Фрагмент документа "ОБ ИТОГАХ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЙ КАМПАНИИ 2006 ГОДА".
Анализ приоритетных вопросов коллективно-договорной кампании 2006 года Вопросы оплаты труда в отраслевых тарифных соглашениях во внебюджетном секторе экономики Гарантии по минимальной заработной плате. Практически во всех заключаемых соглашениях установлены минимальные гарантии по заработной плате, за исключением соглашения по лесному хозяйству. В большинстве отраслевых соглашений нижняя граница оплаты труда установлена на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего региона. Вместе с тем минимальный размер оплаты труда (МРОТ) (не включая доплаты и надбавки, премии и другие компенсационные, поощрительные и социальные выплаты) ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего региона установлен в соглашениях по организациям: сферы бытового обслуживания населения; ЖКХ, газификации и эксплуатации газового хозяйства; пищевой и перерабатывающей промышленности; электроэнергетики; автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта; бюджетной сферы внутреннего водного транспорта; агропромышленного комплекса; потребкооперации и предпринимательства. Параметры минимальных гарантий в соглашениях прописываются по-разному. В одном случае - это прожиточный минимум региона или в целом по Российской Федерации, в другом - минимальный размер оплаты труда, в третьем - промежуточные варианты, обычно устанавливаемые абсолютными величинами. Вместе с тем ориентация на прожиточный минимум в целом по Российской Федерации не представляется корректной, так как не учитывает масштабы разброса цен на товары и услуги, а значит и стоимости жизни в регионах. В результате искажается один из главных принципов - равная оплата за равный труд. Что касается самого уровня минимальных гарантий, то здесь особенно важно прикладывать усилия к тому, чтобы требование по его установлению не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе было не формальным, а действенным. Это предполагает знание основных проблем, связанных с заключением договоров в организациях. Поэтому в целях неукоснительного исполнения этой нормы (равно как и других), а также для ее возможного увеличения важно введение в соглашения дополнительной "конкретики", в том числе по механизмам ее реализации. Так, в соглашении по гражданской авиации МРОТ установлен на уровне не ниже ПМ соответствующего субъекта РФ и фактически достигнутого уровня. В ряде соглашений указано, что в случае, когда финансовое состояние предприятия не позволяет работодателю установить указанный размер МРОТ, колдоговором может быть предусмотрен другой уровень, но при этом разрабатывается план мероприятий по поэтапному повышению производительности труда, эффективности производства для достижения этого показателя. План мероприятий является неотъемлемой частью договора. Отдельными соглашениями прописывается механизм доведения информации о величине прожиточного минимума региона до организаций и порядок пересмотра МРОТ. Средний уровень заработной платы. В соглашениях редко встречается обязательство по выводу среднего уровня заработной платы на величину, кратную четырем прожиточным минимумам. Тем не менее этого добились профсоюзы горно-металлургического комплекса (4 ПМ), авиационной промышленности (3,5 ПМ), ставит перед собой такую цель профсоюз обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии (поэтапное повышение среднего уровня заработной платы до 3,5 ПМ в 2008 году). Одновременно беспокоит отсутствие ориентира по уровню средней заработной платы в преобладающем числе соглашений. Недостаточно обоснованным представляется требование по установлению средней заработной платы не ниже среднемесячной зарплаты в регионе (соглашение по лесному хозяйству). Что касается механизмов реализации этой нормы, то наиболее надежным подспорьем может служить тарифная сетка наряду с фиксированной долей тарифа в заработной плате. Системы оплаты труда. Отраслевые соглашения все более отдаляются от тарифного регулирования. Вместе с тем именно оно позволяет системно решать вопросы оплаты труда с учетом сложности, квалификации и иных характеристик труда, а также соблюдения принципа "равная заработная плата - за труд равной ценности". Чаще в соглашениях формулируется тезис о том, что системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа и отражаются в колдоговорах. В этих условиях влияние отраслевых профсоюзов на решение проблемы оплаты труда в организациях отрасли становится ничтожным. Вместе с тем следует отметить и различную степень ответственности за соблюдение тарифной сетки при ее наличии в соглашении. Так, рекомендуемые тарифные сетки, не являясь обязательными, существенно ослабляют уровень защиты работников в организациях. Ссылки на обязательные отраслевые сетки были установлены в соглашениях ОАО "Газпром", 2004 - 2006 гг., по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту, 2004 - 2006 гг., установлены в соглашении межразрядные коэффициенты для организаций текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности, 2005 - 2007 гг. Рекомендуемые тарифные сетки имеют место в соглашениях по: - строительству и промышленности строительных материалов, 2005 - 2007 гг.; - специальному строительству, 2005 - 2007 гг.; - организациям судостроительной промышленности, 2006 - 2008 гг.; - электроэнергетике, 2005 - 2006 гг.; - автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, 2005 - 2007 гг.; - организациям бюджетной сферы внутреннего водного транспорта, 2006 - 2008 гг. Вместе с тем наличие тарифной сетки при отсутствии достаточно обоснованных ориентиров по среднему уровню заработной платы и/или фиксированной доли тарифа в заработной плате может стать и негативным фактором, тормозящим рост заработной платы. Так, в отраслевом соглашении по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности на 2005 - 2007 гг. межразрядные коэффициенты (соответствующие 2 - 6 разрядам: 1,1; 1,2; 1,3; 1,5; 1,6) слишком незначительны, чтобы быть эффективными, при этом доля тарифа в заработной плате, ее средний уровень, поощрительные выплаты соглашением не оговариваются. Все эти условия провоцируют недопустимо низкий уровень заработной платы работников. Надбавки, доплаты, премии, нормирование труда. Крайне важна и работа по улучшению благосостояния работников путем возможного увеличения размера надбавок и доплат компенсационного характера, установленных законодательством, а также включения в соглашения дополнительных надбавок и доплат за перекрытие нормативов, профессионализм, стаж работы, поощрительных и социальных выплат. В связи с этим важными элементами соглашений должны быть требования по аттестации рабочих мест и оценке условий труда на них, а также порядку нормирования. Между тем в большей части соглашений данным положениям не отводится должного внимания. Формулировки либо близки к законодательным нормам, либо решение этих вопросов относят к сфере колдоговоров. Среди редких позитивных примеров - отраслевое соглашение между Российским профсоюзом работников радиоэлектронной промышленности и Российским агентством по системам управления на 2003 - 2005 годы, по строительству и промышленности строительных материалов на 2005 - 2007 гг., в электроэнергетике на 2005 - 2006 гг. В качестве крайне негативного опыта можно рассматривать соглашение по организациям рыбного хозяйства на 2003 - 2005 гг., где оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, с вредными и особо вредными условиями труда, устанавливается ниже размеров, фиксируемых законодательством и нормативными актами. Поощрительные выплаты, премии следует увязывать с результатами деятельности предприятия. Целесообразно установление в соглашениях требования по премированию по окончании года, завершении строительства, сдаче объекта, выполнении блока работ. Индексация заработной платы. В соглашениях обычно этот вопрос относят к компетенции колдоговоров, указывая лишь периодичность проведения индексации (ежемесячная, полугодовая, при достижении определенного порога в росте цен). Между тем от тщательности проработки опорных элементов индексации (охват индексации, т.е. распространяется она на тарифную ее часть, на всю зарплату и пр., а также база для измерения инфляции) в соглашениях зависят темпы роста заработной платы в организациях. Так, очень важно при расчете индексации пользоваться индексом потребительских цен на товары и услуги соответствующего региона, а не учитывать средний уровень инфляции по России (соглашение в электроэнергетике на 2005 - 2006 гг.). Еще лучше учитывать рост величины прожиточного минимума. Это объясняется тем, что темпы роста прожиточного минимума выше относительно общего индекса цен на товары и услуги. Эта позиция нашла отражение в соглашениях по организациям гражданской авиации на 2004 - 2006 гг., в соглашении по организациям ЖКХ и эксплуатации газового хозяйства на 2005 - 2007 гг., в соглашении по специальному строительству на 2005 - 2007 гг., в соглашении по организациям судостроительной промышленности на 2006 - 2008 гг. Доля тарифа в структуре заработной платы. Данный элемент соглашения также чрезвычайно важен, хотя доля тарифа указана лишь в 1/3 соглашений. Отсутствие этого показателя в соглашениях - очень неблагоприятный симптом, означающий свободу волюнтаристских подходов в оценке обязательной части заработной платы работников, которые приводят к искусственному занижению заработной платы работников. Так, по оценке Федеральной службы государственной статистики за октябрь 2004 г., крайне низкий уровень тарифных ставок, сдельных расценок в заработной плате имели рабочие в сферах: - добычи полезных ископаемых (25,8%); - в системе железнодорожного транспорта (35,9%); - сухопутного транспорта (38,1%); - воздушного транспорта (26,8%); - водного транспорта (38,5%). Анализ отраслевых соглашений этих сфер деятельности показал, что они не содержат обязательств по фиксированию тарифной части заработной платы. Одновременно полагаем, что в целях надежного устойчивого роста заработной платы, ухода от волюнтаризма руководства доля тарифа должна увеличиваться и не может быть менее 50%. Долю тарифа более 50% имеют соглашения по: - нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения, 2004 - 2006 гг.; - горнометаллургическому комплексу, 2006 - 2008 гг.; - ОАО "Газпром", 2004 - 2006 гг.; - космическому агентству, 2005 - 2007 гг.; - авиационной промышленности, 2005 - 2007 гг.; - транспортному строительству, 2003 - 2005 гг.; - промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии, 2006 - 2008 гг.; - общему машиностроению, 2005 - 2007 гг.; - радиоэлектронной промышленности, 2003 - 2005 гг. Недостаточная доля тарифа в зарплате установлена в соглашении по организациям нефтяной, газовой промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса, 2005 - 2007 гг. (не менее 40%). Вопросы оплаты труда в региональных соглашениях. Анализ региональных отчетов об итогах колдоговорной кампании 2006 года свидетельствует: практически во всех регионах страны наблюдается значительный рост реальной заработной платы, что профсоюзы связывают в первую очередь с результатами реализации положений колдоговоров и соглашений, и прежде всего с требованиями по заработной плате. В качестве позитивных моментов можно отметить следующее. На большинстве предприятий в коллективных договорах минимальный уровень оплаты труда соответствует величине прожиточного минимума региона или отвечает критериям, определенным отраслевыми тарифными соглашениями. В колдоговорах стало больше конкретных обязательств сторон по вопросу повышения уровня заработной платы и своевременной ее выплаты. Так, в Тюменской области были утверждены минимальные стандарты профсоюзов для заключения колдоговоров и соглашений, что способствовало и способствует включению более широкого спектра вопросов в разделы по заработной плате. Во многих регионах проводятся конкурсы коллективных договоров - на основе положений, принятых как коллегиальными органами областных комитетов профсоюзов, так и постановлениями региональных администраций. Например, в Республике Мордовия для проведения конкурса приняты критерии по оплате труда, куда вошли такие позиции, как: - фонд оплаты труда; - минимальный размер оплаты труда; - средняя заработная плата рабочих, специалистов, руководящего состава; - соотношение средней заработной платы руководителя и рабочего; - доля тарифа в заработной плате; - регулярность выплаты заработной платы; - уровень заработной платы, зафиксированный в отраслевом (территориальном) соглашении; - достигнутый уровень минимальной оплаты труда по сравнению с отраслевым (территориальным) соглашением; - соотношение уровня минимальной заработной платы с прожиточным минимумом трудоспособного населения региона. Все это способствует единообразию в документах и возможности подведения итогов. Итоги таких конкурсов подводятся, как правило, к празднику весны и труда (1 Мая). Во многих регионах созданы межведомственные комиссии по контролю за исполнением требований трудового законодательства в части своевременности и полноты выплаты заработной платы. Одна из главных задач комиссий - содействие легализации заработной платы. Так, по итогам работы комиссии в Орловской области собираемость налогов повысилась в 1,3 раза по сравнению с уровнем прошлого года. В Пенсионный фонд и другие социальные фонды дополнительно поступило 40 млн. рублей. Задолженность по заработной плате в 2006 году сократилась в 2,1 раза. В Ярославской области межведомственная комиссия по легализации "теневой" заработной платы выявила в 2006 году 6200 хозяйствующих субъектов, где начисленная заработная плата была ниже прожиточного минимума. По итогам работы комиссии 93% организаций повысили заработную плату до уровня прожиточного минимума и выше. Следует отметить, что, как правило, задолженность по заработной плате присутствует на тех предприятиях, где нет профсоюзов. Так, в той же Орловской области на 01.01.2007 задолженность всего в регионе составляла 43,3 млн. рублей; на предприятиях, где имеется профсоюзная организация, - 5,75 млн. рублей. В ряде отраслевых территориальных объединений сохранены фонды солидарности и социальной помощи (в образовании, здравоохранении, жизнеобеспечении), которые расходуются на пособия при стихийных бедствиях, забастовках, экономической нестабильности, получении тяжелых травм, а также для длительного лечения, дорогостоящих операций и т.п. Учитывая, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня государственных социальных гарантий, практически во всех колдоговорах содержатся дополнительные обязательства социального характера (соцпакеты), в состав которых входят: - "подъемные" молодым специалистам; - жилищная поддержка через ипотечное кредитование; - беспроцентный целевой займ; - компенсация одиноким матерям за оплату содержания ребенка в детских дошкольных учреждениях; - обеспечение землей для посадки картофеля; - обеспечение транспортом для поездок на дачные участки; - компенсационные выплаты женщинам по уходу за детьми до достижения ими 3-летнего возраста; - лечебно-оздоровительные мероприятия, льготные путевки; - разовая помощь при подготовке к началу учебного года; - разовые выплаты работникам, ушедшим на пенсию, и т.п. Особое внимание при заключении колдоговоров уделяется наличию приложений. В качестве обязательных считаются документы, регламентирующие оплату труда, в том числе распределение надтарифного фонда, премий, дополнительных отпусков и т.д. В частности, в Астраханской области был разработан и рекомендован примерный список из 20 приложений. По итогам колдоговорной кампании региональные профсоюзные организации ориентируют социальных партнеров на сокращение практики формальной пролонгации колдоговоров без корректировки и изменений в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации, добиваются внесения в проекты договоров предложений и требований, выдвигаемых профсоюзами во время общероссийских и местных коллективных действий, а в случае отклонения этих требований - закрепляют это протоколом разногласий. Так, в 2006 году в Астраханской области была проведена работа по внесению необходимых конкретных изменений и дополнений, связанных с привлечением общественного мнения к проблеме своевременного погашения задолженности по заработной плате. В соответствии с этими корректировками проводится работа по публикации в СМИ сведений об организациях и муниципальных образованиях с поименным списком руководителей, допустивших задолженность по заработной плате. В рамках заключения территориальных соглашений практически во всех районах удалось определить меры социальной поддержки молодых. В том числе молодым педагогам выплачиваются единовременные пособия по прибытии на работу и установлены доплаты до 20%. Продолжается совместная работа профсоюзов с администрацией по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей право сельских педагогов на льготы по коммунальным услугам без каких-либо ограничений. В отчетном периоде в ряде регионов была проведена попытка инициировать законы о минимальном размере оплаты труда. Так, в Ярославской области областная Дума отклонила закон, однако губернатор области принял Постановление "О мерах по обеспечению оплаты труда в организациях на уровне не ниже величины прожиточного минимума". В настоящее время формируется практика заключения договоров индивидуальными предпринимателями. В Республике Мордовия, например, зафиксировано 28 таких договоров, что значительно улучшило условия труда наемных работников. Аналогичная практика имеется в Калининградской области. Участие профсоюзов в формировании бюджетной политики на отраслевом и региональном уровнях. Многие отраслевые и региональные трехсторонние соглашения содержат положения, относящиеся к формированию бюджетной политики. В основном это касается финансово-экономических вопросов: своевременного бюджетного финансирования и реализации федеральных целевых программ (ФЦП); государственной поддержки отраслей; отсрочки платежей в бюджеты разных уровней в случае задержки финансирования работ по ФЦП и государственному оборонному заказу; формирования областного бюджета с учетом его ориентации на развитие регионального производства и поддержку экономики, формирования областного госзаказа, своевременного и полного финансирования из федерального бюджета, рационального расходования средств бюджета области (республики) и бюджетных трансфертов, участия региона в реализации федеральных инвестиционных программ и др. Следует отметить, что в 2007 году по сравнению с 2005 годом в большее количество региональных соглашений включены обязательства сторон о рассмотрении социальных аспектов проекта регионального бюджета и совершенствовании системы межбюджетных отношений между федеральным центром, областью (республикой) и муниципальными образованиями. Однако число таких соглашений остается небольшим (порядка 20). |
Фрагмент документа "ОБ ИТОГАХ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЙ КАМПАНИИ 2006 ГОДА".