О СХЕМЕ РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА МОСКВЫ. Постановление. Правительство Москвы. 25.09.07 825-ПП

Фрагмент документа "О СХЕМЕ РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА МОСКВЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                  Схемы рекреационного использования
            территорий природного комплекса города Москвы

     Схема рекреационного    использования    территорий    природного
комплекса  города  Москвы  (далее  -  Схема)  разработана  ГУП  "НИиПИ
Генплана Москвы"  по  заказу  Департамента  экономической  политики  и
развития города Москвы на основании постановлений Правительства Москвы
от 18 февраля 2003  г.  N  104-ПП  "О  проекте  размещения  жилищного,
культурно-бытового,  коммунального  и  других  видов  строительства  в
городе Москве на период 2003-2010 годов",  от 19  декабря  2006  г.  N
1026-ПП  "О  реализации  Генерального  плана развития города Москвы за
2005 год и подготовке актуализации Генерального плана города Москвы на
период до 2025 года".
     Основные положения Схемы являются составной частью  разработанной
ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" Генеральной схемы озеленения города Москвы
до 2020 г.
     В работе  использованы  термины  и  определения  в соответствии с
действующими нормативными (МГСН) и справочно-методическими документами
(терминологические словари, справочники):
     - рекреация - восстановление здоровья  и  трудоспособности  путем
отдыха  вне  жилища  -  на  лоне  природы  или  во время туристической
поездки,  связанной с посещением интересных для обозрения мест,  в том
числе национальных парков, памятников истории, культуры и архитектуры,
памятников природы, музеев-заповедников;
     - рекреационная    зона    -    функциональная    зона    города,
предназначенная  для  организации  и  проведения  разнообразных   форм
массового отдыха горожан;
     - объект рекреации - часть территорий природного комплекса:  зоны
отдыха, парки, сады, бульвары, скверы, лесопарки;
     - рекреационное использование территории природного  комплекса  -
использование территории для организации отдыха населения;
     - рекреационная  емкость  территории  -  общее  расчетное   число
отдыхающих,  которых  способна  вместить  данная территория без ущерба
сохранности природной среды и комфортных условий отдыха,  рассчитанная
по оптимуму;
     - рекреационная нагрузка -  фактическое  количество  посетителей,
приходящееся  на  территорию  парка или зону отдыха (или на единицу их
территории), и соответствующая прогнозная оценка сохранности природных
компонентов  среды  на  данной  территории  при  данной  рекреационной
нагрузке;
     - рекреационный  потенциал  - способность территории обеспечивать
определенное количество отдыхающих  психофизиологическим  комфортом  и
возможностью   для  отдыха  (спортивно-укрепляющей  деятельности)  без
деградации природной среды.
     Предметом рассмотрения  Схемы  являются  природные  и озелененные
территории города Москвы,  используемые для отдыха населения.  В Схеме
на основании анализа сложившейся градостроительной ситуации, состояния
территорий  природного   комплекса,   утвержденной   градостроительной
документации  по сохранению и развитию территорий природного комплекса
и   с   учетом   основных   положений   Генерального   плана   Москвы,
градостроительных    планов    развития    округов    проанализировано
использование  территорий  природного  комплекса   города   Москвы   в
рекреационных   целях.  В  рамках  Схемы  выявлены  основные  проблемы
рекреационного использования территорий природного комплекса Москвы  и
определены  основные направления развития рекреационной системы города
на  основе  рекреационного  потенциала  территорий   и   рекреационных
потребностей населения.
     Актуальность разработки Схемы связана с  необходимостью  создания
градостроительных  предпосылок  для  совершенствования  рекреационного
обслуживания  населения  с  одновременным  сохранением   и   развитием
экологической  роли  территорий  природного  комплекса,  а  также  для
формирования взаимосвязанного ландшафтно-рекреационного  пространства,
предусмотренного Генеральным планом города Москвы.
     В Москве в последние годы отмечено активное развитие  новых  форм
отдыха.  Получили  развитие  объекты рекреации со спортивно-досуговыми
формами отдыха:  клубный  отдых,  аквапарки,  конно-спортивные  клубы,
яхт-клубы,  воднолыжные центры,  гольф-поля, горнолыжные склоны и т.д.
Начали  появляться  специализированные  и  тематические   парки.   Уже
реализованы проекты: этнографическая деревня в Бибирево, сад скульптур
в Останкино, проектируются ландшафтные парки в Братеево и Митино, парк
исторических ландшафтов на Ходынском поле и другие.
     В рамках Схемы рекреационное использование территорий  природного
комплекса  разделено  на два уровня обслуживания населения:  районный,
или социально гарантированный, и городской уровень. На районном уровне
представляется   социально   гарантированный   минимум   условий   для
кратковременного повседневного  отдыха  населения,  осуществляемого  в
радиусе   пешеходной  доступности  от  жилья.  Доступность  территорий
регламентируется нормативами проектирования и застройки города Москвы,
а  также  комплексного  благоустройства  на территории города Москвы в
зависимости  от  типа  рекреационного   объекта.   Городской   уровень
отличается разнообразием видов эпизодического отдыха населения, отдыха
выходного дня  и  туризма,  рассчитан  как  на  постоянно  проживающих
жителей,  так и на "дневное население", включая население, прибывающее
в город с рекреационными и туристическими целями.  На городском уровне
организуются    условия    для    специализированных   видов   отдыха,
осуществляемых в специализированных парках (спортивный,  мемориальный,
зоологический, ботанический, тематический и др.), а также для туризма,
включающего  осмотр  достопримечательностей  -  памятников  истории  и
культуры  (музеев-заповедников,  музеев-усадеб  и  др.)  и  уникальных
природных   объектов   (экологический   туризм).   Состав   территорий
рекреационного   использования   городского   уровня   определяется  в
зависимости    от     тематической     направленности,     а     также
историко-культурного и природного потенциала.
     В Схеме проведена оценка  обеспеченности  населения  территориями
рекреационного  использования  и доступности территорий рекреационного
использования для районного, или социально гарантированного, уровня.
     В качестве субъектов рекреации, для которых должен быть обеспечен
социально гарантированный уровень  рекреационного  обслуживания,  было
принято  население,  постоянно  проживающее  на территории города,  по
существующему положению (по состоянию на  2002  год)  и  на  основании
прогнозов численности населения на 2010 и 2020 гг.
     В качестве объектов рекреационного использования  рассматриваются
природные и озелененные территории общего пользования.  На перспективу
- резервные территории природного комплекса,  часть территории  города
Москвы,   предназначенная   для   реорганизации  в  целях  воссоздания
утраченных или формирования  новых  территорий  природного  комплекса,
выделенные как объекты нового озеленения.
     Выполненные расчеты  обеспеченности  рекреационными  территориями
природного   комплекса   позволяют   выявить   основные   тенденции  и
закономерности.  В целом по городу  достигнута  полная  обеспеченность
районного,  или социально гарантированного,  уровня,  кратковременного
повседневного отдыха населения  (103%),  достаточно  высок  показатель
доступности рекреационных территорий (88%). По обеспеченности - лучшие
показатели    отмечаются    в    г.Зеленограде    (287%),     Западном
административном  округе (158%),  Юго-Западном административном округе
(105%),   Восточном   административном   округе   (104%),   наименьшие
показатели   -   Центральном   административном  округе  (64%),  Южном
административном   округе    (67%);    по    доступности    территорий
рекреационного   использования   -   лучшие  показатели  отмечаются  в
г.Зеленограде  (100%),  Южном  и   Северо-Восточном   административных
округах (93%), Северо-Западном и Юго-Западном административных округах
(91%),  наименьшие показатели - Юго-Восточном административном  округе
(74%).
     При условии освоения резервных территорий природного комплекса на
2010   и   2020   гг.   ситуация   с  обеспеченностью  и  доступностью
рекреационных ресурсов  улучшается  по  округам  в  целом  и  по  ряду
районов.  Обеспеченность в целом по городу увеличится к 2010 г. до 116
%,  а к 2020 г.  до 131%.  Наименьшие показатели по  обеспеченности  в
целом по округу сохранятся в Центральном административном округе - 66%
(2010 г.) и 71%  (2020 г.) и Южном административном округе - 75% (2010
г.)  с  достижением  113%  к  2020  г.  Доступность  в целом по городу
увеличится к 2010 г. до 90%, а к 2020 г. до 93%.
     При этом    низкие    показатели   по   территории   Центрального
административного округа,  сохраняющиеся и на перспективу,  связаны со
спецификой округа,  с одной стороны, наличием сложившейся исторической
застройки,    высокой    степенью    застроенности    и    отсутствием
территориальных  резервов  развития  природного  комплекса,  с  другой
стороны  -  наличием   уникальных   специализированных   рекреационных
объектов  общегородского  уровня,  таких  как зоопарк,  Парк Искусств,
Кремлевские сады,  спортивный парк "Лужники"  и  другие,  составляющих
более   половины  всех  озелененных  территорий  природного  комплекса
рекреационного назначения в округе. Компенсация дефицита рекреационных
территорий  природного комплекса в Центральном административном округе
происходит за счет высокой  концентрации  рекреационных  объектов  как
общегородского     значения,     так     и     местного    уровня    -
культурно-развлекательных,  досуговых и спортивных,  расположенных вне
территории   природного   комплекса   и   не   связанных  с  природной
составляющей.  В Центральном  административном  округе  обеспеченность
объектами  культуры  и спорта,  в том числе объектами местного уровня,
значительно выше, чем средняя по городу.
     Основные направления       совершенствования       рекреационного
использования территорий:
     1. Обеспечение  социально  гарантированного  минимума условий для
кратковременного повседневного отдыха  населения  за  счет  достижения
100%  обеспечения  населения территориями рекреационного использования
для повседневного отдыха в радиусе пешеходной доступности, включая:
     - для   районов   с  достаточной  обеспеченностью  рекреационными
ресурсами - сохранение  и  благоустройство  территорий  рекреационного
использования, поддержание их в состоянии, пригодном для отдыха;
     - для районов,  в которых не  установлены  территории  природного
комплекса  -  выделение  объектов  природного комплекса рекреационного
использования в пределах районов;
     - для  районов  с  недостаточной  обеспеченностью  рекреационными
ресурсами и низкой доступностью рекреационных территорий и  обладающих
резервными   территориями   природного   комплекса,   пригодными   для
рекреационного   использования   -   формирование   новых   территорий
рекреационного  назначения  в пределах резервных территорий природного
комплекса;
     - для  районов  с  недостаточной  обеспеченностью  рекреационными
ресурсами  и  низкой   доступностью   рекреационных   территорий,   не
обладающих   территориальными   резервами   для   формирования   новых
территорий  рекреационного  назначения,  -   повышение   рекреационной
емкости  территорий  за  счет размещения новых рекреационных объектов,
соответствующих статусу территории;  применение  альтернативных  видов
рекреационного  использования  (в  том  числе  сады  на  крышах жилых,
общественных и производственных зданий); дополнительные мероприятия по
созданию   озелененных   территорий   в   пределах  жилых  территорий;
обязательное предусмотрение  территорий  рекреационного  использования
при реорганизации производственных территорий под жилые и общественные
функции;  включение территорий ограниченного  пользования,  обладающих
рекреационным   и  историко-культурным  потенциалом,  в  общедоступное
рекреационное использование с регулируемым режимом посещения.
     2. Развитие   городского   уровня   рекреационного  обслуживания,
различающегося разнообразием видов  эпизодического  отдыха  населения,
отдыха выходного дня и туризма, включая:
     - формирование  и   развитие   специализированных   рекреационных
объектов   и   территорий   (спортивного   назначения,   тематических,
экологических  и  ландшафтных  парков  и  др.)   с   учетом   резервов
рекреационной емкости территорий природного комплекса;
     - включение  территорий   природного   комплекса   рекреационного
назначения общегородского значения в объекты туристического показа;
     - развитие историко-культурных функций рекреационных территорий и
более  активное  включение  в  рекреационное  использование памятников
истории и культуры в  рамках  разработки  предложений  по  организации
системы  туристско-рекреационных  зон  в  административных  округах  с
включением в программу развития туризма в городе Москве с учетом опыта
Концепции  создания  туристско-рекреационной  зоны  в Северо-Восточном
административном округе города Москвы,  а также  в  рамках  реализации
проекта межмузейной туристской программы "Венок русских усадеб";
     - развитие экологического  туризма  и  организация  экологических
маршрутов   на   основании  выявления  объектов  показа  -  уникальных
природных объектов при условии соблюдения требований  природоохранного
законодательства  с последующим включением разработанных предложений в
программу развития туризма в городе Москве.
     3. Осуществление природоохранных мероприятий:
     - для районов,  где в  повседневное  рекреационное  использование
включаются   особо   охраняемые   природные   территории   (таких  как
природно-исторические   парки:   "Битцевский   лес",   "Москворецкий",
"Тушинский", национальный парк "Лосиный остров" и другие) - проведение
специальных мероприятий в зонах повышенной рекреационной  нагрузки  от
прилегающих   районов,   включая   дополнительное   обустройство  мест
массового отдыха,  организацию спортивно-рекреационных зон на наименее
ценных  в  природном  отношении  участках,  прокладку  по существующим
дорогам прогулочных маршрутов,  разгрузку  от  излишних  рекреационных
нагрузок территорий природоохранного назначения;
     - для  районов,  где  территории   рекреационного   использования
находятся  в  неблагоприятных  экологических условиях,  - разработка и
проведение  природоохранных  мероприятий,  направленных  на   снижение
негативного  воздействия  производственных  предприятий на прилегающие
территории.
     В составе Схемы определены:
     - территории природного комплекса рекреационного использования  в
районах  с  достаточными рекреационными ресурсами,  для которых должно
быть   предусмотрено   сохранение   и   благоустройство    территорий,
поддержание их в состоянии, пригодном для отдыха;
     - районы с неустановленными  территориями  природного  комплекса,
для  которых  планируется разработка предложений по выделению объектов
природного комплекса рекреационного использования в пределах указанных
районов;
     - производственные зоны,  подлежащие реорганизации, находящиеся в
районах  с  дефицитом  рекреационных  ресурсов,  в  которых необходимо
обязательное    планирование    создания    озелененных     территорий
рекреационного   использования   при  разработке  градостроительной  и
проектной документации  по  реорганизации  указанных  производственных
территорий;
     - районы со сверхнормативными рекреационными ресурсами для  учета
при   разработке   предложений   по   созданию   специализированных  и
тематических  парков  на  базе  существующих  и  резервных  территорий
природного комплекса;
     - резервные  территории  природного   комплекса   в   районах   с
недостаточными    показателями   по   обеспеченности   и   доступности
рекреационных территорий  для  приоритетного  поэтапного  формирования
новых    территорий   рекреационного   использования   и   недопущения
использования этих территорий для иных целей, кроме рекреационных;
     - существующие   территории  природного  комплекса  в  районах  с
недостаточными   показателями   по   обеспеченности   и    доступности
рекреационных территорий, для которых не допускается использование для
иных целей, кроме рекреационных.
     - реорганизуемые  производственные  зоны,  в  границах  которых в
обязательном порядке необходимо предусматривать выделение участков для
организации озелененных территорий общего пользования.


                                                          Приложение 2

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                              от 25 сентября 2007 года
                                                              N 825-ПП

                            Сводный чертеж
            Схемы рекреационного использования территорий
                  природного комплекса города Москвы

----------------------------------------------------------------------
     Схема - приводится в подлиннике.


                                                          Приложение 3

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                              от 25 сентября 2007 года
                                                              N 825-ПП


Фрагмент документа "О СХЕМЕ РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА МОСКВЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа