Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ".
Пояснительная записка к Городской среднесрочной программе по развитию материально-технической базы организаций детского здравоохранения Лечебно-профилактическими учреждениями Департамента здравоохранения города Москвы успешно выполнена программа "Здоровье детей" на 2003-2005 гг. В настоящее время реализуются мероприятия: - программы "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 гг." (подпрограмма "Целевая диспансеризация детей"), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19.04.2005 N 231-ПП "О реализации программы "Целевая диспансеризация населения г. Москвы на 2002-2004 гг." и о программе "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 гг."; - городской целевой программы "Столичное здравоохранение" на 2006-2007 гг. (подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка" и "Медицина в школе"), утвержденной постановлением от 07.03.2006 N 157-ПП "О Городской целевой программе развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" на 2006-2007 гг."; - постановления Правительства Москвы от 21.11.2006 N 928-ПП "О Комплексной программе дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания личности ребенка на 2007 год". В 2006 году введены в строй: хирургический корпус на 150 коек НИИ неотложной детской хирургии и травматологии; родильный дом на 180 коек в г. Зеленограде; медико-реабилитационный центр для слабовидящих детей (ул. Садовая-Самотечная, д. 16); детско-взрослая поликлиника на 320 пос./смену в Кожухово; детская поликлиника на 320 посещений в смену (Хорошевское шоссе; пристройка к поликлинике N 94, ул. Вишневая (СЗАО). Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года обозначена "самая острая проблема современной России - демография". По данным бюро медицинской статистики, численность детей и подростков, проживающих в Москве, по состоянию на 01.01.2007 составила 1743554 человека, или 6 процентов детского населения Российской Федерации (в РФ проживает 29 млн. детей). Количество детей-инвалидов составляет 24915 человек, т.е. 1,3 процента проживающих в Москве детей, в Российской Федерации 2,02 процента количества детей-инвалидов (в РФ всего 587 тыс. детей-инвалидов). За последние годы происходит увеличение рождаемости: с 73156 новорожденных в 2000 г. до 94055 в 2006 г.; снижается показатель младенческой смертности: в 2000 г. - 11,3 на 1000 родившихся живыми, в 2006 г. - 7,9 на 1000 родившихся живыми (в РФ - 11,0 на 1000 родившихся живыми). Без иногородних детей показатель младенческой смертности в Москве в 2006 г. составил 4,9 на 1000 родившихся живыми. За последние годы в лечебно-профилактических учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы на фоне увеличения рождаемости происходит снижение материнской смертности: с 21,9 на 100 тыс. живорожденных в 2004 г. до 18,2 на 100 тыс. живорожденных в 2006 г. По Российской Федерации материнская смертность составила соответственно: 31,9 на 100 тыс. живорожденных в 2003 году и 30,5 на 100 тыс. живорожденных в 2005 году. Одной из ключевых задач, стоящей перед органами здравоохранения города Москвы, является повышение качества оказания медицинской помощи. В этой связи с медико-социальных и экономических позиций логичными и обоснованными представляются мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, развитие первичной медико-санитарной помощи, профилактику и раннее выявление заболеваний, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Для решения поставленных задач по дальнейшему развитию медицинской службы детства и материнства наряду с организационными преобразованиями необходимо решить вопросы укрепления материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений. Принятые решения Правительства Москвы о выделении финансовых средств в 2007 году в рамках Комплексной программы дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год с целью укрепления материально-технической базы детских родовспомогательных учреждений требуют продолжения реализации Программы в 2008-2009 гг. ЛПУ стационарного типа являются важнейшим звеном городского здравоохранения, обладающим потенциалом современных медицинских технологий, позволяющим оказывать медицинскую помощь по всем профилям любой степени сложности и в значительной мере влияющим на состояние здоровья населения. Городские стационарные ЛПУ являются клинической базой ведущих НИИ и медицинских вузов, в них разрабатываются, внедряются в практику и применяются новейшие методы профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний. С конца 80-х годов развитие городской системы здравоохранения претерпело значительные изменения. Повышение эффективности использования коечного фонда и интенсивности лечебно-диагностического процесса позволило существенно приостановить рост коечного фонда. Несмотря на проводимую работу по развитию стационарной службы города, проблемы внедрения новейших медицинских технологий, создания комфортных условий для лечения и пребывания больных, работы медицинского персонала продолжают оставаться крайне актуальными. Масштабное строительство в 60-70-х годах "спальных" (коечных) корпусов привело, с одной стороны, к увеличению коечного фонда больниц, с другой - к снижению обеспеченности площадями диагностических и параклинических подразделений, что повлекло за собой снижение показателей обеспеченности их рабочими площадями и несоответствие современным санитарно-гигиеническим нормативам. Сложившаяся планировочная структура в Москве определила неравномерное размещение многопрофильных стационаров. В среднем по городу показатель обеспеченности детского населения составляет 34,84 койки на 10 тыс. детского населения. Среднее число работы койки для детского населения в 2004 году составило 220 дней, в 2005 году - 224 дня, в 2006 году - 222 дня; однако среднее число работы нейрохирургических коек в 2004 году - 263 дня, в 2005 году - 267, в 2006 году - 245; нефрологических в 2004 году - 255 дней, в 2005 году - 244 дня, в 2006 - соответственно 232 дня; нейротравматических в 2004 году - 274 дня, в 2005 году - 270 дней, в 2006 году - 253 дня; гематологических в 2004 году - 357 дней, в 2005 году - 356 дней, в 2006 году - 364 дня. Средняя длительность пребывания больного на койке в 2004 году составила 10,5 дня, в 2005 году - 10,1 дня, в 2006 году - 10,0, а на педиатрических - соответственно 17,1 и 16,5, 16,5 дня. По многопрофильным больницам для детского населения обеспеченность значительно выше среднегородского показателя в Центральном (285,03 койки на 10 тыс. детского населения), Восточном (82,70 койки на 10 тыс. детского населения) и Северо-Западном (43,30 койки на 10 тыс. детского населения) административных округах. Во всех остальных административных округах этот показатель значительно ниже среднегородского, а в Юго-Западном административном округе полностью отсутствуют койки многопрофильных больниц для детского населения. Неравномерность размещения ЛПУ по административным округам и, как следствие этого, разница в обеспеченности населения койками тех или иных профилей значительно затрудняет доступность стационарной общесоматической медицинской помощи для жителей ряда административных округов, особенно в быстро растущих районах массовой жилой застройки. Также это усложняет работу скорой и неотложной медицинской помощи и увеличивает время доставки ургентных больных в стационар. Таким образом, несмотря на наличие достаточной коечной мощности стационарных ЛПУ, дефицит рабочих площадей в них и крайне неравномерное размещение по территории города указывает на необходимость строительства новых стационарных ЛПУ. В настоящее время в системе городского здравоохранения имеется 20 стационарных учреждений для детского населения, 10 детских корпусов в составе 9 многопрофильных больниц для взрослого населения, 35 родовспомогательных учреждений. В указанных учреждениях наблюдается несоответствие набора отделений и площадей современным санитарно-техническим требованиям. Обеспеченность рабочими площадями палатных отделений и палат в корпусах учреждений родовспоможения и детства составляет менее 65%. Для улучшения оказания медицинской помощи детям и матерям необходимо провести комплексный капитальный ремонт детских отделений в ГКБ N 67 и ГКБ N 70, акушерских отделений в ГКБ N 15 им. О.М. Филатова, ГКБ N 20, ГКБ N 67. Для приведения площадей лечебных корпусов в соответствие с санитарными нормами и потребностями требуется реконструкция существующих корпусов или строительство новых. К таким объектам необходимо отнести реконструкцию неврологического корпуса Морозовской ДГКБ, реконструкцию существующего лечебного корпуса и строительство нового лабораторного корпуса Измайловской ДГКБ, строительство детской больницы, дома ребенка, детско-взрослой поликлиники в Юго-Западном административном округе. Для оказания стационарной медицинской помощи детям в городе функционирует 20 детских больниц на 8195 коек. В других стационарах дополнительно развернуто 996 коек для детей, в основном для оказания специализированной медицинской помощи для больных с инфекционными заболеваниями, туберкулезом, для недоношенных детей. Основную нагрузку по оказанию медицинской помощи детям несут 9 крупных детских больниц. К ним относятся такие больницы, как ДГКБ N 13 им. Н.Ф. Филатова, ДГКБ N 9 им. Г.Н. Сперанского, детская психоневрологическая больница N 18, Морозовская ДГКБ, детская психиатрическая больница N 6, Тушинская ДГБ, ДГКБ Святого Владимира, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Необходимо в первоочередном порядке начать строительство новых корпусов в ДГКБ N 13 им. Н.Ф. Филатова, в ДГКБ N 9 им. Г.Н. Сперанского, ДГКБ Святого Владимира, Измайловской ДГКБ, продолжить реконструкцию в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. С целью рационального использования площадей и улучшения работы специализированных отделений ДГКБ N 13 им. Н.Ф. Филатова необходимо перевести в новый корпус Центр амбулаторной хирургии, травматологический пункт и амбулаторную лабораторию, что позволит на освободившихся площадях в достойных условиях разместить такие уникальные отделения, как отделение микрохирургии, отделение ортопедии, отделение кардиохирургии, неонатальный центр. В связи с необходимостью дальнейшего развития медико-генетической службы необходима организация лаборатории цитогенетики и молекулярно-генетической диагностики, что позволит перейти на принципиально иной уровень диагностики и прогнозирования врожденно-наследственной патологии у детей. В ДГКБ N 9 им. Г.Н. Сперанского, обладающей такими уникальными отделениями, как ожоговый центр и нейроурология, строительство нового корпуса позволит разместить в современных боксах, отвечающих санитарно-гигиеническим правилам, инфекционные отделения для детей с сочетанными инфекционными заболеваниями. Амбулаторная медицинская помощь имеет целый ряд преимуществ, так как обеспечивает предупреждение, раннюю диагностику и своевременное лечение заболеваний, а также экономичнее стационарной помощи. Это определяет необходимость уделять большее внимание развитию сети первичной амбулаторно-поликлинической помощи. Общая мощность детских городских поликлиник составляет 47754 посещения в смену (при нормативе 221,46 посещения в смену на 10000 детского населения - норматив посещений на детское население составляет 43071 посещение в смену), в т.ч. в ЦАО - 2801, САО - 4020, СВАО - 4758, ВАО - 5600, ЮВАО - 6529, ЮАО - 7610 (8148), ЮЗАО - 5301, ЗАО - 5607, СЗАО - 3568, Зеленоградском АО - 1440. В период с 2003 по 2006 г. наблюдается увеличение фактического посещения в детских городских поликлиниках и приближение к плановому уровню посещений в смену. Так, в 2003 году фактических посещений было 31152, плановых - 47304; в 2004 году фактических - 38504, плановых - 48074; в 2005 году фактических - 42183, плановых - 48074; в 2006 фактических - 42183, плановых - 48074. Из 172 амбулаторно-поликлинических учреждений 99 учреждений, или 58%, имеют мощность 320 посещений в смену. Типовые поликлиники на 320 посещений строились в 80-е годы и все требуют проведения капитального ремонта. Несмотря на значительное общее количество детских ЛПУ, следует отметить, что 18 детских поликлиник и их филиалов и 14 детских стоматологических поликлиник размещены на первых этажах жилых домов, что ограничивает возможности развития материально-технической базы таких учреждений. Также 25 женских консультаций размещены в приспособленных помещениях жилых домов. В Москве функционируют 35 акушерских стационаров, в которых функционируют 6643 койки. Отделения совместного пребывания матери и ребенка функционируют в 19 учреждениях (54% от общего количества учреждений родовспоможения), однако количество коек всего 832. В родовспомогательных учреждениях койка для беременных и рожениц в 2004 году работала 175 дней, в 2005 году - 171 день, в 2006 году - 171 день. Однако в отделениях патологии беременных этот показатель соответственно составлял: 2004 год - 255 дней, 2005 год - 247 дней, 2006 год - 247 дней, а в гинекологических отделениях: 2004 год - 285 дней, 2005 год - 277 дней, 2006 год - 277 дней. За последние годы проведена определенная работа по улучшению санитарно-технического состояния и материального обеспечения акушерских стационаров. К I группе санитарного надзора относятся 10 учреждений (27%), к неблагополучной III группе по-прежнему относятся учреждения: родильный дом N 15, родильный дом N 18 (ЮВАО), родильное отделение ГКБ N 68 (ЮВАО), женская консультация N 43 (СВАО), Центр планирования семьи и репродукции N 2 (ЮАО), женская консультация родильного дома N 20 (ВАО). Занижены площади на 1 койку в родильных домах N 2, 10, 14, 15, 16, 18, 27, 25, 32, родильных отделениях ГКБ N 1, КИБ N 2, ТКБ N 7, ГКБ N 20, ГКБ N 67, ГКБ N 68. Требуют проведения капитального ремонта (реконструкции) 16 акушерских стационаров в целом или их отдельные структурные подразделения (родильные дома N 2, 3, 6, 10, 14, 15, 16, 18, 25, 27, ГКБ N 36, КИБ N 2, ГКБ N 15, ТКБ N 7, ГКБ 67). Оказание специализированной медицинской помощи новорожденным осуществляется в 14 учреждениях с общим коечным фондом 897 коек. По санитарно-техническому состоянию 262 учреждения II этапа выхаживания новорожденных относятся к I группе санитарного надзора, ко II группе - 64,3%, к III группе - 7,1%. Качественное оказание медицинских услуг детям и матерям во многом зависит от состояния материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, для улучшения которой необходимо своевременное проведение капитального и текущего ремонтов, реконструкции зданий. Однако ежегодный уровень финансирования на капитальный ремонт объектов здравоохранения значительно меньше потребности, что не дает возможности в полном объеме провести ремонтные работы в подведомственных учреждениях. Одной из острых проблем стоит улучшение условий проживания детей-сирот в домах ребенка. В основном данные учреждения находятся в зданиях 1930-1950-х годов постройки. В первую очередь требуется проведение капитального ремонта и реконструкции дома ребенка в Северном (дом ребенка N 5), Центральном (дом ребенка N 10) и Юго-Западном (дом ребенка N 12) административных округах, дома ребенка N 4 Восточного административного округа. Длительное время имеется потребность в строительстве новых домов ребенка на 100 мест. В связи с этим необходимо выделить площадку и финансовые средства для подготовки проектно-сметной документации на строительство. В системе Департамента здравоохранения развернуто 35 детских санаториев на 4142 койки, из них 13 загородных на 1770 койки. Из 4142 детского коечного фонда 42% предназначено для детей с заболеваниями органов дыхания, 19% - с психоневрологическими заболеваниями, 12% - с сердечно-сосудистой патологией, 11% - с заболеваниями почек, 2,5% - с поражениями опорно-двигательного аппарата, 2% - с глазной патологией. Ежегодно санаторную помощь получают 15 тысяч детей. Необходимо проектирование и строительство новых корпусов детских бронхолегочных санаториев: санаторий N 39 (Переделкино), санаторий N 24 (Котуар), а также выделение целевых финансовых средств на строительство новых корпусов детского кардиоревматологического санатория N 20 "Красная Пахра", детского санатория N 23. При выполнении данной Программы будут построены: новая детская больница на 450 коек, 2 дома ребенка, новые корпуса в детских больницах на 470 коек, новые корпуса в трех санаториях на 420 коек, будет проведен капитальный ремонт с реконструкцией 5 корпусов в больницах на 360 коек, два дома ребенка на 200 коек, реконструировать и капитально отремонтировать 32 детские поликлиники, 7 санаториев, 5 домов ребенка. Будет подготовлена проектно-сметная документация для проведения капитального ремонта в 2010 году и последующие годы. В то же время в современном мире медицинские технологии развиваются стремительно, что требует увеличения финансирования для модернизации медицинской техники и оборудования. Ежегодно Департамент здравоохранения при формировании бюджета заявляет потребность в ассигнованиях на приобретение медицинского оборудования и предметов длительного пользования. Однако, как правило, выделяется значительно меньше средств от общей потребности и проводить даже в минимальном объеме замену оборудования, выработавшего срок эксплуатации, оснащение корпусов после капитального ремонта и внедрять в лечебно-профилактических учреждениях новые разработки медицинского оборудования крайне затруднительно. В результате в настоящий момент более 60% медицинского оборудования, использующегося в учреждениях здравоохранения Москвы, выработало нормативный срок эксплуатации. Остро стоит проблема переоснащения парка рентгеновского оборудования, наркозно-дыхательного и другого оборудования. В текущем году за счет средств городской программы "Целевая диспансеризация населения Москвы" планируется поставка ЯМР-томографа, компьютерного томографа для детской городской больницы N 13 им. Н.Ф. Филатова. Однако для оказания медицинской помощи детям на должном уровне необходимо оснастить ЯМР и компьютерными томографами такие крупные стационары, как Морозовская ДГКБ, Тушинская ДГКБ, ДГКБ N 9 им. Г.Н. Сперанского, ДГКБ Святого Владимира, Измайловская ДГКБ, ДПНБ N 18, Центр планирования семьи и репродукции. Для своевременного круглосуточного проведения анализов крови как беременным, так и новорожденным детям необходимо оснастить родильные дома и акушерские отделения биохимическими и гематологическими анализаторами, оборудованием для оснащения самостоятельных родильных домов и акушерских отделений ИКБ N 1, ИКБ N 2, туберкулезной клинической больницы N 7. Остро стоит проблема переоснащения парка наркозно-дыхательного оборудования. Более 80% установленной в лечебно-профилактических учреждениях аппаратуры выработало нормативный срок эксплуатации. Учитывая ее высокую стоимость, переоснащение происходит в недостаточном объеме. Необходимо дооснащение аппаратурой отделений реанимации и интенсивной терапии детских городских больниц, отделений для новорожденных родильных домов и детских отделений городских больниц. Для улучшения медицинской помощи слабослышащим детям, повышения качества обследования детей с целью раннего выявления нарушений слуха необходимо дооснащение Детского сурдологического центра и детских городских поликлиник диагностическим оборудованием, в том числе аппаратами по раннему выявлению нарушений слуха у детей. Необходимо предусмотреть закупку для ДГКБ N 9 им. Г.Н. Сперанского рентгенодиагностического аппарата на 2 рабочих места, УЗИ-аппаратуры для реанимации ожогового центра, а также приобрести клинитроны современного образца для лечения детей в ожоговом центре. В настоящее время 127 женских консультаций обеспечены в основном УЗИ-аппаратами с малой разрешающей способностью. С целью улучшения качества наблюдения за беременными необходимо закупить современные УЗИ-аппараты экспертного класса, а также УЗИ-аппараты для базовых женских консультаций. Реализация Программы позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2010 году: - снижения показателя младенческой смертности до 4,4 на 1000 родившихся живыми (по РФ прогноз снижения аналогичного показателя к 2011 году составляет 9,8); - снижения показателя материнской смертности до 16 на 100 тыс. родившихся живыми (по РФ прогноз к 2011 году - 21); - снижения показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 7,3 на 1000 детей соответствующего года рождения (по РФ прогноз к 2011 году - 10,9); - увеличения доли детей 1-й группы здоровья до 39,0 процента от общего числа детей (по РФ прогноз к 2011 году - 37,5). |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ".