ОБ ИТОГАХ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЙ КАМПАНИИ 2006 ГОДА. Постановление. Федерация независимых профсоюзов России. 11.07.07 3-2

Фрагмент документа "ОБ ИТОГАХ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЙ КАМПАНИИ 2006 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК, ВКЛЮЧЕННЫХ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
                     (В СФЕРЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ)

---------------------------------------------------------------------------------------
|          Субъект РФ          |        Положения региональных соглашений             |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Республика Калмыкия,         | консультации по основным социальным параметрам       |
| Республика Карачаево-        | прогноза и законопроекта о бюджете до внесения их в  |
| Черкесия, Архангельская,     | Правительство Республики, областное Собрание         |
| Курганская области           | депутатов                                            |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Республика Северная Осетия - | разработать механизм включения республиканской       |
| Алания                       | трехсторонней комиссии в процесс формирования        |
|                              | социальных направлений проекта бюджета на очередной  |
|                              | год на ранней стадии его подготовки                  |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Республика Татарстан         | рабочие органы республиканской трехсторонней         |
|                              | комиссии анализируют и дают оценку социальной        |
|                              | эффективности представленных Кабинетом Министров     |
|                              | Республики проектов нормативных правовых актов       |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Республика Удмуртия          | Правительство при формировании бюджета               |
|                              | предусматривает средства на содержание объектов      |
|                              | социальной сферы (дворцы культуры, спорткомплексы,   |
|                              | детские оздоровительные лагери, базы отдыха,         |
|                              | поликлиники, больницы и др.), передаваемых           |
|                              | промышленными предприятиями в муниципальную          |
|                              | собственность                                        |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Республика Чувашия           | Правительство формирует республиканский бюджет с     |
|                              | ориентацией на совершенствование системы             |
|                              | межбюджетных отношений                               |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Архангельская область        | Администрация обеспечивает в установленном порядке   |
|                              | выделение субвенций местным бюджетам на              |
|                              | предоставление гражданам субсидий на оплату ЖКУ      |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Владимирская область         | Администрация осуществляет контроль за формированием |
|                              | органами местного самоуправления в местных бюджетах  |
|                              | средств на возмещение убытков, полученных            |
|                              | предприятиями ЖКХ при льготировании отдельных        |
|                              | категорий граждан; рекомендует органам местного      |
|                              | самоуправления при формировании бюджетов на          |
|                              | очередной год предусматривать финансирование         |
|                              | расходов по капитальному ремонту жилого фонда и      |
|                              | объектов инфраструктуры, находящихся в муниципальной |
|                              | собственности                                        |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Новгородская область         | Администрация: формирует областной и                 |
|                              | консолидированный бюджеты области и предоставляет    |
|                              | сторонам соглашения возможность рассмотрения         |
|                              | проектов бюджетов и внесения предложений на          |
|                              | заседаниях трехсторонней комиссии; предоставляет     |
|                              | возможность участия представителей сторон соглашения |
|                              | в профильных рабочих группах по подготовке проектов  |
|                              | бюджетов, при согласовании с органами местного       |
|                              | самоуправления параметров межбюджетных отношений     |
|                              | консолидированного бюджета области; при ежегодном    |
|                              | формировании областного и консолидированного бюджета |
|                              | области предусматривает необходимые средства на      |
|                              | возмещение выпадающих доходов организаций ЖКХ,       |
|                              | газового хозяйства, энергетики, общественного        |
|                              | автотранспорта в связи с предоставлением гражданам   |
|                              | льгот и субсидий по оплате услуг этих организаций    |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Оренбургская область         | при формировании проекта консолидированного бюджета  |
|                              | области предусматривать дотации предприятиям ЖКХ на  |
|                              | региональном уровне на возмещение убытков в связи с  |
|                              | установлением предельных уровней тарифов,            |
|                              | предусматривать расходы на выплаты субсидий          |
|                              | малоимущим гражданам на оплату жилья и коммунальных  |
|                              | услуг                                                |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Рязанская область            | Правительство области осуществляет формирование      |
|                              | социальных статей проекта бюджета области с учетом   |
|                              | мнения областного объединения организаций            |
|                              | профсоюзов, при разработке проекта бюджета на        |
|                              | очередной финансовый год учитывает положения         |
|                              | регионального трехстороннего соглашения при          |
|                              | финансировании учреждений бюджетной сферы            |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Самарская область            | проводить консультации в областной трехсторонней     |
|                              | комиссии по основным социальным параметрам прогноза; |
|                              | по проекту бюджета - консультации по соотношению     |
|                              | МРОТ и величины прожиточного минимума                |
|                              | трудоспособного населения области                    |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Саратовская область          | Правительство при подготовке консолидированного      |
|                              | бюджета области обеспечивает рассмотрение на         |
|                              | заседании трехсторонней комиссии вопроса о           |
|                              | соотношении средней заработной платы работников      |
|                              | бюджетной сферы и величины прожиточного минимума     |
|                              | трудоспособного населения, предусматривает в полном  |
|                              | объеме средства на оплату труда работников бюджетной |
|                              | сферы                                                |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Хабаровский край             | Правительство области формирует                      |
|                              | социальноориентированный краевой бюджет              |
|------------------------------|------------------------------------------------------|
| Челябинская область          | при формировании бюджета рассматриваются предложения |
|                              | сторон социального партнерства по расходам           |
|                              | социальной направленности                            |
---------------------------------------------------------------------------------------

     В   единичных   соглашениях   содержатся  тезисы  о  гласности  и
открытости бюджетного процесса:

----------------------------------------------------------------------------------
| Томская область             | Администрация области ежеквартально информирует  |
|                             | население в СМИ о доходах и расходах областного  |
|                             | бюджета; рекомендует это главам муниципальных    |
|                             | образований                                      |
|-----------------------------|--------------------------------------------------|
| Новгородская область        | Администрация ежеквартально представляет         |
|                             | сторонам информацию об исполнении расходной      |
|                             | части областного и консолидированного бюджета    |
|                             | области                                          |
|-----------------------------|--------------------------------------------------|
| Новосибирск                 | мэрия информирует жителей города 2 раза в год    |
|                             | через СМИ о доходах и расходах городского        |
|                             | бюджета                                          |
----------------------------------------------------------------------------------

     В  соглашениях по Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия
-  Алания  содержатся  положения  о  порядке финансирования из бюджета
расходов  на отчисления (на основании коллективных договоров) денежных
средств  на  культурно-массовую  и физкультурно-оздоровительную работу
для  республиканских государственных учреждений, не имеющих средств от
предпринимательской деятельности.
     В  качестве  рекомендаций по формированию требований и по ведению
предстоящей  колдоговорной  кампании  в части бюджетной политики можно
отметить следующее.
     Разграничение  полномочий  между  различными  уровнями  власти  и
передача  большинства обязательств социальной направленности в регионы
диктует  необходимость  более  пристального  внимания  территориальных
объединений   организаций   профсоюзов   к   работе   по  формированию
региональных  соглашений  в  части  анализа  и  обсуждения  социальной
составляющей бюджета области (республики) и консолидированного бюджета
области  и  согласования  позиций  по  вопросу рассмотрения и принятия
социально ориентированных региональных бюджетов.
     Следует  добиваться повышения социальной направленности бюджетной
политики  региона  на  перспективу,  которая  позволила бы существенно
улучшить  выполнение  социальных обязательств и обеспечить полноценное
финансирование жизненно важных социальных сфер.
     Другой   серьезный  вопрос  -  выделение  достаточных  финансовых
ресурсов  бюджетам  субъектов Российской Федерации в целях обеспечения
сбалансированности бюджетов и межбюджетного выравнивания муниципальных
образований   в   связи   с   изменением   налогового   и   бюджетного
законодательства  и  значительным  увеличением  объема  переданных  им
расходных обязательств.
     В   связи  с  серьезным  реформированием  межбюджетных  отношений
членским  организациям  ФНПР  необходимо  обратить  особое внимание на
обсуждение  вопросов межбюджетных отношений и добиваться обеспечения в
полной мере финансовыми ресурсами передаваемых на региональный уровень
и   на   уровень  муниципальных  образований  полномочий,  особенно  в
социальной сфере (в том числе и за счет федеральных трансфертов).
     Считаем  целесообразным  рассматривать  этот вопрос на заседаниях
региональных  трехсторонних  комиссий, а также при ведении переговоров
по подготовке новых региональных соглашений.
     Средства  для исполнения расходных обязательств консолидированных
бюджетов  субъектов  Российской  Федерации должны обеспечить не только
компенсацию  инфляционных потерь, но и капитальные вложения в развитие
социальной  сферы:  системы  образования,  медицинского  обслуживания,
учреждений   культуры.  Расходы,  направляемые  на  финансовую  помощь
бюджетам   субъектов   Российской  Федерации,  должны  также  включать
выделение  в  полном  объеме  средств  на субсидии населению по оплате
жилищно-коммунальных услуг.
     Следующий   шаг   -   добиваться   более  детального  и  широкого
рассмотрения  бюджета  не  только при подготовке законопроекта, но и в
ходе  исполнения  закона о бюджете как по социальным параметрам, так и
по более широкому кругу показателей.
     Вопросы налоговой политики. В большинстве региональных соглашений
содержится   формальное  обязательство  работодателей  своевременно  и
полностью  платить  налоги  в  бюджеты  всех  уровней,  и  в том числе
областной. Например, "работодатели обеспечивают своевременные и полные
налоговые  платежи  в  бюджеты  всех  уровней  и  внебюджетные  фонды"
(Псковская  обл.)  или  "объединения  работодателей  принимают меры по
своевременному  и  полному  поступлению налоговых платежей в областной
бюджет и внебюджетные фонды" (Астраханская обл.).
     В  некоторых  регионах  стороны  соглашения идут дальше, углубляя
сотрудничество   в  области  налоговой  политики.  Например,  "стороны
осуществляют  взаимные  консультации  по  социально-трудовым вопросам,
принимают  участие  в  подготовке  проектов  документов по бюджетной и
налоговой   политике"   (Владимирская   обл.)  или  "стороны  проводят
предварительные консультации на трехсторонней комиссии перед принятием
решений,   затрагивающих  интересы  предпринимателей  и  населения  по
вопросам  промышленной  бюджетной и налоговой политики" (Волгоградская
обл.).
     В  ряде  соглашений  содержатся  прямые рекомендации желательного
направления  налоговой  политики  в  регионе:  "правительство  области
вносит предложения в областную Думу о предоставлении налоговых льгот в
рамках  действующего законодательства отдельным категориям предприятий
в  части  платежей  в  областной  бюджет  для организации производства
социально  значимых  товаров и услуг населению..." (Белгородская обл.)
или  "администрация  вносит  предложения  о  предоставлении  льгот  по
налогам на имущество организаций при формировании бюджета на очередной
финансовый  год  на  основании  представленных  расчетов и обоснований
соответствующими    организациями"    (Брянская    обл.),    а   также
"администрация  определяет и проводит региональную налоговую политику,
стимулирующую  рост  производства и предпринимательства..." (Псковская
обл.),   "администрация   продолжает   совершенствовать   региональный
экономический  механизм  государственного регулирования по направлению
изменения  региональной  налоговой  системы  в  сторону стимулирования
роста  конкурентоспособности,  инвестиционной  активности  и  развития
бизнеса" (Волгоградская обл.).
     Некоторые соглашения содержат также рекомендации работодателям по
направлению расходования средств, высвободившихся от снижения налогов.
Например, "работодатели используют дополнительные доходы, образующиеся
от   применения  налоговых  льгот  и  снижения  ставок  ЕСН,  на  рост
производства,  создание  рабочих  мест,  повышение зарплаты, повышение
эффективности    производственной    среды,    внедрение    безопасных
производственных технологий" (Волгоградская обл.).
     Тарифная  политика  и  реформирование  естественных  монополий  в
документах   социального   партнерства.   В  большинстве  региональных
трехсторонних   соглашений   содержатся   положения,  регламентирующие
отношения   сторон   по   вопросам  определения  тарифной  политики  и
реформирования  отраслей естественных монополий - как общего характера
(рассмотрение  сторонами  соглашения  вопроса  увеличения  тарифов  на
продукцию,  услуги  естественных  монополий с учетом их экономического
обоснования), так и с формулировкой конкретных требований.
     Среди  них представляется важным опыт по включению в региональные
соглашения обязательств, которые предусматривают необходимость:
     проводить   консультации   по  вопросу  формирования  тарифов  на
топливно-энергетические  ресурсы  и  услуги  транспорта, устанавливать
предельные   уровни   тарифов   одновременно   с  подготовкой  проекта
республиканского  (областного)  бюджета. Рассматривать в трехсторонней
комиссии социальные последствия проведения реформ в сфере естественных
монополий    (Московская,    Ленинградская,   Волгоградская   области,
Ставропольский    край,   Республика   Бурятия,   Карачаево-Черкесская
Республика);
     рассматривать  на  заседаниях  трехсторонней комиссии предложения
организаций-монополистов  об  изменении  тарифов  на  электрическую  и
тепловую  энергию,  ставок  и тарифов на ЖКУ и транспортные услуги для
населения не чаще одного раза в год и лишь при условии адекватного или
опережающего  роста  доходов  населения  по отношению к росту ставок и
тарифов (г. Санкт-Петербург, Волгоградская, Ярославская, Оренбургская,
Пензенская области, Республика Марий Эл);
     принимать  меры  по защите интересов организаций, потребителей от
односторонних действий по установлению необоснованно завышенных ставок
и  тарифов  на  услуги  естественных монополий. Решение РЭК области об
изменении  тарифов  принимать  с  учетом  мнения  сторон трехсторонней
комиссии   (Архангельская,   Курганская,   Московская,  Новосибирская,
Ленинградская области, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия
- Алания);
     ввести   в   состав   РЭК,   комиссии   по   реформированию   ЖКХ
представителей  стороны  профсоюзов  и  работодателей  для  участия  в
выработке  решений,  связанных  с  установлением  тарифов  на  тепло и
электроэнергию, коммунальные и другие виды услуг (Магаданская область,
Республика Удмуртия, Чувашская Республика);
     проводить   единую   региональную  тарифную  политику  на  уровне
региональной   и  муниципальной  регулирующих  комиссий  по  изменению
тарифов  на  электроэнергию,  тепло,  воду  и  газ.  В  целях единства
тарифной политики осуществлять администрацией региона мониторинг цен и
тарифов  на  услуги ЖКХ, транспорта, устанавливаемых органами местного
самоуправления    (Ленинградская,   Ростовская   области,   Республика
Мордовия);
     рассматривать  вопросы по ликвидации перекрестного субсидирования
в электроэнергетике на областной трехсторонней комиссии до утверждения
тарифов на очередной год (Смоленская область);
     осуществлять   администрацией  систематический  контроль  порядка
ценообразования  на товары (услуги) естественных монополий и ЖКХ, цены
на  которые  регулируются, с предоставлением сторонам соглашения права
ознакомиться  с  результатами  проверок;  применять  к  организациям -
нарушителям  порядка  ценообразования  административные меры взыскания
(Белгородская,   Калужская,   Костромская,  Оренбургская,  Ростовская,
Рязанская, Смоленская области, Чувашская Республика);
     вырабатывать  меры  по  социальной защите населения при росте цен
(тарифов),  осуществлять меры адресной социальной поддержки малоимущих
и    льготируемых   категорий   населения   (Ивановская,   Московская,
Новосибирская, Ростовская, Рязанская, Ярославская области);
     проводить   сторонами  согласованную  политику  в  информировании
населения   области   об   изменении   регулируемых   цен   (тарифов),
администрации  обеспечивать  открытость и гласность в решении вопросов
регулирования  цен  и  тарифов;  публиковать  в  СМИ  решения  РЭК  по
рассмотрению   и  утверждению  тарифов  на  электрическую  и  тепловую
энергию,   ЖКУ   (Московская,  Новгородская,  Ростовская,  Сахалинская
области, Чувашская Республика).
     В   качестве  рекомендаций  о  ведении  переговоров  по  вопросам
реформирования   естественных  монополий  и  государственной  тарифной
политики  в процессе предстоящей колдоговорной кампании можно отметить
следующее.
     Государственная   политика   в   области  ценового  регулирования
деятельности  естественных монополий будет направлена в ближайшие годы
на   сокращение  числа  "естественно-монопольных"  видов  деятельности
посредством  проведения  структурных  реформ,  ориентированных, прежде
всего,   на   уменьшение  государственного  регулирования  в  отраслях
естественных  монополий.  Не  представляется  достаточно  просчитанным
экономический  и  социальный  эффект  от избранной технологии борьбы с
монополизмом.    Это    обстоятельство   требует   активного   участия
представителей   профсоюзов   в   обсуждении  вопросов  реформирования
естественных  монополий  и  тарифной политики Правительства Российской
Федерации.
     На  сегодняшний  день  одним из основных направлений деятельности
профсоюзов   является   требование  пересмотра  политики  формирования
доходов населения; роста заработной платы, реальных доходов населения,
адекватного  росту  цен  и  тарифов  на  товары  и услуги естественных
монополий и услуги ЖКХ. Такого рода требования уместны и в отраслевых,
и  в  региональных  соглашениях.  На  трехсторонних  комиссиях следует
рассматривать   социальные   последствия  реформирования  естественных
монополий.
     Позиция  профсоюзов  при ведении переговоров должна заключаться в
следующем:
     необходимо  минимизировать негативное влияние роста цен (тарифов)
на  продукцию  (услуги)  естественных  монополий и ЖКХ на инфляционные
процессы и уровень жизни населения;
     в  ходе  реформирования  отраслей  естественных  монополий  и ЖКХ
должны  быть  созданы механизмы защиты потребителей от необоснованного
повышения цен;
     ценовое  регулирование  деятельности естественных монополий и ЖКХ
следует   осуществлять   одновременно  с  принятием  мер  по  адресной
социальной защите низкодоходных групп населения;
     в   сфере   регулирующей  деятельности  государства  в  отношении
отраслей естественных монополий и ЖКХ следует проводить консультации и
общественную  экспертизу  возможных  социальных  последствий  реформ в
отраслях  естественных  монополий,  в  том числе с участием социальных
партнеров (объединений профсоюзов, работодателей).
     Под  пристальным  вниманием  профсоюзов должно находиться решение
проблемы  ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике,
на  железнодорожном  транспорте,  в  ЖКХ,  проводной телефонной связи,
чтобы предупредить возможные негативные социальные последствия.
     Правительством  предлагается  замена перекрестного субсидирования
прямым   адресным  субсидированием  целевых  групп  населения;  отмена
тарифного  регулирования  на  розничном рынке одновременно с введением
соответствующих  адресных  субсидий.  Необходимая законодательная база
Правительством  пока  не  создана, механизм целевого субсидирования не
разработан.
     В связи с этим позиция профсоюзов должна заключаться в следующем:
     главное   требование  -  индексация  заработной  платы  с  учетом
ускоренного   роста  тарифов  на  услуги  естественных  монополий  для
населения;
     серьезные   расчеты  потребности  бюджетных  средств  на  выплату
субсидий.
     В   отношении   тарифов   на   ЖКУ  профсоюзам  на  всех  уровнях
коллективных   переговоров   следует   добиваться   доведения   уровня
минимальной   заработной  платы  до  величины  прожиточного  минимума,
учитывающего  в  полной  мере расходы граждан на ЖКУ, роста заработной
платы, адекватного росту тарифов на ЖКУ.
     В   региональных   соглашениях  целесообразны  договоренности  об
участии   профсоюзов   в   общественном  контроле  за  обоснованностью
принимаемых   органами   власти   решений  о  росте  тарифов  на  ЖКУ;
обеспеченностью  финансами  региональных и местных бюджетов на выплату
адресных  субсидий  и  оказание  социальной  помощи малоимущим семьям;
гласностью  формирования  органами  власти  цен  на жилье и тарифов на
коммунальные услуги.
     Предстоящее  вступление  России  в  ВТО требует предусматривать в
договорах  и соглашениях упреждающие меры по предотвращению негативных
последствий   этого  акта  на  организации,  предприятия  области,  на
социальное  положение  работников,  прежде всего на доходы, занятость,
социальные  гарантии.  Однако  упоминание  проблематики,  связанной со
вступлением  в  ВТО,  в  региональных  соглашениях  встречается крайне
редко,  и  формулировки договоренностей носят общий характер: например
"разработать  и реализовать мероприятия по подготовке организаций... к
работе  в  условиях  вступления  России  в  ВТО". И дело не в том, что
регионы  готовы  к  работе  в  условиях  ВТО,  а,  скорее,  в неполной
осведомленности    относительно    ожидаемых   социально-экономических
последствий, в то время как для ряда регионов, особенно Центрального и
Поволжского    федеральных    округов,    последствия    могут    быть
неблагоприятными, и это следует учитывать при подготовке соглашений, а
также  рассматривать на трехсторонних комиссиях социальные последствия
присоединения к ВТО.
     В  соглашениях  необходимы  и  положения, устанавливающие порядок
предоставления  работодателями  информации  по требованию профорганов.
Например,  это  могут  быть данные о размерах прибыли, рентабельности,
количестве  работающих,  доли  оплаты труда в себестоимости продукции,
средней  заработной плате за отчетный период по категориям работающих,
минимальной  тарифной  ставке  рабочих  I разряда и пр. При достижении
договоренности  о  включении такого положения в соглашения расширяются
возможности по установлению дополнительных требований по оплате труда.
Так,  в  соглашение  по  строительству  и  промышленности строительных
материалов на 2005 - 2007 гг. введены следующие немаловажные элементы:
     - доля оплаты труда работников в себестоимости продукции не может
быть снижена относительно достигнутого уровня;
     - темпы  роста доли оплаты труда в себестоимости продукции должны
соответствовать  (в  лучшем  случае - опережать) росту потребительских
цен на товары и услуги, а также повышению стоимости конечной продукции
(работ, услуг) в соответствующем субъекте Российской Федерации.
     Наряду   с   этим   социально-экономические   данные  предприятия
необходимы  для проведения мониторинга по заработной плате, который до
сих  пор,  несмотря  на принятые коллегиальными органами ФНПР решения,
так  и  не  организован.  Единственным  исключением  из общего правила
является Горно-металлургический профсоюз России.

                                                             Таблица 1

Фрагмент документа "ОБ ИТОГАХ КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНОЙ КАМПАНИИ 2006 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа