о чем Федеральному государственному учреждению "Городское бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве" внесено соответствующее представление. Одновременно в адрес Правительства Москвы подготовлена информация о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению организации работы по проведению медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Развитие процесса интеграции детей-инвалидов в общее образование продиктовано жизнью, и изменение законодательства в этой сфере - процесс неизбежный. По большому счету, это задача федерального законодательства в области образования: только такой подход гарантирует интегративную организацию российского образования в целом. Для обеспечения эффективной интеграции необходим специальный федеральный закон прямого действия, охватывающий всех детей без исключения (как воспитывающихся в семьях, так и находящихся в интернатах) и препятствующий дискриминационному толкованию каких-либо его положений. Актуальная не только для города Москвы, но и для Российской Федерации в целом данная проблема обозначена в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации". В докладе отмечено, что необходимость создания нормативной базы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья указывалась еще в 2000 году в Государственном докладе "О положении детей в Российской Федерации". Однако принятие федерального закона, регулирующего образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, отложено на неопределенное время, а в январе 2007 года в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о детях с ограниченными возможностями здоровья". Данным законопроектом предусматривается замена понятия "граждане, обучающиеся, воспитанники с отклонениями в развитии" на понятие "граждане, обучающиеся, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды, дети-инвалиды", что соответствует современным международным требованиям для обозначения данной категории лиц. Вместе с тем данные изменения не предполагают интеграции указанных лиц в общее образование и оставляют неизменным принцип создания для таких лиц специальных образовательных учреждений. Московская городская Дума 19 апреля 2006 года приняла обращение к Президенту Российской Федерации "Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на период до 2010 года", в котором в числе мер по социальной поддержке семей с детьми, профилактике социального неблагополучия и социального сиротства названо формирование системы интегративного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации" отмечено, что город Москва имеет положительный опыт раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. Сегодня существует ряд экспериментальных площадок города, доказавших положительный опыт интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной "неспециализированной" школе. В настоящее время достаточно широко известны: школа N 1321 "Ковчег", ГОУ N 1709 "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения", детский сад N 1465 "Наш дом на Пресне", школа N 142. В детских садах NN 1678, 492, 2022, 1948 отработаны и успешно применяются ранняя диагностика, подбор индивидуальных программ обучения, интегрированное обучение детей с различным уровнем психофизического развития. Департаментом образования города Москвы в целях развития системы образования и обеспечения комплексного решения задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний увеличено количество "Школ здоровья" в 2006 году до 70 учреждений. Однако, по оценкам специалистов, таких школ должно быть в три раза больше. Субъекты Российской Федерации, в компетенцию которых Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ теперь передано образование, достаточно свободны в выборе тактики формирования интегративного образовательного пространства в целях обеспечения доступности образования для любого ребенка. Интегративное движение в российских регионах нарастает. Например, Республика Карелия и Самарская область значительно обогнали Российскую Федерацию в целом и другие регионы по цивилизованности законодательных решений и практике интеграции в этой сфере. В этой связи уместно привести в качестве примера опыт Республики Карелия, где реабилитационные мероприятия проводятся на основании индивидуального плана реабилитации ребенка, который включается в индивидуальную программу реабилитации МСЭ. Индивидуальный план составляется по месту жительства ребенка и действует на протяжении его взросления для семьи и специалистов учреждений, которые посещает ребенок. Указанный план должен предусматривать меры, которые способствовали бы развитию умений, навыков самостоятельной жизни ребенка и созданию условий для их активного применения. Для организации работы специалистов назначается координатор. Это, как правило, специалист по социальной работе местных органов власти. В процессе исполнения индивидуального плана реабилитации проводится мониторинг и дается оценка его эффективности, а в случае необходимости производится корректировка. Право на образование в Республике Карелия реализуется в такой форме, которая необходима данному ребенку в соответствии с его потребностями и возможностями. Обучение в коррекционных школах или на дому организуется только в том случае, если состояние здоровья ребенка исключает его пребывание в общеобразовательной школе. Такому ребенку составляется индивидуальная программа обучения, и в зависимости от выраженности нарушений может использоваться одна или несколько существующих коррекционных программ с учетом особенностей и возможностей ребенка. По данным, представленным Министерством образования Республики Карелия на семинаре в октябре 2006 года, проводимом на базе РБОО "Центр лечебной педагогики" в городе Москве, на сегодняшний день в Республике Карелия специализированные учреждения составляют всего 13% от общего числа общеобразовательных учреждений, 47% - школы с внедрением интегрированного образования. В основу положительного результата включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс образования в Республике Карелия положен так называемый поправочный коэффициент к финансовому нормативу затрат на образование ребенка в зависимости от степени выраженности ограничений возможностей ребенка. На более сложного ребенка предусматривается больший норматив финансирования, и ребенок идет в то учреждение, которое наиболее доступно по удаленности от места его жительства. В результате созданных условий для обучения детей со сложными нарушениями здоровья появилась возможность получения всего комплекса необходимых медицинских, образовательных и социальных услуг и общения ребенка в коллективе сверстников, что способствует введению таких детей в социум как полноценных членов общества. Таким образом, на примере Республики Карелия можно сказать, что трудности и ограничения, возникающие у ребенка в связи с отклонениями в развитии, связаны изначально с недостаточностью или отсутствием условий для его полноценной жизни, а не зависят от нарушений организма, как это признается в ряде подзаконных актов. Законодательство можно и нужно менять, чтобы оно отвечало реальным потребностям человека, а не ставилось в зависимость от них. Общество и государство должны создавать равные возможности и права для всех и брать на себя ответственность за их создание. Правительство Москвы стремится не снижать социальную планку для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья и нивелировать ряд осложнений, вызванных несовершенством законодательства, в положении указанных лиц, в том числе детей, что вызывает большое уважение. Но, к сожалению, задача обеспечения всех детей образованием и реабилитацией в городе Москве по-прежнему не решена. Документ, который мог бы стать программным в этой сфере, отсутствует. Разработанный в 2006 году проект закона города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" до настоящего времени не согласован и не принят. Существующая редакция указанного законопроекта требует существенной доработки, так как не позволит решить основные проблемы, связанные с эффективным включением детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. При дальнейшей доработке законопроекта необходимо учесть, что его действие должно быть направлено на более широкий круг категорий лиц, а именно: детей, которые не могут освоить программы, соответствующие государственным общеобразовательным (в том числе специальным) стандартам, и потому остаются вне образования. В первую очередь это касается детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и детей с эмоционально-волевыми нарушениями (выраженными нарушениями поведения и нарушениями аутистического спектра); детей, которые развиваются в рамках "возрастной нормы", но в силу поведенческих и познавательных проблем не справляются с программой общеобразовательной школы и становятся кандидатами на перевод в коррекционные классы, во вспомогательные школы; детей, вынужденных находиться на надомном обучении, а также часто болеющих детей, также нуждающихся в качественном образовании и интеграции их в школьное образование; подростков и молодых людей, не имеющих сегодня перспектив профессионализации. Сюда относятся как лица с тяжелыми и множественными нарушениями развития и с эмоционально-волевыми нарушениями, так и значительная часть выпускников специальных (коррекционных) школ, не имеющих возможности найти адекватное профессиональное обучение и применение. В законе должны быть описаны конкретные механизмы решения проблемы полноценного образования указанных лиц и интеграции их в единое образовательное пространство города. Одной из основных проблем, решение которой принципиально важно для действенности будущего закона, является финансовое обеспечение интегративного образования. С 2006 года в городе Москве действуют финансовые нормативы затрат на содержание одного обучающегося (воспитанника) в общеобразовательном учреждении города, утвержденные Правительством Москвы. С 2007 года вводятся финансовые нормативы затрат на содержание одного обучающегося (воспитанника) дошкольных образовательных учреждений и учреждений среднего профобразования. При этом чем более специализированным является учреждение, тем выше норматив на его содержание. Например, в 2006 году норматив для средней общеобразовательной школы составлял 26 172 рубля в год на одного обучающегося (в 2007 году - 35 353 рубля), для специальных (коррекционных) образовательных школ - 39 401 рубль (в 2007 году - 93 192 рубля), "Школы надомного обучения" - 81 845 рублей (в 2007 году - 110 492 рубля). Негативным аспектом ситуации является привязка финансового норматива затрат на обучение не к потребностям конкретного ребенка, а к виду и типу образовательного учреждения. Следовательно, при поступлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное учреждение на интегрированное образование сегодня на него будет выделяться норматив финансирования, предусмотренный для обычной школы, то есть в значительно меньшем размере, чем в случае поступления ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение. В данном случае государственные образовательные учреждения, уже работающие по общеобразовательным программам, при осуществлении интегративного образования оказываются в менее выгодной ситуации, чем специальные (коррекционные) учреждения. Такое положение дел реально препятствует интеграции детей. Логичной выглядит ситуация, при которой образование каждого лица с ограниченными возможностями здоровья должно быть поддержано постоянным "подушевым" нормативом финансирования. Он может состоять из двух частей - норматива финансирования образовательного учреждения соответствующего типа и вида и норматива затрат на обеспечение специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (специальный норматив финансирования). Суммарный финансовый норматив должен оставаться неизменным, не зависеть от типа учреждения (организации), где осуществляется образование такого лица, и "следовать" за ним в это учреждение (организацию). При этом необходимо учитывать включение в интегративное образование негосударственных организаций и возможность предоставления соответствующих средств в пользу негосударственных образовательных организаций (что можно осуществлять на основе стандартных договоров с органами управления образованием) в случае, когда эти организации фактически вместо государственных учреждений оказывают образовательные услуги. "Привязывание" денег к ребенку - универсальный механизм, действие которого не должно заканчиваться ранним и школьным возрастом. Если этот механизм распространить на дальнейшую социализацию таких подростков, появятся и организации, которые будут заниматься их дальнейшей профессионализацией и трудоустройством. Уполномоченный готов принять активное участие в работе над указанным законопроектом и внести свои замечания и предложения. |
Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".