О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ. Постановление. Московская городская дума. 18.04.07 62

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

О нарушении прав детей отделами Управления
       Федеральной миграционной службы России по городу Москве

     В  2006  году  к  Уполномоченному  продолжали поступать обращения
граждан  с  жалобами  на  незаконные  действия сотрудников Федеральной
миграционной службы России. Остался прежним и характер обращений.
     Заявители  жаловались  на незаконные действия сотрудников отделов
УФМС  России  по  городу Москве при оформлении детям общегражданских и
заграничных   паспортов,   вкладышей   в   свидетельства  о  рождении,
подтверждающих  наличие  у  несовершеннолетних  гражданства Российской
Федерации,   регистрации   детей   по   месту   жительства  родителей,
приобретении  несовершеннолетними  и подтверждении наличия гражданства
Российской Федерации.
     В  2006  году  на  контроле  Уполномоченного находилось заявление
матери  несовершеннолетнего  Никиты  М.,  который родился 1 марта 2006
года  в  городе  Москве  от родителей, состоящих в браке. Мать ребенка
имеет  гражданство  Молдовы, отец - гражданин Российской Федерации. 28
декабря 2005 года отец мальчика умер.
     В  марте  2006 года мать Никиты М. обратилась в отдел УФМС России
по   городу   Москве   в  Южном  административном  округе  с  просьбой
документировать   ребенка   вкладышем   в  свидетельство  о  рождении,
подтверждающим  наличие  у  несовершеннолетнего гражданства Российской
Федерации,  и  зарегистрировать  сына по месту жительства отца. Однако
получила необоснованный отказ.
     Сотрудники  отдела УФМС России по городу Москве в ЮАО потребовали
личного заявления умершего отца и не нашли оснований для выдачи Никите
М.  вкладыша  в  свидетельство  о  рождении, подтверждающего наличие у
несовершеннолетнего гражданства Российской Федерации.
     Согласно  части  1  статьи  12 Федерального закона от 31 мая 2002
года  62-ФЗ  "О  гражданстве Российской Федерации" ребенок приобретает
гражданство  Российской  Федерации  по рождению, если на день рождения
ребенка  один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации,
а  другой  родитель является иностранным гражданином, при условии, что
ребенок родился на территории Российской Федерации.
     На  основании  части  2 статьи 48 СК РФ: "Если ребенок родился от
лиц,  состоящих  в браке между собой, а также в течение трехсот дней с
момента  расторжения  брака,  признания  его  недействительным  или  с
момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг
(бывший супруг) матери, если не доказано иное".
     Таким  образом,  поскольку  Никита  М. родился в городе Москве от
отца  -  гражданина Российской Федерации, в течение трехсот дней после
его смерти, имеются все законные основания считать несовершеннолетнего
гражданином  Российской  Федерации  по рождению. В подтверждение этого
сотрудники  отдела УФМС России по городу Москве обязаны выдать вкладыш
к    свидетельству    о    рождении,    подтверждающий    наличие    у
несовершеннолетнего   гражданства  Российской  Федерации  (приказ  МВД
России  от  18  апреля  2003 года N 257 "О порядке оформления и выдачи
вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка
гражданства Российской Федерации").
     На  основании  статьи  20 ГК РФ и пункта 3.3 Правил регистрации и
снятия  граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту
пребывания  и  по  месту  жительства  в  городе  Москве,  утвержденных
постановлением  Правительства Москвы от 31 октября 2006 года N 859-ПП,
при  обращении  родителей  несовершеннолетнего  уполномоченные  органы
обязаны зарегистрировать ребенка по месту жительства родителей.
     Квартира,  где  проживает  Никита  М. с матерью, старшим братом и
бабушкой,  приватизирована.  Собственники жилого помещения - бабушка и
старший брат - дали согласие на регистрацию малолетнего Никиты М.
     Полагаю, что в 2007 году в связи с вступлением в силу приказа МВД
России  от  7  декабря  2006  года  N  1003  "О  внесении  изменений в
Инструкцию  о  порядке  оформления и выдачи вкладыша в свидетельство о
рождении,  подтверждающего  наличие  гражданства Российской Федерации,
утвержденную  приказом  МВД  России  от  18  апреля  2003 года N 257",
отменяющего   необходимость  оформления  вкладыша  в  свидетельство  о
рождении   несовершеннолетних,   таких   обращений  к  Уполномоченному
поступать не будет.
     Необходимость  оформления  вкладыша  в  свидетельство о рождении,
подтверждающего  наличие  у несовершеннолетнего гражданства Российской
Федерации,  не  только создавала лишние проблемы родителям детей, но и
породила  не  основанные  на  законе  требования  органов и учреждений
социальной   защиты   населения,   здравоохранения   и  образования  о
предоставлении  вкладышей.  Это  привело  к  тому, что практически все
родители,  являющиеся  гражданами Российской Федерации, были вынуждены
оформлять   своим   детям   вкладыши   в   свидетельства  о  рождении,
подтверждающие  наличие  у  несовершеннолетних  гражданства Российской
Федерации,  для того, чтобы реализовать права детей в социальной сфере
(прикрепление    к    детской   поликлинике,   посещение   дошкольного
образовательного учреждения, различные социальные выплаты).
     К   Уполномоченному  продолжали  поступать  обращения  граждан  с
жалобами   на   необоснованные   отказы   в   документировании   детей
общегражданскими паспортами.
     К  Уполномоченному  обратилась К. в защиту прав своего сына Ильи,
1991  года  рождения. Ребенок в 1994 году был зарегистрирован по месту
жительства в городе Зеленограде вместе с отцом и бабушкой.
     В июне 2006 года К. вместе с сыном обратились в отдел УФМС России
по  городу  Москве в Зеленоградском административном округе с просьбой
документировать  Илью  общегражданским паспортом. Оказалось, что еще в
2004  году несовершеннолетний ребенок без ведома и согласия матери был
снят  с  регистрационного  учета  по  месту  жительства. Местом убытия
несовершеннолетнего   указан   город   Самара,  что  не  соответствует
действительности.
     Для  решения  вопроса  документирования  Ильи  К. общегражданским
паспортом    Уполномоченный    для    проверки    законности    снятия
несовершеннолетнего  с  регистрационного  учета  по  месту  жительства
обратился  в  УФМС  России  по  городу  Москве  и  прокуратуру  города
Зеленограда.
     Считаю,  что  большинство  обращений с жалобами на нарушения прав
детей  органами  Федеральной миграционной службы России были связаны с
низким  профессиональным  уровнем  сотрудников,  их некомпетентностью,
неумением, а порой и нежеланием исполнять свои служебные обязанности.
     К  Уполномоченному  обратилась москвичка О. с жалобой на действия
начальника  паспортно-визового  отдела  ОВД  района Северное Бутово (в
настоящее  время  отдел  УФМС  России  по городу Москве в Юго-Западном
административном округе, отделение района Серное Бутово).
     7  июля 2005 года женщина обратилась за вкладышем в свидетельство
о  рождении  своего  сына, имея на то законные основания и необходимые
документы.  Однако получила отказ сначала в приеме документов, а затем
в оформлении вкладыша. Заявительница обратилась с исковым заявлением в
Зюзинский  районный  суд  города  Москвы, который своим решением от 15
сентября  2005  года  отказал  в  удовлетворении  искового требования.
Заявительница  обжаловала  в  кассационном  порядке  указанное решение
суда.  Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского
городского  суда  от 14 февраля 2006 года решение Зюзинского районного
суда  было  отменено и вынесено новое решение: признать необоснованным
отказ  начальника паспортно-визового отдела ОВД района Северное Бутово
в  оформлении  ребенку  вкладыша  в свидетельство о рождении и обязать
указанное   должностное   лицо  оформить  вкладыш  в  свидетельство  о
рождении,  подтверждающий  наличие  у  сына  заявительницы гражданства
Российской Федерации.
     Однако  начальник  отдела  УФМС  России  по  городу Москве в ЮЗАО
(отделение  района  Северное Бутово) отказался исполнить постановление
суда,   сославшись   на   то,  что  указанное  в  определении  суда  и
исполнительном  листе "паспортно-визовое отделение ОВД района Северное
Бутово"  уже  не  существует, оно переименовано в отдел УФМС России по
городу   Москве,   и  он  не  может  выдать  заявительнице  вкладыш  в
свидетельство  о  рождении  ее  сына,  так  как в решении суда сказано
"оформить".
     Мы по-прежнему убеждены в необходимости скорейшего урегулирования
вопросов   приобретения   гражданства   Российской   Федерации.  После
вступления  в  силу Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О
гражданстве  Российской  Федерации"  было  принято более двух десятков
подзаконных  актов,  регулирующих  вопросы  приобретения  гражданства,
которые  не  смогли  исчерпывающим  образом  решить  имеющиеся  в этой
области   проблемы  и  улучшить  положение  лиц,  желающих  приобрести
гражданство Российской Федерации.
     В  феврале  2004  года И. прибыл на постоянное место жительства в
Российскую  Федерацию  из Узбекистана, получил в установленном порядке
разрешение на временное проживание в городе Москве. В ноябре 2005 года
И.  приобрел  гражданство  Российской  Федерации  и был документирован
общегражданским паспортом.
     И.  -  бывший  военнослужащий,  его  старший сын родился в городе
Москве в 1985 году, младший - в городе Чите в 1990 году.
     В июле 2005 года из Ташкента в Москву переехала семья И. - жена и
два сына.
     На  момент переезда младший сын был документирован свидетельством
о  рождении  и  данные  о  нем внесены в паспорт матери (в Узбекистане
детей документируют в возрасте 16 лет).
     В  декабре 2005 года старший сын И. - Павел И. получил разрешение
на временное проживание, жене было отказано из-за отсутствия квоты.
     Разрешение  на  временное  проживание для жены И. было получено в
феврале  2006  года, но при этом Паспортно-визовым управлением ГУВД по
городу  Москве  было  разъяснено,  что мать не имеет права вписывать в
свое  заявление  несовершеннолетнего  сына  в  связи  с  отсутствием у
ребенка  паспорта гражданина Узбекистана (1 февраля 2006 года мальчику
исполнилось 16 лет).
     На  сегодняшний  день  мать  и  старший  сын  подали документы на
приобретение  гражданства  Российской  Федерации в упрощенном порядке.
Для  получения  разрешения  на  временное  проживание младшему сыну И.
родителям  было  рекомендовано  сначала  получить ребенку национальный
паспорт гражданина Узбекистана, иначе ребенку пригрозили депортацией в
Узбекистан.
     Процедура приобретения гражданства, оформления вида на жительство
или  разрешения  на  временное  проживание крайне сложна и перегружена
различными  справками  и  разрешениями. Список документов, необходимых
для  оформления  разрешения  на  временное проживание, включает в себя
более   20   наименований.  При  этом  заявителю  необходимо  проявить
чрезвычайную  активность  и  успеть  не  только  собрать все справки и
документы,  но  и  вовремя  их сдать в Федеральную миграционную службу
России, так как некоторые справки действительны в течение месяца.
     К  Уполномоченному  обратился  гражданин  Российской  Федерации -
москвич С. в связи с нарушением прав сына его жены.
     С. женился в 2001 году на гражданке Украины. В сентябре 2001 года
супруга  с сыном сдали документы для оформления вида на жительство в 4
ОВИР УВД ЮАО города Москвы.
     В  апреле  2003  года Паспортно-визовое управление ГУВД по городу
Москве  отказало  супруге С. и ее сыну в оформлении вида на жительство
из-за  отсутствия  согласия Департамента жилищной политики и жилищного
фонда   города   Москвы  на  их  регистрацию  по  месту  жительства  и
регистрации С. и его родителей в квартире, находящейся в собственности
города Москвы.
     В  2006  году  С.  снова  обратился  за  разрешением на временное
проживание  жены и ее сына в отделение по району Чертаново-Центральное
отдела  Управления  Федеральной  миграционной  службы России по городу
Москве  в ЮАО. В приеме документов было отказано в связи с отсутствием
договора поднайма.
     Более пяти лет С. не может отстоять свое право на создание семьи,
право  двух  малолетних  детей (в семье родился второй ребенок) жить и
воспитываться  в полной семье, пользоваться жилым помещением, получать
медицинское обслуживание и социальные льготы.
     Требования,  предъявляемые  Управлением  Федеральной миграционной
службы  России  по городу Москве, не только нарушают гражданские права
членов  семьи  С.,  но  и противоречат действующему законодательству о
гражданстве.
     Сотрудникам  Федеральной  миграционной  службы  России необходимо
неукоснительно   соблюдать   законодательство  и  установленные  сроки
рассмотрения   заявлений   о   приобретении   гражданства   Российской
Федерации, так как очень часто этот процесс растягивается на годы.

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа