Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".
Введение Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года N 43 "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы. В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей, информация, предоставленная органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, сведения, полученные в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях и "круглых столах", на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересов детей, посещения различных государственных учреждений для несовершеннолетних, в чьи обязанности входит защита прав и интересов ребенка, официальные статистические данные по городу Москве. 2006 год для многих российских детей, семей с детьми, экспертного сообщества, специалистов, работающих в интересах детей, стал годом надежд и ожиданий. Президент Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года в качестве важнейших проблем страны, требующих незамедлительного решения, определил демографию, необходимость финансовой и иной поддержки молодых семей, женщин, принявших решение родить и поднять на ноги ребенка, создание федеральной и региональных программ по сокращению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, и стимулированию их устройства на воспитание в семьи, изменение отношения всего общества к семье и ее ценностям. Однако следует констатировать, что большинство надежд и ожиданий оказались нереализованными. Многие граждане, эксперты с сожалением говорят об очередном разочаровании в связи с огромным несоответствием между заявленными высшим должностным лицом государства декларациями и реальными практическими действиями федеральных властей. В 2006 году началась реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищной сфере. Приняты решения о материнском (семейном) капитале, об увеличении размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и стоимости родовых сертификатов, о компенсации семьям затрат на детское дошкольное воспитание. Установлен федеральный стандарт поддержки семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: единовременное пособие при всех формах семейного устройства - 8000 рублей; ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье - 4000 рублей; заработная плата приемного родителя - 2500 рублей ежемесячно за воспитание каждого приемного ребенка. Но очевидно, что национальные проекты носят фрагментарный, дискретный характер и не имеют своей целью создание системы обеспечения и защиты прав детей. Реализация мер, предложенных в послании Президента Российской Федерации, направлена не на улучшение положения семьи, комплексную защиту прав и интересов детей, а на повышение рождаемости и улучшение демографической ситуации в стране. Таким образом, в 2006 году в Российской Федерации не произошло системных изменений в области признания, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей со стороны государства. Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства. 1. Несмотря на неоднократные обращения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, специалистов, экспертного сообщества к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, так и не был образован федеральный орган исполнительной власти, призванный разрабатывать и осуществлять демографическую политику и политику в интересах детей, семей с детьми, содействовать реализации прав детей, обеспечивать эффективное межведомственное взаимодействие и координацию работы в отношении детей, обеспечивать контрольные функции и правовое регулирование в сфере своей деятельности, методическую и координационную работу с аналогичными органами исполнительной власти регионов, органами опеки и попечительства, сотрудничество с общественными организациями, мониторинг и оценку ситуации. Этот государственный орган должен отвечать перед Президентом и Правительством Российской Федерации за результативность работы по профилактике социального сиротства, преодолению семейного и детского неблагополучия, развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите. 2. В 2006 году не был принят проект федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в части создания ювенальных судов, принятый в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 февраля 2002 года. Президент Российской Федерации, руководители всех федеральных ветвей власти публично как будто бы поддерживают создание ювенальных судов, признают, что это будет шагом вперед в создании комплексной системы правовой защиты детства, станет реальным вкладом в реализацию в нашей стране Конвенции о правах ребенка и исполнением взятых на себя международных обязательств. Но на деле ничего не происходит. За пять лет федеральные власти кроме "обсуждений" и "заверений" так ничего и не сделали для реального создания ювенальных судов. При этом игнорируется положительный опыт работы судов Ростовской области и некоторых других регионов, использующих ювенальные технологии: выносятся более взвешенные, обоснованные и законные судебные постановления по гражданским и уголовным делам, резко снижается рецидивная преступность среди тех подростков, дела которых рассматривал ювенальный судья. Суды активно используют практику частных определений в адрес тех государственных и муниципальных органов, организаций и должностных лиц, в результате действий (бездействия) которых были созданы предпосылки для совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний. 3. Правительство Российской Федерации в 2006 году окончательно отказалось от разработки и принятия Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национального плана действий в интересах детей) и Комплекса первоочередных мер по их реализации. Предыдущий Национальный план действий в интересах детей, рассчитанный до 2000 года, был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года N 942. Таким образом, несмотря на массовые и системные нарушения базовых конституционных прав детей, взятые на себя международные обязательства, Правительство Российской Федерации отказывается выполнять принятые 10 мая 2002 года на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН положения Декларации и Плана действий "Мир, пригодный для жизни детей", в соответствии с которыми каждое государство обязано принять Национальный план действий в интересах детей как основополагающий документ по осуществлению государством целостной и скоординированной политики, направленной на обеспечение выживания, защиты и развития детей. 4. По информации, имеющейся у Уполномоченного, Правительство Российской Федерации за три года не подготовило ни одного законопроекта по защите прав и интересов детей, за исключением законопроектов о материнском (семейном) капитале и пособиях гражданам, имеющим детей, в связи с реализацией положений ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году. 5. В 2006 году, как и в предыдущие годы, в Российской Федерации не созданы реальные условия для обеспечения детей и семей с детьми доступной квалифицированной юридической помощью. При этом ста- тья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" принят Закон города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве". Аналогичные законы приняты в ряде других субъектов Российской Федерации. Как правило, в соответствии с указанными законами адвокаты (применительно к вопросам, рассматриваемым в настоящем докладе) оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума соответствующего региона, по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, инвалидам I группы при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий. Кроме того, бесплатная юридическая помощь адвокатами оказывается несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совершенно очевидно, что ограничение категорий граждан, которые могут воспользоваться бесплатной юридической помощью адвокатов, а также случаев, когда они могут обратиться за такой помощью, не является надлежащим исполнением со стороны государства положений статьи 48 Конституции Российской Федерации по отношению к нуждающимся семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, непонятен механизм оказания бесплатной юридической помощи адвокатами несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории города Москвы. По этому поводу Уполномоченным 10 января 2007 года было направлено письмо президенту Адвокатской палаты города Москвы Резнику Г.М., однако ответ до настоящего времени так и не поступил. 6. По сообщениям СМИ, информации, полученной от уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, крайне тяжелым остается положение детей-инвалидов. Это касается вопросов материального положения семей, в которых они воспитываются, предоставления необходимого ухода, обеспечения лекарствами и средствами реабилитации и их качества, разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации, улучшения жилищных условий, реализации права на образование. Еще более трагична ситуация с детьми-инвалидами, проживающими в государственных стационарных учреждениях системы социальной защиты населения. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации подготовил специальный доклад "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации". Учитывая огромный профицит федерального бюджета последних лет, колоссальные средства, собранные в Стабилизационном фонде Российской Федерации, непонятен цинизм федеральных властей, имеющих возможность, но не желающих обеспечить детям-инвалидам ведение полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию. В конце 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. Положения Конвенции затрагивают в том числе вопросы защиты прав детей-инвалидов и граждан, являющихся инвалидами с детства. Уверен, что в ближайшее время эта Конвенция будет ратифицирована Российской Федерацией. Однако важно не только ратифицировать новые международные правовые акты, защищающие права детей-инвалидов, которые в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации становятся составной частью правовой системы нашей страны. Необходимо употребить политическую волю и использовать имеющиеся в России ресурсы для полного обеспечения прав детей-инвалидов, установленных действующими нормами международного права и федерального законодательства. 7. В 2006 году Президент Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации с горечью говорил, что иностранцы больше усыновляют наших детей, чем российские граждане. Однако ни Министерство образования и науки Российской Федерации, ни Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации до сих пор так и не предложили внятной программы профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически переложив ответственность за решение данной проблемы на субъекты Российской Федерации. Произошедшее с 1 января 2007 года увеличение оплаты труда приемных родителей, размера денежных средств, выплачиваемых на содержание подопечных и приемных детей, а также выплаты единовременного денежного пособия при всех формах семейного устройства детей нельзя считать достаточной мерой, способной решить проблему деинституциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Правительство Российской Федерации не выполнило поручение Президента Российской Федерации создать совместно с регионами такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях. Более того, после заявления Президента Российской Федерации о превышении международного усыновления над российским и необходимости принятия мер по изменению сложившейся ситуации первым нормативным актом, принятым Правительством Российской Федерации по вопросам усыновления, стало постановление от 4 ноября 2006 года N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением". Проект постановления подготовлен Министерством образования и науки Российской Федерации. Данное постановление регулирует деятельность иностранных некоммерческих неправительственных организаций по усыновлению детей на территории России, определяет порядок открытия представительств указанных иностранных организаций и получения разрешения на осуществление своей деятельности. 8. В 2006 году российские суды десятками выносили решения о прекращении права пользования жилыми помещениями членами семьи прежнего собственника в соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и о выселении бывших членов семьи собственника жилого помещения, в том числе несовершеннолетних детей, без предоставления жилья, то есть на улицу, на основании статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Уверен, что все эти судебные решения и указанные правовые нормы незаконны, так как противоречат Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, ее статьям 2, 7 (часть 1), 17 (части 1 и 3), 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1), 55 (части 2 и 3), несправедливы и абсурдны. Считаю, что нарушения прав граждан, в том числе несовершеннолетних детей, в связи с практикой применения статьи 31 ЖК РФ и пункта 2 статьи 292 ГК РФ носят массовый и системный характер, так как основаны на неконституционном законодательстве, приводят к комплексному нарушению всего спектра гражданских прав выселяемых лиц, представляют реальную угрозу их жизни и здоровью. Указанные нарушения стали возможны в связи с некомпетентностью известных должностных лиц в Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе, Администрации Президента Российской Федерации, ответственных за разработку и принятие пакета законопроектов о рынке доступного жилья, их неспособностью и нежеланием противостоять лоббистской деятельности соответствующей части бизнес-сообщества, заинтересованной в принятии указанных правовых норм для увеличения доходности от своей коммерческой деятельности. К сожалению, никто из указанных должностных лиц публично не взял на себя ответственность за принятие законов, приведших к грубому и массовому нарушению прав граждан, никто из чиновников не понес ни политическую, ни дисциплинарную ответственность за то, что большое количество добропорядочных граждан и невинных детей становятся бомжами. Более того, некоторые активные лоббисты нового жилищного законодательства повышены в должности, получили новое назначение или дополнительные полномочия, что, безусловно, невозможно без поддержки высших должностных лиц государства. 9. В 2006 году ни Правительство Российской Федерации, ни Государственная Дума не приняли никаких реальных мер для защиты детей от информации, распространяемой СМИ, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Большую тревогу в обществе вызывает бесцеремонное вторжение масс-медиа в частную жизнь семьи и ребенка: СМИ с легкостью берут на себя роль, ранее принадлежавшую семье и школе. Масс-медиа оказывают колоссальное влияние на ребенка, формируют его ценностную ориентацию, моделируя его поведение и помогая определиться при выборе целей. Очевидно, что информация негативного характера особенно легко распространяется среди несовершеннолетних и оказывает влияние на их повседневную жизнь. Пошлость, насилие, жестокость, секс, вырывающиеся с телеэкранов, радиоприемников, Интернета, газетных полос, усиливают установку ребенка на агрессивные поступки, сексуальную вседозволенность, примитивизм и безответственность в поведении. Ребенок, будучи особенно чувствительным и уязвимым, начинает воспринимать мир неправильно и искаженно. В апреле 2005 года на парламентских слушаниях в Государственной Думе представлен проект федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию". Аналогичные законы приняты и эффективно действуют во многих странах Европы и США. Однако законопроект был негативно воспринят представителями СМИ, которые заявили, что это отказ от демократии, свободы слова, возврат к цензуре и т.д. Представители СМИ, прежде всего общефедеральных каналов, стали пропагандировать принципы саморегуляции и самоограничения, создавать некие советы, состоящие из представителей самих же СМИ, призванные, по их мнению, препятствовать изготовлению и распространению информационной продукции, вредной для детей. Однако повседневность свидетельствует, что реальных изменений в деятельности многих СМИ не произошло. При сложившемся положении дел вызывает непонимание и удивление пассивность и безразличие федеральных властей, ответственных в силу своей компетенции за принятие решения в этой области. Рассмотрение и принятие законопроекта "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" отложено на неопределенный срок. Президент страны считает, что раз СМИ являются коммерческими структурами, то отсутствуют механизмы, позволяющие оградить общество от распространяемой СМИ негативной продукции. 10. Комитет ООН по правам ребенка 30 сентября 2005 года принял Заключительные замечания по итогам рассмотрения третьего периодического доклада Российской Федерации о принятых в нашей стране мерах по закреплению признанных в Конвенции о правах ребенка прав детей и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав (далее - Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка). Прошел год. Информация, представляемая уполномоченными по правам человека, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, материалы проверок прокуратуры, сообщения СМИ свидетельствуют, что большинство положений Конвенции о правах ребенка в России систематически не выполняются. Имеют место грубые, массовые нарушения основополагающих прав детей: на жизнь, на жилище, на образование, на равный доступ к социальным услугам и т.д. Можно констатировать, что за прошедший год Россия существенно не продвинулась в реализации Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка. Более того, ни Президент, ни Правительство Российской Федерации не отнеслись с надлежащим вниманием к указанным замечаниям: не дано никаких поручений, не определены ответственные за работу по конкретным рекомендациям Комитета ООН по правам ребенка, не подготовлен и не утвержден план по их реализации. Когда дело касается экономических, финансовых вопросов, например, вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), руководством страны этим проблемам уделяется значительное внимание: принимаются необходимые законы, создаются новые управленческие структуры, проходят бесконечные совещания и консультации, министры информируют общественность о достигнутых результатах. Правительство Российской Федерации выполняет предъявляемые нашей стране требования, чтобы Россия стала членом ВТО. При этом не все российские эксперты считают членство нашей страны в ВТО необходимым. Как мы видим, в вопросах реализации положений Конвенции о правах ребенка и в выполнении соответствующих рекомендаций уважаемых международных организаций ситуация совершенно противоположная. 11. В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" с 1 января 2008 года организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 15). Считаю, что это своевременное, правильное и нужное решение, которое будет способствовать единой правоприменительной практике в деятельности органов опеки и попечительства в рамках каждого региона и дополнительному контролю за деятельностью этих органов со стороны органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В целом принятая правовая норма улучшит механизм обеспечения и защиты прав и законных интересов детей. При этом, к сожалению, в 2006 году Государственная Дума не приступила к обсуждению внесенного проекта федерального закона "Об опеке и попечительстве". Этот традиционный для России правовой институт в настоящее время определен несколькими статьями в ГК РФ и Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ). По сути, он остался в рамках прежнего советского законодательства. Однако за последние 15 лет жизнь значительно усложнилась, увеличилось количество правоотношений, в разы возросло число обращений в органы опеки и попечительства, которые сейчас, по сути, находятся на переднем плане борьбы за права детей. Все это вызывает необходимость более подробного регулирования этого института, введения новых форм опеки, упорядочения вопросов управления имуществом подопечного (это не сделано с 1995 года несмотря на прямое указание в статье 37 ГК РФ), регламентирования полномочий и ответственности органов опеки и попечительства. Накануне 1 июня 2006 года Мэр Москвы объявил о том, что 2007 год в городе Москве будет Годом ребенка. Была проведена огромная подготовительная работа. Разработана не имеющая аналогов программа Года ребенка, определены болевые точки в области улучшения положения детей, подсчитано сколько средств необходимо на реализацию указанной программы и сколько город реально может выделить. Программа направлена на практическую реализацию в городе Москве Декларации и Плана действий "Мир, пригодный для жизни детей", принятых 10 мая 2002 года на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Достоинство программы в том, что она затрагивает практически все стороны жизнедеятельности детей и семей с детьми, реализует принцип - не забыть ни одного ребенка, особое внимание уделяет детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основываясь на солидном опыте и достижениях, имеющихся в городе по этим вопросам, реализация программы позволит перейти на иной качественный уровень защиты детства в городе Москве. Это касается не только материально-технического, хозяйственного аспекта этого вопроса, но и расширения спектра предоставляемых услуг, улучшения имеющихся и создания новых механизмов защиты прав и интересов детей, переосмысления важности этого вопроса жителями и представителями государственных структур. Настоящий доклад, как и предыдущие, не содержит исчерпывающий перечень вопросов, касающихся соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка в городе Москве. В докладе обозначены лишь основные проблемы, над которыми Уполномоченный и сотрудники его аппарата работали в 2006 году. |
Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".