Фрагмент документа "О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ - ФИЛИАЛОВ ОАО "РЖД" И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ФИЛИАЛОВ ОАО "РЖД" СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, КОНТРОЛЯ ЗА ИХ КАЧЕСТВОМ, СОДЕРЖАНИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И УХОДА".
V. Осуществление контроля за качеством средств индивидуальной защиты 5.1. Проверка качества СИЗ, поставляемых в ОАО "РЖД", осуществляется на: - главных материальных складах железных дорог; - материальных складах отделений железных дорог; - материальных складах функциональных филиалов ОАО "РЖД"; - материальных складах структурных подразделений железных дорог и функциональных филиалов ОАО "РЖД". 5.2. При поступлении на материальный склад должна проверяться каждая партия СИЗ. Количество изделий, подлежащих проверке по качеству, зависит от объема поступающей партии (Приложение 6). На каждую поступившую партию продукции должен быть сертификат соответствия. Факт проверки изделий регистрируется в журнале (Приложение 7). Журнал должен быть прошит, страницы пронумерованы. На обложке журнала должны быть указаны дата начала его ведения и дата окончания его заполнения. 5.3. На материальных складах железных дорог, материальных складах отделений железных дорог, материальных складах функциональных филиалов ОАО "РЖД" проверка качества поступающих СИЗ должна осуществляться работниками материальных складов, для которых этот вид деятельности является основным. Указанные работники должны знать правила приемки СИЗ и быть специально обучены на курсах повышения квалификации при учебных заведениях. 5.4. На материальных складах структурных подразделений железных дорог и функциональных филиалов ОАО "РЖД" приемка СИЗ осуществляется комиссионно, под председательством главного инженера или руководителя структурного подразделения железной дороги или функционального филиала ОАО "РЖД", на которого возложены обязанности по обеспечению требований охраны труда. В состав комиссии включаются инженер по охране труда, специалисты, занимающиеся вопросами материально-технического обеспечения, и представители профсоюзного комитета. Состав комиссии утверждается начальником структурного подразделения железной дороги или функционального филиала ОАО "РЖД". 5.5. Для проверки качества СИЗ должно быть выделено помещение с рабочим местом, которое должно быть оборудовано в соответствии с требованиями, указанными в нормативно-технической документации по приемке и контролю качества спецодежды и спецобуви, поставляемых на предприятия железнодорожного транспорта, и укомплектовано каталогами и другими справочными пособиями по СИЗ. 5.6. Поступающие СИЗ проверяются на соответствие качества, количества и номенклатуре, указанной в договоре поставки (заявке на поставку), а также по типоразмерам, ростам и принадлежности к мужской и женской. Все принятые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, правильно оформленный товарный ярлык, и их качество должно отвечать требованиям ГОСТ, ТУ, ТО. 5.7. Проверка СИЗ должна проводиться в зависимости от его вида. 5.7.1. При приемке специальной одежды проверяются: - внешний вид; - комплектность; - правильность маркировки; - соответствие применяемых тканей, материалов и фурнитуры; - соответствие линейных размеров изделия, симметричности форм; - расположение парных деталей; - качество строчек и швов; - количество слоев утеплителя в пакете; - наличие эмблемы (знаков защиты) для специальной одежды различного назначения, если это предусмотрено требованиями железнодорожного транспорта. 5.7.2. При приемке специальной обуви проверяются: - внешний вид; - правильность маркировки; - соответствие применяемых материалов и фурнитуры; - соответствие линейных размеров; - парность обуви по размерам, форме, цвету; - качество крепления деталей обуви, качество внутренних деталей (задников, подносков); - наличие и качество крепления подкладки (наличие неразглаженных складок внутри обуви). 5.7.3. При приемке рукавиц и перчаток проверяются: - внешний вид; - правильность маркировки; - соответствие применяемых материалов; - соответствие размеров изделия; - качество строчек, швов, полимерных покрытий. 5.7.4. При приемке средств защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) проверяются: - комплектность поставки (наличие паспорта, инструкции по эксплуатации), правильность упаковки, ростовочный ассортимент лицевых частей СИЗОД; - наличие деформаций и механических повреждений лицевых частей, соединительных трубок, фильтрующих и других элементов, целостность клапанов входа и выхода; - соответствие маркировки фильтрующих элементов средств индивидуальной защиты указанным в заявке и срокам гарантированного хранения. 5.7.5. При приемке средств защиты глаз и лица проверяются: - комплектность поставки средств индивидуальной защиты (наличие паспорта и инструкции по эксплуатации); - наличие маркировки (условного обозначения) на очках, щитках и светофильтрах и соответствие ее нормативно-технической документации; - внешнее состояние СИЗ, очковых и смотровых стекол (отсутствие острых кромок, раковин, трещин, наплывов, сколов и других дефектов); - прочность закрепления очковых и смотровых стекол; - сроки гарантийного хранения. 5.7.6. При приемке средств защиты головы (каски) проверяются: - комплектность поставки изделия (наличие подшлемника, пелерины, паспорта и инструкции по эксплуатации); - наличие правильности маркировки (товарный знак завода-изготовителя, номер нормативно-технической документации, дата изготовления, размер каски); - внешний вид корпуса и внутренней оснастки (отсутствие трещин, вздутий и острых кромок, наличие покрытия из кожи на лобной части несущей ленты); - надежность и прочность фиксаций несущей ленты и подбородочного ремня по размерам. 5.7.7. При приемке предохранительных поясов и страховочных систем проверяются: - наличие маркировки, паспорта и инструкции по эксплуатации (маркировка должна включать: товарный знак завода-изготовителя, номер пояса, клеймо ОТК и дату изготовления); - внешнее состояние элементов предохранительного пояса или страховочной системы (отсутствие на тканевых деталях: надрывов, нарушений целостности швов, прорывов тканей в местах установки заклепок; на металлических деталях: трещин, раковин, заусенцев и нарушений антикоррозийного покрытия); - надежность работы пряжки и карабина (пояс должен расстегиваться и застегиваться без затруднений, раскрытие карабина должно происходить усилием одной руки только после нажатия предохранительного устройства). 5.7.8. При приемке средств защиты органа слуха (наушники) проверяются: - комплектность поставки, наличие паспорта, инструкции по эксплуатации, правильность упаковки, маркировки изделия; - наличие деформаций и механических повреждений частей наушников, отсутствие колющих и острых углов, возможность регулирования, гибкость оголовья. 5.7.9. При приемке дерматологических средств проверяются: - наличие и целостность тары и упаковки; - наличие инструкции по применению с указанием назначения, правил применения, условий хранения, срока годности средств; - состояние средств (однородность массы, отсутствие расслоения, комков и посторонних включений); - дата изготовления. 5.7.10. На основе соответствующих договоров с организациями при необходимости допускается проведение экспертизы материалов, из которых изготовлены СИЗ, на соответствие их требованиям ГОСТ, ОСТ, ТУ. 5.8. Заверенные копии сертификатов соответствия на СИЗ должны храниться на материальных складах железных дорог и функциональных филиалов ОАО "РЖД", их копии - на материальных складах отделений и структурных подразделений железной дороги или функционального филиала ОАО "РЖД". Товарный ярлык должен быть выполнен в твердом исполнении. На нем печатным шрифтом указывается нижеперечисленная информация, которая должна быть заверена печатью ОТК: - для специальной одежды - наименование изделия, его защитные свойства, рост, размер, дата выпуска, наименование технической документации, по которой оно было изготовлено, артикул ткани верха, состав ткани верха, название предприятия-изготовителя и его адрес, название поставщика и его адрес; - для специальной обуви - наименование обуви, ее защитные свойства, артикул, размер, полнота, дата выпуска, наименование технической документации, по которой она была изготовлена, название предприятия-изготовителя и его адрес, название поставщика и его адрес. 5.9. При выявлении несоответствия СИЗ по количеству, качеству, комплектности, номенклатуре, маркировке или при получении СИЗ без необходимых сопроводительных документов получатель в течение 24 часов направляет телеграфное извещение об этом факте в адрес поставщика (отправителя), структурного подразделения ОАО "РЖД", заключившего договор на поставку СИЗ, и председателя комиссии, указанной в пункте 5.13. В этом случае акт по унифицированной форме N М-7 (приложение 8 - не приводится), утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а, составляется с участием представителя поставщика (отправителя), а при его неявке по вызову - с участием представителя соответствующей инспекции по качеству, а при отсутствии такой инспекции - с участием представителя другого предприятия либо представителя общественности согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 (в редакции Постановлений Госарбитража СССР от 29.12.73 N 81, от 14.11.74 N 98 и с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.97 N 18). Если между получателем и поставщиком (отправителем) возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, получатель привлекает на основе соответствующего договора специалиста компетентной организации для оформления экспертного заключения по качеству СИЗ и причинам возникновения дефектов. К акту прилагаются следующие документы: - копия телеграммы о вызове представителя поставщика (отправителя) и ответа на нее; копия телеграммы в адрес подразделения, заключившего договор на поставку СИЗ; - копии сопроводительных документов (упаковочных листов, актов отгрузки, отгрузочных спецификаций и т.п.); - транспортный документ, содержащий отметку органов транспорта о выдаче груза в установленном законом порядке; - доверенность на имя представителя поставщика (отправителя), удостоверяющая его право на участие в приемке продукции по количеству и качеству, или удостоверение представителя независимой организации; - копия документов производителя (отправителя), удостоверяющих качество и комплектность СИЗ; - экспертное заключение и копия лицензии экспертной организации, если проведение экспертизы подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством; - акт отбора проб и заключение по результатам анализа отобранных проб; - копия документа об исправности примененных при приемке измерительных приборов и их проверке в установленном порядке (если измерительные приборы применялись при определении количества и качества продукции); - акт экспертизы запорно-пломбировочного устройства (если есть основания полагать, что повреждение СИЗ имело место в пути следования в результате неправомерных действий третьих лиц); - другие документы, могущие свидетельствовать о причинах несоответствия СИЗ установленным требованиям. Копии прилагаемых документов должны быть заверены печатью и подписью уполномоченного представителя получателя. 5.10. По результатам приемки получатели подготавливают претензионное письмо, в котором указывают: - наименование, марку, количество и стоимость СИЗ, не соответствующих требованиям качества и/или поставленных некомплектно; - фактические обстоятельства выявленных несоответствий; - требования, вытекающие по факту выявления соответствующих нарушений (требование о замене продукции ненадлежащего качества, уменьшении покупной цены, возмещении убытков, требование о восполнении недостачи и т.п.); - перечень прилагаемых документов. Претензионные документы подготавливаются не менее чем в трех экземплярах: первый экземпляр остается у получателя, второй и третий - заказной почтой направляются поставщику (отправителю) и подразделению ОАО "РЖД", заключившему договор на поставку СИЗ. 5.11. В случае установления факта поставки СИЗ ненадлежащего качества работу с поставщиком (отправителем) по устранению выявленных нарушений ведут Росжелдорснаб, железные дороги, отделения железных дорог или иные структурные подразделения ОАО "РЖД", заключившие договор на их поставку. Эти подразделения на основании предоставленных получателем претензионных материалов в установленном порядке обязаны потребовать от поставщика замены СИЗ и возмещения убытков либо заявить поставщику иные требования согласно нормам законодательства Российской Федерации и условиям заключенного договора поставки. 5.12. Службы материально-технического обеспечения при участии служб охраны труда железных дорог, служб (отделов) охраны труда функциональных филиалов ОАО "РЖД" ведут учет и анализ поступающих от структурных подразделений железных дорог и функциональных филиалов ОАО "РЖД" актов о неудовлетворительном качестве СИЗ и ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, направляют в Росжелдорснаб, Управление охраны труда и промышленной безопасности ОАО "РЖД" и ВНИИЖТ сводную справку о поставках СИЗ неудовлетворительного качества (приложение 9 - не приводится). 5.13. Контроль за эффективной организацией работ по обеспечению работников СИЗ, поступающими на главные материальные склады железных дорог, материальные склады отделений железных дорог и функциональных филиалов ОАО "РЖД", должен осуществляться специальной комиссией не реже одного раза в квартал. В состав комиссий должны входить специалисты службы (отдела) охраны труда, службы (отдела) материально-технического обеспечения, материального склада. Работа комиссии должна осуществляться под председательством работников службы охраны труда. Для участия в работе комиссии приглашаются представители профсоюзного комитета (Дорпрофсож, Терком профсоюза). Состав комиссий утверждает: - на железных дорогах и отделениях железных дорог - главный инженер; - в функциональных филиалах ОАО "РЖД" - заместитель руководителя, на которого возложено ведение вопросов охраны труда. Результаты работы комиссии оформляются актами. 5.14. Комиссия по контролю за эффективной организацией работ по обеспечению работников СИЗ должна, с выездом на место, проверять: 5.14.1. На главных материальных складах железных дорог, материальных складах отделений железных дорог и функциональных филиалов: - своевременность и качество проведения обучения работников, осуществляющих приемку СИЗ, и их квалификацию; - наличие необходимой нормативной документации и справочной литературы; - наличие образцов (эталонов) - только для главных материальных складов; - наличие заверенных копий сертификатов соответствия; - условия хранения СИЗ; - выполнение договоров на поставку СИЗ, в т.ч. соблюдение сроков поставки, соответствие поступающих СИЗ заявленной номенклатуре, маркам, типам, моделям, ростам и размерам для мужчин и женщин; - исполнение заявок структурных подразделений железных дорог и функциональных филиалов ОАО "РЖД" на приобретение СИЗ; - порядок ведения отчетной документации, в т.ч. Журнала регистрации результатов проверки качества специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (Приложение 7); - ведение систематического анализа поступления некачественных СИЗ и принимаемые меры для устранения подобных случаев; - порядок ведения претензионной работы и ее эффективность. 5.14.2. В структурных подразделениях железных дорог и функциональных филиалов ОАО "РЖД": - распорядительный документ о создании комиссии по проверке качества СИЗ; - наличие необходимой нормативной документации и справочной литературы; - наличие копий сертификатов соответствия; - порядок ведения Личных карточек учета выдачи СИЗ и соблюдение периодичности выдачи; - порядок составления заявок на приобретение СИЗ, соответствие их Нормам выдачи и фактическим условиям труда; - исполнение заявок на приобретение СИЗ, в т.ч. соблюдение сроков поставки, соответствие заявленной номенклатуре, маркам, типам, моделям, ростам и размерам для мужчин и женщин; - фактическое обеспечение работников СИЗ на рабочих местах в соответствии с условиями труда и сезонностью; - условия хранения СИЗ на складах и в санитарно-бытовых помещениях; - организацию ухода за СИЗ (химчистка, стирка, ремонт); - порядок ведения отчетной документации, в т.ч. Журнала регистрации результатов проверки качества специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (Приложение 7); - ведение систематического анализа поступления некачественных СИЗ и принимаемые меры для устранения подобных случаев. 5.15. Результаты проверок доводятся до сведения соответственно главного инженера железной дороги, отделения железной дороги, заместителя руководителя функционального филиала ОАО "РЖД", на которого возложено ведение вопросов охраны труда. По результатам проверок проводятся разборы и издаются распоряжения, направленные на улучшение обеспечения работников СИЗ. |
Фрагмент документа "О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ - ФИЛИАЛОВ ОАО "РЖД" И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ФИЛИАЛОВ ОАО "РЖД" СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, КОНТРОЛЯ ЗА ИХ КАЧЕСТВОМ, СОДЕРЖАНИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И УХОДА".