Фрагмент документа "ОБ ИТОГАХ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЙ КАМПАНИИ 2006 ГОДА".
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК, ВКЛЮЧЕННЫХ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (В СФЕРЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ) --------------------------------------------------------------------------------------- | Субъект РФ | Положения региональных соглашений | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Республика Калмыкия, | консультации по основным социальным параметрам | | Республика Карачаево- | прогноза и законопроекта о бюджете до внесения их в | | Черкесия, Архангельская, | Правительство Республики, областное Собрание | | Курганская области | депутатов | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Республика Северная Осетия - | разработать механизм включения республиканской | | Алания | трехсторонней комиссии в процесс формирования | | | социальных направлений проекта бюджета на очередной | | | год на ранней стадии его подготовки | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Республика Татарстан | рабочие органы республиканской трехсторонней | | | комиссии анализируют и дают оценку социальной | | | эффективности представленных Кабинетом Министров | | | Республики проектов нормативных правовых актов | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Республика Удмуртия | Правительство при формировании бюджета | | | предусматривает средства на содержание объектов | | | социальной сферы (дворцы культуры, спорткомплексы, | | | детские оздоровительные лагери, базы отдыха, | | | поликлиники, больницы и др.), передаваемых | | | промышленными предприятиями в муниципальную | | | собственность | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Республика Чувашия | Правительство формирует республиканский бюджет с | | | ориентацией на совершенствование системы | | | межбюджетных отношений | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Архангельская область | Администрация обеспечивает в установленном порядке | | | выделение субвенций местным бюджетам на | | | предоставление гражданам субсидий на оплату ЖКУ | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Владимирская область | Администрация осуществляет контроль за формированием | | | органами местного самоуправления в местных бюджетах | | | средств на возмещение убытков, полученных | | | предприятиями ЖКХ при льготировании отдельных | | | категорий граждан; рекомендует органам местного | | | самоуправления при формировании бюджетов на | | | очередной год предусматривать финансирование | | | расходов по капитальному ремонту жилого фонда и | | | объектов инфраструктуры, находящихся в муниципальной | | | собственности | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Новгородская область | Администрация: формирует областной и | | | консолидированный бюджеты области и предоставляет | | | сторонам соглашения возможность рассмотрения | | | проектов бюджетов и внесения предложений на | | | заседаниях трехсторонней комиссии; предоставляет | | | возможность участия представителей сторон соглашения | | | в профильных рабочих группах по подготовке проектов | | | бюджетов, при согласовании с органами местного | | | самоуправления параметров межбюджетных отношений | | | консолидированного бюджета области; при ежегодном | | | формировании областного и консолидированного бюджета | | | области предусматривает необходимые средства на | | | возмещение выпадающих доходов организаций ЖКХ, | | | газового хозяйства, энергетики, общественного | | | автотранспорта в связи с предоставлением гражданам | | | льгот и субсидий по оплате услуг этих организаций | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Оренбургская область | при формировании проекта консолидированного бюджета | | | области предусматривать дотации предприятиям ЖКХ на | | | региональном уровне на возмещение убытков в связи с | | | установлением предельных уровней тарифов, | | | предусматривать расходы на выплаты субсидий | | | малоимущим гражданам на оплату жилья и коммунальных | | | услуг | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Рязанская область | Правительство области осуществляет формирование | | | социальных статей проекта бюджета области с учетом | | | мнения областного объединения организаций | | | профсоюзов, при разработке проекта бюджета на | | | очередной финансовый год учитывает положения | | | регионального трехстороннего соглашения при | | | финансировании учреждений бюджетной сферы | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Самарская область | проводить консультации в областной трехсторонней | | | комиссии по основным социальным параметрам прогноза; | | | по проекту бюджета - консультации по соотношению | | | МРОТ и величины прожиточного минимума | | | трудоспособного населения области | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Саратовская область | Правительство при подготовке консолидированного | | | бюджета области обеспечивает рассмотрение на | | | заседании трехсторонней комиссии вопроса о | | | соотношении средней заработной платы работников | | | бюджетной сферы и величины прожиточного минимума | | | трудоспособного населения, предусматривает в полном | | | объеме средства на оплату труда работников бюджетной | | | сферы | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Хабаровский край | Правительство области формирует | | | социальноориентированный краевой бюджет | |------------------------------|------------------------------------------------------| | Челябинская область | при формировании бюджета рассматриваются предложения | | | сторон социального партнерства по расходам | | | социальной направленности | --------------------------------------------------------------------------------------- В единичных соглашениях содержатся тезисы о гласности и открытости бюджетного процесса: ---------------------------------------------------------------------------------- | Томская область | Администрация области ежеквартально информирует | | | население в СМИ о доходах и расходах областного | | | бюджета; рекомендует это главам муниципальных | | | образований | |-----------------------------|--------------------------------------------------| | Новгородская область | Администрация ежеквартально представляет | | | сторонам информацию об исполнении расходной | | | части областного и консолидированного бюджета | | | области | |-----------------------------|--------------------------------------------------| | Новосибирск | мэрия информирует жителей города 2 раза в год | | | через СМИ о доходах и расходах городского | | | бюджета | ---------------------------------------------------------------------------------- В соглашениях по Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия - Алания содержатся положения о порядке финансирования из бюджета расходов на отчисления (на основании коллективных договоров) денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу для республиканских государственных учреждений, не имеющих средств от предпринимательской деятельности. В качестве рекомендаций по формированию требований и по ведению предстоящей колдоговорной кампании в части бюджетной политики можно отметить следующее. Разграничение полномочий между различными уровнями власти и передача большинства обязательств социальной направленности в регионы диктует необходимость более пристального внимания территориальных объединений организаций профсоюзов к работе по формированию региональных соглашений в части анализа и обсуждения социальной составляющей бюджета области (республики) и консолидированного бюджета области и согласования позиций по вопросу рассмотрения и принятия социально ориентированных региональных бюджетов. Следует добиваться повышения социальной направленности бюджетной политики региона на перспективу, которая позволила бы существенно улучшить выполнение социальных обязательств и обеспечить полноценное финансирование жизненно важных социальных сфер. Другой серьезный вопрос - выделение достаточных финансовых ресурсов бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности бюджетов и межбюджетного выравнивания муниципальных образований в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства и значительным увеличением объема переданных им расходных обязательств. В связи с серьезным реформированием межбюджетных отношений членским организациям ФНПР необходимо обратить особое внимание на обсуждение вопросов межбюджетных отношений и добиваться обеспечения в полной мере финансовыми ресурсами передаваемых на региональный уровень и на уровень муниципальных образований полномочий, особенно в социальной сфере (в том числе и за счет федеральных трансфертов). Считаем целесообразным рассматривать этот вопрос на заседаниях региональных трехсторонних комиссий, а также при ведении переговоров по подготовке новых региональных соглашений. Средства для исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации должны обеспечить не только компенсацию инфляционных потерь, но и капитальные вложения в развитие социальной сферы: системы образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры. Расходы, направляемые на финансовую помощь бюджетам субъектов Российской Федерации, должны также включать выделение в полном объеме средств на субсидии населению по оплате жилищно-коммунальных услуг. Следующий шаг - добиваться более детального и широкого рассмотрения бюджета не только при подготовке законопроекта, но и в ходе исполнения закона о бюджете как по социальным параметрам, так и по более широкому кругу показателей. Вопросы налоговой политики. В большинстве региональных соглашений содержится формальное обязательство работодателей своевременно и полностью платить налоги в бюджеты всех уровней, и в том числе областной. Например, "работодатели обеспечивают своевременные и полные налоговые платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды" (Псковская обл.) или "объединения работодателей принимают меры по своевременному и полному поступлению налоговых платежей в областной бюджет и внебюджетные фонды" (Астраханская обл.). В некоторых регионах стороны соглашения идут дальше, углубляя сотрудничество в области налоговой политики. Например, "стороны осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, принимают участие в подготовке проектов документов по бюджетной и налоговой политике" (Владимирская обл.) или "стороны проводят предварительные консультации на трехсторонней комиссии перед принятием решений, затрагивающих интересы предпринимателей и населения по вопросам промышленной бюджетной и налоговой политики" (Волгоградская обл.). В ряде соглашений содержатся прямые рекомендации желательного направления налоговой политики в регионе: "правительство области вносит предложения в областную Думу о предоставлении налоговых льгот в рамках действующего законодательства отдельным категориям предприятий в части платежей в областной бюджет для организации производства социально значимых товаров и услуг населению..." (Белгородская обл.) или "администрация вносит предложения о предоставлении льгот по налогам на имущество организаций при формировании бюджета на очередной финансовый год на основании представленных расчетов и обоснований соответствующими организациями" (Брянская обл.), а также "администрация определяет и проводит региональную налоговую политику, стимулирующую рост производства и предпринимательства..." (Псковская обл.), "администрация продолжает совершенствовать региональный экономический механизм государственного регулирования по направлению изменения региональной налоговой системы в сторону стимулирования роста конкурентоспособности, инвестиционной активности и развития бизнеса" (Волгоградская обл.). Некоторые соглашения содержат также рекомендации работодателям по направлению расходования средств, высвободившихся от снижения налогов. Например, "работодатели используют дополнительные доходы, образующиеся от применения налоговых льгот и снижения ставок ЕСН, на рост производства, создание рабочих мест, повышение зарплаты, повышение эффективности производственной среды, внедрение безопасных производственных технологий" (Волгоградская обл.). Тарифная политика и реформирование естественных монополий в документах социального партнерства. В большинстве региональных трехсторонних соглашений содержатся положения, регламентирующие отношения сторон по вопросам определения тарифной политики и реформирования отраслей естественных монополий - как общего характера (рассмотрение сторонами соглашения вопроса увеличения тарифов на продукцию, услуги естественных монополий с учетом их экономического обоснования), так и с формулировкой конкретных требований. Среди них представляется важным опыт по включению в региональные соглашения обязательств, которые предусматривают необходимость: проводить консультации по вопросу формирования тарифов на топливно-энергетические ресурсы и услуги транспорта, устанавливать предельные уровни тарифов одновременно с подготовкой проекта республиканского (областного) бюджета. Рассматривать в трехсторонней комиссии социальные последствия проведения реформ в сфере естественных монополий (Московская, Ленинградская, Волгоградская области, Ставропольский край, Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика); рассматривать на заседаниях трехсторонней комиссии предложения организаций-монополистов об изменении тарифов на электрическую и тепловую энергию, ставок и тарифов на ЖКУ и транспортные услуги для населения не чаще одного раза в год и лишь при условии адекватного или опережающего роста доходов населения по отношению к росту ставок и тарифов (г. Санкт-Петербург, Волгоградская, Ярославская, Оренбургская, Пензенская области, Республика Марий Эл); принимать меры по защите интересов организаций, потребителей от односторонних действий по установлению необоснованно завышенных ставок и тарифов на услуги естественных монополий. Решение РЭК области об изменении тарифов принимать с учетом мнения сторон трехсторонней комиссии (Архангельская, Курганская, Московская, Новосибирская, Ленинградская области, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия - Алания); ввести в состав РЭК, комиссии по реформированию ЖКХ представителей стороны профсоюзов и работодателей для участия в выработке решений, связанных с установлением тарифов на тепло и электроэнергию, коммунальные и другие виды услуг (Магаданская область, Республика Удмуртия, Чувашская Республика); проводить единую региональную тарифную политику на уровне региональной и муниципальной регулирующих комиссий по изменению тарифов на электроэнергию, тепло, воду и газ. В целях единства тарифной политики осуществлять администрацией региона мониторинг цен и тарифов на услуги ЖКХ, транспорта, устанавливаемых органами местного самоуправления (Ленинградская, Ростовская области, Республика Мордовия); рассматривать вопросы по ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике на областной трехсторонней комиссии до утверждения тарифов на очередной год (Смоленская область); осуществлять администрацией систематический контроль порядка ценообразования на товары (услуги) естественных монополий и ЖКХ, цены на которые регулируются, с предоставлением сторонам соглашения права ознакомиться с результатами проверок; применять к организациям - нарушителям порядка ценообразования административные меры взыскания (Белгородская, Калужская, Костромская, Оренбургская, Ростовская, Рязанская, Смоленская области, Чувашская Республика); вырабатывать меры по социальной защите населения при росте цен (тарифов), осуществлять меры адресной социальной поддержки малоимущих и льготируемых категорий населения (Ивановская, Московская, Новосибирская, Ростовская, Рязанская, Ярославская области); проводить сторонами согласованную политику в информировании населения области об изменении регулируемых цен (тарифов), администрации обеспечивать открытость и гласность в решении вопросов регулирования цен и тарифов; публиковать в СМИ решения РЭК по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, ЖКУ (Московская, Новгородская, Ростовская, Сахалинская области, Чувашская Республика). В качестве рекомендаций о ведении переговоров по вопросам реформирования естественных монополий и государственной тарифной политики в процессе предстоящей колдоговорной кампании можно отметить следующее. Государственная политика в области ценового регулирования деятельности естественных монополий будет направлена в ближайшие годы на сокращение числа "естественно-монопольных" видов деятельности посредством проведения структурных реформ, ориентированных, прежде всего, на уменьшение государственного регулирования в отраслях естественных монополий. Не представляется достаточно просчитанным экономический и социальный эффект от избранной технологии борьбы с монополизмом. Это обстоятельство требует активного участия представителей профсоюзов в обсуждении вопросов реформирования естественных монополий и тарифной политики Правительства Российской Федерации. На сегодняшний день одним из основных направлений деятельности профсоюзов является требование пересмотра политики формирования доходов населения; роста заработной платы, реальных доходов населения, адекватного росту цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и услуги ЖКХ. Такого рода требования уместны и в отраслевых, и в региональных соглашениях. На трехсторонних комиссиях следует рассматривать социальные последствия реформирования естественных монополий. Позиция профсоюзов при ведении переговоров должна заключаться в следующем: необходимо минимизировать негативное влияние роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и ЖКХ на инфляционные процессы и уровень жизни населения; в ходе реформирования отраслей естественных монополий и ЖКХ должны быть созданы механизмы защиты потребителей от необоснованного повышения цен; ценовое регулирование деятельности естественных монополий и ЖКХ следует осуществлять одновременно с принятием мер по адресной социальной защите низкодоходных групп населения; в сфере регулирующей деятельности государства в отношении отраслей естественных монополий и ЖКХ следует проводить консультации и общественную экспертизу возможных социальных последствий реформ в отраслях естественных монополий, в том числе с участием социальных партнеров (объединений профсоюзов, работодателей). Под пристальным вниманием профсоюзов должно находиться решение проблемы ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в ЖКХ, проводной телефонной связи, чтобы предупредить возможные негативные социальные последствия. Правительством предлагается замена перекрестного субсидирования прямым адресным субсидированием целевых групп населения; отмена тарифного регулирования на розничном рынке одновременно с введением соответствующих адресных субсидий. Необходимая законодательная база Правительством пока не создана, механизм целевого субсидирования не разработан. В связи с этим позиция профсоюзов должна заключаться в следующем: главное требование - индексация заработной платы с учетом ускоренного роста тарифов на услуги естественных монополий для населения; серьезные расчеты потребности бюджетных средств на выплату субсидий. В отношении тарифов на ЖКУ профсоюзам на всех уровнях коллективных переговоров следует добиваться доведения уровня минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума, учитывающего в полной мере расходы граждан на ЖКУ, роста заработной платы, адекватного росту тарифов на ЖКУ. В региональных соглашениях целесообразны договоренности об участии профсоюзов в общественном контроле за обоснованностью принимаемых органами власти решений о росте тарифов на ЖКУ; обеспеченностью финансами региональных и местных бюджетов на выплату адресных субсидий и оказание социальной помощи малоимущим семьям; гласностью формирования органами власти цен на жилье и тарифов на коммунальные услуги. Предстоящее вступление России в ВТО требует предусматривать в договорах и соглашениях упреждающие меры по предотвращению негативных последствий этого акта на организации, предприятия области, на социальное положение работников, прежде всего на доходы, занятость, социальные гарантии. Однако упоминание проблематики, связанной со вступлением в ВТО, в региональных соглашениях встречается крайне редко, и формулировки договоренностей носят общий характер: например "разработать и реализовать мероприятия по подготовке организаций... к работе в условиях вступления России в ВТО". И дело не в том, что регионы готовы к работе в условиях ВТО, а, скорее, в неполной осведомленности относительно ожидаемых социально-экономических последствий, в то время как для ряда регионов, особенно Центрального и Поволжского федеральных округов, последствия могут быть неблагоприятными, и это следует учитывать при подготовке соглашений, а также рассматривать на трехсторонних комиссиях социальные последствия присоединения к ВТО. В соглашениях необходимы и положения, устанавливающие порядок предоставления работодателями информации по требованию профорганов. Например, это могут быть данные о размерах прибыли, рентабельности, количестве работающих, доли оплаты труда в себестоимости продукции, средней заработной плате за отчетный период по категориям работающих, минимальной тарифной ставке рабочих I разряда и пр. При достижении договоренности о включении такого положения в соглашения расширяются возможности по установлению дополнительных требований по оплате труда. Так, в соглашение по строительству и промышленности строительных материалов на 2005 - 2007 гг. введены следующие немаловажные элементы: - доля оплаты труда работников в себестоимости продукции не может быть снижена относительно достигнутого уровня; - темпы роста доли оплаты труда в себестоимости продукции должны соответствовать (в лучшем случае - опережать) росту потребительских цен на товары и услуги, а также повышению стоимости конечной продукции (работ, услуг) в соответствующем субъекте Российской Федерации. Наряду с этим социально-экономические данные предприятия необходимы для проведения мониторинга по заработной плате, который до сих пор, несмотря на принятые коллегиальными органами ФНПР решения, так и не организован. Единственным исключением из общего правила является Горно-металлургический профсоюз России. Таблица 1 |
Фрагмент документа "ОБ ИТОГАХ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЙ КАМПАНИИ 2006 ГОДА".