ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ. Решение. Экономический совет Содружества Независимых Государств. 11.03.05

Фрагмент документа "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОТЕНЦИАЛ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
      И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫМ
                 МЕТОДОМ НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

     Энергосбережение  в  большинстве государств Содружества считается
одним   из   высших   приоритетов   энергетической   политики,  причем
актуальность   масштабного   повышения   эффективности   использования
топливно-энергетических  ресурсов  во  всех  без  исключения  секторах
экономики этих государств с каждым годом становится все выше.
     В     настоящее     время    уровень    энергоемкости    ВВП    в
государствах-участниках  СНГ  в  2  -  3  раза  выше,  чем  в  ведущих
зарубежных странах.
     Экспертная  оценка  показывает,  что  потенциал  энергосбережения
государств-участников  СНГ  в  настоящее время оценивается в 600 - 650
млн.  т  условного  топлива  (т.у.т),  что  составляет  более половины
годового   энергопотребления   государств   Содружества.   Из   общего
потенциала   энергосбережения   государств   Содружества   на  отрасли
топливно-энергетического   комплекса   и   промышленности   приходится
примерно  по  одной  трети, жилищно-коммунальное хозяйство - 20 - 25%,
транспорт - 7 - 8%, сельское хозяйство - 6 - 7%.
     По государствам Содружества он распределен следующим образом:
     Российская Федерация - 400 - 435 млн. т.у.т;
     Украина - 140 - 150 млн. т.у.т (от уровня 1990 года);
     Республика Казахстан - 46 млн. т.у.т;
     Республика Беларусь - 9,65 млн. т.у.т;
     Республика Молдова - 3 млн. т.у.т;
     Республика Таджикистан - около 2 млн. т.у.т;
     другие государства - на уровне 1 млн. т.у.т.
     Реализация    в   полной   мере   энергосберегающего   потенциала
государств-участников   СНГ,   учитывая   экономию  на  инвестициях  в
расширение  производственной базы ТЭК (включая геологоразведку, добычу
топлива,   его   транспортировку   и   преобразование),  использование
ископаемых  видов  топлива,  затраты на приобретение энергоносителей и
продукции энергетического машиностроения, а также снижение негативного
воздействия   энергетики  на  окружающую  среду,  позволит  достигнуть
государствам  Содружества  суммарного экономического эффекта в размере
65 - 70 млрд. долл. в год.
     Возможный     экономический    эффект    за    счет    проведения
энергосберегающих мероприятий может составить:
     Республика Армения - 19,5 млн. долл. в год;
     Республика Беларусь - 1,2 - 1,5 млрд. долл. в 2015 году;
     Грузия - 15 - 20 млн. долл. в год;
     Кыргызская Республика - 15 млн. долл. в год;
     Республика Молдова - 25 - 40 млн. долл.;
     Российская Федерация - 35 - 40 млрд. долл. в 2010 году;
     Республика Таджикистан - 43 млн. долл.;
     Украина - 20 - 30 млрд. долл. суммарно к 2010 году.
     Поэтому  проведение  целенаправленной  энергосберегающей политики
независимо  от уровня ресурсной обеспеченности топливно-энергетических
комплексов   государств   Содружества   является   одним   из  главных
необходимых  условий  обеспечения  устойчивого  развития  энергетики и
экономики  в  целом  и  важнейшим  фактором повышения энергетической и
экономической безопасности государств-участников СНГ.
     Для   стран   с  ограниченными  запасами  топливно-энергетических
ресурсов  энергосбережение  является  наиболее  реальной  возможностью
снижения  финансового  бремени,  связанного  с затратами на их импорт,
повышения   уровня  надежности  и  бесперебойности  энергоснабжения  и
снижения    экономической    и    геополитической    зависимости    от
стран-экспортеров энергоресурсов.
     Для  энергоизбыточных стран, располагающих значительными запасами
топливно-энергетических ресурсов, энергосбережение - важнейший фактор,
способствующий   расширению   экспортного  потенциала  их  энергетики,
повышению  их  геополитического  влияния  в  регионе  и  мире, а также
фактор,    обеспечивающий   экономически   приемлемое   удовлетворение
внутренних    энергетических    потребностей    в   условиях   активно
развивающейся экономики.
     И  для  тех  и  для  других  государств  серьезными  проблемами в
последние  годы  являются  резкое увеличение затрат на энергоснабжение
объектов  жилищно-коммунального хозяйства, а также рост энергетической
составляющей  в  структуре  себестоимости выпускаемой ими промышленной
продукции  и  предоставляемых  услуг,  что  снижает  их  экономическую
конкурентоспособность  как  на  внешнем,  так  и на внутреннем рынках.
Актуальность  этой  проблемы  особенно возрастает в свете ожидающегося
вступления государств-участников СНГ в ВТО.
     На  уровне  как  отдельных  государств-участников  СНГ,  так и на
региональном и глобальном уровнях все больше обостряются экологические
проблемы,  связанные с использованием топливно-энергетических ресурсов
на  всех  стадиях  - от добычи первичного топлива на месторождениях до
потребления  подведенных  энергоносителей  конечными  потребителями. В
этой  связи  энергосбережение - наиболее реальная и одновременно самая
экономически   доступная  возможность  снижения  негативного  влияния,
оказываемого  энергопотреблением (прежде всего сжиганием органического
топлива) на окружающую среду для государств Содружества.
     Большой    вклад    в   решение   проблемы   энергосбережения   в
государствах-участниках    СНГ    может    внести   их   международное
сотрудничество по созданию энергосберегающей экономики.
     Общая   заинтересованность   государств-участников   СНГ  в  деле
повышения    эффективности    использования    топливно-энергетических
ресурсов,  а  также  необходимость  преодоления общих барьеров на пути
развития  энергосбережения как свидетельствует опыт зарубежных стран и
организаций  в сфере сотрудничества в области энергосбережения, (можно
отметить    сотрудничество    в    рамках    Европейского    Союза   и
Азиатско-Тихоокеанского   региона),  создают  реальные  предпосылки  к
развитию  и  укреплению  сотрудничества в рамках СНГ, направленного на
достижение  прогресса в сфере энергосбережения как на уровне отдельных
государств, так и Содружества в целом.

Фрагмент документа "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа