О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ". Письмо. Министерство образования и науки РФ. 27.04.07 03-898

Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Модернизация   российского  образования  предполагает  не  только
масштабные структурные,    институциональные,     организационно     -
экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление
содержания  общего  образования,  приведение  его  в  соответствие   с
требованиями времени и задачами развития страны.
     За  15-летний  период  существования  учебного  предмета  "Основы
безопасности    жизнедеятельности"   (ОБЖ)   накоплен   немалый   опыт
преподавания   данного   учебного   предмета.  Произошла  определенная
коррекция содержания общего образования в сторону более основательного
и   последовательного  изучения  вопросов,  связанных  с  обеспечением
безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях,
в   опасных   и  чрезвычайных  ситуациях  природного,  техногенного  и
социального  характера.  Разработаны  учебно-методическая литература и
учебно-методические  комплекты.  Более  чем  в 40 вузах страны открыта
новая  специальность  "Безопасность жизнедеятельности", квалификация -
учитель   безопасности   жизнедеятельности.   Подготовлены  научные  и
педагогические  кадры,  в  том числе доктора наук и кандидаты наук. Во
многих  общеобразовательных учреждениях страны учебный предмет "Основы
безопасности    жизнедеятельности"   преподается   за   счет   времени
вариативной  части  базисного  учебного  плана  с  1  по  11 класс как
региональный    (национально-региональный)   компонент   и   компонент
образовательного       учреждения.       Фактически      закладывается
фундаментальность  содержания  и  психолого-педагогических  технологий
ОБЖ,  формирующих  личность  гражданина,  ответственно  относящегося к
личной  безопасности,  безопасности общества, государства и окружающей
среде.
     Вместе   с  тем  единый  подход  к  организации  образовательного
процесса по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности",
к  определению  его  роли  и месту в период модернизации образования в
органах  управления  образованием  субъектов  Российской  Федерации  и
общеобразовательных  учреждениях  на должном уровне не осуществляется.
Причинами данного положения дел являются:
     - отсутствие четкой прогностической работы, опирающейся на анализ
современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как
учебной и научной дисциплины;
     - низкий  уровень  развития  содержания  и  методологии  учебного
предмета  в  системе общего образования, недостаточность использования
современных  педагогических  технологий как составной части обучения и
воспитания обучающихся;
     - фрагментарность     подхода     к     преподаванию     ОБЖ    в
общеобразовательных  учреждениях  на  региональном  уровне, отсутствие
четкого   комплексного   и   тематического   планирования  образования
обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;
     - отсутствие    конкретных   требований   к   уровню   подготовки
обучающихся на региональном уровне, детализирующих результаты освоения
обязательного   минимума   образовательного   стандарта   по   ОБЖ   и
свидетельствующих  об их способностях обеспечить личную безопасность в
повседневной  жизни,  в  различных  опасных  и  чрезвычайных ситуациях
природного,   техногенного   и   социального   характера,   постоянном
совершенствовании своих знаний и умений в этой области.
     Настоящие  Методические рекомендации разработаны с целью оказания
методической   помощи   органам   управления   образованием  субъектов
Российской   Федерации,   методистам,  преподавателям-организаторам  и
учителям  ОБЖ  в  планировании  и  организации  учебно-воспитательного
процесса по основам безопасности жизнедеятельности с учетом системного
подхода   к   обеспечению   личной,   общественной  и  государственной
безопасности. Они выполняют три основные функции:
     - информационно-методическую,  которая  позволяет всем участникам
образовательного  процесса получить представление о целях, содержании,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета ОБЖ;
     - организационно-планирующую,  которая  предусматривает  введение
дополнительных  часов  на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной
части базисного учебного плана, структурирование учебного материала по
ступеням обучения общего образования, определение его количественных и
качественных характеристик;
     - методическую,  которая позволяет преподавателям-организаторам и
учителям   ОБЖ,  учителям-предметникам,  привлекающимся  к  проведению
занятий  по  ОБЖ, реализовать собственный подход в части тематического
планирования  курса и структурирования учебного материала, определения
последовательности  его  изучения,  а  также выбора путей формирования
системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации
обучающихся.

Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа