О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. Постановление. Правительство Москвы. 15.05.07 356-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Пояснительная записка
                 к Городской среднесрочной программе
               по развитию материально-технической базы
                 организаций детского здравоохранения

     Лечебно-профилактическими        учреждениями        Департамента
здравоохранения  города  Москвы  успешно выполнена программа "Здоровье
детей" на 2003-2005 гг. В настоящее время реализуются мероприятия:
     - программы   "Целевая   диспансеризация   населения   Москвы  на
2005-2007   гг."   (подпрограмма   "Целевая  диспансеризация  детей"),
утвержденной  постановлением  Правительства  Москвы  от  19.04.2005  N
231-ПП  "О  реализации программы "Целевая диспансеризация населения г.
Москвы  на  2002-2004  гг."  и  о  программе  "Целевая диспансеризация
населения Москвы на 2005-2007 гг.";
     - городской  целевой  программы  "Столичное  здравоохранение"  на
2006-2007  гг.  (подпрограммы  "Охрана  здоровья  матери  и ребенка" и
"Медицина  в  школе"),  утвержденной  постановлением  от  07.03.2006 N
157-ПП   "О   Городской  целевой  программе  развития  здравоохранения
"Столичное здравоохранение" на 2006-2007 гг.";
     - постановления  Правительства  Москвы  от 21.11.2006 N 928-ПП "О
Комплексной  программе дополнительных мер по поддержке семей с детьми,
созданию  благоприятных  условий  развития  семейных  форм  воспитания
личности ребенка на 2007 год".
     В 2006 году введены в строй: хирургический корпус на 150 коек НИИ
неотложной детской хирургии и травматологии; родильный дом на 180 коек
в г. Зеленограде; медико-реабилитационный центр для слабовидящих детей
(ул.  Садовая-Самотечная,  д.  16); детско-взрослая поликлиника на 320
пос./смену  в  Кожухово;  детская поликлиника на 320 посещений в смену
(Хорошевское  шоссе;  пристройка  к  поликлинике  N  94,  ул. Вишневая
(СЗАО).
     Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию
Российской  Федерации  10  мая  2006  года  обозначена  "самая  острая
проблема  современной России - демография". По данным бюро медицинской
статистики,  численность  детей и подростков, проживающих в Москве, по
состоянию  на  01.01.2007  составила 1743554 человека, или 6 процентов
детского  населения  Российской  Федерации  (в  РФ  проживает  29 млн.
детей).  Количество детей-инвалидов составляет 24915 человек, т.е. 1,3
процента  проживающих  в  Москве  детей,  в  Российской Федерации 2,02
процента   количества   детей-инвалидов   (в   РФ   всего   587   тыс.
детей-инвалидов). За последние годы происходит увеличение рождаемости:
с  73156  новорожденных  в  2000  г.  до  94055  в  2006 г.; снижается
показатель   младенческой  смертности:  в  2000  г.  -  11,3  на  1000
родившихся  живыми,  в 2006 г. - 7,9 на 1000 родившихся живыми (в РФ -
11,0  на  1000  родившихся  живыми).  Без иногородних детей показатель
младенческой  смертности  в  Москве  в  2006  г.  составил 4,9 на 1000
родившихся живыми.
     За   последние   годы   в   лечебно-профилактических  учреждениях
Департамента   здравоохранения   города   Москвы  на  фоне  увеличения
рождаемости  происходит снижение материнской смертности: с 21,9 на 100
тыс.  живорожденных в 2004 г. до 18,2 на 100 тыс. живорожденных в 2006
г.
     По   Российской   Федерации   материнская   смертность  составила
соответственно:  31,9  на 100 тыс. живорожденных в 2003 году и 30,5 на
100 тыс. живорожденных в 2005 году.
     Одной  из  ключевых задач, стоящей перед органами здравоохранения
города   Москвы,  является  повышение  качества  оказания  медицинской
помощи.  В  этой  связи  с  медико-социальных  и экономических позиций
логичными  и обоснованными представляются мероприятия, направленные на
укрепление  материально-технической базы лечебных учреждений, развитие
первичной  медико-санитарной  помощи,  профилактику и раннее выявление
заболеваний,  повышение  доступности  высокотехнологичной  медицинской
помощи.
     Для   решения   поставленных   задач   по   дальнейшему  развитию
медицинской  службы  детства  и  материнства наряду с организационными
преобразованиями      необходимо     решить     вопросы     укрепления
материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений.
Принятые решения Правительства Москвы о выделении финансовых средств в
2007  году  в  рамках  Комплексной  программы  дополнительных  мер  по
поддержке  семей  с  детьми,  созданию  благоприятных условий развития
семейных  форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год с
целью      укрепления     материально-технической     базы     детских
родовспомогательных    учреждений   требуют   продолжения   реализации
Программы  в  2008-2009  гг. ЛПУ стационарного типа являются важнейшим
звеном  городского здравоохранения, обладающим потенциалом современных
медицинских  технологий,  позволяющим  оказывать медицинскую помощь по
всем  профилям  любой степени сложности и в значительной мере влияющим
на состояние здоровья населения.
     Городские стационарные ЛПУ являются клинической базой ведущих НИИ
и  медицинских  вузов,  в них разрабатываются, внедряются в практику и
применяются   новейшие  методы  профилактики,  диагностики  и  лечения
различных заболеваний.
     С  конца  80-х  годов  развитие городской системы здравоохранения
претерпело    значительные    изменения.    Повышение    эффективности
использования  коечного фонда и интенсивности лечебно-диагностического
процесса  позволило  существенно  приостановить  рост  коечного фонда.
Несмотря  на проводимую работу по развитию стационарной службы города,
проблемы   внедрения   новейших   медицинских   технологий,   создания
комфортных   условий   для   лечения   и  пребывания  больных,  работы
медицинского   персонала  продолжают  оставаться  крайне  актуальными.
Масштабное строительство в 60-70-х годах "спальных" (коечных) корпусов
привело,  с  одной  стороны,  к  увеличению  коечного фонда больниц, с
другой   -  к  снижению  обеспеченности  площадями  диагностических  и
параклинических   подразделений,   что   повлекло  за  собой  снижение
показателей  обеспеченности  их  рабочими  площадями  и несоответствие
современным санитарно-гигиеническим нормативам.
     Сложившаяся   планировочная   структура   в   Москве   определила
неравномерное  размещение  многопрофильных  стационаров.  В среднем по
городу  показатель  обеспеченности детского населения составляет 34,84
койки  на  10  тыс. детского населения. Среднее число работы койки для
детского  населения  в 2004 году составило 220 дней, в 2005 году - 224
дня,   в   2006   году   -   222  дня;  однако  среднее  число  работы
нейрохирургических  коек  в  2004 году - 263 дня, в 2005 году - 267, в
2006 году - 245; нефрологических в 2004 году - 255 дней, в 2005 году -
244  дня,  в 2006 - соответственно 232 дня; нейротравматических в 2004
году  -  274  дня,  в  2005  году  -  270 дней, в 2006 году - 253 дня;
гематологических  в  2004  году  - 357 дней, в 2005 году - 356 дней, в
2006 году - 364 дня.
     Средняя  длительность  пребывания  больного  на койке в 2004 году
составила  10,5  дня, в 2005 году - 10,1 дня, в 2006 году - 10,0, а на
педиатрических - соответственно 17,1 и 16,5, 16,5 дня.
     По    многопрофильным    больницам    для    детского   населения
обеспеченность   значительно   выше   среднегородского   показателя  в
Центральном  (285,03  койки  на 10 тыс. детского населения), Восточном
(82,70  койки  на 10 тыс. детского населения) и Северо-Западном (43,30
койки на 10 тыс. детского населения) административных округах. Во всех
остальных  административных  округах  этот показатель значительно ниже
среднегородского,  а  в Юго-Западном административном округе полностью
отсутствуют койки многопрофильных больниц для детского населения.
     Неравномерность размещения ЛПУ по административным округам и, как
следствие  этого,  разница  в обеспеченности населения койками тех или
иных   профилей   значительно   затрудняет   доступность  стационарной
общесоматической  медицинской помощи для жителей ряда административных
округов,  особенно в быстро растущих районах массовой жилой застройки.
Также  это  усложняет  работу скорой и неотложной медицинской помощи и
увеличивает  время  доставки  ургентных  больных  в  стационар.  Таким
образом, несмотря на наличие достаточной коечной мощности стационарных
ЛПУ,  дефицит рабочих площадей в них и крайне неравномерное размещение
по  территории  города  указывает на необходимость строительства новых
стационарных ЛПУ.
     В настоящее время в системе городского здравоохранения имеется 20
стационарных  учреждений для детского населения, 10 детских корпусов в
составе   9   многопрофильных  больниц  для  взрослого  населения,  35
родовспомогательных  учреждений.  В  указанных учреждениях наблюдается
несоответствие     набора    отделений    и    площадей    современным
санитарно-техническим  требованиям.  Обеспеченность рабочими площадями
палатных  отделений  и  палат  в корпусах учреждений родовспоможения и
детства составляет менее 65%.
     Для   улучшения  оказания  медицинской  помощи  детям  и  матерям
необходимо провести комплексный капитальный ремонт детских отделений в
ГКБ  N  67  и  ГКБ  N  70,  акушерских  отделений  в ГКБ N 15 им. О.М.
Филатова, ГКБ N 20, ГКБ N 67.
     Для  приведения  площадей  лечебных  корпусов  в  соответствие  с
санитарными    нормами   и   потребностями   требуется   реконструкция
существующих  корпусов  или  строительство  новых.  К  таким  объектам
необходимо  отнести реконструкцию неврологического корпуса Морозовской
ДГКБ,  реконструкцию  существующего  лечебного корпуса и строительство
нового  лабораторного корпуса Измайловской ДГКБ, строительство детской
больницы,  дома  ребенка,  детско-взрослой  поликлиники в Юго-Западном
административном округе.
     Для  оказания  стационарной  медицинской  помощи  детям  в городе
функционирует  20  детских  больниц на 8195 коек. В других стационарах
дополнительно  развернуто  996 коек для детей, в основном для оказания
специализированной  медицинской  помощи  для  больных  с инфекционными
заболеваниями, туберкулезом, для недоношенных детей.
     Основную  нагрузку  по  оказанию медицинской помощи детям несут 9
крупных детских больниц. К ним относятся такие больницы, как ДГКБ N 13
им.   Н.Ф.   Филатова,   ДГКБ   N  9  им.  Г.Н.  Сперанского,  детская
психоневрологическая   больница   N   18,  Морозовская  ДГКБ,  детская
психиатрическая  больница  N 6, Тушинская ДГБ, ДГКБ Святого Владимира,
НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
     Необходимо  в  первоочередном  порядке начать строительство новых
корпусов  в  ДГКБ  N  13  им.  Н.Ф.  Филатова,  в  ДГКБ  N  9 им. Г.Н.
Сперанского,  ДГКБ  Святого  Владимира,  Измайловской ДГКБ, продолжить
реконструкцию в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
     С  целью  рационального использования площадей и улучшения работы
специализированных  отделений  ДГКБ  N 13 им. Н.Ф. Филатова необходимо
перевести    в    новый    корпус    Центр    амбулаторной   хирургии,
травматологический  пункт  и амбулаторную лабораторию, что позволит на
освободившихся   площадях   в   достойных  условиях  разместить  такие
уникальные   отделения,   как   отделение   микрохирургии,   отделение
ортопедии, отделение кардиохирургии, неонатальный центр.
     В связи с необходимостью дальнейшего развития медико-генетической
службы    необходима    организация    лаборатории    цитогенетики   и
молекулярно-генетической   диагностики,   что   позволит   перейти  на
принципиально    иной    уровень    диагностики    и   прогнозирования
врожденно-наследственной патологии у детей.
