СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА МИРНЫЕ СОБРАНИЯ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. --.--.--

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА МИРНЫЕ СОБРАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Закон сильнее власти

     Доклад   подготовлен   в  соответствии  с  пунктом  2  статьи  33
Федерального  конституционного  закона  "Об  Уполномоченном  по правам
человека  в  Российской  Федерации" и направлен в Государственную Думу
Российской   Федерации.   Он  охватывает  круг  проблем,  связанных  с
реализацией   гражданами   страны  своего  конституционного  права  на
проведение   мирных   собраний,   митингов,  демонстраций,  шествий  и
пикетирований.
     Вызвавшие  большой  общественный  резонанс  события  на  улицах и
площадях  ряда  крупнейших городов нашей страны в первой половине 2007
года  с  особой  силой  высветили  системную  проблему  реализации  на
практике  права  граждан  собираться  мирно  и  без  оружия,  как  это
предусмотрено  статьей  31  Конституции  Российской Федерации. Вопреки
широко  распространенному  мнению эта проблема, как представляется, не
имеет  четко  сфокусированной  политической модальности. "Под раздачу"
правоохранителей  с  дубинами,  стремящихся  не  допустить  проведения
публичного   мероприятия,   попадают   порой   не  только  радикальные
оппозиционеры,  но  и  пенсионеры,  протестующие против так называемой
"монетизации"  льгот,  и  футбольные  болельщики,  и  просто случайные
прохожие.  По  сообщениям  СМИ,  инцидент  такого  рода  произошел,  в
частности,   и  в  подмосковном  городе  Химки,  где  22  апреля  с.г.
сотрудники ОМОНа весьма жестко (чтобы не сказать - жестоко) обошлись с
участниками   митинга   против   демонтажа  памятника  героям  Великой
Отечественной  войны  и  эксгумации  их  могил по распоряжению местных
властей.
     Дежурно    отрицая    факты    неадекватного   применения   силы,
представители  МВД  и  других  органов  власти  обычно  объясняют свои
действия  необходимостью  пресечения  неких  "несанкционированных" или
"несогласованных"  манифестаций.  Подобная  позиция  в  лучшем  случае
указывает   на   весьма  субъективное  понимание  должностными  лицами
положений   статьи   31  Конституции  Российской  Федерации,  а  также
Федерального  закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетированиях" от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
     При   подготовке   доклада   использованы   сведения,  полученные
Уполномоченным  от  государственных  органов,  от  неправительственных
организаций,  из средств массовой информации, а также из находящихся у
него на рассмотрении обращений и жалоб граждан Российской Федерации. В
соответствии  с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном
по  правам  человека в Российской Федерации" доклад концентрируется на
правовых  и  правоприменительных сторонах указанной проблемы, оставляя
"за кадром" ее чисто политические аспекты.
     Свобода   мирных  собраний,  митингов,  демонстраций,  шествий  и
пикетирований  -  неотъемлемый  и  основополагающий  элемент правового
статуса   гражданина   любого   демократического   государства.  Целью
перечисленных   выше   публичных  мероприятий  является  доведение  до
сведения  органов  государственной  власти  и  всего  общества в целом
коллективного согласия или несогласия с внутренней и внешней политикой
государства,  с  действиями его отдельных органов и должностных лиц, а
также  с  позицией  или действиями каких-либо общественно-политических
сил.  Таким  образом,  обеспечение  свободы  мирных  собраний  следует
рассматривать  как важную гарантию участия граждан в управлении делами
демократического  государства.  Ограничение этой свободы иначе, нежели
на основе разумных, понятных всем гражданам и универсально применяемых
законов - есть отступление от базовых принципов конституционного строя
демократического   государства,  угроза  его  подлинной  стабильности.
Вместе  с  тем  нельзя,  конечно,  не  сказать  и о том, что ничуть не
меньшей  угрозой  стабильности  демократического  государства  и всего
общества  является  злоупотребление  свободой  мирных  собраний  и,  в
частности,   использование   ее   для  выдвижения  антиконституционных
экстремистских лозунгов, для провоцирования общественных беспорядков и
иного посягательства на права и интересы граждан.

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА МИРНЫЕ СОБРАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа