О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ. Постановление. Московская городская дума. 18.04.07 62

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

О распространении информации о Конвенции ООН
                           о правах ребенка

     В  Заключительных  замечаниях  Комитета  ООН  по  правам  ребенка
отмечается,  что  Российской  Федерацией  не  выполнен ряд высказанных
ранее  рекомендаций, и в первую очередь рекомендаций о распространении
информации о Конвенции о правах ребенка.
     Дети  и  подростки,  осведомленные о своих правах и обязанностях,
механизмах   защиты  своих  прав,  имеют  более  активную  гражданскую
позицию,  более  ответственны,  могут на деле защитить себя и близких,
уважительнее  относятся  к правам других граждан. Поэтому знание своих
прав  -  это  не  только  требование  Конвенции о правах ребенка, но и
повседневная реальная необходимость.
     Ни  для  кого  не  секрет, что дети подвергаются насилию в семье,
совершают  побеги  из дома, попадают в специализированные учреждения с
диагнозом  "умственная  отсталость".  Только  за  последние  три  года
Городской   медико-психолого-педагогической  комиссией  (ГМППК)  такие
диагнозы  поставлены  2  253 несовершеннолетним жителям города Москвы,
что составляет 61% от общего числа детей, осмотренных членами комиссии
(3 661).
     Тысячи  юных москвичей состоят на учете в подразделениях по делам
несовершеннолетних   органов  внутренних  дел  и  комиссиях  по  делам
несовершеннолетних  и  защите  их  прав.  В такой ситуации знание прав
ребенка  позволит  как родителям, так и самим детям принять правильное
решение  о  защите  тех  или иных прав. Особенно остро в таких знаниях
нуждаются  дети-сироты  и  дети,  оставшиеся  без попечения родителей,
воспитывающиеся  в  государственных  детских  учреждениях  и полностью
зависимые от своих государственных опекунов, воспитателей.
     Статья   12   Конвенции   о  правах  ребенка  устанавливает,  что
государство обеспечивает ребенку право свободно выражать свои взгляды,
быть   заслушанным  в  ходе  любого  судебного  или  административного
разбирательства.  Эта  норма  закреплена  в статьях 56 и 57 СК РФ, где
говориться,  что  ребенок  имеет право на защиту своих прав и законных
интересов,  а  при  достижении  возраста 14 лет - право самостоятельно
обращаться  в  суд.  Однако на практике оно не используется, обращений
несовершеннолетних в суд за защитой своих прав не поступало.
     Между  тем  в  городе  Москве,  как и в целом по России, проблема
защиты  прав  детей  стоит  чрезвычайно  остро.  К  Уполномоченному  в
основном  обращаются  родители,  законные  представители, родственники
детей, работники муниципалитетов, детских государственных учреждений и
в единичных случаях сами несовершеннолетние.
     Крайне  редко  суды  в  своих  решениях  по делам, возникающим из
семейно-правовых  отношений  и  затрагивающим  права и интересы детей,
ссылаются на нормы Конвенции о правах ребенка, которая согласно статье
15  Конституции  Российской  Федерации является составной частью нашей
правовой  системы.  Поэтому  представляется  целесообразным,  чтобы  в
обоснование  судебных  решений,  затрагивающих  вопросы  защиты прав и
законных  интересов  детей,  были  положены  нормы  Конвенции о правах
ребенка. Особенно это касается решений об усыновлении российских детей
иностранными гражданами.
     Помимо Конвенции о правах ребенка, одним из основных документов о
правах  ребенка  является  Федеральный  закон  от  24 июля 1998 года N
124-ФЗ  "Об  основных  гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
который  устанавливает, что государство признает детство важным этапом
в  жизни  человека  и  исходит  из принципов приоритетности подготовки
детей к полноценной и полноправной жизни в обществе во всех ее сферах.
     Еще  в  сентябре 2003 года Уполномоченный обратился к руководству
Департамента  образования  города  Москвы  с  просьбой  принять меры к
выполнению  требований  статьи  9  Федерального  закона  "Об  основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которая устанавливает,
что    в    образовательных    учреждениях   и   иных   осуществляющих
образовательный  и  воспитательный  процессы  учреждениях,  а  также в
местах,   доступных   для  детей  и  родителей  (лиц  их  заменяющих),
вывешиваются  тексты  уставов,  правил  внутреннего  распорядка  таких
учреждений;  списки  органов  государственной власти, органов местного
самоуправления  и  их  должностных  лиц  (с указанием способов связи с
ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений,
осуществляющих  контроль  и  надзор  за  соблюдением,  обеспечением  и
защитой  прав  ребенка.  Руководителем Департамента образования города
Москвы  Л.П.Кезиной был издан соответствующий приказ от 3 октября 2003
года  N  884  "О  выполнении требований Федерального закона от 24 июля
1998  года  N  124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации".
     Однако,  как свидетельствует практика и систематические обращения
в  аппарат  Уполномоченного,  данный  приказ  и  требования  закона не
выполняются.    Граждане,    обратившиеся    к    Уполномоченному   за
консультациями  в  сфере  образования,  говорят  о  том, что не видели
уставов   образовательных  учреждений,  никто  заявителей  с  ними  не
знакомил  и  в  случае  необходимости  решения  вопросов,  связанных с
образованием ребенка, в ряде учреждений просто отказываются показывать
текст   устава.   Лишь  в  единичных  государственных  образовательных
учреждениях можно встретить извлечения из Конвенции о правах ребенка.
     Настоящим  подарком  всем  детям, каждой московской семье явилось
принятое  Правительством Москвы постановление от 21 ноября 2006 года N
928-ПП  "О Комплексной программе дополнительных мер по поддержке семей
с  детьми,  созданию  благоприятных  условий  развития  семейных  форм
воспитания и становления личности ребенка на 2007 год", в котором, как
и  в  законе, предусмотрена разработка программы правового просвещения
детей,  оказания  содействия  в применении ими своих прав и проведения
единого  Дня правовых знаний, посвященного принятию Конвенции о правах
ребенка.
     Следует  также  отметить, что если Конвенцию о правах ребенка при
желании можно приобрести в книготорговой сети города, то принятые в ее
развитие  и  крайне необходимые для всех специалистов, должностных лиц
органов  и  учреждений,  работающих  с детьми, Минимальные стандартные
правила   ООН,   касающиеся   отправления   правосудия   в   отношении
несовершеннолетних  ("Пекинские  правила"), и Руководящие принципы ООН
для  предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие
принципы,  принятые  в  Эр-Рияде)  в  книжных  магазинах города Москвы
отсутствуют.

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа