Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЕДЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ВЕДОМСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ".
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ВЕДОМСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 1. Настоящие Методические рекомендации по ведению территориальными органами Федеральной регистрационной службы ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц, утвержденным Приказом Минюста России от 19.12.2006 N 372 (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2006 N 8672); Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по предоставлению в установленном порядке информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, утвержденным Приказом Минюста России от 14.12.2006 N 362 (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2006 N 8643). Рекомендации направлены на оказание практической помощи территориальным органам Федеральной регистрационной службы (далее - территориальные органы Росрегистрации) в целях совершенствования ими практики формирования и ведения ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций, формирования и хранения учетных дел. Рекомендации не являются нормативным правовым актом и должны применяться как практическое пособие в работе территориальных органов Росрегистрации. 2. В соответствии с подпунктом 34 пункта 6 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.12.2004 N 183 (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2004 N 6180), территориальный орган Росрегистрации ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций). 3. Ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций (далее - ведомственный реестр) представляет собой свод сведений о прошедших государственную регистрацию некоммерческих организациях, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ установлен специальный порядок государственной регистрации. 4. Территориальным органам Росрегистрации следует исходить из того, что в ведомственном реестре содержится следующее: - записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций, в отношении которых действующим законодательством предусмотрен специальный порядок государственной регистрации; - записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческих организаций; - записи об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческих организаций; - документы, представленные в уполномоченный орган, для принятия решения о государственной регистрации, направления в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; - материалы проверок некоммерческих организаций; документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческих организаций; документы по осуществлению функции контроля (предупреждения, представления, протоколы об административных правонарушениях, исковые заявления); последующая переписка с некоммерческими организациями. 5. В соответствии с пунктом 99 Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц, утвержденного Приказом Минюста России от 19.12.2006 N 372, внесение в ведомственный реестр записи осуществляется в день получения документов от территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган). 6. Следует учитывать, что каждой записи о государственной регистрации создания некоммерческой организации (после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом) присваивается учетный номер. Учетный номер указывается в свидетельстве о государственной регистрации некоммерческой организации, выдаваемом уполномоченным органом. Форма свидетельства утверждена Приказом Минюста России от 05.05.2006 N 150 "Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации" (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2006 N 7781). 7. Рекомендуется ведение ведомственного реестра на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных используются сведения, содержащиеся на бумажных носителях. 8. В ведомственный реестр на электронных и бумажных носителях следует включать сведения: - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование некоммерческой организации; - учетный номер; - дата принятия решения о государственной регистрации; - организационно-правовая форма; - территориальная сфера деятельности (для общественных объединений); - адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации; - статус некоммерческой организации (зарегистрирована, исключена); - лицо (лица), имеющее право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности (фамилия, имя, отчество). Рекомендуемая форма ведомственного реестра приведена в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям. 9. В ведомственный реестр на бумажных носителях также включаются книги учета зарегистрированных некоммерческих организаций и учетные дела некоммерческих организаций. Рекомендуется формировать книгу учета зарегистрированных некоммерческих организаций путем распечатки сведений ведомственного реестра на электронных носителях. Полагаем целесообразным сведения, внесенные в ведомственный реестр на электронных носителях в течение календарного месяца, распечатывать и помещать в книгу учета зарегистрированных некоммерческих организаций (папку-скоросшиватель) ежемесячно, не позднее последнего числа месяца. Полагаем целесообразным в книгу учета зарегистрированных некоммерческих организаций включать сведения о: государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации; внесении изменений в учредительные документы; внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческих организаций. Данные в книге учета зарегистрированных некоммерческих организаций следует отражать в хронологическом порядке по мере принятия решений о государственной регистрации, направлении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документов в регистрирующий орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. 10. На титульном листе книги учета зарегистрированных некоммерческих организаций рекомендуется указывать: - наименование "Книга учета зарегистрированных некоммерческих организаций"; - номер книги учета зарегистрированных некоммерческих организаций, включающий номер структурного подразделения уполномоченного органа, принимающего решение о государственной регистрации некоммерческих организаций; порядковый номер книги; год, в котором начато ведение книги. Например: 13/01/2007. Рекомендуется включать в книгу учета зарегистрированных некоммерческих организаций не более 250 листов. Если количество листов в книге учета зарегистрированных некоммерческих организаций превышает 250, следует открывать новую книгу. По окончании календарного года неоконченная книга учета зарегистрированных некоммерческих организаций закрывается. Оконченную книгу учета зарегистрированных некоммерческих организаций следует прошивать, на оборотной стороне последнего листа проставлять печать и подпись руководителя уполномоченного органа, а также указывать количество пронумерованных и прошитых листов. Оконченные книги учета зарегистрированных некоммерческих организаций хранятся в установленном порядке в соответствующем структурном подразделении уполномоченного органа. 11. При формировании учетных дел некоммерческих организаций следует исходить из того, что учетное дело представляет собой часть ведомственного реестра, содержащую предусмотренные действующим законодательством документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации (создания, реорганизации, ликвидации, изменений учредительных документов), внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, иные документы, материалы проверок, всю последующую переписку по данной некоммерческой организации. Территориальным органам Росрегистрации рекомендуется формировать учетное дело некоммерческой организации в двух самостоятельных частях: - регистрационное дело - документы, связанные с осуществлением государственной регистрации некоммерческой организации; - контрольное дело - материалы проверок, отчеты, предупреждения, представления, протоколы об административных правонарушениях, исковые заявления, переписка с некоммерческой организацией, иные документы по осуществлению функции контроля. В отношении профсоюзных организаций полагаем целесообразным формировать только регистрационное дело. Ежегодные уведомления о продолжении деятельности, предупреждения и переписка с профсоюзными организациями подшиваются в регистрационное дело. 12. В соответствии с пунктом 99 Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц, утвержденного Приказом Минюста России от 19.12.2006 N 372, при получении документов от регистрирующего органа один экземпляр документов некоммерческой организации и копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, а также свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, полученного от регистрирующего органа, подшиваются в дело. Документы подшиваются в регистрационное дело в день получения от регистрирующего органа. 13. Территориальным органам Росрегистрации рекомендуется формировать контрольное дело с момента проведения первой проверки некоммерческой организации, получения уведомления о продолжении деятельности некоммерческой организации, отчета о деятельности некоммерческой организации либо с момента начала переписки с некоммерческой организацией. Целесообразно подшивать документы в контрольное дело: - в течение трех дней после направления акта проверки в адрес некоммерческой организации; - при получении отчета или уведомления о продолжении деятельности некоммерческой организации, иного сообщения - в день окончания рассмотрения отчета или уведомления. 14. Рекомендуется на титульном листе учетного дела указывать: - наименование части учетного дела (регистрационное дело, контрольное дело); - полное наименование некоммерческой организации; - учетный номер; - номер тома. Например: Регистрационное дело Саратовской городской общественной организации "Союз юристов". N -------. Том 1. Следует учитывать, что регистрационное дело и контрольное дело одной некоммерческой организации имеют один и тот же учетный номер. 15. При оформлении учетных дел рекомендуется листы учетного дела нумеровать графитным карандашом и подшивать в папку с внутренней описью находящихся в ней документов. Рекомендуемая структура внутренней описи приведена в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям. Целесообразно документы и материалы помещать в учетные дела в хронологическом вопросно-логическом порядке (входящие - по датам поступления, исходящие - по датам отправления), заключать в мягкую обложку, прошивать нитками в три прокола. Переписка систематизируется в хронологической последовательности - документ-ответ помещается за документом-запросом. Рекомендуется подшивать документы в регистрационное дело в следующей последовательности: - заявление с приложениями; - учредительные документы; - решение о создании некоммерческой организации; - документ об уплате государственной пошлины; - документ об адресе (месте нахождения); - иные документы; - заключение; - распоряжение; - документы, поступившие от регистрирующего органа, включая копии свидетельств; - копия свидетельства о государственной регистрации уполномоченного органа. Считаем нецелесообразным нарушение целостности документов, прошитых заявителем или нотариусом. 16. Рекомендуется в учетное дело включать не более 250 листов. Если количество листов в учетном деле превышает 250, следует формировать материалы в тома в хронологической последовательности. Том 2 может быть начат лишь после окончания тома 1. По окончании тома учетного дела составляется и подшивается заверительная надпись. Рекомендуемая структура заверительной надписи приведена в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям. 17. Ведомственный реестр на бумажных и электронных носителях следует хранить и обрабатывать в местах, недоступных для посторонних лиц, и в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения, подделки информации. 18. С целью предотвращения полной утраты сведений, содержащихся в ведомственном реестре на электронных носителях, территориальному органу Росрегистрации целесообразно формировать резервные копии ведомственного реестра на внешних электронных носителях, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату, одновременно с оригиналом. Рекомендуется обновлять резервные копии на внешних электронных носителях один раз в месяц. 19. Учетные дела хранятся в соответствующем структурном подразделении уполномоченного органа (согласно положению о структурном подразделении) в отдельном специально оборудованном помещении. Целесообразно регистрационные и контрольные дела хранить вместе. Обращаем внимание, что учетные дела являются делами постоянного хранения. 20. В соответствии с пунктами 4 и 5 Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по предоставлению в установленном порядке информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, утвержденного Приказом Минюста России от 14.12.2006 N 362, территориальные органы Росрегистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, предоставляют физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в ведомственном реестре: - о наличии или отсутствии сведений об организации в ведомственном реестре; - о дате приостановления в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности зарегистрированной организации; - иную информацию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Территориальные органы Росрегистрации не предоставляют включенную в ведомственный реестр информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений осуществляет Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы). Предоставление информации о зарегистрированных организациях осуществляется бесплатно, за исключением случаев, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приложение N 1 к Методическим рекомендациям по ведению территориальными органами Федеральной регистрационной службы ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЕДЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ВЕДОМСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ".