Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".
О нарушении прав детей отделами Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве В 2006 году к Уполномоченному продолжали поступать обращения граждан с жалобами на незаконные действия сотрудников Федеральной миграционной службы России. Остался прежним и характер обращений. Заявители жаловались на незаконные действия сотрудников отделов УФМС России по городу Москве при оформлении детям общегражданских и заграничных паспортов, вкладышей в свидетельства о рождении, подтверждающих наличие у несовершеннолетних гражданства Российской Федерации, регистрации детей по месту жительства родителей, приобретении несовершеннолетними и подтверждении наличия гражданства Российской Федерации. В 2006 году на контроле Уполномоченного находилось заявление матери несовершеннолетнего Никиты М., который родился 1 марта 2006 года в городе Москве от родителей, состоящих в браке. Мать ребенка имеет гражданство Молдовы, отец - гражданин Российской Федерации. 28 декабря 2005 года отец мальчика умер. В марте 2006 года мать Никиты М. обратилась в отдел УФМС России по городу Москве в Южном административном округе с просьбой документировать ребенка вкладышем в свидетельство о рождении, подтверждающим наличие у несовершеннолетнего гражданства Российской Федерации, и зарегистрировать сына по месту жительства отца. Однако получила необоснованный отказ. Сотрудники отдела УФМС России по городу Москве в ЮАО потребовали личного заявления умершего отца и не нашли оснований для выдачи Никите М. вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у несовершеннолетнего гражданства Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации. На основании части 2 статьи 48 СК РФ: "Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное". Таким образом, поскольку Никита М. родился в городе Москве от отца - гражданина Российской Федерации, в течение трехсот дней после его смерти, имеются все законные основания считать несовершеннолетнего гражданином Российской Федерации по рождению. В подтверждение этого сотрудники отдела УФМС России по городу Москве обязаны выдать вкладыш к свидетельству о рождении, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего гражданства Российской Федерации (приказ МВД России от 18 апреля 2003 года N 257 "О порядке оформления и выдачи вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации"). На основании статьи 20 ГК РФ и пункта 3.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2006 года N 859-ПП, при обращении родителей несовершеннолетнего уполномоченные органы обязаны зарегистрировать ребенка по месту жительства родителей. Квартира, где проживает Никита М. с матерью, старшим братом и бабушкой, приватизирована. Собственники жилого помещения - бабушка и старший брат - дали согласие на регистрацию малолетнего Никиты М. Полагаю, что в 2007 году в связи с вступлением в силу приказа МВД России от 7 декабря 2006 года N 1003 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке оформления и выдачи вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие гражданства Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 18 апреля 2003 года N 257", отменяющего необходимость оформления вкладыша в свидетельство о рождении несовершеннолетних, таких обращений к Уполномоченному поступать не будет. Необходимость оформления вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у несовершеннолетнего гражданства Российской Федерации, не только создавала лишние проблемы родителям детей, но и породила не основанные на законе требования органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения и образования о предоставлении вкладышей. Это привело к тому, что практически все родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, были вынуждены оформлять своим детям вкладыши в свидетельства о рождении, подтверждающие наличие у несовершеннолетних гражданства Российской Федерации, для того, чтобы реализовать права детей в социальной сфере (прикрепление к детской поликлинике, посещение дошкольного образовательного учреждения, различные социальные выплаты). К Уполномоченному продолжали поступать обращения граждан с жалобами на необоснованные отказы в документировании детей общегражданскими паспортами. К Уполномоченному обратилась К. в защиту прав своего сына Ильи, 1991 года рождения. Ребенок в 1994 году был зарегистрирован по месту жительства в городе Зеленограде вместе с отцом и бабушкой. В июне 2006 года К. вместе с сыном обратились в отдел УФМС России по городу Москве в Зеленоградском административном округе с просьбой документировать Илью общегражданским паспортом. Оказалось, что еще в 2004 году несовершеннолетний ребенок без ведома и согласия матери был снят с регистрационного учета по месту жительства. Местом убытия несовершеннолетнего указан город Самара, что не соответствует действительности. Для решения вопроса документирования Ильи К. общегражданским паспортом Уполномоченный для проверки законности снятия несовершеннолетнего с регистрационного учета по месту жительства обратился в УФМС России по городу Москве и прокуратуру города Зеленограда. Считаю, что большинство обращений с жалобами на нарушения прав детей органами Федеральной миграционной службы России были связаны с низким профессиональным уровнем сотрудников, их некомпетентностью, неумением, а порой и нежеланием исполнять свои служебные обязанности. К Уполномоченному обратилась москвичка О. с жалобой на действия начальника паспортно-визового отдела ОВД района Северное Бутово (в настоящее время отдел УФМС России по городу Москве в Юго-Западном административном округе, отделение района Серное Бутово). 7 июля 2005 года женщина обратилась за вкладышем в свидетельство о рождении своего сына, имея на то законные основания и необходимые документы. Однако получила отказ сначала в приеме документов, а затем в оформлении вкладыша. Заявительница обратилась с исковым заявлением в Зюзинский районный суд города Москвы, который своим решением от 15 сентября 2005 года отказал в удовлетворении искового требования. Заявительница обжаловала в кассационном порядке указанное решение суда. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 февраля 2006 года решение Зюзинского районного суда было отменено и вынесено новое решение: признать необоснованным отказ начальника паспортно-визового отдела ОВД района Северное Бутово в оформлении ребенку вкладыша в свидетельство о рождении и обязать указанное должностное лицо оформить вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающий наличие у сына заявительницы гражданства Российской Федерации. Однако начальник отдела УФМС России по городу Москве в ЮЗАО (отделение района Северное Бутово) отказался исполнить постановление суда, сославшись на то, что указанное в определении суда и исполнительном листе "паспортно-визовое отделение ОВД района Северное Бутово" уже не существует, оно переименовано в отдел УФМС России по городу Москве, и он не может выдать заявительнице вкладыш в свидетельство о рождении ее сына, так как в решении суда сказано "оформить". Мы по-прежнему убеждены в необходимости скорейшего урегулирования вопросов приобретения гражданства Российской Федерации. После вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" было принято более двух десятков подзаконных актов, регулирующих вопросы приобретения гражданства, которые не смогли исчерпывающим образом решить имеющиеся в этой области проблемы и улучшить положение лиц, желающих приобрести гражданство Российской Федерации. В феврале 2004 года И. прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Узбекистана, получил в установленном порядке разрешение на временное проживание в городе Москве. В ноябре 2005 года И. приобрел гражданство Российской Федерации и был документирован общегражданским паспортом. И. - бывший военнослужащий, его старший сын родился в городе Москве в 1985 году, младший - в городе Чите в 1990 году. В июле 2005 года из Ташкента в Москву переехала семья И. - жена и два сына. На момент переезда младший сын был документирован свидетельством о рождении и данные о нем внесены в паспорт матери (в Узбекистане детей документируют в возрасте 16 лет). В декабре 2005 года старший сын И. - Павел И. получил разрешение на временное проживание, жене было отказано из-за отсутствия квоты. Разрешение на временное проживание для жены И. было получено в феврале 2006 года, но при этом Паспортно-визовым управлением ГУВД по городу Москве было разъяснено, что мать не имеет права вписывать в свое заявление несовершеннолетнего сына в связи с отсутствием у ребенка паспорта гражданина Узбекистана (1 февраля 2006 года мальчику исполнилось 16 лет). На сегодняшний день мать и старший сын подали документы на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Для получения разрешения на временное проживание младшему сыну И. родителям было рекомендовано сначала получить ребенку национальный паспорт гражданина Узбекистана, иначе ребенку пригрозили депортацией в Узбекистан. Процедура приобретения гражданства, оформления вида на жительство или разрешения на временное проживание крайне сложна и перегружена различными справками и разрешениями. Список документов, необходимых для оформления разрешения на временное проживание, включает в себя более 20 наименований. При этом заявителю необходимо проявить чрезвычайную активность и успеть не только собрать все справки и документы, но и вовремя их сдать в Федеральную миграционную службу России, так как некоторые справки действительны в течение месяца. К Уполномоченному обратился гражданин Российской Федерации - москвич С. в связи с нарушением прав сына его жены. С. женился в 2001 году на гражданке Украины. В сентябре 2001 года супруга с сыном сдали документы для оформления вида на жительство в 4 ОВИР УВД ЮАО города Москвы. В апреле 2003 года Паспортно-визовое управление ГУВД по городу Москве отказало супруге С. и ее сыну в оформлении вида на жительство из-за отсутствия согласия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на их регистрацию по месту жительства и регистрации С. и его родителей в квартире, находящейся в собственности города Москвы. В 2006 году С. снова обратился за разрешением на временное проживание жены и ее сына в отделение по району Чертаново-Центральное отдела Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве в ЮАО. В приеме документов было отказано в связи с отсутствием договора поднайма. Более пяти лет С. не может отстоять свое право на создание семьи, право двух малолетних детей (в семье родился второй ребенок) жить и воспитываться в полной семье, пользоваться жилым помещением, получать медицинское обслуживание и социальные льготы. Требования, предъявляемые Управлением Федеральной миграционной службы России по городу Москве, не только нарушают гражданские права членов семьи С., но и противоречат действующему законодательству о гражданстве. Сотрудникам Федеральной миграционной службы России необходимо неукоснительно соблюдать законодательство и установленные сроки рассмотрения заявлений о приобретении гражданства Российской Федерации, так как очень часто этот процесс растягивается на годы. |
Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".