     В  ДГКБ  N  9 им. Г.Н. Сперанского, обладающей такими уникальными
отделениями,  как ожоговый центр и нейроурология, строительство нового
корпуса   позволит   разместить   в   современных  боксах,  отвечающих
санитарно-гигиеническим  правилам,  инфекционные отделения для детей с
сочетанными инфекционными заболеваниями.
     Амбулаторная  медицинская помощь имеет целый ряд преимуществ, так
как  обеспечивает  предупреждение,  раннюю диагностику и своевременное
лечение  заболеваний,  а  также  экономичнее  стационарной помощи. Это
определяет   необходимость  уделять  большее  внимание  развитию  сети
первичной амбулаторно-поликлинической помощи.
     Общая  мощность  детских  городских  поликлиник  составляет 47754
посещения  в  смену  (при  нормативе 221,46 посещения в смену на 10000
детского   населения   -   норматив  посещений  на  детское  население
составляет  43071 посещение в смену), в т.ч. в ЦАО - 2801, САО - 4020,
СВАО  - 4758, ВАО - 5600, ЮВАО - 6529, ЮАО - 7610 (8148), ЮЗАО - 5301,
ЗАО - 5607, СЗАО - 3568, Зеленоградском АО - 1440.
     В  период  с  2003 по 2006 г. наблюдается увеличение фактического
посещения  в  детских городских поликлиниках и приближение к плановому
уровню  посещений в смену. Так, в 2003 году фактических посещений было
31152,  плановых  - 47304; в 2004 году фактических - 38504, плановых -
48074;  в  2005  году  фактических  -  42183, плановых - 48074; в 2006
фактических - 42183, плановых - 48074.
     Из  172 амбулаторно-поликлинических учреждений 99 учреждений, или
58%,  имеют мощность 320 посещений в смену. Типовые поликлиники на 320
посещений  строились в 80-е годы и все требуют проведения капитального
ремонта.
     Несмотря  на  значительное  общее количество детских ЛПУ, следует
отметить,  что  18  детских  поликлиник  и  их  филиалов  и 14 детских
стоматологических  поликлиник  размещены на первых этажах жилых домов,
что  ограничивает  возможности  развития  материально-технической базы
таких   учреждений.   Также   25   женских  консультаций  размещены  в
приспособленных помещениях жилых домов.
     В  Москве  функционируют  35  акушерских  стационаров,  в которых
функционируют  6643  койки.  Отделения совместного пребывания матери и
ребенка  функционируют  в  19  учреждениях  (54%  от общего количества
учреждений  родовспоможения),  однако  количество  коек  всего  832. В
родовспомогательных  учреждениях койка для беременных и рожениц в 2004
году  работала  175  дней,  в  2005 году - 171 день, в 2006 году - 171
день.   Однако  в  отделениях  патологии  беременных  этот  показатель
соответственно  составлял:  2004  год - 255 дней, 2005 год - 247 дней,
2006  год  - 247 дней, а в гинекологических отделениях: 2004 год - 285
дней, 2005 год - 277 дней, 2006 год - 277 дней.
     За  последние  годы  проведена  определенная  работа по улучшению
санитарно-технического    состояния    и   материального   обеспечения
акушерских стационаров.
     К  I  группе санитарного надзора относятся 10 учреждений (27%), к
неблагополучной III группе по-прежнему относятся учреждения: родильный
дом  N  15,  родильный  дом  N 18 (ЮВАО), родильное отделение ГКБ N 68
(ЮВАО),  женская  консультация N 43 (СВАО), Центр планирования семьи и
репродукции  N  2  (ЮАО),  женская  консультация  родильного дома N 20
(ВАО).  Занижены площади на 1 койку в родильных домах N 2, 10, 14, 15,
16,  18,  27,  25, 32, родильных отделениях ГКБ N 1, КИБ N 2, ТКБ N 7,
ГКБ N 20, ГКБ N 67, ГКБ N 68.
     Требуют   проведения   капитального  ремонта  (реконструкции)  16
акушерских   стационаров   в   целом   или  их  отдельные  структурные
подразделения  (родильные  дома N 2, 3, 6, 10, 14, 15, 16, 18, 25, 27,
ГКБ N 36, КИБ N 2, ГКБ N 15, ТКБ N 7, ГКБ 67).
     Оказание   специализированной  медицинской  помощи  новорожденным
осуществляется в 14 учреждениях с общим коечным фондом 897 коек.
     По  санитарно-техническому  состоянию  262  учреждения  II  этапа
выхаживания новорожденных относятся к I группе санитарного надзора, ко
II группе - 64,3%, к III группе - 7,1%.
     Качественное оказание медицинских услуг детям и матерям во многом
зависит       от      состояния      материально-технической      базы
лечебно-профилактических  учреждений, для улучшения которой необходимо
своевременное    проведение    капитального   и   текущего   ремонтов,
реконструкции  зданий.  Однако  ежегодный  уровень  финансирования  на
капитальный   ремонт   объектов   здравоохранения  значительно  меньше
потребности,   что  не  дает  возможности  в  полном  объеме  провести
ремонтные работы в подведомственных учреждениях.
     Одной  из  острых  проблем  стоит  улучшение  условий  проживания
детей-сирот  в домах ребенка. В основном данные учреждения находятся в
зданиях  1930-1950-х  годов  постройки.  В  первую  очередь  требуется
проведение   капитального  ремонта  и  реконструкции  дома  ребенка  в
Северном  (дом  ребенка  N  5),  Центральном  (дом  ребенка  N  10)  и
Юго-Западном (дом ребенка N 12) административных округах, дома ребенка
N 4 Восточного административного округа.
     Длительное  время имеется потребность в строительстве новых домов
ребенка  на  100  мест.  В связи с этим необходимо выделить площадку и
финансовые  средства  для  подготовки проектно-сметной документации на
строительство.
     В  системе  Департамента  здравоохранения  развернуто  35 детских
санаториев  на 4142 койки, из них 13 загородных на 1770 койки. Из 4142
детского  коечного  фонда  42% предназначено для детей с заболеваниями
органов  дыхания, 19% - с психоневрологическими заболеваниями, 12% - с
сердечно-сосудистой  патологией, 11% - с заболеваниями почек, 2,5% - с
поражениями  опорно-двигательного аппарата, 2% - с глазной патологией.
Ежегодно санаторную помощь получают 15 тысяч детей.
     Необходимо  проектирование и строительство новых корпусов детских
бронхолегочных  санаториев:  санаторий N 39 (Переделкино), санаторий N
24   (Котуар),   а  также  выделение  целевых  финансовых  средств  на
строительство   новых   корпусов   детского   кардиоревматологического
санатория N 20 "Красная Пахра", детского санатория N 23.
     При  выполнении  данной  Программы будут построены: новая детская
больница  на  450  коек,  2  дома  ребенка,  новые  корпуса  в детских
больницах  на  470  коек, новые корпуса в трех санаториях на 420 коек,
будет  проведен  капитальный  ремонт  с  реконструкцией  5  корпусов в
больницах  на 360 коек, два дома ребенка на 200 коек, реконструировать
и  капитально  отремонтировать 32 детские поликлиники, 7 санаториев, 5
домов  ребенка.  Будет  подготовлена проектно-сметная документация для
проведения капитального ремонта в 2010 году и последующие годы.
     В   то   же  время  в  современном  мире  медицинские  технологии
развиваются  стремительно,  что  требует увеличения финансирования для
модернизации медицинской техники и оборудования.
     Ежегодно  Департамент  здравоохранения  при  формировании бюджета
заявляет  потребность  в  ассигнованиях  на  приобретение медицинского
оборудования и предметов длительного пользования. Однако, как правило,
выделяется значительно меньше средств от общей потребности и проводить
даже  в  минимальном  объеме  замену  оборудования, выработавшего срок
эксплуатации, оснащение корпусов после капитального ремонта и внедрять
в  лечебно-профилактических  учреждениях новые разработки медицинского
оборудования  крайне  затруднительно.  В результате в настоящий момент
более  60%  медицинского  оборудования,  использующегося в учреждениях
здравоохранения  Москвы,  выработало  нормативный  срок  эксплуатации.
Остро  стоит проблема переоснащения парка рентгеновского оборудования,
наркозно-дыхательного и другого оборудования.
     В  текущем  году  за  счет  средств  городской программы "Целевая
диспансеризация  населения Москвы" планируется поставка ЯМР-томографа,
компьютерного  томографа  для детской городской больницы N 13 им. Н.Ф.
Филатова.  Однако  для  оказания  медицинской  помощи детям на должном
уровне  необходимо  оснастить  ЯМР  и  компьютерными томографами такие
крупные стационары, как Морозовская ДГКБ, Тушинская ДГКБ, ДГКБ N 9 им.
Г.Н.  Сперанского,  ДГКБ  Святого Владимира, Измайловская ДГКБ, ДПНБ N
18,   Центр  планирования  семьи  и  репродукции.  Для  своевременного
круглосуточного  проведения  анализов  крови  как  беременным,  так  и
новорожденным  детям  необходимо оснастить родильные дома и акушерские
отделения    биохимическими    и    гематологическими   анализаторами,
оборудованием   для   оснащения   самостоятельных  родильных  домов  и
акушерских  отделений  ИКБ  N  1,  ИКБ  N 2, туберкулезной клинической
больницы N 7.
     Остро  стоит  проблема  переоснащения парка наркозно-дыхательного
оборудования.   Более  80%  установленной  в  лечебно-профилактических
учреждениях   аппаратуры  выработало  нормативный  срок  эксплуатации.
Учитывая    ее   высокую   стоимость,   переоснащение   происходит   в
недостаточном  объеме.  Необходимо  дооснащение  аппаратурой отделений
реанимации  и интенсивной терапии детских городских больниц, отделений
для  новорожденных  родильных  домов  и  детских  отделений  городских
больниц.
     Для  улучшения  медицинской помощи слабослышащим детям, повышения
качества  обследования детей с целью раннего выявления нарушений слуха
необходимо  дооснащение  Детского  сурдологического  центра  и детских
городских   поликлиник  диагностическим  оборудованием,  в  том  числе
аппаратами по раннему выявлению нарушений слуха у детей.
     Необходимо   предусмотреть   закупку   для  ДГКБ  N  9  им.  Г.Н.
Сперанского  рентгенодиагностического  аппарата  на  2  рабочих места,
УЗИ-аппаратуры  для  реанимации  ожогового  центра, а также приобрести
клинитроны современного образца для лечения детей в ожоговом центре. В
настоящее   время  127  женских  консультаций  обеспечены  в  основном
УЗИ-аппаратами  с  малой  разрешающей  способностью. С целью улучшения
качества  наблюдения  за  беременными  необходимо закупить современные
УЗИ-аппараты  экспертного  класса,  а  также  УЗИ-аппараты для базовых
женских консультаций.
     Реализация   Программы   позволит   продолжить  совершенствование
государственной  поддержки  службы  материнства  и  детства,  повысить
доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к
2010 году:
     - снижения  показателя  младенческой  смертности  до  4,4 на 1000
родившихся  живыми  (по  РФ прогноз снижения аналогичного показателя к
2011 году составляет 9,8);
     - снижения  показателя  материнской  смертности до 16 на 100 тыс.
родившихся живыми (по РФ прогноз к 2011 году - 21);
     - снижения  показателя  смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет
(включительно) до 7,3 на 1000 детей соответствующего года рождения (по
РФ прогноз к 2011 году - 10,9);
     - увеличения  доли  детей 1-й группы здоровья до 39,0 процента от
общего числа детей (по РФ прогноз к 2011 году - 37,5).

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа