О КОНЦЕПЦИИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА И ВИБРАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ. Постановление. Правительство Москвы. 16.10.07 896-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА И ВИБРАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Актуальность разработки Концепции

     Разработка Концепции снижения уровней шума и  вибраций  в  Москве
(далее  - Концепция) предусмотрена Целевой среднесрочной экологической
программой города Москвы на 2006-2008 годы.
     Об актуальности  проблемы  снижения  уровня  шума в городе Москве
свидетельствуют такие цифры,  как  нахождение  70%  территории  города
Москвы в зоне шумового дискомфорта при наблюдаемой величине превышений
допустимого уровня шума на отдельных территориях города и в  квартирах
жилых  домов  до 15-25 дБА.  В структуре жалоб населения на негативные
факторы окружающей среды 32%  жалоб связано  с  повышенным  шумом  (по
данным  социологических  опросов  шум  попадает  в  "тройку"  наиболее
актуальных экологических проблем).  Последствия массового  воздействия
повышенного  шума  проявляются в росте заболеваний слухового аппарата,
нервной системы, нарушениях режима сна.
     В связи  с объективным развитием города,  ростом объемов и темпов
строительства,  развитием  транспортного  комплекса  будут  появляться
новые  источники шума,  шумовые характеристики существующих источников
шума  -  возрастать.  Это  относится  в  первую  очередь  к  основному
источнику  шума в городе Москве - шуму автотранспортных потоков.  Так,
согласно  данным  Генерального  плана  города   Москвы,   существующая
протяженность улично-дорожной сети в два раза ниже заложенной в планах
развития города.
     Это требует    применения   адекватных   мер   "компенсационного"
характера и разработки специальных шумозащитных  мероприятий  в  зонах
наличия сверхнормативных показателей шума.
     Несмотря на  остроту  проблемы  в  городе  принимаются   не   все
возможные  меры,  позволяющие сдержать рост шумовой нагрузки и снизить
сверхнормативный шум.
     Практика обязательного    выполнения   шумозащитных   мероприятий
существует только во вновь проектируемых  районах  или  для  отдельных
объектов   строительства:   меры   по   защите  от  шума  должны  быть
предусмотрены  проектными   решениями,   проходящими   государственную
экологическую  экспертизу.  С соблюдением необходимых шумозащитных мер
создана трасса третьего транспортного кольца,  др. Однако и для данных
типов   территорий   сложившаяся   практика   несовершенна.  Проектной
документацией   предусматриваются   меры   в    объеме,    исключающем
дополнительный  вклад  вновь проектируемых объектов в уже существующий
на территории сверхнормативный шум. Кроме того, дальнейший контроль за
правильностью   заложенных   проектных   решений  и  соответствием  им
реализованного проекта (в части шума) практически не осуществляется: в
законодательстве  отсутствуют  специальные  требования о подтверждении
правильности проектных решений натурными замерами после ввода  объекта
в эксплуатацию и выхода его на полный режим работы.
     В районах   сложившейся   застройки   шумозащитные    мероприятия
практически не осуществляются (ни на территории,  ни в квартирах жилых
домов).  Это связано как с высокой  затратностью  мероприятий,  так  и
техническими   трудностями   применения   строительно-акустических   и
градостроительных мер регулирования уровня  шума  в  условиях  плотной
застройки.
     На целом  ряде  территорий  города   уровень   шума   вообще   не
нормируется.  К ним относятся территории,  являющиеся сегодня наиболее
акустически  благополучными  -  территории  парков,  особо  охраняемых
природных   территорий.   Для   сохранения  акустически  благополучных
территорий необходимо установить требования к допустимому уровню  шума
на этих и других ненормируемых типах территорий.
     Законом города Москвы  "Об  административной  ответственности  за
нарушения  тишины  в  ночное  время"  предусмотрена ответственность за
действия, которые могут нарушить покой граждан в ночное время суток, в
том  числе  за использование звуковой охранной сигнализации автомашин,
производство ремонтных,  строительных и строительно-погрузочных работ,
использование пиротехнических средств и иные действия. Однако практика
применения  норм  закона  незначительна,   что   объясняется   сложной
процедурой установления виновного.  На федеральном уровне специального
законодательства по вопросам регулирования уровня шума нет.
     В этих   условиях   для   сохранения   акустически  благополучных
территорий города,  недопущения ухудшения качества среды  обитания  по
фактору  шума,  снижения  сверхнормативного шума необходимо масштабное
внедрение  шумопонижающих  технологий  во   всех   сферах   городского
хозяйства  и  промышленности,  разработка  специальных мер по снижению
уровня шума, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с
созданием сверхнормативного шума, при упрощении процедур привлечения к
ответственности.
     Разработка и    выполнение   шумозащитных   мероприятий   требуют
научно-методического  обоснования.  В  Москве  последние   комплексные
исследования,  связанные с проблемами шума,  проводились в 90-х годах.
Управлением  Роспотребнадзора  по  городу   Москве   и   Департаментом
природопользования  и  охраны  окружающей  среды города Москвы ведется
регулярная работа по измерению существующих уровней шума на территории
города Москвы, однако в основном только при рассмотрении жалоб жителей
или  для  решения  других  локальных   задач.   Результаты   измерений
используются для выявления территорий с повышенными уровнями шума, для
выявления источников,  вызывающих сверхнормативное шумовое воздействие
на  жилые  территории,  и  при  разработке  мер  по  их  устранению на
отдельных территориях.
     Между тем  в  городе существует потребность в системно проводимых
исследованиях уровней шума,  которые послужат базой  для  методических
разработок  и  практических  решений,  реализуемых  на  разных уровнях
территориальной иерархии города.
     В связи  с  отсутствием  специальных  исследований  не существует
точной оценки количества  жителей  (квартир  жилых  домов)  и  площади
территорий,  испытывающих  сверхнормативное  воздействие  от различных
источников шума (дифференцированное по величине воздействия).
     Единственным способом  получения  таких оценок являются работы по
картированию  (составление  карт  изолиний  разного  уровня  звука  от
совокупности   источников).   Результаты   картирования   уровня  шума
позволяют  обосновать  необходимость  и  приоритетность   шумозащитных
мероприятий,  определять  их  эффективность,  а  также  необходимы для
информирования  жителей  об   условиях   проживания.   Шумовые   карты
целесообразно  регулярно  обновлять  с  учетом  выполняемых  в  городе
шумозащитных  мероприятий  (так,   например,   в   странах   Евросоюза
периодичность   обновления  карт  транспортного  шума,  законодательно
закрепленная  директивными  документами,  должна  составлять  не  реже
одного раза в пять лет).
     В Москве  на  сегодняшний  день  картирование  уровня  шума  всей
территории   города   не  проводится.  Исследования  шумовой  нагрузки
проводились в Москве при решении локальных  задач.  Так,  например,  в
рамках  реализации  Концепции  развития  воздушно-транспортной системы
города Москвы до 2005 года,  утвержденной постановлением Правительства
Москвы от 2 апреля 2002 г.  N 246-ПП,  выполнена работа по определению
зон шумового дискомфорта от аэропортов Московского авиаузла.  В рамках
реализации  постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2001 г.  N
410-ПП  "О  проекте  градостроительного  плана   развития   территории
Центрального   административного   округа   до  2020  года"  выполнено
картирование    зон    шумового    воздействия    автотранспорта     и
железнодорожного     транспорта     для     территории    Центрального
административного округа города Москвы.
     Решение проблемы  шума не может быть осуществлено в краткосрочной
перспективе.  Внедрение шумопонижающих технологий  в  различные  сферы
городского  хозяйства  потребует  переориентации  смежных производств.
Реализация шумозащитных мероприятий является высокозатратной,  в связи
с   чем   требуется   разработка  механизмов  по  привлечению  средств
инвесторов и проработка вопросов о возможности долевого финансирования
шумозащитных  мероприятий  на территории города в первую очередь с ОАО
"МЖД" и аэропортами Московского авиаузла.  Для решения  проблемы  шума
требуется сосредоточить усилия различных органов власти города Москвы,
а в ряде случаев решение  проблемы  возможно  только  при  привлечении
федеральных    органов    власти.   Требуется   внести   изменения   в
законодательные акты,  предусматривающие наделение  органов  субъектов
Российской   Федерации,   в   том   числе   органов   государственного
экологического контроля,  полномочиями по  осуществлению  контроля  за
соблюдением  требований  законодательства в части допустимого шумового
воздействия.
     Наряду с  задачей  снижения  уровня  шума  актуальной  для города
Москвы является также задача  снижения  вибрационного  воздействия  от
различных источников на городские территории.
     Вопросы вибрации  являются  смежными  с  проблемой  уровня  шума,
однако  требуют  самостоятельного регулирования.  Это обусловлено тем,
что вибрационное воздействие может  быть  вызвано  иными  источниками,
нежели  шумовое  воздействие;  а  также тем,  что пути распространения
вибраций (следовательно и методы борьбы с ними), отличаются от методов
борьбы с шумом.
     Источниками вибрации в  жилых  и  общественных  зданиях  являются
инженерное и санитарно-техническое оборудование,  а также промышленные
установки  и  транспорт  (метрополитен  мелкого   заложения,   тяжелые
грузовые автомобили,  железнодорожные поезда,  трамваи), создающие при
работе большие динамические нагрузки, которые вызывают распространение
вибрации  в грунте и строительных конструкциях зданий.  Вибрации часто
являются также причиной возникновения шума в помещениях зданий.
     Для жилых   и   общественных   зданий  наиболее  неблагоприятными
внешними  источниками   вибраций   являются   рельсовые   транспортные
магистрали: метрополитен, трамвайные линии и железные дороги.
     Требуется усиление экспертизы соответствующих разделов  проектной
документации   на  строительство  и  реконструкцию  объектов  в  части
проверки достаточности  предусмотренных  виброзащитных  мероприятий  и
обеспечения  соблюдения требований санитарных нормативов к допустимому
вибрационному  воздействию.   Необходимо   принятие   административных
решений,  направленных  на  ужесточение порядка согласования проектной
документации на объекты, расположенные вблизи линий метрополитена.
     Требуется разработка комплексных подходов к планированию развития
городских  территорий  с  акцентом  на  решение  проблемы  шумового  и
вибрационного "загрязнения".  В связи с этим необходимо борьбу с шумом
и  вибрациями  в  городе  Москве  определить  в  качестве  одного   из
приоритетных направлений развития города.
     Настоящая Концепция является базовым  документом  для  разработки
планов,  программ  и  проектов  обеспечения санитарно-гигиенического и
экологического благополучия территорий города Москвы в части  снижения
уровней шума и вибрации.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА И ВИБРАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа