СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 10.05.06

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Международные правовые акты и российское
                  законодательство, регламентирующие
                        права детей-инвалидов

     Конституция  РФ  (ч.  4 ст. 15) признает приоритет общепризнанных
принципов   и   норм   международного   права.  Права  детей-инвалидов
закреплены  в Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи
ООН  от  20.11.59),  Конвенции  о  борьбе  с  дискриминацией в области
образования  (принята  Генеральной  Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.;
ратифицирована  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 02.07.62 N
254-VI),   Декларации  о  правах  умственно  отсталых  лиц  (резолюция
Генеральной  Ассамблеи ООН от 20.12.71), Декларации о правах инвалидов
(резолюция  Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.75), Конвенции о правах
ребенка    (резолюция   Генеральной   Ассамблеи   ООН   от   20.11.89;
ратифицирована  Постановлением  Верховного  Совета  СССР от 13.06.90 N
1559-1),  Всемирной  декларации  об  обеспечении  выживания,  защиты и
развития  детей  (резолюция  Генеральной  Ассамблеи  ООН от 30.09.90),
Стандартных  правилах  обеспечения  равных  возможностей для инвалидов
(приняты  Генеральной  Ассамблеей  ООН  20  декабря 1993 г., резолюция
48/96).
     Начиная  с  90-х  годов прошлого века в России было принято более
300  нормативных  правовых  актов,  направленных  на  защиту интересов
детей-инвалидов.   После   принятия  Конституции  РФ  эти  права  были
закреплены  в Семейном кодексе РФ, Основах законодательства Российской
Федерации  об охране здоровья граждан, а также в Законе РФ от 10.07.92
N  3266-1 "Об образовании", в Федеральных законах от 24.07.98 N 124-ФЗ
"Об  основных  гарантиях  прав  ребенка  в  Российской  Федерации", от
10.12.95  N  195-ФЗ  "Об  основах социального обслуживания населения в
Российской   Федерации",  от  17.07.99  N  178-ФЗ  "О  государственной
социальной  помощи"  и  др. Особое значение имеет Федеральный закон от
24.11.95   N  181-ФЗ  "О  социальной  защите  инвалидов  в  Российской
Федерации",  определяющий  государственную  политику,  в том числе и в
области социальной защиты детей-инвалидов.
     Вместе  с тем ряд основополагающих требований международных актов
в  отношении  детей-инвалидов  пока  еще  не  нашли своего отражения в
российском       законодательстве.       По-прежнему       отсутствует
нормативно-правовое   регулирование   интегрированного  (инклюзивного)
образования   и  ранней  коррекционно-педагогической  помощи  детям  с
отклонениями    в   развитии,   патронатного   семейного   воспитания,
независимого   контроля   за   соблюдением  прав  детей.  Кроме  того,
законодательная   база,  определяющая  деятельность  органов  местного
самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.
     В  то  же  время совершенствование законов само по себе не решает
проблему,  поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном
исполнении   действующего  законодательства  органами  государственной
власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых
нарушений   прав   детей-инвалидов.  Помимо  этого,  в  законах  часто
отсутствуют механизмы их реализации.
     Ситуация   усугубилась   с   принятием   Федерального  закона  от
22.08.2004  N  122-ФЗ  "О  внесении  изменений  в законодательные акты
Российской   Федерации   и   признании   утратившими   силу  некоторых
законодательных   актов  Российской  Федерации  в  связи  с  принятием
Федеральных  законов  "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон     "Об     общих    принципах    организации    законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  и  "Об  общих принципах организации
местного  самоуправления  в Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон  N  122-ФЗ).  Дети-инвалиды различных регионов России с 1 января
2005 г. были поставлены в неравные условия, что противоречит статье 19
Конституции  РФ.  Нормы  же  вновь принятых в связи с этим изменений в
Федеральном   законе  "О  социальной  защите  инвалидов  в  Российской
Федерации", Законе РФ "Об образовании" и других создали дополнительные
препятствия  для  детей-инвалидов  и молодых инвалидов к их социальной
интеграции.  Федеральным законом N 122-ФЗ были сведены на нет начавшие
было    отлаживаться    эффективные   механизмы   обеспечения   помощи
детям-инвалидам в негосударственном секторе.
     В связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ граждане в своих
обращениях  к  Уполномоченному  неоднократно  выражали обеспокоенность
значительным   ухудшением   положения   детей-инвалидов  и  их  семей.
Неслучайно  вступление  Закона  в  силу  вызвало  в  начале  2005 года
проведение    в    ряде    городов   России   демонстраций   родителей
детей-инвалидов.  В  связи  с этим уместно вспомнить, что еще в ноябре
2004 года Уполномоченным было внесено в Правительство РФ предложение о
переносе  срока  вступления  в  силу  Федерального  закона N 122-ФЗ. В
предложении  наряду  с сомнениями, высказанными по поводу "действенных
механизмов  реализации"  Закона,  предлагалось  сосредоточить основные
усилия  на  качестве  его  предварительной  подготовки,  что  могло бы
существенно снизить социальные издержки.
     В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить
и  дополнить  нормы  федерального  законодательства, регламентирующего
права    детей-инвалидов,    выработать   механизмы   неукоснительного
исполнения   уже   принятых   законов   и   в   целом  скорректировать
государственную политику в отношении детства.

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа