Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ".
III. Порядок разработки Схем 18. При разработке Схем выделяются следующие этапы выполнения работ: 1) Сбор, первичная обработка и анализ исходной информации. 2) Выявление и ранжирование по степени значимости проблем: использования и охраны водных объектов; наличия водных ресурсов, их доступности для использования; возможных негативных воздействий вод. 3) Формулирование основных целей, оценка их достижимости в течение планируемого периода реализации Схемы, установление целевых показателей. 4) Определение возможных наборов (вариантов) мероприятий по поэтапному достижению установленных целевых показателей. 5) Социально-экономическая оценка реализации возможных наборов мероприятий. 6) Выбор набора мероприятий для реализации, окончательное определение положений Схемы, этапов ее реализации, индикаторов достижения целевых показателей и программы мониторинга хода реализации Схемы. 19. На первом этапе осуществляется сбор, первичная обработка и анализ исходной информации, необходимой для выявления и анализа проблем управления водными ресурсами в рассматриваемом речном бассейне, сбор иной описательной и оценочной информации характеристик и проблем речного бассейна. 19.1. На территории речного бассейна, для которого разрабатывается Схема, выделяется (идентифицируется) конечное число природных и искусственных водных объектов, для которых выполняются оценки антропогенных нагрузок и возможных ущербов от негативного воздействия вод. 19.2. В целях проведения оценки текущего состояния водных объектов, основных природных факторов, влияющих на это состояние, наличия и доступности водных ресурсов для использования, вероятности наступления природных событий, вызывающих наводнения, засухи и другие виды вредного воздействия вод, осуществляется сбор физико-географической, гидрологической, гидрогеологической и гидрометеорологической информации по водосбору и водным объектам рассматриваемого речного бассейна, включая: - характеристики рельефа и ландшафтов речного бассейна (картографические материалы, густота речной сети, лесистость, озерность, заболоченность, типы почв и др.); - гидрологическую и гидрогеологическую изученность речного бассейна (существующая сеть наблюдений, существовавшие ранее посты наблюдений, наблюдаемые параметры, частота и периоды наблюдений и т.д.); - основные гидрологические и морфометрические (для поверхностных водных объектов), и гидрогеологические (для подземных водных объектов) характеристики; - гидрохимические и гидробиологические характеристики водных объектов; - гидрометеорологические (климатические) характеристики (осадки, испарение, температуры и т.д.). 19.3. Источниками физико-географической, гидрологической, гидрогеологической и гидрометеорологической информации по водосбору и водным объектам рассматриваемого речного бассейна являются: - государственный водный реестр; - государственный водный кадастр; - государственный земельный кадастр; - государственный кадастр водных биологических ресурсов; - банк данных мониторинга водных объектов по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации; - банк данных мониторинга подземных водных объектов (в случае отсутствия данной информации в банке данных мониторинга водных объектов); - единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (в части данных о состоянии водных объектов); - федеральный и региональные картографо-геодезические фонды Российской Федерации; - данные по текущему состоянию государственной наблюдательной сети; - данные по текущему состоянию ведомственной опорной наблюдательной сети, предназначенной для ведения мониторинга подземных вод с учетом государственного мониторинга состояния недр; - результаты ранее проведенных изыскательских и научно-исследовательских работ по изучению водосборной территории и водных объектов рассматриваемого речного бассейна. 19.4. В целях оценки антропогенной нагрузки, выявления причин и источников загрязнения водных объектов в результате хозяйственной деятельности, разработки целевых показателей качества воды в водных объектах и мероприятий по их достижению осуществляется сбор информации по хозяйственному освоению водосбора, забору свежей воды из водных объектов и сбросам сточных вод в водные объекты рассматриваемого речного бассейна, включая: - характеристики сельскохозяйственного использования водосборной территории речного бассейна (состав и площади возделываемых культур, применяемая агротехника, состав и масштабы использования органических и минеральных удобрений, других агрохимикатов, методы, способы и площади орошения и осушения, источники оросительной воды и приемники дренажных вод, состав дренажных вод, виды и масштабы производства животноводческой продукции, объемы водопотребления на эти цели, объемы, способы хранения и утилизации отходов животноводства и др.); - характеристики промышленного использования водных ресурсов и водных объектов речного бассейна (объемы, внутригодовое распределение и динамика заборов свежей воды и сбросов сточных вод, водоемкость продукции и т.д.); - характеристики использования водных ресурсов для целей энергетики; - характеристики коммунально-бытового использования водных ресурсов и водных объектов речного бассейна (объемы, внутригодовое распределение и динамика заборов свежей воды и канализационных сбросов, водопотребление на душу населения, потери в распределительных сетях и т.д.); - характеристики транспортного использования водных объектов речного бассейна (судоходные пути и их параметры, сроки навигации, объемы грузоперевозок и т.д.); - характеристики рекреационного использования водных объектов речного бассейна; - характеристики особо охраняемых природных территорий речного бассейна (границы и площади, ограничения хозяйственной деятельности и т.д.). 19.5. Источниками информации по степени хозяйственного освоения водных ресурсов и водных объектов рассматриваемого речного бассейна являются: - государственный водный реестр; - государственный водный кадастр; - государственный земельный кадастр; - реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса; - банк данных социально-гигиенического мониторинга; - единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (в части данных о состоянии водных объектов); - банк данных мониторинга подземных водных объектов (в случае отсутствия данной информации в банке данных мониторинга водных объектов); - банк данных социально-гигиенического мониторинга, включающий данные оценки качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и данные оценки состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы; - справочно-аналитические материалы, содержащие данные мониторинга и анализа социально-экономических процессов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики; - государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской Федерации, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды (включая сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации); - федеральные целевые программы регионального и территориального развития; - федеральные целевые, ведомственные и иные программы развития сельских территорий; - отчеты, планы и программы предприятий и организаций по осуществлению хозяйственной деятельности, связанной с использованием водных объектов; - сведения, полученные при осуществлении контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; - информация по нарушениям безопасного применения пестицидов и агрохимикатов; - сведения, полученные при осуществлении контроля и надзора в сфере морского и внутреннего водного транспорта, включая информацию о фактах разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта. 19.6. В целях инвентаризации возможностей использования водных объектов и разработки мероприятий по повышению эффективности их использования, возможностей защиты от негативного воздействия вод и разработки соответствующих мероприятий осуществляется сбор информации о водохозяйственной инфраструктуре рассматриваемого речного бассейна, включая: - общие характеристики регулирующих емкостей и систем распределения (перераспределения) речного стока (и др.); - характеристики водозаборных сооружений; - характеристики водозаборов подземных вод; - характеристики трактов водоподачи; - характеристики систем водоотведения; - характеристики защитных (противопаводковых) сооружений. 19.7. Источниками информации о водохозяйственной инфраструктуре рассматриваемого речного бассейна являются: - государственный водный реестр; - Российский регистр гидротехнических сооружений; - государственный водный кадастр; - государственный земельный кадастр; - реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса; - база данных об установлении режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ; - проектная и предпроектная документация на строительство и реконструкцию водохозяйственных объектов. 19.8. В целях проведения анализа социально-экономических аспектов использования водных объектов, разработки мероприятий по повышению эффективности управления использованием и охраной водных объектов, экономической оценки возможных наборов водохозяйственных мероприятий и мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, определения предполагаемых объемов финансовых ресурсов необходимых для реализации Схем осуществляется сбор социально-экономической и нормативно-правовой информации по водопользованию на территории рассматриваемого речного бассейна, включая: - характеристики предоставленных прав пользования водными объектами или их частями (действующие лицензии на водопользование, выданные до 01.01.2007 <*>, договоры водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование и др.); -------------------------------- <*> Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ, ст. 5 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2380). - федеральные, региональные нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие вопросы использования и охраны водных объектов и защиты от вредного воздействия вод; - данные о водном налоге и плате за пользование водными объектами (ставки, тарифы, цены, объемы по основным видам водопользования, крупнейшие плательщики и др.); - характеристика направлений социально-экономического развития на территории бассейна, влияющих на нагрузки на водные объекты (изменения численности населения, планы и программы развития промышленного и сельскохозяйственного производства, охраны окружающей среды и др.); - характеристика системы управления использованием и охраной водных объектов, защиты от негативного воздействия вод на территории рассматриваемого речного бассейна. 19.9. Источниками социально-экономической и нормативно-правовой информации по водопользованию на территории рассматриваемого речного бассейна являются: - государственный водный реестр; - справочно-аналитические материалы, содержащие данные мониторинга и анализа социально-экономических процессов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики; - государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской Федерации, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды (включая сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на среднесрочный период и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации); - стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; - федеральные целевые программы регионального и территориального развития; - федеральные целевые, ведомственные и иные программы развития сельских территорий; - программы мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам; - региональные и муниципальные программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий; - планы и программы хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей влияние на состояние водных объектов, а также выдвигающей требования к показателям водопользования; - государственный реестр инвестиционных проектов; - перспективный финансовый план Российской Федерации; - результаты ранее проведенных научно-исследовательских работ в сфере охраны водных объектов и комплексного использования водных ресурсов. 19.10. Одной из главных задач первого этапа является выявление пробелов в требуемой информации для целей разработки в составе Схем программ развития мониторинга и проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на территории рассматриваемого речного бассейна. 20. На втором этапе разработки Схем осуществляется выявление и ранжирование по степени значимости проблем: - использования и охраны водных объектов; - наличия водных ресурсов, их доступности для использования; - проявлений негативного воздействия вод. 20.1. С целью выявления проблем использования и охраны водных объектов, а также наличия водных ресурсов осуществляется идентификация водных объектов на территории рассматриваемого речного бассейна и их категорирование в соответствии с пунктом 19.1 Методических указаний. Количество выделяемых водных объектов должно быть разумно ограничено. Критерием минимального выделяемого водотока (реки) является площадь водосборной территории этого водотока, которая, как правило, не должна быть менее 1 000 кв. км. Критерием минимального выделяемого водоема (озера, пруда, водохранилища) является площадь его водной поверхности, которая, как правило, не должна быть менее 1 кв. км. 20.2. На основании анализа собранной в ходе выполнения первого этапа разработки Схемы информации проводится определение антропогенных нагрузок на выделенные водные объекты рассматриваемого речного бассейна и осуществляется оценка их состояния. При выполнении оценки состояния водных объектов, как в современных условиях, так и в перспективе, используются результаты расчетов водохозяйственных балансов, а также балансов загрязняющих веществ и микроорганизмов, поступающих в водные объекты со сточными водами, или иным способом в результате хозяйственной деятельности как на территории рассматриваемого речного бассейна, так извне. При оценке фактического и прогнозного состояния водного объекта учитываются расчеты нормативов допустимого воздействия на водные объекты. В случаях, когда замыкающий створ главной реки одного речного бассейна является входным створом для другого речного бассейна, все расчетные характеристики для данного створа, включая целевые показатели качества воды, в Схемах для каждого из указанных бассейнов должны быть полностью идентичными. 20.3. Для оценки удовлетворения потребностей водопользователей в водных ресурсах, оценки состояния водных объектов и выявления пределов их использования осуществляются расчеты водохозяйственных балансов по выделенным водным объектам, водохозяйственным участкам, подбассейнам рассматриваемого речного бассейна и по речному бассейну в целом. 20.4. Водохозяйственные балансы составляются для современного уровня использования и охраны водных объектов речного бассейна и уровней развития водохозяйственного комплекса бассейна, соответствующих этапам реализации Схемы (5, 10 и 15 лет). 20.5. Водохозяйственные балансы, как правило, составляются на основании водохозяйственных и водноэнергетических расчетов, выполняемых по многолетним рядам речного стока (восстановленного), с максимальным учетом: влияния агролесомелиоративных мероприятий на водосборных территориях на речной сток; распределения бокового притока между расчетными створами; регулирования речного стока; внутригодового распределения водопотребления и водоотведения; дополнительного испарения с поверхности прудов и водохранилищ; фильтрационных потерь. 20.6. Водохозяйственные и водноэнергетические расчеты выполняются по следующим расчетным интервалам времени: для многоводного периода (половодья) водохозяйственного года - от пятидневки до декады; для маловодного периода (межени) - от декады до месяца. При составлении водохозяйственных балансов на период действия Схем рекомендуется максимально учитывать характеристики вероятного изменения речного стока, связанного с природной его цикличностью, а также с климатическими изменениями. 20.7. В случае недостатка исходной информации для реализации требований пункта 20.5 Методических указаний водохозяйственные расчеты могут выполняться по упрощенной методике: для лет определенной водности (50%, 75%, 95% (97%) обеспеченности); с упрощенным учетом влияния агролесомелиоративных мероприятий на водосборе на речной сток; с использованием упрощенных приемов расчета регулирования речного стока; с приближенными характеристиками внутригодового распределения водопотребления и водоотведения; с упрощенными расчетами характеристик испарения с поверхности прудов и водохранилищ и фильтрационных потерь. 20.8. Расчеты водохозяйственных балансов по водохозяйственным участкам, подбассейнам и речному бассейну, для которых разрабатывается Схема, расчеты возможного негативного воздействия вод, расчеты эффективности различных наборов водохозяйственных мероприятий и другие расчеты осуществляются с использованием компьютерных математических моделей, позволяющих для различных сценариев развития гидрометеорологической и водохозяйственной обстановки моделировать: гидрологические процессы формирования речного стока; функционирование водохозяйственных систем; изменение количественных и качественных показателей состояния водных объектов; затопления территорий и т.п. 20.9. Выполняется анализ влияния состояния водных объектов на социальную и экономическую обстановку на территории рассматриваемого речного бассейна. Выявляются водные факторы, влияющие или могущие повлиять на обострение социальной напряженности, факторы, выступающие или могущие выступить ограничителями экономического развития (снижение качества жизни, повышение заболеваемости, дефицит воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, дефицит водных ресурсов для развития основных видов производства и др.). 20.10. На основании выполненных оценок, расчетов и анализа выявляются и формулируются проблемы экологического состояния водных объектов и водообеспеченности на современном уровне и в перспективе (включая проблемы информационного, технологического, управленческого и институционального характера). 20.11. С целью выявления проблем негативного воздействия вод прежде всего определяются виды такого воздействия в рассматриваемом бассейне в современных условиях или способные возникнуть в перспективе (затопления и подтопления населенных пунктов, промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий, разрушение берегов водных объектов, воздействие агрессивных подземных и поверхностных вод на здания и сооружения и др.). Приоритетными являются вопросы негативного воздействия вод, связанного с затоплениями вследствие наводнений. 20.12. При выявлении проблем, связанных с наводнениями и разработкой противопаводковых мероприятий, следует руководствоваться основными принципами устойчивого предупреждения наводнений и смягчения их последствий, включая охват предупреждением наводнений всего водосборного бассейна, приспособление методов использования паводкоопасных территорий к существующим опасностям, принятие предупредительных мер для уменьшения негативных последствий наводнений для водных объектов и водных экосистем. 20.13. Оценка опасности наводнений должна основываться на концепции риска ущербов от наводнений, определяемого как произведение риска паводков (природная составляющая) и суммарной стоимости всех теряемых при затоплении объектов в опасной зоне (антропогенная составляющая - уязвимость, включающая материальные и людские потери). 20.14. Для реализации положений пункта 20.13 настоящих Методических указаний выполняется районирование территории рассматриваемого речного бассейна по степени паводковой опасности и укрупненная оценка количества населения и материальных ценностей находящихся либо оказывающихся в перспективе в зонах потенциального затопления при различных значениях максимальных уровней воды, соответствующих уровням 50%, 25%, 10%, 5%, 3 (2)% и 1% обеспеченности. 20.15. На основании выполненных оценок, расчетов и анализа выявляются и формулируются проблемы негативного воздействия вод, включая проблемы информационного, технологического, управленческого и иного характера. 20.16. Проблемы негативного воздействия вод в рассматриваемом речном бассейне фиксируются на момент разработки Схемы и перспективу (потенциальные проблемы, с учетом социально-экономического развития территорий, расположенных в границах речного бассейна, изменения климатических условий, др.). 20.17. Выявленные проблемы группируются, раскрываются с указанием численных параметров и причин возникновения: - проблемы экологического состояния водных объектов; - проблемы водообеспечения: коммунального (питьевого и хозяйственно-бытового) водоснабжения; сельскохозяйственного производства; промышленности и энергетики; транспорта; - проблемы негативного воздействия вод: наводнений; переработки берегов; агрессивных воздействий поверхностных и подземных вод на сооружения; - проблемы организационно-управленческого характера (информационные, технологические, аналитические, нормативно-правовые, институциональные). 20.18. Выполняется комплексная сравнительная оценка проблем и их ранжирование по приоритетности решения по экологическим и социально-экономическим критериям, выделяются проблемы, ключевые для рассматриваемого речного бассейна, на решение которых должны быть направлены мероприятия Схемы. 20.19. Результаты исследований и аналитических проработок второго этапа разработки Схемы формируются в материалы "Состояние и ключевые проблемы речного бассейна". 21. На третьем этапе разработки Схемы осуществляется формулирование основных целей реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, направленных на решение ключевых проблем, выделенных в соответствии с пунктом 20.18 настоящих Методических указаний, с оценкой их достижимости в течение периода реализации Схемы, устанавливаются количественные целевые показатели этапов реализации Схемы. 21.1. Формулирование целей включает описание целевого состояния речного бассейна, достигаемое в решении ключевых проблем в ходе реализации Схемы. 21.2. Цели: - устанавливаются для каждой из выделенных ключевых проблем; - формулируются в измеримых количественных показателях, предусматривающих возможность контролируемого поэтапного достижения; - отражают реалистичность, т.е. сбалансированность с ресурсами, необходимыми для решения выделенных проблем. 21.3. Сформулированные цели конкретизируются через определение целевых показателей. Целевые показатели включают: - целевые показатели качества воды в водных объектах рассматриваемого речного бассейна; - основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод. Система основных целевых показателей в Схеме может быть развита в части установления целевых показателей состояния водных объектов рассматриваемого речного бассейна, развития системы мониторинга водных объектов, водообеспечения населения и объектов экономики, развития водохозяйственной инфраструктуры речного бассейна, финансово-экономическими и социально-экономическими целевыми показателями. 21.4. Установление целевых показателей предполагает рассмотрение нескольких альтернативных вариантов программ водохозяйственных и водоохранных мероприятий с оценкой достижимости и эффективности каждого из них. Основными при разработке Схемы рассматриваются следующие целевые состояния водных объектов рассматриваемого речного бассейна: - сохранение значений показателей использования и охраны водных объектов на уровне значений, имевших место на момент начала разработки Схемы (стабилизация обстановки, недопущение ухудшения состояния водных объектов); - достижение для водных объектов значений показателей, соответствующих их природному состоянию (для естественных водных объектов) или максимальному экологическому потенциалу (для существенно модифицированных или искусственных водных объектов) (полное восстановление водных объектов); - достижение промежуточных целевых состояний водных объектов с учетом перспектив социально-экономического развития территорий и имеющихся ресурсов (поэтапное улучшение состояния водных объектов). 21.5. Установление целевых показателей осуществляется на основе укрупненной оценки достижимости наборов показателей исходя из прогнозов социально-экономического развития территорий, расположенных в границах речного бассейна, и существующих возможностей финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий. 21.6. Итоги третьего этапа разработки Схемы формируются в аналитический доклад "Целевое состояние речного бассейна, основные цели и целевые показатели его достижения". 22. На четвертом этапе разработки Схемы осуществляются вариативные проработки программ мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах рассматриваемого речного бассейна, обеспечивающих поэтапное достижение целевых показателей, определяемых на третьем этапе разработки Схемы. 22.1. Выполнение этапа предполагает разработку нескольких вариантов программ мероприятий, отражающих возможные (альтернативные) пути достижения установленных целевых показателей качества воды в водных объектах речного бассейна, основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также иных целевых показателей, если таковые устанавливались на третьем этапе разработки Схемы. 22.2. По каждому варианту мероприятий должны быть определены: - лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по водохозяйственным участкам рассматриваемого речного бассейна; - квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделяемые каждому субъекту Российской Федерации по каждому водохозяйственному участку рассматриваемого речного бассейна; - лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в водные объекты по водохозяйственным участкам рассматриваемого речного бассейна; - квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в водные объекты, выделяемые каждому субъекту Российской Федерации по каждому водохозяйственному участку рассматриваемого речного бассейна. Сумма квот, выделяемых субъектам Российской Федерации по каждому водохозяйственному участку, не может превышать соответствующих лимитов по этому участку. 22.3. Программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий, мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод включают мероприятия по следующим направлениям: - фундаментальные (базисные) мероприятия; - институциональные мероприятия; - мероприятия по улучшению оперативного управления; - структурные мероприятия (по строительству и реконструкции сооружений). 22.4. В составе фундаментальных мероприятий могут рассматриваться следующие виды мероприятий: - осуществление идентификации, классифицирование водных объектов по типу и состоянию; - улучшение учета водных ресурсов и их использования; - развитие научно-методической базы управления использованием и охраной водных объектов, включая разработку экономических механизмов стимулирования эффективного водопользования; - восстановление и развитие наблюдательной сети за состоянием водных объектов и водохозяйственных систем; - разработка имитационных математических моделей; - идентификация территорий, подверженных затоплению, их классифицирование и картографирование; - разработка и развитие бассейновых геоинформационных систем; - образовательные программы; - обеспечение координации реализации мероприятий Схемы. 22.5. В составе институциональных мероприятий могут рассматриваться следующие виды мероприятий: - мероприятия, направленные на соблюдение устанавливаемых лимитов и квот на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод; - развитие нормативно-технической базы функционирования водохозяйственного комплекса и регулирования водопользования (включая пересмотр (совершенствование) технических документов в области строительства; разработку правил использования водных ресурсов водохранилищ и водохозяйственных систем; правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ и т.д.); - разработка правил, программ, планов действий в случаях экстремального маловодья и экстремально высокой водности (включая своевременные гидрологические прогнозы, регламентацию процедур распределения воды и использования резервных источников водоснабжения, повышение надежности и эффективности систем водоснабжения, определение альтернативных или дополнительных источников водоснабжения, др.); - регулирование использования (резервирование) территорий, потенциально подверженных затоплению; - регулирование землепользования в водоохранных зонах водных объектов (включая их обустройство и благоустройство) и на водосборах с целью предотвращения загрязнения и истощения водных объектов; - регулирование использования берегов и дна водных объектов; - подготовка обоснований установления ставок платы за пользование водными объектами, стимулирующих эффективное и неистощительное использование водных объектов; - регламентирование объемов и порядка осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту водных объектов от загрязнения и истощения, а также на обеспечение безопасности водохозяйственной инфраструктуры; - развитие систем страхования рисков, связанных с негативным воздействием вод. 22.6. В составе мероприятий по улучшению оперативного управления использованием и охраной водных объектов могут рассматриваться следующие виды мероприятий: - комплексное развитие системы государственного мониторинга водных объектов в речном бассейне, включая совершенствование лабораторно-аналитической базы, повышение ее оперативности; - развитие систем государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, иной деятельностью, оказывающей влияние на состояние водных объектов и водных ресурсов; - развитие автоматизированных систем управления использованием и охраной водных объектов на основе внедрения инструментов математического моделирования и прогнозирования состояния речного бассейна, полного и оперативного использования данных государственного мониторинга водных объектов, а также государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов; - обеспечение развития и ведения государственного водного реестра в части сведений, относящихся к рассматриваемому речному бассейну; - развитие систем оперативного информирования и оповещения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, водопользователей и населения о состоянии водных объектов и угрозах негативного воздействия вод; - работы по расчистке и восстановлению русел водных объектов, восстановлению аккумулирующей способности пойм; - работы по ремонту и восстановлению проектных характеристик существующих водохозяйственных сооружений, оснащению их современной контрольно-измерительной аппаратурой. 22.7. В составе структурных мероприятий могут рассматриваться следующие виды мероприятий: - строительство и реконструкция водохозяйственных систем, включая строительство гидротехнических сооружений, создание новых и изменение проектных показателей (реконструкция) существующих регулирующих емкостей (водохранилищ и прудов); - строительство и реконструкция систем межбассейнового перераспределения стока и межбассейновых воднотранспортных систем; - строительство и реконструкция очистных сооружений; - дноуглубительные и русловыпрямительные работы; - строительство и реконструкция капитальных берегозащитных и берегоукрепительных сооружений; - строительство и реконструкция противопаводковых и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод. 22.8. Каждое из мероприятий, включаемых в состав проекта Схемы, должно служить решению выявленных ключевых проблем и достижению установленных целевых показателей. При этом одно мероприятие может служить решению одной или нескольких проблем и достижению одного или нескольких целевых показателей. В проекте Схемы не должно содержаться ключевых проблем и целевых показателей, для которых не определено ни одного соответствующего мероприятия, так же как и ни одного мероприятия, не служащего решению ни одной из ключевых проблем и не направленного на достижение ни одного целевого показателя. 22.9. При формировании вариантов программ мероприятий, разрабатываемых в проекте Схемы, учитываются предложения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и водопользователей, входящих в состав Бассейнового Совета, поступившие в установленном порядке в Федеральное агентство водных ресурсов не позднее 3-х месяцев после направления аналитического доклада "Целевое состояние речного бассейна, основные цели и целевые показатели его достижения" на рассмотрение Бассейнового Совета. 22.10. По каждому из мероприятий, включаемых в состав проекта Схемы, должны быть указаны: - водохозяйственный участок и водный объект, на котором реализуется мероприятие; - решаемые ключевые проблемы и целевые показатели, на достижение которых нацелено мероприятие; - сроки и этапы реализации мероприятия; - физические объемы работ по реализации мероприятия (км, м3 и т.п.); - оценка необходимых финансовых затрат на реализацию мероприятия; - предполагаемые источники финансирования мероприятия. 22.11. Оценка предполагаемых объемов необходимых для реализации мероприятий финансовых ресурсов осуществляется на основании укрупненных показателей стоимости водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также по укрупненным расценкам выполнения различных видов работ. 22.12. В качестве источников финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы указываются: - федеральный бюджет; - бюджет субъекта Российской Федерации; - местный бюджет; - средства юридических и физических лиц; - иные источники финансирования. 22.13. Для определения достижимости целевых показателей и последующего выбора наиболее приемлемого варианта программы водохозяйственных и водоохранных мероприятий по каждому из разработанных альтернативных вариантов выполняется определение состава, общих объемов работ, необходимых к выполнению, а также общей стоимости мероприятий по источникам финансирования и годам реализации Схемы. 23. На пятом этапе выполняется сравнительная социально-экономическая оценка вариантов программ мероприятий, определенных на четвертом этапе разработки Схемы, в том числе оценку финансовых затрат, объемов экономии водных ресурсов, объемов предотвращаемых ущербов и других выгод, изменения качества жизни в рассматриваемом бассейне, экологическую и социальную приемлемость каждого из вариантов программы мероприятий и каждого из мероприятий в составе программы. 23.1. Комплексная (интегральная) оценка каждого варианта программы мероприятий осуществляется на основании методик, позволяющих включать в него не только финансово-экономические, но и экологические, социальные факторы. 23.2. При проведении комплексной оценки варианта программы мероприятий особое внимание должно быть уделено обоснованию реальности их реализации в установленные сроки, исходя из имеющихся водных ресурсов, финансовых ресурсов, промышленного, интеллектуального, социально-культурного и кадрового потенциала территории рассматриваемого бассейна. 23.3. Результаты оценки вариантов мероприятий сводятся в сравнительную таблицу (оценочную матрицу), отражающую основные критерии, по которым возможен выбор из представленных вариантов программ мероприятий. 23.4. Результаты выполнения четвертого и пятого этапов разработки проекта Схемы оформляются в сводный доклад "Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна, их основные экологические, технико-экономические и социальные показатели, сравнительная комплексная оценка" и приложений к нему (по количеству альтернативных вариантов программ мероприятий). 24. На шестом этапе разработки Схемы проводится выбор основного варианта программы мероприятий, подлежащего реализации, определяются главные положения Схемы, выделяются этапы ее реализации, разрабатывается система индикаторов достижения целевых показателей. Осуществляется окончательное документирование проекта Схемы. 24.1. Формирование итогового проекта Схемы происходит на основе результатов сравнительной комплексной оценки вариантов программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна. 24.2. Состав документов проекта Схемы определяется главой VI Методических указаний. 24.3. При подготовке итоговых документов проекта Схемы: - формулируются главные положения Схемы; - выделяются этапы ее реализации и соответствующие целевые показатели; - уточняются лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в водные объекты речного бассейна; - уточняются необходимые финансовые затраты на реализацию мероприятий Схемы; - разрабатывается общая оценка вероятных последствий реализации мероприятий Схемы на окружающую среду; - разрабатывается увязанный по всем видам ресурсов план-график реализации мероприятий Схемы, определяющий последовательность и взаимосвязь мероприятий, сроки реализации и результаты каждого мероприятия, ответственных за реализацию каждого мероприятия, графики финансирования мероприятий. 24.4. Разрабатываемая в Схеме система индикаторов достижения установленных целевых показателей должна учитывать объективную временную задержку эффектов от реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ".