ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2008 ГОД <*>. Руководящий документ. Центральный банк РФ (ЦБР). 18.06.07

Фрагмент документа "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2008 ГОД <*>".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

IV.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной
                    политики и денежная программа

     В  соответствии  со  сценарными условиями и основными параметрами
прогноза  социально-экономического  развития  Российской  Федерации на
2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и
Банк  России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6 - 7%,
в  2009  году  -  до  5,5  - 6,5%, в 2010 году - до 5 - 6% (из расчета
декабрь  к  декабрю).  Указанной  цели  по  общему  уровню инфляции на
потребительском  рынке  соответствует  базовая  инфляция 5 - 6% в 2008
году, 4,5 - 5,5% - в 2009 году и 4 - 5% - в 2010 году.
     Согласно  прогнозу  социально-экономического  развития Российской
Федерации  на  2008  год  темпы  роста  внутреннего  спроса могут быть
несколько  ниже,  чем  в  2007  году,  укрепление рубля будет не столь
интенсивным,  как  в  предыдущие  годы,  что  обусловливает  некоторое
снижение  темпов  роста  спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В
связи  с  этим  Банк  России  предполагает  в зависимости от вариантов
прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24 - 30% за год.
     В  2009  -  2010  годах  темпы  прироста  спроса  на деньги будут
замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить
20 - 24% в 2009 году и 16 - 20% в 2010 году.
     Денежная  программа  на  2008  -  2010  годы  представлена в трех
вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2008 - 2010 годы.
     В  зависимости от сценарных вариантов темп прироста денежной базы
в  2008  году может составить 18 - 24%, в 2009 году - 15 - 20%, в 2010
году - 12-17%.
     Основным  источником роста денежной базы в 2008 - 2009 годах, как
и  в  предшествующий  период,  будет  увеличение  чистых международных
резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в
2008  году  по  всем  трем  вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет
превышать  прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения
цели   по   инфляции,  что  потребует  от  органов  денежно-кредитного
регулирования  реализации  комплекса  мер по абсорбированию избыточной
ликвидности  в банковском секторе, то начиная с 2009 года (по третьему
варианту - с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов
(ЧВА)  органов денежно-кредитного регулирования, в том числе - за счет
наращивания  валового  кредита  банкам.  При  этом в 2010 году по всем
рассматриваемым   вариантам   кредит   банкам   может  стать  основным
источником  прироста  денежного  предложения, поскольку прогнозируется
заметное   повышение   спроса  со  стороны  кредитных  организаций  на
инструменты рефинансирования Банка России.
     Проект  основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и
на  период до 2010 года предусматривает смягчение бюджетной политики и
уменьшение  объема абсорбирования ликвидности в условиях существенного
замедления роста остатков средств федерального правительства на счетах
в Банке России.
     По  первому  варианту  денежной программы прирост ЧМР в 2008 году
может сократиться до 37,9 млрд. долларов США (или около 1 трлн. рублей
по фиксированному курсу доллара США к рублю на 01.01.2007) - почти в 3
раза  по  сравнению с ожидаемым в 2007 году. В рамках данного сценария
увеличение  денежной  базы,  по  оценке, не превысит 765 млрд. рублей,
поэтому  требуемое снижение объема ЧВА составит около 233 млрд. рублей
-  в  основном  вследствие  прогнозируемого сокращения чистого кредита
расширенному правительству на 220 млрд. рублей (за счет роста остатков
средств на счетах в Банке России).
     В  соответствии  со  сценарными характеристиками первого варианта
при  прогнозируемом  существенном  замедлении прироста ЧМР в 2009 году
(до  226  млрд.  рублей)  и  их абсолютном снижении в 2010 году на 118
млрд.   рублей   для   удовлетворения  спроса  на  деньги  потребуется
увеличение  объема чистых внутренних активов. При условии замедления в
2009   -  2010  годах  темпов  прироста  остатков  средств  на  счетах
расширенного  правительства  в  Банке  России потребность в увеличении
чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд. рублей в 2009
году  до  991  млрд.  рублей  в  2010 году. При этом, если в 2009 году
указанная   потребность  почти  полностью  будет  обеспечена  за  счет
снижения   объема   ликвидности,   абсорбированной   Банком  России  в
предшествующий  период,  то  в  2010  году  более чем на 80% - за счет
использования  инструментов  Банка  России  по предоставлению денежных
средств кредитным организациям.
     В  рамках  второго варианта денежной программы, в котором прирост
чистых  международных  резервов  в 2008 году может составить 1,3 трлн.
рублей,   предусмотрено   уменьшение   ЧВА   на   421   млрд.  рублей.
Макроэкономические характеристики, соответствующие данному сценарию (в
том   числе   более   высокие   мировые   цены   на   энергоносители),
предопределяют более значительное, чем по первому варианту, увеличение
суммарных  остатков  средств  на  счетах  федерального правительства в
Банке    России.   Общее   снижение   чистого   кредита   расширенному
правительству  по  этому  варианту программы может составить 370 млрд.
рублей.
     Второй вариант программы предусматривает, что в 2009 - 2010 годах
прироста  ЧМР  (на  632  и  148  млрд.  рублей  соответственно)  будет
недостаточно  для  обеспечения  запланированных темпов роста денежного
предложения   со  стороны  органов  денежно-кредитного  регулирования.
Поэтому  прогнозируется  увеличение чистых внутренних активов на 239 и
640  млрд.  рублей  соответственно. Для этого в 2009 году Банку России
потребуется  обеспечить  рост  чистого  кредита  банкам  на  663 млрд.
рублей,  а  в  2010  году - на 955 млрд. рублей (из них около 84% - за
счет увеличения объема валового кредита).

      Прогноз показателей денежной программы на 2008 - 2010 годы
                          (млрд. рублей) <*>

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                           |01.01.2008|       01.01.2009      |       01.01.2010      |       01.01.2011      |
|                                           |(оценка)  |-----------------------|-----------------------|-----------------------|
|                                           |          |   I   |   II  |  III  |   I   |   II  |  III  |   I   |   II  |  III  |
|                                           |          |вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
|Денежная база (узкое определение)          |   4087   |  4852 |  4969 |  5022 |  5609 |  5840 |  5946 |  6315 |  6627 |  6858 |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
|- наличные деньги в обращении (вне Банка   |   3896   |  4611 |  4722 |  4768 |  5315 |  5534 |  5625 |  5970 |  6261 |  6468 |
|России)                                    |          |       |       |       |       |       |       |       |       |       |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
|- обязательные резервы                     |    191   |   241 |   247 |   254 |   294 |   306 |   321 |   345 |   366 |   391 |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
|Чистые международные резервы               | 11 009   |12 007 |12 312 |12 810 |12 233 |12 944 |14 029 |12 115 |13 092 |14 577 |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
|- в млрд. долларов США                     |    418   |   456 |   468 |   486 |   465 |   492 |   533 |   460 |   497 |   554 |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
|Чистые внутренние активы                   |  -6922   | -7155 | -7343 | -7788 | -6625 | -7104 | -8083 | -5800 | -6464 | -7718 |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
|Чистый кредит расширенному правительству   |  -4951   | -5171 | -5321 | -5721 | -5291 | -5591 | -6291 | -5311 | -5761 | -6661 |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
| - чистый кредит федеральному правительству|  -4551   | -4801 | -4951 | -5351 | -4951 | -5251 | -5951 | -5001 | -5451 | -6351 |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
| - остатки средств консолидированных       |   -400   |  -370 |  -370 |  -370 |  -340 |  -340 |  -340 |  -310 |  -310 |  -310 |
| бюджетов субъектов Российской Федерации и |          |       |       |       |       |       |       |       |       |       |
| государственных внебюджетных фондов на    |          |       |       |       |       |       |       |       |       |       |
| счетах в Банке России                     |          |       |       |       |       |       |       |       |       |       |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
|Чистый кредит банкам                       |  -1542   | -1410 | -1437 | -1457 |  -617 |  -774 |  -978 |   374 |   181 |   -55 |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
| - валовой кредит банкам                   |      5   |     5 |     5 |     5 |   202 |    61 |     5 |  1014 |   861 |   670 |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
| - корреспондентские счета кредитных       |  -1547   | -1415 | -1442 | -1462 |  -818 |  -835 |  -983 |  -640 |  -680 |  -725 |
| организаций, депозиты банков в Банке      |          |       |       |       |       |       |       |       |       |       |
| России и другие инструменты абсорбирования|          |       |       |       |       |       |       |       |       |       |
| свободной банковской ликвидности          |          |       |       |       |       |       |       |       |       |       |
|-------------------------------------------|----------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|
|Прочие чистые неклассифицированные активы  |   -429   |  -574 |  -584 |  -609 |  -716 |  -739 |  -814 |  -862 |  -884 | -1002 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*>   Показатели   программы,  рассчитываемые  по  фиксированному
обменному  курсу,  определены  исходя  из  официального курса рубля на
начало 2007 года.

     По  третьему  варианту  денежной программы прогнозируемый прирост
ЧМР  в  2008  году  (1,8  трлн.  рублей)  будет  почти в 2 раза больше
прироста  денежной базы, допустимого с точки зрения достижения цели по
инфляции. Необходимое снижение ЧВА по данному варианту программы может
составить    в    2008    году   866   млрд.   рублей.   Благоприятная
внешнеэкономическая  конъюнктура  и  ускорение  темпов  экономического
роста станут факторами сохранения значительных налоговых поступлений в
бюджет.    С   учетом   прогнозируемой   динамики   остатков   средств
консолидированных    бюджетов   субъектов   Российской   Федерации   и
государственных  внебюджетных фондов на счетах в Банке России снижение
чистого   кредита   расширенному   правительству   по  этому  варианту
прогнозируется  в  размере 770 млрд. рублей. Оставшийся прирост чистых
внутренних  активов  будет  обеспечен  за  счет динамики прочих чистых
неклассифицированных активов.
     По данному варианту денежной программы предусматривается, что и в
2009  году  увеличение ЧМР будет превышать допустимый прирост денежной
базы - необходимое сокращение чистых внутренних активов оценивается на
уровне  295  млрд.  рублей.  Прогнозируемое уменьшение чистого кредита
расширенному  правительству в 2009 году составит 570 млрд. рублей, что
существенно  превысит  снижение  ЧВА.  В  этих  условиях  Банку России
потребуется  обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 479 млрд.
рублей.
     Ожидается, что в 2010 году прирост ЧМР по третьему варианту будет
недостаточен  для  обеспечения необходимого увеличения денежной базы и
потребуется  повысить  объем  чистых  внутренних  активов на 365 млрд.
рублей.   В   условиях   прогнозируемого   снижения   чистого  кредита
расширенному  правительству  на  370  млрд.  рублей главным источником
прироста  ЧВА  станет  повышение  чистого  кредита банкам на 923 млрд.
рублей.
     Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут
быть  уточнены  в  соответствии  со  складывающейся макроэкономической
ситуацией,  изменением  влияния ключевых внутренних и внешних факторов
на  состояние  денежно-кредитной  сферы.  Банк  России  при реализации
денежно-кредитной  политики  будет  учитывать  возможные риски в целях
адекватного  реагирования  с применением инструментов, имеющихся в его
распоряжении.

Фрагмент документа "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2008 ГОД <*>".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа