Фрагмент документа "О СХЕМЕ РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА МОСКВЫ".
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Схемы рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы Схема рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы (далее - Схема) разработана ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" по заказу Департамента экономической политики и развития города Москвы на основании постановлений Правительства Москвы от 18 февраля 2003 г. N 104-ПП "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в городе Москве на период 2003-2010 годов", от 19 декабря 2006 г. N 1026-ПП "О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2005 год и подготовке актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года". Основные положения Схемы являются составной частью разработанной ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" Генеральной схемы озеленения города Москвы до 2020 г. В работе использованы термины и определения в соответствии с действующими нормативными (МГСН) и справочно-методическими документами (терминологические словари, справочники): - рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища - на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, памятников истории, культуры и архитектуры, памятников природы, музеев-заповедников; - рекреационная зона - функциональная зона города, предназначенная для организации и проведения разнообразных форм массового отдыха горожан; - объект рекреации - часть территорий природного комплекса: зоны отдыха, парки, сады, бульвары, скверы, лесопарки; - рекреационное использование территории природного комплекса - использование территории для организации отдыха населения; - рекреационная емкость территории - общее расчетное число отдыхающих, которых способна вместить данная территория без ущерба сохранности природной среды и комфортных условий отдыха, рассчитанная по оптимуму; - рекреационная нагрузка - фактическое количество посетителей, приходящееся на территорию парка или зону отдыха (или на единицу их территории), и соответствующая прогнозная оценка сохранности природных компонентов среды на данной территории при данной рекреационной нагрузке; - рекреационный потенциал - способность территории обеспечивать определенное количество отдыхающих психофизиологическим комфортом и возможностью для отдыха (спортивно-укрепляющей деятельности) без деградации природной среды. Предметом рассмотрения Схемы являются природные и озелененные территории города Москвы, используемые для отдыха населения. В Схеме на основании анализа сложившейся градостроительной ситуации, состояния территорий природного комплекса, утвержденной градостроительной документации по сохранению и развитию территорий природного комплекса и с учетом основных положений Генерального плана Москвы, градостроительных планов развития округов проанализировано использование территорий природного комплекса города Москвы в рекреационных целях. В рамках Схемы выявлены основные проблемы рекреационного использования территорий природного комплекса Москвы и определены основные направления развития рекреационной системы города на основе рекреационного потенциала территорий и рекреационных потребностей населения. Актуальность разработки Схемы связана с необходимостью создания градостроительных предпосылок для совершенствования рекреационного обслуживания населения с одновременным сохранением и развитием экологической роли территорий природного комплекса, а также для формирования взаимосвязанного ландшафтно-рекреационного пространства, предусмотренного Генеральным планом города Москвы. В Москве в последние годы отмечено активное развитие новых форм отдыха. Получили развитие объекты рекреации со спортивно-досуговыми формами отдыха: клубный отдых, аквапарки, конно-спортивные клубы, яхт-клубы, воднолыжные центры, гольф-поля, горнолыжные склоны и т.д. Начали появляться специализированные и тематические парки. Уже реализованы проекты: этнографическая деревня в Бибирево, сад скульптур в Останкино, проектируются ландшафтные парки в Братеево и Митино, парк исторических ландшафтов на Ходынском поле и другие. В рамках Схемы рекреационное использование территорий природного комплекса разделено на два уровня обслуживания населения: районный, или социально гарантированный, и городской уровень. На районном уровне представляется социально гарантированный минимум условий для кратковременного повседневного отдыха населения, осуществляемого в радиусе пешеходной доступности от жилья. Доступность территорий регламентируется нормативами проектирования и застройки города Москвы, а также комплексного благоустройства на территории города Москвы в зависимости от типа рекреационного объекта. Городской уровень отличается разнообразием видов эпизодического отдыха населения, отдыха выходного дня и туризма, рассчитан как на постоянно проживающих жителей, так и на "дневное население", включая население, прибывающее в город с рекреационными и туристическими целями. На городском уровне организуются условия для специализированных видов отдыха, осуществляемых в специализированных парках (спортивный, мемориальный, зоологический, ботанический, тематический и др.), а также для туризма, включающего осмотр достопримечательностей - памятников истории и культуры (музеев-заповедников, музеев-усадеб и др.) и уникальных природных объектов (экологический туризм). Состав территорий рекреационного использования городского уровня определяется в зависимости от тематической направленности, а также историко-культурного и природного потенциала. В Схеме проведена оценка обеспеченности населения территориями рекреационного использования и доступности территорий рекреационного использования для районного, или социально гарантированного, уровня. В качестве субъектов рекреации, для которых должен быть обеспечен социально гарантированный уровень рекреационного обслуживания, было принято население, постоянно проживающее на территории города, по существующему положению (по состоянию на 2002 год) и на основании прогнозов численности населения на 2010 и 2020 гг. В качестве объектов рекреационного использования рассматриваются природные и озелененные территории общего пользования. На перспективу - резервные территории природного комплекса, часть территории города Москвы, предназначенная для реорганизации в целях воссоздания утраченных или формирования новых территорий природного комплекса, выделенные как объекты нового озеленения. Выполненные расчеты обеспеченности рекреационными территориями природного комплекса позволяют выявить основные тенденции и закономерности. В целом по городу достигнута полная обеспеченность районного, или социально гарантированного, уровня, кратковременного повседневного отдыха населения (103%), достаточно высок показатель доступности рекреационных территорий (88%). По обеспеченности - лучшие показатели отмечаются в г.Зеленограде (287%), Западном административном округе (158%), Юго-Западном административном округе (105%), Восточном административном округе (104%), наименьшие показатели - Центральном административном округе (64%), Южном административном округе (67%); по доступности территорий рекреационного использования - лучшие показатели отмечаются в г.Зеленограде (100%), Южном и Северо-Восточном административных округах (93%), Северо-Западном и Юго-Западном административных округах (91%), наименьшие показатели - Юго-Восточном административном округе (74%). При условии освоения резервных территорий природного комплекса на 2010 и 2020 гг. ситуация с обеспеченностью и доступностью рекреационных ресурсов улучшается по округам в целом и по ряду районов. Обеспеченность в целом по городу увеличится к 2010 г. до 116 %, а к 2020 г. до 131%. Наименьшие показатели по обеспеченности в целом по округу сохранятся в Центральном административном округе - 66% (2010 г.) и 71% (2020 г.) и Южном административном округе - 75% (2010 г.) с достижением 113% к 2020 г. Доступность в целом по городу увеличится к 2010 г. до 90%, а к 2020 г. до 93%. При этом низкие показатели по территории Центрального административного округа, сохраняющиеся и на перспективу, связаны со спецификой округа, с одной стороны, наличием сложившейся исторической застройки, высокой степенью застроенности и отсутствием территориальных резервов развития природного комплекса, с другой стороны - наличием уникальных специализированных рекреационных объектов общегородского уровня, таких как зоопарк, Парк Искусств, Кремлевские сады, спортивный парк "Лужники" и другие, составляющих более половины всех озелененных территорий природного комплекса рекреационного назначения в округе. Компенсация дефицита рекреационных территорий природного комплекса в Центральном административном округе происходит за счет высокой концентрации рекреационных объектов как общегородского значения, так и местного уровня - культурно-развлекательных, досуговых и спортивных, расположенных вне территории природного комплекса и не связанных с природной составляющей. В Центральном административном округе обеспеченность объектами культуры и спорта, в том числе объектами местного уровня, значительно выше, чем средняя по городу. Основные направления совершенствования рекреационного использования территорий: 1. Обеспечение социально гарантированного минимума условий для кратковременного повседневного отдыха населения за счет достижения 100% обеспечения населения территориями рекреационного использования для повседневного отдыха в радиусе пешеходной доступности, включая: - для районов с достаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами - сохранение и благоустройство территорий рекреационного использования, поддержание их в состоянии, пригодном для отдыха; - для районов, в которых не установлены территории природного комплекса - выделение объектов природного комплекса рекреационного использования в пределах районов; - для районов с недостаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами и низкой доступностью рекреационных территорий и обладающих резервными территориями природного комплекса, пригодными для рекреационного использования - формирование новых территорий рекреационного назначения в пределах резервных территорий природного комплекса; - для районов с недостаточной обеспеченностью рекреационными ресурсами и низкой доступностью рекреационных территорий, не обладающих территориальными резервами для формирования новых территорий рекреационного назначения, - повышение рекреационной емкости территорий за счет размещения новых рекреационных объектов, соответствующих статусу территории; применение альтернативных видов рекреационного использования (в том числе сады на крышах жилых, общественных и производственных зданий); дополнительные мероприятия по созданию озелененных территорий в пределах жилых территорий; обязательное предусмотрение территорий рекреационного использования при реорганизации производственных территорий под жилые и общественные функции; включение территорий ограниченного пользования, обладающих рекреационным и историко-культурным потенциалом, в общедоступное рекреационное использование с регулируемым режимом посещения. 2. Развитие городского уровня рекреационного обслуживания, различающегося разнообразием видов эпизодического отдыха населения, отдыха выходного дня и туризма, включая: - формирование и развитие специализированных рекреационных объектов и территорий (спортивного назначения, тематических, экологических и ландшафтных парков и др.) с учетом резервов рекреационной емкости территорий природного комплекса; - включение территорий природного комплекса рекреационного назначения общегородского значения в объекты туристического показа; - развитие историко-культурных функций рекреационных территорий и более активное включение в рекреационное использование памятников истории и культуры в рамках разработки предложений по организации системы туристско-рекреационных зон в административных округах с включением в программу развития туризма в городе Москве с учетом опыта Концепции создания туристско-рекреационной зоны в Северо-Восточном административном округе города Москвы, а также в рамках реализации проекта межмузейной туристской программы "Венок русских усадеб"; - развитие экологического туризма и организация экологических маршрутов на основании выявления объектов показа - уникальных природных объектов при условии соблюдения требований природоохранного законодательства с последующим включением разработанных предложений в программу развития туризма в городе Москве. 3. Осуществление природоохранных мероприятий: - для районов, где в повседневное рекреационное использование включаются особо охраняемые природные территории (таких как природно-исторические парки: "Битцевский лес", "Москворецкий", "Тушинский", национальный парк "Лосиный остров" и другие) - проведение специальных мероприятий в зонах повышенной рекреационной нагрузки от прилегающих районов, включая дополнительное обустройство мест массового отдыха, организацию спортивно-рекреационных зон на наименее ценных в природном отношении участках, прокладку по существующим дорогам прогулочных маршрутов, разгрузку от излишних рекреационных нагрузок территорий природоохранного назначения; - для районов, где территории рекреационного использования находятся в неблагоприятных экологических условиях, - разработка и проведение природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия производственных предприятий на прилегающие территории. В составе Схемы определены: - территории природного комплекса рекреационного использования в районах с достаточными рекреационными ресурсами, для которых должно быть предусмотрено сохранение и благоустройство территорий, поддержание их в состоянии, пригодном для отдыха; - районы с неустановленными территориями природного комплекса, для которых планируется разработка предложений по выделению объектов природного комплекса рекреационного использования в пределах указанных районов; - производственные зоны, подлежащие реорганизации, находящиеся в районах с дефицитом рекреационных ресурсов, в которых необходимо обязательное планирование создания озелененных территорий рекреационного использования при разработке градостроительной и проектной документации по реорганизации указанных производственных территорий; - районы со сверхнормативными рекреационными ресурсами для учета при разработке предложений по созданию специализированных и тематических парков на базе существующих и резервных территорий природного комплекса; - резервные территории природного комплекса в районах с недостаточными показателями по обеспеченности и доступности рекреационных территорий для приоритетного поэтапного формирования новых территорий рекреационного использования и недопущения использования этих территорий для иных целей, кроме рекреационных; - существующие территории природного комплекса в районах с недостаточными показателями по обеспеченности и доступности рекреационных территорий, для которых не допускается использование для иных целей, кроме рекреационных. - реорганизуемые производственные зоны, в границах которых в обязательном порядке необходимо предусматривать выделение участков для организации озелененных территорий общего пользования. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 25 сентября 2007 года N 825-ПП Сводный чертеж Схемы рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы ---------------------------------------------------------------------- Схема - приводится в подлиннике. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 25 сентября 2007 года N 825-ПП |
Фрагмент документа "О СХЕМЕ РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА МОСКВЫ".