ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ. Правила. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 31.10.96

Фрагмент документа "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

7. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
                     С РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

     7.1.    При    возникновении   аварийной   ситуации   работниками
железнодорожного  транспорта  в  соответствии  с положениями раздела 2
настоящих  Правил  устанавливается  наличие  в составе поезда грузов с
радиоактивными   веществами;   информирование   причастных   служб   и
специалистов  основывается на приведенной в разделе 2 схеме оповещения
(рис. 1).
     7.2.  При наличии в составе поезда радиационного груза необходимо
руководствоваться  аварийной  карточкой,  прилагаемой  к  перевозочным
документам   или  имеющейся  у  дежурного  по  отделению  (управлению)
железной дороги либо у сопровождающего персонала. В аварийной карточке
указаны  первичные  действия;  в  дальнейшем следует руководствоваться
рекомендациями   лиц,   сопровождающих   груз,  специалистов  ЦСЭН  на
железнодорожном транспорте и территориальных служб МЧС России.
     При радиационных транспортных авариях необходимо:
     - удалить  из  потенциально  опасной  зоны  людей,  в  том  числе
пострадавших,  на  расстояние,  указанное  в аварийной карточке, но не
менее 100 - 200 м в наветренную сторону, если другие обстоятельства не
требуют  больших  расстояний  (после уточнения радиационной обстановки
расстояние следует изменить в соответствии с ситуацией);
     - оказать пострадавшим доврачебную помощь;
     - оградить      зону     радиационной     транспортной     аварии
предупредительными знаками и сигналами остановки в радиусе не менее 10
м от ее внешней границы;
     - прекратить проход людей и пропуск подвижного состава через зону
радиационной транспортной аварии до ликвидации аварийной ситуации.
     Доступ в зону радиационной транспортной аварии разрешается только
для лиц, участвующих в аварийно-восстановительных работах.
     7.3.    При    радиационной   транспортной   аварии   специалисты
грузоотправителя  (грузополучателя), территориальной службы МЧС России
должны прибыть на место радиационной аварии в возможно короткий срок и
совместно  со  специалистами дорожного ЦСЭН и железной дороги провести
анализ ситуации по следующей схеме:
     - имеются  ли  пострадавшие, оказана ли им медицинская помощь и в
каком объеме;
     - нарушены ли условия ядерной безопасности;
     - существует  (или  существовал)  очаг  пожара  вблизи упаковок с
радиоактивным веществом;
     - имеются  ли  воспламеняющиеся жидкости или газы, взрывоопасные,
токсичные или окисляющие вещества в зоне аварии;
     - наличие   и   степень   радиационной  опасности  по  показаниям
соответствующих приборов;
     - целостность грузовых контейнеров или упаковок;
     - собрана   ли  необходимая  информация  относительно  размещения
населения, водоемов, возможность доступа в зону аварии.
     Эта  информация  используется  при планировании мер по ликвидации
радиационной транспортной аварии.
     7.4.  Первичное  определение  категории радиационной транспортной
аварии  и  организация  выполнения работ в соответствии с п. 7.2 и 7.3
настоящих  Правил должны проводиться при участии лица, сопровождающего
груз.  Если сопровождающий персонал не может выполнять свои функции, а
также  в случае его отсутствия или гибели, то до прибытия специалистов
грузоотправителя  (грузополучателя)  и  формирований  МЧС  России  эти
действия  выполняет  назначенное начальником отделения железной дороги
(начальником   железной  дороги)  ответственное  лицо,  руководствуясь
аварийной  карточкой  и  указаниями  знаков  опасности на радиационных
упаковках и подвижном составе.
     7.5.  После  анализа ситуации указанные в п. 7.3 настоящих Правил
специалисты должны провести следующие действия:
     - более  точно  определить радиационную обстановку и границы зоны
радиационной  транспортной  аварии,  принять  меры  по  ее  ограждению
предупредительными  знаками,  оцеплению,  а  также  установить  уровни
загрязненности   радиоактивными  веществами  территории,  транспортных
средств,  грузов  и  т.п.;  при необходимости принять меры к эвакуации
населения близлежащих территорий;
     - восстановить    условия    ядерной   безопасности   (в   случае
необходимости);
     - принять   меры   безопасности,   направленные   на   устранение
возможного возгорания, взрыва, токсического воздействия других опасных
грузов, находящихся в зоне радиационной транспортной аварии;
     - выявить  людей,  подвергшихся  облучению,  и  направить  их  на
медицинское обследование. Лиц, загрязненных радиоактивными веществами,
отправить на санитарную обработку; их одежду, обувь и личные вещи - на
дезактивацию и захоронение;
     - откорректировать  в  соответствии с конкретной обстановкой план
организации  работ по ликвидации последствий радиационной транспортной
аварии,  который  грузоотправитель  (грузополучатель)  должен иметь до
начала перевозки.
     В  плане  ликвидации последствий радиационной транспортной аварии
должны   быть   предусмотрены  следующие  основные  меры:  определение
привлекаемых   к  аварийно-восстановительным  работам  сил  и  средств
(специальных  аварийных  бригад - САБ, специалистов и формирований МЧС
России,  Минздравмедпрома  России  и  других  ведомств,  подразделений
железнодорожного  транспорта),  их  инструктаж  и  постановка  задач с
учетом  радиационной  обстановки, необходимых мер радиационной защиты,
объема    и   последовательности   аварийно-восстановительных   работ;
обеспечение  радиационного  контроля;  дезактивация  зоны радиационной
транспортной   аварии,   подвижного   состава,  грузов,  оборудования,
спецодежды  и т.д.; сбор и удаление радиоактивных отходов; организация
медицинского обеспечения пострадавших; определение степени пригодности
грузов   для   дальнейшего   использования;   расследование  причин  и
составление отчетных документов о радиационной транспортной аварии.
     Откорректированный  в  соответствии с конкретными складывающимися
условиями    план    ликвидации   радиационной   транспортной   аварии
утверждается   начальником   отделения  железной  дороги  (начальником
железной дороги) по согласованию с местными органами власти (комиссией
по чрезвычайным ситуациям).
     7.6.   Работники   подразделений   железнодорожного   транспорта,
привлекаемые  для  проведения  аварийно-восстановительных работ в зоне
радиационной  транспортной  аварии,  на  этот  период приравниваются к
профессиональным  работникам,  работающим  с  источниками ионизирующих
излучений.
     При  проведении  работ  по  ликвидации  последствий  радиационной
транспортной аварии время пребывания людей в зоне этой аварии и режимы
их  радиационной  защиты  определяются с участием представителя ЦСЭН в
зависимости от уровней излучения и радиоактивного загрязнения.
     7.7.  При планировании мер по ликвидации последствий радиационной
транспортной  аварии основные дозовые пределы, устанавливаемые Нормами
радиационной  безопасности,  не  должны  быть превышены. Работы в зоне
аварии выполняются только после выдачи наряда-допуска.
     7.8.  При  обнаружении  в  сборном  вагоне радиационных упаковок,
имеющих  видимые повреждения или упавших на бок, необходимо прекратить
все  работы  в  вагоне,  двери вагона закрыть и опломбировать; принять
меры к перестановке вагона на путь, удаленный от мест пребывания людей
на расстояние не менее 10 м, и вызвать представителя ЦСЭН.
     Представитель  ЦСЭН должен провести радиационный контроль, и если
будет  установлено  наличие  радиоактивного  загрязнения или повышение
уровней   излучения  от  упаковки,  необходимо  вызвать  представителя
грузоотправителя   (грузополучателя)  и  специалистов  территориальных
служб  МЧС России, с которыми решается вопрос о ликвидации последствий
радиационной транспортной аварии и дальнейшем следовании груза.
     7.9.  В  случае обнаружения технической неисправности вагонов или
контейнеров,  загруженных радиационными упаковками, и необходимости их
перегрузки    начальник    станции,   на   которой   была   обнаружена
неисправность,     должен    немедленно    информировать    об    этом
грузоотправителя   (грузополучателя),   который   обязан   прибыть  на
известившую  его  станцию  и  выполнить  перегрузочные операции своими
силами    с   предоставлением   ему   железной   дорогой   необходимых
погрузочно-разгрузочных механизмов.
     7.10.  В  ходе  ликвидации  последствий радиационной транспортной
аварии должен быть организован постоянный радиационный дозиметрический
контроль, включающий:
     - измерения  уровней  излучения  в зоне радиационной транспортной
аварии и на ее границах;
     - измерения   концентрации  радиоактивных  веществ  в  воздухе  и
радиоактивного   загрязнения  близлежащих  территорий,  воды  открытых
водоемов  и  источников  питьевого  водоснабжения, зданий, сооружений,
подвижного   состава,   используемых   при  аварийно-восстановительных
работах  механизмов и технических средств, кожных покровов, спецодежды
и  средств  индивидуальной  защиты  лиц,  участвующих в работах в зоне
радиационной транспортной аварии.
     По    данным    дозиметрического   контроля   проводится   оценка
индивидуальных доз внешнего облучения рабочих и персонала, занятого на
ликвидации   последствий   радиационных   аварий.   При  необходимости
проводится   оценка   возможного   внутреннего   облучения   указанных
категорий.
     7.11. Режимы радиационной защиты должны предусматривать:
     - сведение  к  минимуму  времени  пребывания  в зоне радиационной
транспортной аварии;
     - нахождение  на  максимальном  расстоянии  от места радиационной
транспортной  аварии  лиц,  не  занятых  в  аварийно-восстановительных
работах;
     - использование  индивидуальных  средств защиты органов дыхания в
целях исключения попадания радиоактивных веществ внутрь организма;
     - использование   спецодежды   для   защиты  кожных  покровов  от
радиоактивного загрязнения;
     - специальную   обработку   используемых  технических  средств  и
индивидуальных  средств защиты, а также санитарную обработку персонала
с последующим прохождением радиационного контроля;
     - медицинский контроль персонала, занятого на ликвидации аварии.
     7.12.   Вагоны   и  контейнеры,  в  которых  произошли  нарушения
радиационных  упаковок,  погрузочно-разгрузочные  и другие механизмы и
технические   средства,   применяемые   для   ликвидации  радиационной
транспортной  аварии,  складские помещения и места общего пользования,
где   были   обнаружены   неисправные   радиационные  упаковки,  могут
использоваться  только после радиационного контроля, при котором будет
установлено,  что  уровни  их  радиоактивного загрязнения не превышают
предельно   допустимых   уровней,   указанных  в  Нормах  радиационной
безопасности.
     7.13.   Дезактивационные   и  работы  по  ликвидации  последствий
радиационной   транспортной   аварии   проводятся  специализированными
формированиями   под   контролем  специалистов  Санэпиднадзора  и  при
соблюдении  мер радиационной безопасности согласно Нормам радиационной
безопасности.
     7.14.   В   зоне   радиационной  транспортной  аварии  производят
дезактивацию  загрязненных участков территории, железнодорожного пути,
подвижного  состава  и  других  объектов.  Загрязненные радиоактивными
веществами    предметы,    вещи,    оборудование,   а   также   отходы
дезактивационных  работ должны быть тщательно упакованы и отправлены в
пункт дезактивации или захоронения.
     7.15.   Не   допускается   перемещение   из   зоны   радиационной
транспортной   аварии   вагонов  и  других  транспортных  средств  (за
исключением  автомобилей скорой помощи с пострадавшими), загрязненного
грунта,  материалов,  оборудования  или  других предметов, в отношении
которых  имеется  подозрение  о  радиоактивном  загрязнении,  если  их
пропуск не осуществлялся через пункт радиационного контроля.
     7.16.  В  зоне радиационной транспортной аварии запрещается прием
пищи, воды, курение.
     7.17. Проход персонала САБ и других лиц, участвующих в ликвидации
последствий   радиационной   транспортной   аварии,   в   зону  аварии
разрешается  только  с  наветренной  стороны  с использованием средств
индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
     7.18.  Для  предотвращения  распространения  под  влиянием  ветра
радиоактивных  веществ, оказавшихся вне упаковок, следует использовать
пластиковую пленку или брезент.
     7.19.  При  возникновении  пожара  в пути следования или в местах
хранения  радиационных  упаковок  на станции необходимо по возможности
удалить  их  из  зоны  пожара в безопасное место и привести в действие
систему  пожаротушения.  Тушение  радиационных  упаковок  производится
всеми  средствами  пожаротушения,  если нет иного указания в аварийной
карточке.
     7.20.  Результаты  работы  по ликвидации последствий радиационной
транспортной  аварии  оформляются  актом  совместно  с  представителем
грузоотправителя.  Акт  с  протоколами  радиационного дозиметрического
контроля  отправляется  установленным  порядком  всем заинтересованным
организациям.
     7.21.   В  случае  утери  или  хищения  радиационного  груза  или
радиоактивного  вещества,  даже  если вагон не попал в аварию, следует
оповестить  органы  МВД  на железнодорожном транспорте, которые должны
предпринять меры для его быстрого обнаружения.
     Правила  безопасности  и  порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными  грузами  при  перевозке их по железным дорогам, утвержденные
МПС  СССР 10.12.83, аварийные карточки N N 701 - 775, опубликованные в
Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта N 386,
1992,  аварийные  карточки  N  N  766 - 788, опубликованные в Сборнике
правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта N 390, 1992, со
дня  вступления  в  силу  настоящих Правил считаются не действующими в
системе МПС России.


                                                          Приложение 1

                                     к Правилам безопасности и порядку
                                         ликвидации аварийных ситуаций
                                      с опасными грузами при перевозке
                                                их по железным дорогам

Фрагмент документа "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа