Фрагмент документа "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".
6. Организационные мероприятия по ограничению и снижению доз облучения детей 6.1. Важным фактором обеспечения радиационной безопасности является подготовка и повышение квалификации специалистов по данному направлению. Следует иметь в виду, что стратегию обследования задает лечащий врач, а тактику должен определять врач-рентгенолог. 6.2. Лечащий врач-педиатр, которому нужна информация о больном ребенке за счет визуализации патологического состояния, должен знать о наиболее информативных и безопасных методах ее получения, на основании чего определять выбор своего назначения. При этом следует использовать Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по альтернативным методам визуализации, в том числе в педиатрии (Приложение 3). В случае затруднений с выбором метода исследования врачу следует проконсультироваться со специалистом по лучевой диагностике. 6.3. Целесообразность, выбор метода и качества рентгенологического обследования ребенка во многом определяются предварительным обменом информацией и мнений между лечащим врачом и врачом-рентгенологом. От такого общения выигрывают все, особенно пациент. Инициативу в плане обмена информацией должны проявлять лечащие врачи. Им следует в каждом конкретном случае обращаться к врачам-рентгенологам за консультацией с тем, чтобы получить нужные им сведения. 6.4. Не следует назначать и проводить рутинные РЛИ, требующие визуализации патологического очага, не определяемые конкретным клиническим состоянием пациента. Недопустимы ситуации, когда клиническому обследованию ребенка в обязательном порядке сопутствует рентгенологическое обследование. 6.5. Лечащие врачи должны отдавать себе отчет в том, что в ряде случаев лучше не направлять ребенка на рентгеновское исследование, а воспользоваться другими средствами информации. Следует сопоставлять пользу и вред от радиационного обследования ребенка. Прежде чем проводить РЛИ, специалисты должны изучить результаты предыдущих обследований и убедиться в том, что новую информацию нельзя получить ни на основании изучения предыдущих исследований, ни другим путем без облучения ребенка. 6.6. В направлении на проведение РЛИ обязательно должен указываться предварительный диагноз или описание состояния, определяющее целесообразность проведения назначенного исследования. При их отсутствии врач-рентгенолог вправе не проводить исследование. 6.7. Исключение необоснованных исследований является одним из наиболее эффективных путей снижения дозы облучения в лучевой диагностике. Обоснованность исследования должна включать проведение исследования строго по клиническим показаниям с выбором оптимального вида исследования. 6.8. Помимо четкого обоснования исследования следует исключить из практики наличие невостребованных результатов исследований. 6.9. Одной из причин проведения большого количества необоснованных исследований наряду с непрофессионализмом является недостаточная компетентность в области радиационной безопасности, в частности, врачей, направляющих пациентов на обследования. В этой связи территориальным органам здравоохранения предлагается принять все меры для исправления подобного положения. 6.10. Проведение РЛИ детей должно проводиться только специалистами в области детской рентгенологии. Врач-рентгенолог должен знать характер клинической проблемы лечащего врача, без чего невозможно проведение качественного обследования. 6.11. Нужно помнить, что рентгеноскопия ребенка сопровождается большой дозой его облучения и, как правило, недостаточной информацией. Поэтому ее следует использовать только в случаях, когда необходимая информация не может быть получена никаким другим путем. Если отказаться от проведения рентгеноскопии невозможно, следует стремиться к максимальному сокращению времени просвечивания и уменьшению площади обследования (облучения) рамками клинического интереса, так как получаемая пациентом доза облучения напрямую зависит от этих факторов. Нельзя допускать проведение рентгеноскопии детей без использования исправно функционирующего усилителя рентгеновского изображения (УРИ). 6.12. Принято считать, что дополнительные исследования с применением различных проекций или методик полезны для пациента. Между тем, во многих случаях польза таких обследований сомнительна, поскольку при этом значительно увеличивается доза облучения пациента. 6.13. Проведение повторных РЛИ, как правило, является следствием неудовлетворительного качества основного обследования, что приводит к дополнительному облучению ребенка. Поэтому обследование должно обосновываться аргументированной необходимостью получения дополнительной информации. Только в таком случае оно может быть возможным. 6.14. Следует иметь в виду, что основными причинами неудовлетворительного качества проведения РЛИ являются следующие: - неправильный выбор режима исследования; - неправильное положение пациента во время обследования; - движение ребенка во время обследования; - неправильный выбор режима обработки снимков; - неисправность оборудования. 6.15. Рентгеновские кабинеты для детского контингента требуют первоочередных и наиболее тщательных проверок на состояние радиационной безопасности. |
Фрагмент документа "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".