Фрагмент документа "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ".
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОТЕНЦИАЛ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ Энергосбережение в большинстве государств Содружества считается одним из высших приоритетов энергетической политики, причем актуальность масштабного повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов во всех без исключения секторах экономики этих государств с каждым годом становится все выше. В настоящее время уровень энергоемкости ВВП в государствах-участниках СНГ в 2 - 3 раза выше, чем в ведущих зарубежных странах. Экспертная оценка показывает, что потенциал энергосбережения государств-участников СНГ в настоящее время оценивается в 600 - 650 млн. т условного топлива (т.у.т), что составляет более половины годового энергопотребления государств Содружества. Из общего потенциала энергосбережения государств Содружества на отрасли топливно-энергетического комплекса и промышленности приходится примерно по одной трети, жилищно-коммунальное хозяйство - 20 - 25%, транспорт - 7 - 8%, сельское хозяйство - 6 - 7%. По государствам Содружества он распределен следующим образом: Российская Федерация - 400 - 435 млн. т.у.т; Украина - 140 - 150 млн. т.у.т (от уровня 1990 года); Республика Казахстан - 46 млн. т.у.т; Республика Беларусь - 9,65 млн. т.у.т; Республика Молдова - 3 млн. т.у.т; Республика Таджикистан - около 2 млн. т.у.т; другие государства - на уровне 1 млн. т.у.т. Реализация в полной мере энергосберегающего потенциала государств-участников СНГ, учитывая экономию на инвестициях в расширение производственной базы ТЭК (включая геологоразведку, добычу топлива, его транспортировку и преобразование), использование ископаемых видов топлива, затраты на приобретение энергоносителей и продукции энергетического машиностроения, а также снижение негативного воздействия энергетики на окружающую среду, позволит достигнуть государствам Содружества суммарного экономического эффекта в размере 65 - 70 млрд. долл. в год. Возможный экономический эффект за счет проведения энергосберегающих мероприятий может составить: Республика Армения - 19,5 млн. долл. в год; Республика Беларусь - 1,2 - 1,5 млрд. долл. в 2015 году; Грузия - 15 - 20 млн. долл. в год; Кыргызская Республика - 15 млн. долл. в год; Республика Молдова - 25 - 40 млн. долл.; Российская Федерация - 35 - 40 млрд. долл. в 2010 году; Республика Таджикистан - 43 млн. долл.; Украина - 20 - 30 млрд. долл. суммарно к 2010 году. Поэтому проведение целенаправленной энергосберегающей политики независимо от уровня ресурсной обеспеченности топливно-энергетических комплексов государств Содружества является одним из главных необходимых условий обеспечения устойчивого развития энергетики и экономики в целом и важнейшим фактором повышения энергетической и экономической безопасности государств-участников СНГ. Для стран с ограниченными запасами топливно-энергетических ресурсов энергосбережение является наиболее реальной возможностью снижения финансового бремени, связанного с затратами на их импорт, повышения уровня надежности и бесперебойности энергоснабжения и снижения экономической и геополитической зависимости от стран-экспортеров энергоресурсов. Для энергоизбыточных стран, располагающих значительными запасами топливно-энергетических ресурсов, энергосбережение - важнейший фактор, способствующий расширению экспортного потенциала их энергетики, повышению их геополитического влияния в регионе и мире, а также фактор, обеспечивающий экономически приемлемое удовлетворение внутренних энергетических потребностей в условиях активно развивающейся экономики. И для тех и для других государств серьезными проблемами в последние годы являются резкое увеличение затрат на энергоснабжение объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также рост энергетической составляющей в структуре себестоимости выпускаемой ими промышленной продукции и предоставляемых услуг, что снижает их экономическую конкурентоспособность как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Актуальность этой проблемы особенно возрастает в свете ожидающегося вступления государств-участников СНГ в ВТО. На уровне как отдельных государств-участников СНГ, так и на региональном и глобальном уровнях все больше обостряются экологические проблемы, связанные с использованием топливно-энергетических ресурсов на всех стадиях - от добычи первичного топлива на месторождениях до потребления подведенных энергоносителей конечными потребителями. В этой связи энергосбережение - наиболее реальная и одновременно самая экономически доступная возможность снижения негативного влияния, оказываемого энергопотреблением (прежде всего сжиганием органического топлива) на окружающую среду для государств Содружества. Большой вклад в решение проблемы энергосбережения в государствах-участниках СНГ может внести их международное сотрудничество по созданию энергосберегающей экономики. Общая заинтересованность государств-участников СНГ в деле повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а также необходимость преодоления общих барьеров на пути развития энергосбережения как свидетельствует опыт зарубежных стран и организаций в сфере сотрудничества в области энергосбережения, (можно отметить сотрудничество в рамках Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона), создают реальные предпосылки к развитию и укреплению сотрудничества в рамках СНГ, направленного на достижение прогресса в сфере энергосбережения как на уровне отдельных государств, так и Содружества в целом. |
Фрагмент документа "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ".