О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ. Постановление. Московская городская дума. 18.04.07 62

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

О нарушении прав детей при жестоком обращении в семье

     Проблема жестокого обращения с детьми в семье на сегодняшний день
продолжает  оставаться  одной из самых актуальных и острых в ряду иных
проблем,  связанных  с  соблюдением и защитой прав детей в современной
России,  и  крайне значимой для будущего нашего общества. К сожалению,
положение  дел  в  этой  области усугубляется с каждым годом как из-за
возрастания  случаев  применения  насилия  со  стороны взрослых, так и
из-за несовершенства федерального законодательства.
     Дети,   которые   подверглись  насилию  и  которым  был  причинен
физический,  психический  или  нравственный вред, лишаются возможности
нормально  расти  и  развиваться,  первыми  попадают  в группу риска и
впоследствии  могут стать асоциальными людьми. По мнению специалистов,
взрослые люди, перенесшие физическую или психическую травму в детстве,
с  большой  долей  вероятности  впоследствии  также начинают применять
насилие и к своим детям.
     Сохранение  тенденции  роста числа детей, пострадавших от насилия
со  стороны взрослых, может уже в ближайшие годы привести к деградации
общества и, как следствие, к социально-экономическому спаду в стране.
     За  последние  годы  значительно  изменилось отношение общества к
насилию,  в  том  числе  насилию  над детьми. Многие граждане начинают
относиться  к  проявлению  жестокости  как  к  чему-то  обыденному, не
стоящему  внимания,  просто  безразлично. Это связано, прежде всего, с
постоянным  присутствием  насилия  в нашей жизни, особенно в средствах
массовой информации, что приводит к стиранию грани между дозволенным и
запрещенным.  В обществе размываются общепринятые представления о том,
что является нормой по отношению к детям, а что - нет.
     УК   РФ   предусматривает   уголовную  ответственность  за  такие
насильственные  действия  в  отношении  несовершеннолетних,  как побои
(статья  116),  истязание  (статья  117),  изнасилование (статья 131),
совершение  насильственных  действий  сексуального  характера  (статья
132), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом,
не   достигшим  шестнадцатилетнего  возраста  (статья  134),  а  также
неисполнение  обязанностей  по  воспитанию несовершеннолетнего (статья
156) и другие.
     Однако  указанные  нормы  часто  не действуют, так как выявить, а
впоследствии  и доказать факт насилия и жестокого обращения с ребенком
очень часто бывает крайне сложно.
     В  ряде  случаев  факты  жестокого  обращения  с  детьми остаются
нераспознанными,  так  как  зачастую  граждане  не имеют элементарного
понятия  о  том, как нужно поступать в той или иной ситуации, если они
являются   свидетелями   физического   или  психического  насилия  над
ребенком.  Сами  дети,  подвергшиеся  насилию, в силу своего возраста,
развития,  перенесенного  стресса, из-за боязни повторно подвергнуться
жестокому  обращению  также  не  в  состоянии  обратиться за помощью в
соответствующие  государственные  органы, учреждения, которые могли бы
оказать  реальную  помощь  и  защитить  их от посягательств со стороны
взрослых.  Кроме  того,  ребенок  боится  распространения информации о
произошедшем  факте  насилия,  так как часто эта информация доходит до
сверстников,  учителей  школы,  воспитателей  детских  садов.  Следует
отметить,   что  и  сама  процедура  допроса  несовершеннолетнего  как
следственными органами, так и в суде причиняет большую психологическую
травму ребенку.
     Крайне  важным  аспектом  в  контексте  рассматриваемой  проблемы
является   несовершенство  действующего  законодательства.  Длительное
время  ведутся  дискуссии  о  необходимости усилить ответственность за
неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетних  и  жестокое  обращение с ними со стороны родителей
или иных лиц, на которых возложены эти обязанности.
     По  действующей  редакции  статьи 156 УК РФ родители и иные лица,
осуществляющие   воспитание   или   надзор  за  ребенком,  могут  быть
привлечены   к   уголовной   ответственности   за   неисполнение   или
ненадлежащее  исполнение  обязанностей  по воспитанию, если это деяние
соединено с жестоким обращением с ребенком.
     При  этом  санкция  статьи  156  УК РФ не предусматривает лишения
свободы,   что  значительно  ниже  санкции  за  жестокое  обращение  с
животными  (статья 245 УК РФ), в соответствии с которой виновному лицу
может  быть  назначено наказание в виде лишения свободы сроком до двух
лет.
     Видимо,  государство не относит к числу приоритетных задач защиту
прав и интересов своих маленьких граждан.
     Кроме  того, понятие "жестокое обращение с несовершеннолетними" в
статье  156 УК РФ вообще отсутствует, что порождает различный подход к
квалификации   данного   вида   преступлений   у  сотрудников  органов
внутренних дел, прокуратуры и суда.
     По  данным  Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД
РФ),  только  по пятой части собранных материалов возбуждаются дела по
статье  156  УК  РФ  и  только  каждое  третье дело, дошедшее до суда,
заканчивается обвинительным приговором.
     Комитетом  Государственной  Думы по делам женщин, семьи и детей в
целях повышения защиты детей от злоупотреблений со стороны родителей и
иных  лиц,  отвечающих за воспитание детей, подготовлен законопроект о
внесении изменений в статью 156 УК РФ.
     Предлагается  повысить  меры  уголовной ответственности родителей
(иных   лиц)   за   жестокое  обращение  с  детьми  и  увеличить  срок
обязательных  работ до двухсот сорока часов, исправительных работ - до
двух  лет,  а  также предусмотреть наказание в виде лишения свободы на
срок  до двух лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
     В  соответствии  с законопроектом в примечании к статье 156 УК РФ
дается определение понятия "жестокое обращение с несовершеннолетними",
отграничивающее  это деяние от иных составов преступлений, относящихся
к  преступлениям  против  личности  (побои,  истязание  и  т.д.).  Это
позволит   правильно   толковать   данную  уголовно-правовую  норму  и
соответственно квалифицировать содеянное.
     Жестокое   обращение   с   несовершеннолетним   как   деяние,  не
совпадающее  с  побоями, истязанием, оставлением в опасности и другими
преступлениями  против  жизни,  здоровья, свободы, чести и достоинства
личности,  может  состоять  в  непредоставлении  ребенку пищи, одежды,
лишении  его сна и отдыха, невыполнении элементарных норм, влекущих за
собой  различные  заболевания  ребенка, а также в иных систематических
действиях  (бездействии),  которые  причиняют вред физическому и (или)
психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
     По   данным   органов   внутренних   дел,   такого   рода   факты
распространены,  однако  на  практике  привлечь  родителей  ребенка  к
уголовной ответственности не представляется возможным.
     Очевидно,  что  одним  усилением  наказания  ситуацию  с жестоким
обращением  с  детьми радикально не изменить, так как в первую очередь
необходимо, чтобы в обществе была выработана нетерпимость к жестокости
и насилию, особенно по отношению к детям.
     В  2006  году  значительно  увеличилось  количество  обращений  к
Уполномоченному,   связанных  с  жестоким  обращением  с  детьми.  Эти
обращения  поступали как от родственников несовершеннолетних, так и от
соседей по дому, самих детей.
     При  рассмотрении  указанной  категории дел наряду с привлечением
виновных  лиц  к  ответственности  возникают иные проблемы обеспечения
прав   и   законных  интересов  детей.  Нередки  случаи,  когда  лицо,
признанное  судом  виновным  в  совершении тяжкого или средней тяжести
преступления  в отношении несовершеннолетнего и проживавшее до момента
заключения  под  стражу  на  одной  жилой площади с потерпевшим, после
отбытия  наказания  возвращается  в  квартиру,  где проживает ребенок,
пострадавший  от  его  действий  и  перенесший сильнейшую физическую и
психическую травму. Очевидно, что при таких обстоятельствах совместное
проживание этого гражданина и ребенка невозможно.
     В  случаях,  когда лицом, совершившим преступление, является отец
или   мать   ребенка,   существуют  пути  решения  проблемы  в  рамках
действующего законодательства.
     Так,  в  соответствии  со  статьей  69  СК  РФ  родители, жестоко
обращающиеся  с  детьми,  кроме понесенного уголовного наказания могут
быть  лишены  родительских  прав,  и законный представитель ребенка на
основании  статьи 91 ЖК РФ вправе обратиться с иском в суд о выселении
гражданина,  лишенного  родительских  прав, без предоставления другого
жилого  помещения,  так  как  совместное  проживание  ребенка  с таким
гражданином невозможно.
     Но  что  же  делать,  если  лицом,  совершившим  акт  насилия  по
отношению  к  ребенку,  является не родитель, а родственник или вообще
чужой  человек,  который  зарегистрирован  в  одном  жилом помещении с
несовершеннолетним?   К   сожалению,  в  настоящее  время  отсутствуют
правовые  нормы,  на  основании  которых можно было бы выселить такого
человека.
     Ярким  примером  может  служить  ситуация,  в  которой  оказалась
несовершеннолетняя сирота Валерия С., 1997 года рождения.
     Когда  девочке  было четыре года, бывшим супругом ее бабушки Л. в
отношении  нее  были  совершены  действия  сексуального  характера.  В
результате  этих  действий  Валерия  перенесла  сильнейший стресс и по
сегодняшний   день  нуждается  в  длительной  психологической  помощи.
Гражданин  Л. за совершение этого преступления был приговорен к восьми
годам  лишения  свободы,  однако  уже  в  2006  году он освободился от
отбывания  наказания  условно-досрочно  и  должен  вернуться в комнату
коммунальной    квартиры,    где    зарегистрирована    и    проживает
несовершеннолетняя Валерия С. вместе со своей бабушкой.
     В  связи  со сложившейся ситуацией Уполномоченным было направлено
ходатайство  префекту  Юго-Восточного  административного округа города
Москвы  с  просьбой  принять  безотлагательные  меры  к предоставлению
гражданину Л. другого жилого помещения. Общественная жилищная комиссия
при  префекте  ЮВАО  города  Москвы  рекомендовала предоставить ему по
выходу  из  мест  лишения  свободы  комнату  в  квартире коммунального
заселения.
     Таким  образом, малолетняя Валерия С. может больше не волноваться
и  жить  нормальной  полноценной  жизнью.  Однако неизгладимый след от
перенесенного  ребенком  кошмара  в  раннем  возрасте останется на всю
жизнь, и, к сожалению, даже время не сможет в полной мере восстановить
психику ребенка, перенесшего сексуальное насилие.
     Эта  история  не  является  единичной.  В  целях  защиты детей от
повторного  сексуального  или  физического  насилия,  а  также в целях
восстановления  их  психического  равновесия следует усовершенствовать
жилищное   законодательство.   Необходимо   законодательно  обеспечить
возможность  выселения  из  жилых  помещений  лиц,  подвергших ребенка
насилию,  в  другие  жилые  помещения,  размер  которых  соответствует
размеру  жилого  помещения,  установленному  для  вселения  граждан  в
общежитие.
     Кроме того, управления Департамента жилищной политики и жилищного
фонда  города  Москвы  в  административных  округах  должны  оказывать
максимально  возможное  содействие  в  подборе  вариантов  для размена
квартир,  площадь  которых позволяет это сделать и в которых проживают
как   дети,   подвергшиеся   насилию,  так  и  лица,  совершившие  это
преступление.
     В  октябре  2006 года к Уполномоченному обратилась П. в интересах
своих  детей Марины, 1986 года рождения, и несовершеннолетнего Дмитрия
П., 1991 года рождения.
     Родной  отец  несовершеннолетнего  Дмитрия  П.  и  отчим Марины -
гражданин  П.  в 2002 году совершил действия сексуального характера по
отношению  к  приемной  дочери,  на  тот  момент несовершеннолетней, и
развратные  действия в отношении сына. За совершенные им деяния П. был
осужден на 7 лет и 6 месяцев лишения свободы.
     После  отбытия  наказания П. должен будет вернуться домой к своей
бывшей  жене  и  теперь  уже  бывшим детям, так как в 2003 году он был
лишен  родительских  прав  в  отношении детей. Учитывая, что при таких
обстоятельствах   совместная   жизнь  с  П.  будет  невыносима,  да  и
невозможна,   П-ва   уже   сейчас   пытается  разменять  трехкомнатную
муниципальную  квартиру, в связи с чем обратилась за помощью в размене
в ГУП города Москвы "Мосжилсервис".
     Полагаю,  что в ближайшее время должны быть разработаны и внесены
изменения  в федеральное законодательство, которые будут направлены на
защиту наших детей от жестокости и насилия со стороны взрослых.

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа