ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ. Правила. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 31.10.96

Фрагмент документа "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1.  Настоящие Правила безопасности разработаны в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.92 N 833 "О
повышении   безопасности   движения   на   железнодорожном  транспорте
Российской Федерации".
     1.2.  Настоящие  Правила  определяют  меры безопасности и порядок
ликвидации  аварийных  ситуаций с опасными грузами при перевозке их по
железным    дорогам    и   являются   обязательными   для   работников
железнодорожного   транспорта,   отправителей  и  получателей  опасных
грузов,   а   также  для  предприятий  и  организаций,  осуществляющих
транспортно-экспедиционное     обслуживание     грузоотправителей    и
грузополучателей и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.
     1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной
перевозки   грузов,   связанные  с  загоранием,  утечкой,  просыпанием
опасного  вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным
грузом,   которые   могут  привести  или  привели  к  взрыву,  пожару,
отравлению,  облучению,  заболеваниям,  ожогам,  обморожениям,  гибели
людей  или животных, опасным последствиям для природной среды, а также
случаи,  когда  в  зоне  аварии  на  железной дороге оказались вагоны,
контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
     1.4.    Действия   работников   железнодорожного   транспорта   и
привлеченных  формирований при возникновении аварийной ситуации должны
быть  максимально  оперативными, соответствовать характеру и масштабам
аварийной   ситуации   и   проводиться   с   учетом   свойств   грузов
(пожаровзрывоопасность,    токсичность,   коррозионность,   окисляющее
действие  и  др.),  с  соблюдением  мер  безопасности  и профилактики,
предусмотренных  настоящими  Правилами  и  Правилами перевозок опасных
грузов.
     1.5.  Основные  формы проявления транспортной опасности грузов, а
также  конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны
соблюдаться  при  ликвидации  аварийных  ситуаций  с опасными грузами,
приведены   в   групповых   или   индивидуальных  аварийных  карточках
(приложение  2  к  настоящим  Правилам).  Групповые аварийные карточки
включают   опасные  грузы  с  аналогичными  показателями  транспортной
опасности,  характер  необходимых  действий при ликвидации последствий
аварийных ситуаций с которыми совпадает или различается незначительно.
     Аварийная карточка содержит:
     указания по применению средств индивидуальной защиты;
     необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:
     - общего характера;
     - при утечке, разливе и россыпи;
     - при пожаре;
     указания по нейтрализации;
     указания по мерам первой помощи.
     Порядок  осуществления  обязательных  общих  мер  при  авариях  с
различными опасными грузами приведен в разделе 2 настоящих Правил.
     Необходимые  для ликвидации аварийной ситуации средства приведены
в приложении 3 настоящих Правил.
     Указания по доврачебной помощи представлены в аварийных карточках
и в п. 5.9 настоящих Правил.
     Указания   по   врачебной   помощи  предусмотрены  в  Медицинских
аварийных карточках.
     1.6.  Алфавитный  указатель (приложение 4.1 к настоящим Правилам)
содержит  наименования  опасных  грузов  с указанием для каждого груза
соответствующего номера аварийной карточки.
     Если  по  какой-либо причине точное наименование груза установить
не  удалось,  но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки
следует  искать  по  прил.  4.2  к  настоящим Правилам. При отсутствии
наименования    и   номера   ООН   груза   следует   руководствоваться
предписаниями приложения 5 к настоящим Правилам.
     1.7.  При  возникновении  аварийной  ситуации с опасными грузами,
сопровождаемыми   проводниками   или   специалистами  грузоотправителя
(грузополучателя), последние обязаны:
     а)  принять  все  необходимые меры к предотвращению угрозы людям,
повреждения    подвижного    состава,   сооружений,   грузов,   других
последствий;
     б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов
и  при  необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к
прекращению  движения  поездов,  маневровой  работы  и  к  недопущению
доступа посторонних лиц в опасную зону;
     в)  после  осмотра  места  происшествия  доложить  о  создавшейся
обстановке  и  мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне -
машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;
     г)     по     прибытии     на     место     аварийной    ситуации
аварийно-восстановительных   и   пожарных  подразделений  сообщить  их
руководителям   о   состоянии   груза,   подвижного  состава  и  мерах
безопасности  при  ведении  аварийно-восстановительных  и спасательных
работ.
     Осуществление  мероприятий  по  ликвидации  последствий аварийных
ситуаций  в  части  мер безопасности при выполнении работ с указанными
грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по
согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при
их участии.
     1.8.  Восстановительные  и пожарные поезда железных дорог к месту
происшествия  направляются  в  порядке, действующем на железнодорожном
транспорте.   Личный  состав  указанных  поездов  и  другие  работники
железных   дорог,  привлеченные  к  ликвидации  аварийных  ситуаций  с
опасными  грузами, должны быть обучены правилам пользования средствами
индивидуальной  защиты  и  обеспечены  ими  в соответствии с порядком,
установленным   МПС   России.   Восстановительные  и  пожарные  поезда
осуществляют  ликвидацию  аварийных  ситуаций  с  опасными  грузами  в
пределах  своих тактико-технических возможностей. Исходя из конкретной
обстановки в состав восстановительного поезда может быть включен вагон
с  медицинским  оборудованием.  Медицинский  персонал  направляется  в
составе  восстановительных  и  пожарных  поездов  в  установленном МПС
России порядке.
     1.9.  Для  ликвидации  последствий  аварийных ситуаций с опасными
грузами     привлекаются     силы    и    средства    грузоотправителя
(грузополучателя),  которые  после  получения  требования  от железной
дороги  должны  быть  направлены  немедленно  таким  видом транспорта,
который  обеспечил  бы  прибытие  их  к  месту происшествия в возможно
короткий срок.
     1.10.  При  возникновении  аварийных  ситуаций с опасными грузами
управления  (отделения)  железных  дорог  привлекают  в соответствии с
законодательством  Российской Федерации специалистов газоспасательных,
горноспасательных   и  других  аварийных  служб  региона,  близлежащих
предприятий,  пожарные  подразделения  населенных  пунктов и объектов.
Указанные  службы  и  специалисты  выезжают  на  место  происшествия с
необходимыми  для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой.
Привлекаемые  организации вправе пользоваться не только рекомендациями
аварийных  карточек,  но и специфическими нейтрализаторами, методами и
способами  ликвидации  аварийных  ситуаций,  средствами индивидуальной
защиты  и  обязаны обеспечить средства индивидуальной защиты для всего
персонала организации, участвующей в ликвидации аварийной ситуации.
     Управления    железных    дорог   в   пределах   своего   региона
заблаговременно  определяют  с  территориальными  органами  МЧС России
перечень  предприятий,  имеющих  аварийные  службы или соответствующих
специалистов,  а  также  номенклатуру  опасных  грузов,  в  ликвидации
аварийных  ситуаций  с которыми эти предприятия могут принять участие.
Перечень  этих  предприятий  утверждается  местной  администрацией  по
представлению управлений железных дорог.
     Кроме   того,   к   ликвидации   последствий  аварийных  ситуаций
привлекаются  невоенизированные формирования и воинские подразделения,
входящие    в    территориальную    подсистему    Российской   системы
предупреждения  и  действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком,
предусмотренным  двусторонним  соглашением  между  МЧС  России  и  МПС
России.
     Порядок  привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск  и  воинских  формирований  для ликвидации чрезвычайных ситуаций
определяется   Президентом   Российской  Федерации  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Сведения  о наличии пожароопасных, ядовитых, коррозионных свойств
опасных грузов приведены в приложении 7 к настоящим Правилам.
     1.11.  Министерства,  ведомства,  перечисленные  в приложении 8 к
настоящим   Правилам,   а   также   другие   министерства,  ведомства,
подведомственные   предприятия   которых   отгружают   опасные  грузы,
представленные  в  перечне,  согласованном  МПС  России  и МЧС России,
должны    иметь   центральные   службы   по   организации   безопасной
транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с указанными грузами и
соответствующие  территориальные  организации.  Места  их  дислокации,
номера  телефонов  и  другие  средства  связи указаны в приложении 8 к
настоящим Правилам. В случае изменения указанных сведений, а также при
организации  нового  центрального  или территориального органа адреса,
номера  телефонов  и т.д. должны быть немедленно сообщены в МПС России
соответствующим министерством, ведомством или организацией.
     По   решению  соответствующего  министерства,  ведомства  функции
центральной   службы   по  организации  безопасной  транспортировки  и
ликвидации  аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены
на  центральный  диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства
или организации.
     1.12.  Порядок проведения основных мероприятий по нейтрализации и
дегазации  приведен  в  соответствующем  разделе  аварийной карточки и
разд. 6 настоящих Правил.
     Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих
в        ликвидации       последствий       аварии,       производится
предприятиями-грузоотправителями  (грузополучателями) или близлежащими
предприятиями исходя из минимальных норм расхода, приведенных в п. 6.3
настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной
ситуации.

Фрагмент документа "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа