О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ. Постановление. Московская городская дума. 18.04.07 62

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

О нарушениях прав детей в связи с отказом
            в регистрации в общежитиях по месту жительства
                             их родителей

     Уполномоченного    особенно   тревожат   многочисленные   случаи,
связанные  с  отказом  в регистрации несовершеннолетних детей по месту
жительства   их   родителей,   зарегистрированных  на  койко-местах  в
общежитиях,  которые  изначально  были  предназначены  для  проживания
одиноких граждан.
     Эта  проблема  была  обозначена в докладе Уполномоченного за 2005
год. Однако и до настоящего времени она не получила своего разрешения.
     В  результате  отказа  в  регистрации несовершеннолетних по месту
жительства  родителей граждане не могут реализовать и защитить права и
интересы  своих  детей: семьи с детьми не ставят на учет нуждающихся в
улучшении   жилищных  условий,  возникают  проблемы  с  назначением  и
выплатой  социальных  пособий,  устройством  детей  в  образовательные
учреждения,  в  том числе дошкольные, оформлением полиса обязательного
медицинского страхования, паспорта гражданина Российской Федерации.
     К    Уполномоченному    обратился    Ш.    в    интересах   своих
несовершеннолетних детей.
     Ш.  зарегистрирован  и  проживает  на  койко-месте  в  общежитии,
которое  предназначено  для  проживания  одиноких  граждан  (мужчин) и
принадлежит  ЗАО  "Моспромстрой" на праве собственности. Фактически Ш.
проживает  вместе с супругой и двумя детьми 1993 и 2001 года рождения,
занимает отдельную комнату. Место в общежитии Ш. получил в 1985 году в
связи с принятием на работу в Моспромстрой.
     Мать  детей  зарегистрирована  по  месту  жительства в общежитии,
расположенном  в  Московской  области и предназначенном для проживания
одиноких женщин.
     Дети Ш. нигде не зарегистрированы.
     Администрация  Фирмы  "Уют"  ЗАО  "Моспромстрой" (эксплуатирующая
жилищный фонд организация) отказалась давать разрешение на регистрацию
детей  к  отцу, ссылаясь на то, что общежитие не является семейным, по
санитарным  нормам и правилам в нем не предусмотрено проживание детей,
не принимая во внимание, что у детей Ш. нет другого места жительства.
     Запрет  на  проживание  семей  в  общежитиях для одиноких граждан
установлен  на  основании  пункта  1.7  Санитарных  правил устройства,
оборудования  и  содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся
средних  специальных  учебных  заведений и профессионально-технических
училищ,  утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 1
ноября 1988 года N 4719.
     Считаю,  что  отказ  в  регистрации детей неправомерен, поскольку
противоречит статье 20 ГК РФ и статье 1 Закона Российской Федерации от
25  июня  1993  года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на
свободу  передвижения,  выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации".
     Указанные    нормы    устанавливают,    что   местом   жительства
несовершеннолетних,  не  достигших 14 лет, признается место жительства
их  родителей,  и  каких-либо  ограничений,  касающихся  общежитий для
одиноких  граждан,  не  содержат.  Ограничение  права граждан на выбор
места жительства может быть установлено только федеральным законом, но
не санитарными правилами и нормами.
     К тому же действующие нормативно-правовые акты не предусматривают
необходимость   получения  согласия  должностных  лиц  эксплуатирующей
организации,  ответственных  за  регистрацию и оформление заявления по
форме N 6, в случае регистрации несовершеннолетних по месту жительства
родителей.
     Так,  в  соответствии  с  пунктом  28 Правил регистрации и снятия
граждан   Российской  Федерации  с  регистрационного  учета  по  месту
пребывания  и  по  месту  жительства  в пределах Российской Федерации,
утвержденных  постановлением  Правительства Российской Федерации от 17
июля    1995   года   N   713,   регистрация   по   месту   жительства
несовершеннолетних,  не достигших возраста 14 лет и проживающих вместе
с  родителями,  осуществляется на основании документов, удостоверяющих
личность родителей, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних
путем  внесения  сведений  о  них  в  домовые (поквартирные) книги или
алфавитные карточки родителей.
     Аналогичное  положение закреплено в пункте 3.3 Правил регистрации
и  снятия  граждан  Российской  Федерации  с регистрационного учета по
месту  пребывания  и по месту жительства в городе Москве, утвержденных
постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2006 года N 859-ПП.
     Более  подробно  эта  процедура  регламентируется  в  пункте 5.11
Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации  с  регистрационного  учета  по  месту пребывания и по месту
жительства  в  пределах  Российской  Федерации,  утвержденной приказом
Министерства  внутренних  дел  Российской Федерации от 23 октября 1995
года N 393.
     В   связи  с  заявлением  Ш.  и  других  граждан  по  аналогичным
нарушениям прав детей Уполномоченным направлены обращения в Управление
Федеральной  миграционной службы России по городу Москве (далее - УФМС
России   по  городу  Москве).  Руководство  Управления  согласилось  с
изложенными в них доводами. Дети были зарегистрированы в общежитиях по
месту  жительства  и  регистрации их родителей. Должностные лица фирмы
"Уют"  ЗАО  "Моспромстрой"  и  ГУП  "ДЕЗ,  ИСК "Монтажспецстрой" (этой
организации  также  принадлежат общежития для одиноких), ответственные
за  регистрацию,  были  извещены  органами  регистрационного  учета  о
принятом   решении   и   необходимости   внести  сведения  о  детях  в
поквартирные карточки и выписки из домовой книги.
     Однако   должностные  лица  указанных  организаций  категорически
отказались выполнить указания УФМС России по городу Москве.
     Граждане,    проживающие   в   общежитиях   ЗАО   "Моспромстрой",
неоднократно    предъявляли    иски    к   организации   об   обязании
зарегистрировать детей в общежитии по месту жительства родителей.
     Однако   суды  отказывали  в  регистрации  детей,  руководствуясь
положениями   статей  209,  288  ГК  РФ,  регламентирующих  полномочия
собственника,  в  частности  тем, что собственник по своему усмотрению
распоряжается принадлежащим ему имуществом. Суды исходили из того, что
если  собственник  отказывает  во  вселении  и  регистрации  ребенка в
общежитие,  то  родители  ни  при  каких  условиях  не могут вселить и
зарегистрировать детей по своему месту жительства.
     При этом следует отметить, что суды не учитывали положения пункта
2   статьи  20  ГК  РФ,  в  котором  сказано,  что  местом  жительства
несовершеннолетних,  не  достигших  возраста  14 лет, признается место
жительства  их  родителей. Данную норму суды не применяли, ссылаясь на
санитарные  правила  и  нормы, ограничивающие права человека (право на
жилище,  выбор места жительства), несмотря на то, что ограничение прав
граждан  допускается  исключительно федеральным законом и только в той
мере,  в  какой  это  необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения  обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи
55 Конституции Российской Федерации).
     Очевидно,  что в данной ситуации возникает коллизия правовых норм
одинаковой  юридической  силы,  конфликт  интересов: с одной стороны -
собственника   общежития,   с   другой  стороны  -  несовершеннолетних
(необходимостью наилучшего обеспечения их интересов). Возникает вопрос
о  том,  какие  нормы  должны  применяться, чьим интересам надо отдать
предпочтение.  При этом суды отдавали приоритет интересам собственника
общежитий,  несмотря  на  то,  что  у  детей  не  было  другого  места
жительства  не  только  в  Москве,  но  и  в ином населенном пункте на
территории Российской Федерации.
     При   разрешении   вопроса   о   коллизии   интересов  необходимо
руководствоваться  требованиями статьи 3 Конвенции о правах ребенка, в
которой сказано, что во всех действиях в отношении детей независимо от
того,  предпринимаются они государственными или частными учреждениями,
занимающимися     вопросами     социального    обеспечения,    судами,
административными   или   законодательными   органами,  первоочередное
внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа