ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ. Приказ. Федеральная регистрационная служба. 16.05.07 82

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

II. Особенности представления документов
          на государственную регистрацию прав на недвижимое
          имущество иностранных граждан, лиц без гражданства
                    и иностранных юридических лиц

     5.   Прием   документов   на   государственную  регистрацию  прав
осуществляется  в порядке, установленном Законом о регистрации прав, а
также    Методическими    рекомендациями    по    порядку   проведения
государственной  регистрации  прав  на недвижимое имущество и сделок с
ним,  утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от 1 июля 2002 г. N 184.
     6. В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о регистрации прав
вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о
правах  на  недвижимое  имущество  предъявляется  документ  об  уплате
государственной   пошлины.   Физическое   лицо  предъявляет  документ,
удостоверяющий  его  личность, а представитель физического лица, кроме
того,  нотариально  удостоверенную  доверенность,  подтверждающую  его
полномочия,  если  иное  не  установлено  федеральным  законом.  Лицо,
имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица,
предъявляет   документ,  удостоверяющий  его  личность,  учредительные
документы  юридического  лица  или  нотариально  удостоверенные  копии
учредительных    документов   юридического   лица,   а   представитель
юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия
действовать  от  имени  данного  юридического  лица,  или  нотариально
удостоверенную копию этого документа.
     7.  Если  заявителем  является иностранный гражданин или лицо без
гражданства,  рекомендуется  удостовериться в том, что он находится на
территории Российской Федерации законно.
     Законно  находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин
-  лицо,  имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на
временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным
законом  или  международным  договором Российской Федерации документы,
подтверждающие    право    иностранного   гражданина   на   пребывание
(проживание)  в  Российской  Федерации  (пункт  1  статьи  2  Закона о
правовом положении иностранцев).
     В  соответствии  со  статьей 24 Федерального закона от 15 августа
1996  г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую  Федерацию"  <1>  иностранные  граждане  могут  въезжать  в
Российскую  Федерацию  при  наличии визы по действительным документам,
удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом
качестве,   если   иное  не  предусмотрено  международными  договорами
Российской Федерации.
--------------------------------
     <1>  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1996, N 34,
ст.  4029;  1998,  N 30, ст. 3606; 1998, N 4, ст. 531; 1999, N 26, ст.
3175; 2003, N 2, ст. 159; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст.
2711; 2006, N 27, ст. 2877; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3420.

     Лица  без  гражданства  могут въезжать в Российскую Федерацию при
наличии  визы  по действительным документам, выданным соответствующими
органами  государства  их  проживания,  удостоверяющим  их  личность и
признаваемым  Российской  Федерацией  в  этом  качестве,  если иное не
предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
     Иностранные  граждане,  получившие вид на жительство в Российской
Федерации,  осуществляют  въезд  в  Российскую  Федерацию на основании
действительных  документов,  удостоверяющих их личность и признаваемых
Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.
     Лица  без  гражданства, получившие вид на жительство в Российской
Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию на основании вида
на жительство.
     8.  Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина
в  Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо
иной  документ,  установленный  федеральным законом или признаваемый в
соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве
документа,  удостоверяющего  личность иностранного гражданина (пункт 1
статьи 10 Закона о правовом положении иностранцев).
     9.  В  соответствии  с  пунктом  2  статьи  10  Закона о правовом
положении  иностранцев  документами, удостоверяющими личность лица без
гражданства в Российской Федерации, являются:
     1)  документ,  выданный иностранным государством и признаваемый в
соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве
документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
     2) разрешение на временное проживание;
     3) вид на жительство;
     4)   иные  документы,  предусмотренные  федеральным  законом  или
признаваемые  в  соответствии  с  международным  договором  Российской
Федерации  в  качестве  документов,  удостоверяющих  личность лица без
гражданства.
     10.  Согласно  статье  2  Конвенции  от  13  мая 1958 г. N 108 "О
национальных   удостоверениях   личности   моряков"  <1>  каждый  член
Международной  организации  труда, для которого данная Конвенция имеет
силу,  по  заявлению  любого  из  своих  граждан, являющегося моряком,
выдает ему удостоверение личности, соответствующее положениям статьи 4
данной   Конвенции.   Однако   если  выдача  таких  документов  особым
категориям  моряков  данной  страны  является невозможной, данный член
Международной  организации  труда  может  выдать  вместо  них паспорт,
подтверждающий,  что  его  владелец  является моряком, и такой паспорт
имеет  в  целях  данной  Конвенции  такую же силу, как и удостоверение
личности моряка.
--------------------------------
     <1>   Сборник  действующих  договоров,  соглашений  и  конвенций,
заключ. СССР, вып. XXVI, М., 1973.

     11.  Иностранные документы принимаются к рассмотрению при наличии
их   легализации,   если   иное   не  предусмотрено  законодательством
Российской   Федерации   или   положениями   международных  договоров,
отменяющих или упрощающих процедуру легализации.
     12.   Согласно   Конвенции,   отменяющей  требование  легализации
иностранных  официальных документов <1>, заключенной в Гааге 5 октября
1961 г. (далее - Конвенция), государства, подписавшие данную Конвенцию
и  присоединившиеся  к  ней,  отменили  требование дипломатической или
консульской  легализации  иностранных  официальных документов на своей
территории (Российская Федерация присоединилась к Конвенции 4 сентября
1991  года,  Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 31 мая
1992 года).
--------------------------------
     <1> Бюллетень международных договоров, 1993, N 6.

     Каждое  из договаривающихся государств освобождает от легализации
документы,  на  которые  распространяется  данная  Конвенция и которые
должны быть представлены на его территории (статья 2 Конвенции).
     В  соответствии  со  статьей  1  Конвенции в качестве официальных
документов,  на  которые  распространяется  действие данной Конвенции,
рассматриваются:
     1)   документы,   исходящие  от  органа  или  должностного  лица,
подчиняющихся  юрисдикции государства, включая документы, исходящие от
прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
     2) административные документы;
     3) нотариальные акты;
     4)  официальные  пометки, такие как: отметки о регистрации; визы,
подтверждающие  определенную  дату; заверения подписи на документе, не
засвидетельствованном у нотариуса.
     Конвенция не распространяется на:
     1)   документы,  совершенные  дипломатическими  или  консульскими
агентами;
     2)   административные   документы,  имеющие  прямое  отношение  к
коммерческой или таможенной операции.
     При    этом,    согласно   статье   3   Конвенции,   единственной
формальностью,   которая  может  быть  потребована  для  удостоверения
подлинности  подписи,  качества, в котором выступало лицо, подписавшее
документ,  и,  в  надлежащем  случае,  подлинности  печати или штампа,
которыми     скреплен    этот    документ,    является    проставление
предусмотренного  статьей  4  Конвенции  апостиля компетентным органом
государства, в котором этот документ был совершен.
     В   соответствии  с  Конвенцией  документы,  предназначенные  для
представления  в  официальные  органы государств - участниц Конвенции,
удостоверяются путем проставления апостиля.
     Рекомендуется   учитывать,  что  в  мировой  практике  существуют
различные способы проставления апостиля (приложение мастичных штампов,
использование  отдельных  бланков и др.). Допускаются и различные виды
скрепления  апостиля,  выполненного  на  отдельном листе, с документом
(при помощи ниток и лент, крепежных колец, скоб и др.)
     При  рассмотрении  иностранных  документов рекомендуется обращать
внимание  на  то,  что  фамилии  и  должности, указанные на документе,
должны соответствовать фамилии и должности, указанным на приложенном к
нему  апостилю,  а  также на недопустимость механических повреждений в
местах скрепления апостиля с документом.
     В  соответствии  со статьей 5 Конвенции апостиль проставляется по
ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа.
     Заполненный   надлежащим  образом,  он  удостоверяет  подлинность
подписи,  качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и,
в  надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен
этот документ.
     Подпись,  печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют
никакого заверения.
     13.   Легализация  иностранных  документов  может  быть  отменена
положениями  международных  договоров (соглашений), участницей которых
является Российская Федерация.
     Двусторонние  международные договоры об оказании правовой помощи,
участницей  которых является Российская Федерация, а также Конвенция о
правовой  помощи  и  правовых  отношениях  по  гражданским, семейным и
уголовным   делам,   подписанная   22   января   1993  года  в  Минске
государствами  - членами СНГ <1> (Конвенция ратифицирована Федеральным
Собранием  (Федеральный  закон  от  4  августа  1994  года  N 16-ФЗ "О
ратификации  Конвенции  о  правовой  помощи  и  правовых отношениях по
гражданским,  семейным  и  уголовным делам" <2>), Конвенция вступила в
силу  для  Российской  Федерации  10  декабря  1994  года), определяют
порядок,   в   соответствии   с  которым  документы,  изготовленные  и
засвидетельствованные    учреждениями    или    специально    на    то
уполномоченными  лицами  в  пределах их компетенции и по установленной
форме,  принимаются  на территории Российской Федерации без какой-либо
легализации.
--------------------------------
     <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 24.04.1995, N
17, ст. 1472.
     <2>  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1994, N 15,
ст. 1684.

     14.  Документ, составленный на иностранном языке, предоставляется
в территориальные органы Росрегистрации с приложенным к нему переводом
на русский язык. Свидетельствование верности перевода осуществляется в
порядке,  предусмотренном статьей 81 Основ законодательства Российской
Федерации  о  нотариате  от 11 февраля 1993 года N 4462-1 <1> (далее -
Основы).
--------------------------------
     <1> Российская газета, N 49, 13.03.1993.

     Рекомендуется  учитывать  также, что статьей 45 Основ установлены
требования  к  документам,  представляемым для совершения нотариальных
действий.  В  соответствии  с  указанной  статьей  не  принимаются для
совершения  нотариальных  действий  документы,  имеющие подчистки либо
приписки,  зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также
документы,   исполненные   карандашом.  В  документе,  объем  которого
превышает  один  лист,  листы  должны  быть  прошиты,  пронумерованы и
скреплены печатью.
     В  соответствии  с  указанными  требованиями, перевод прошивается
вместе  с  оригиналом  документа  и  скрепляется  подписью  и  печатью
нотариуса или консула Российской Федерации.
     15.   При   осуществлении  государственной  регистрации  прав  на
недвижимое  имущество  иностранных  граждан,  лиц  без  гражданства  и
иностранных   юридических   лиц   рекомендуется   учитывать  следующие
положения Гражданского кодекса:
     1) гражданская правоспособность физического лица определяется его
личным  законом.  При этом иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются   в   Российской  Федерации  гражданской  правоспособностью
наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом
(статья 1196 Гражданского кодекса);
     2)   в   соответствии   со   статьей  1197  Гражданского  кодекса
гражданская  дееспособность  физического  лица определяется его личным
законом.
     Физическое  лицо,  не  обладающее  гражданской дееспособностью по
своему  личному  закону,  не  вправе  ссылаться  на  отсутствие у него
дееспособности,   если   оно  является  дееспособным  по  праву  места
совершения  сделки,  за исключением случаев, когда будет доказано, что
другая  сторона  знала  или  заведомо  должна была знать об отсутствии
дееспособности.
     Признание  в Российской Федерации физического лица недееспособным
или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву;
     3)    опека    или    попечительство   над   несовершеннолетними,
недееспособными  или  ограниченными в дееспособности совершеннолетними
лицами   устанавливается  и  отменяется  по  личному  закону  лица,  в
отношении   которого   устанавливается   либо   отменяется  опека  или
попечительство (статья 1199 Гражданского кодекса);
     4)  согласно  статье  1202  Гражданского  кодекса  личным законом
юридического  лица  считается  право страны, где учреждено юридическое
лицо.
     На  основе  личного  закона  юридического  лица  определяются,  в
частности:
     - статус организации в качестве юридического лица;
     - организационно-правовая форма юридического лица;
     - требования к наименованию юридического лица;
     - вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,
в том числе вопросы правопреемства;
     - содержание правоспособности юридического лица;
     - порядок  приобретения  юридическим  лицом  гражданских  прав  и
принятия на себя гражданских обязанностей;
     - внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с
его участниками;
     - способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
     Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его
органа  или  представителя  на  совершение  сделки,  неизвестное праву
страны,  в  которой орган или представитель юридического лица совершил
сделку,  за  исключением  случаев,  когда  будет  доказано, что другая
сторона  в  сделке  знала  или заведомо должна была знать об указанном
ограничении;
     5)  в  соответствии  со  статьей 1203 Гражданского кодекса личным
законом  иностранной  организации,  не являющейся юридическим лицом по
иностранному  праву,  считается  право  страны,  где  эта  организация
учреждена.
     К   деятельности  такой  организации,  если  применимым  является
российское  право,  соответственно  применяются  правила  Гражданского
кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не
вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.
     16.  При  приеме учредительных документов иностранных юридических
лиц    рекомендуется    истребовать   предъявления   перевода   текста
учредительных документов на русский язык с нотариальным удостоверением
подлинности подписи переводчика, осуществившего перевод.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа