Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 19.06.2007)".
Направления развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве В современных экономических условиях в рамках действующего законодательства можно выделить несколько направлений увеличения доступности жилищных ипотечных кредитов для москвичей, в том числе со средними и низкими доходами при государственной поддержке города Москвы. Первое направление - снижение финансовой нагрузки на заемщиков с использованием ресурсов бюджета города Москвы. Первый способ уменьшения затрат заемщиков предполагает существенное снижение размера кредита, необходимого для покупки квартиры, и платежей по погашению кредита за счет уменьшения стоимости самого жилья. В условиях рыночных отношений это возможно в случае, если часть строительства жилья будет финансироваться из бюджета города с последующей его продажей по себестоимости строительства. Второй способ основан на субсидировании за счет бюджета города части первоначального взноса за квартиру при ипотечном кредитовании. Сравнительная характеристика платежей заемщиков при приобретении квартиры с использованием ипотечного жилищного кредита при отсутствии и наличии адресной поддержки города в формах: субсидирования процентной ставки, предоставления субсидий, продажи жилья по себестоимости строительства представлена в таблице 2. При покупке заемщиком у города по себестоимости строительства квартиры площадью 60 кв. м в типовом панельном доме при 30% первоначальном взносе за квартиру в размере 12,6 тыс. долл. сумма кредита составляет 29,4 тыс. долл., а ежемесячные аннуитетные платежи по кредиту всего 303 долл. Размеры ежемесячных платежей в счет погашения долга по кредиту при рыночной банковской ставке в 11% годовых эквивалентны платежам при прямом дотировании ставки до 4% годовых. При покупке заемщиком аналогичного жилья на рынке первичного жилья с использованием предоставляемой городом адресной бюджетной субсидии на строительство или приобретение жилья первоначальный взнос за квартиру за счет личных средств составит 7,2 тыс. долл. (10% от стоимости квартиры) при сумме кредита 37,8 тыс. долл., а ежемесячные платежи по кредиту - 390 долл. Размеры ежемесячных платежей по кредиту при той же рыночной банковской ставке эквивалентны платежам при непосредственном дотировании ставки до 7% годовых. Указанные способы увеличения доступности ипотечных кредитов для москвичей вписываются в действующее законодательство и не требуют дополнительных затрат из бюджета города Москвы. Второе направление - снижение дополнительных расходов, которые несут заемщики по комплексному ипотечному страхованию, посредством создания в городе системы страхования объектов залога. Третье направление - решение проблемы накопления средств на первоначальный взнос за квартиру, формирования кредитной истории у будущих заемщиков. Сегодня далеко не каждый потенциальный заемщик может документально подтвердить наличие у него доходов, необходимых для получения ипотечного кредита. У большинства москвичей отсутствуют денежные средства для оплаты первоначального взноса за квартиру при получении жилищного кредита. Формирование и развитие надежных и подконтрольных городу накопительно-ипотечных систем позволяет участвующим в них гражданам, с одной стороны, накопить необходимые для получения кредита средства, с другой стороны, продемонстрировать банку свою добросовестность и надежность как заемщика. В рамках жилищных программ городом для москвичей, включая очередников, были созданы три долгосрочные системы жилищных (строительных) сбережений: жилищно-накопительный кооператив "Молодой семье - доступное жилье", жилищные сбережения на вкладе "Жилищный" в "Московском муниципальном банке - Банке Москвы" и в форме приобретения облигаций ОАО КБ "Московское ипотечное агентство", по которым предоставлены государственные гарантии города Москвы. Участниками накопительных систем стали свыше 900 московских семей. Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы совместно с ОАО КБ "МИА" разработана технология приобретения квартир очередниками на рынке недвижимости, комбинирующая ипотечные кредиты, бюджетные субсидии на строительство или приобретение жилья, собственные средства граждан. Четвертое направление - содействие москвичам в подборе жилой площади для ее приобретения с использованием ипотечных кредитов. Реализация данного направления основана на резервировании и реализации москвичам части жилой площади, возводимой строительными компаниями для продажи на рынке жилья. Постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 г. N 527 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования на территории города Москвы" предусмотрено направление застройщиками до 50% от своей доли в домах типовой застройки на реализацию москвичам с использованием ипотечных схем кредитования жилищного строительства. Пятое направление - обеспечение доступа кредиторов к маневренному жилищному фонду города при ипотечном жилищном кредитовании. Предоставление заемщикам из данного фонда помещений при обращении взыскания на их жилье, находящееся в залоге у кредитора, упрощает и ускоряет для банков процедуры обращения взыскания при неисполнении заемщиком обязательств перед банком, предусмотренных кредитным договором. Этим создаются предпосылки для снижения банковских рисков, процентных ставок по кредитам и увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования. Шестое направление - развитие иных форм долгосрочного жилищного финансирования граждан, аналогичных ипотечному жилищному кредитованию, - продажа жилья, построенного по городскому заказу, гражданам с рассрочкой платежа без оформления ипотеки. В отличие от ипотечного кредитования квартира по договору купли-продажи с рассрочкой платежа до полного выполнения обязательств гражданина, предусмотренных договором, находится в собственности города. Покупателю не требуется документально подтверждать свои доходы, страховать жизнь и потерю трудоспособности, риски утраты или повреждения объекта залога и утраты или ограничения права собственности на заложенную квартиру. Процедура получения квартиры максимально проста. При этом иные условия продажи жилья в рассрочку схожи с банковской ипотекой. Рассрочка предоставляется на 10 лет, первоначальный взнос за квартиру составляет 30% от ее стоимости. Проценты за рассрочку устанавливаются постановлением Правительства Москвы. Ежемесячные платежи сопоставимы с платежами при покупке жилья у города с ипотечным кредитом. В настоящее время данным способом улучшили жилищные условия более 7 тыс. московских семей (очередников). Таблица 2 ПЛАТЕЖИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ КВАРТИРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТА ПРИ ОТСУТСТВИИ И НАЛИЧИИ АДРЕСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОРОДА В ФОРМАХ: СУБСИДИРОВАНИЯ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ; ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ; ПРОДАЖИ ЖИЛЬЯ ПО СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА --------------------------------------------------------------------------------------------- |Наименование |Платежи без |Платежи |Платежи при непрямом субсидировании | | |субсидирования|при прямом |процентной ставки | | |процентной |субсидировании|-------------------------------------| | |ставки |процентной |при покупке жилья |при покупке жилья | | | |ставки <*> |на рынке |по себестоимости | | | | |с использованием |строительства | | | | |субсидии |без отчислений | | | | | |на развитие | | | | | |инфраструктуры | |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Площадь квартиры, кв. м| 60 | 60 | 60| 60| |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Стоимость 1 кв. м, | 1200 | 1200 | 1200| 700| |долл. | | | | | |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Стоимость квартиры, | 72000 | 72000 | 72000| 42000| |долл. | | | | | |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Минимальный | 21600 | 21600 | 7200| 12600| |первоначальный взнос | | | | | |(собственные | | | | | |средства), долл. | | | | | |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Субсидия | - | - | 27000| - | |на строительство или | | | | | |приобретение жилья | | | | | |(50%), долл. | | | | | |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Субсидирование банкам | - | 31100 | - | - | |процентной ставки | | | | | |(до 7% годовых), долл. | | | | | |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Ипотечный кредит, долл.| 50400 | 50400 | 37800| 29400| |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Срок кредитования, лет | 20 | 20 | 20| 20| |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Банковская процентная | 11 | 7 | 11| 11| |ставка, % годовых | | | | | |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Ежемесячный | 520 | 390 | 390| 303| |аннуитетный платеж, | | | | | |долл. | | | | | |-----------------------|--------------|--------------|------------------|------------------| |Эквивалентная | - | - | 7| 4| |банковская процентная | | | | | |ставка (по ежемесячным | | | | | |платежам), % годовых | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Вариант приводится для сопоставления. Размеры платежей и процентная ставка не учитывают: - дополнительные затраты кредитора по налогу на прибыль с суммы бюджетной субсидии и дополнительные кредитные риски, возникающие в связи с наличием переходящих обязательств городского бюджета на весь срок кредитования гражданина (20 лет); - дополнительные затраты заемщика по оплате налога с материальной выгоды, полученной при экономии на процентах при субсидировании банковской ставки. Кроме того, прямое субсидирование процентных ставок снижает привлекательность ипотечных облигаций для инвесторов в силу их низкой доходности по отношению к уровню инфляции, что не позволит банкам рефинансировать выданные ипотечные кредиты. |
Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 19.06.2007)".