О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ. Не задано. Не задано. 26.03.07

Фрагмент документа "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

О состоянии работы по профилактике безнадзорности
         и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве

     По  данным ГУВД по городу Москве, в 2006 году число преступлений,
совершенных  несовершеннолетними и при их участии, по сравнению с 2005
годом  сократилось  на 22,4% (с 3398 до 2637). Снизился и удельный вес
преступлений,   совершенных   подростками,  в  общем  числе  раскрытых
преступлений   и   составил   3,3%,   что   меньше,   чем   в   городе
Санкт-Петербурге  (3,7%),  и  значительно  меньше,  чем  в  Московской
области   (6,1%).   В  целом  по  России  в  2006  году  удельный  вес
преступлений   несовершеннолетних   составил   8,4%,   в   Центральном
федеральном округе - 7,5%.
     Вместе  с тем число преступлений, совершенных несовершеннолетними
и  при  их  участии,  увеличилось  на  территории  СЗАО  на  10%  и на
территории  Московского  метрополитена  на  36,4%.  В  целом по городу
Москве   удельный   вес   привлеченных   к  уголовной  ответственности
несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет увеличился с 28,9% в 2005 году
до 29,3% в 2006 году.
     В  последние  годы  отмечается  снижение количества преступлений,
совершенных   несовершеннолетними   и   при  их  участии  в  состоянии
алкогольного  опьянения  (2005  год  -  215,  2006  год  -  159).  Это
подтверждается  и  данными  судебной  статистики.  Если в 2005 году из
общего  числа  осужденных  несовершеннолетних совершили преступления в
состоянии алкогольного опьянения 483 подростка, то в 2006 году - 271.
     Вместе  с  тем  в  2006  году  выявлено  и  доставлено  в  органы
внутренних    дел    за    употребление    спиртных   напитков   24143
несовершеннолетних,  что  на 25,1% больше, чем в 2005 году; количество
протоколов,  составленных  на  несовершеннолетних за распитие спиртных
напитков  и  спиртосодержащей продукции, возросло более чем в два раза
(2005  год  - 7364, 2006 год - 15646). Несмотря на то, что увеличилось
число  протоколов,  составленных  на работников предприятий торговли и
общественного   питания   за   нарушение  правил  продажи  алкогольной
продукции  (2004  год  -  263,  2006  год - 776), вопрос алкоголизации
несовершеннолетних остается злободневным.
     Количество  несовершеннолетних,  доставленных в органы внутренних
дел  за употребление наркотиков, уменьшилось, хотя число преступлений,
совершенных  несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения,
незначительно  увеличилось: с 20 в 2005 году до 21 в 2006 году. Вместе
с тем по данным ГУВД по городу Москве, показатели латентной наркомании
значительно  превышают  официальные данные о подростках, употребляющих
наркотические средства и психотропные вещества.
     На  профилактическом  учете  в  наркологических  диспансерах на 1
января  2007  года  состояли 6523 несовершеннолетних, из них по поводу
алкоголизма - 5416, по поводу наркомании - 271, по поводу токсикомании
- 836. Подавляющее большинство указанных несовершеннолетних - учащиеся
общеобразовательных школ.
     В  связи  с  недостаточной  работой  по  своевременному выявлению
несовершеннолетних,     допускающих     немедицинское     употребление
наркотических   средств,  Управлением  Федеральной  службы  Российской
Федерации  по  контролю за оборотом наркотиков по городу Москве и ГУВД
по  городу  Москве разрабатывается проект нормативного правового акта,
регламентирующего порядок взаимоинформирования органов государственной
власти  города  Москвы  и всех субъектов профилактики правонарушений о
таких подростках.
     В  2006  году  судами  города  Москвы  за совершение преступлений
осуждено  1466  несовершеннолетних,  из них в возрасте 14-15 лет - 401
подросток, то есть практически каждый третий; 954 подростка - учащиеся
(65%),  408  - не учатся и не работают (27%); 765 подростков совершили
преступления  в группе, из них 285 с участием взрослых, что составляет
52%  от  общего числа осужденных несовершеннолетних. За тяжкие и особо
тяжкие   преступления   осуждено   933  несовершеннолетних  (63%),  за
преступления  средней  тяжести  - 471 (32%), за преступления небольшой
тяжести   -   62   (4%).   Реально  к  лишению  свободы  осуждено  377
несовершеннолетних, к лишению свободы условно - 880 (60%).
     На  1 января 2007 года на учете в органах внутренних дел состояли
11528 несовершеннолетних. Из них 19,5% составляют несовершеннолетние в
возрасте  до  14  лет,  56%  -  учащиеся  общеобразовательных школ, 25
подростков не имеют образования, 36,2% воспитываются в неполной семье.
     За  совершение правонарушений в органы внутренних дел в 2006 году
было доставлено 72812 несовершеннолетних, из них 54419 - жители города
Москвы.
     В  детские  городские больницы в 2006 году госпитализировано 6426
беспризорных  и  безнадзорных несовершеннолетних (в 2005 году - 7041),
из   них  31,4%  составили  дети-москвичи.  В  стационарные  отделения
специализированных  учреждений  для  несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной  реабилитации,  системы  социальной защиты населения города
Москвы   в  течение  2006  года  было  помещено  3002  беспризорных  и
безнадзорных  несовершеннолетних (в 2005 году - 2950). Основную работу
с  иногородними  детьми данной категории осуществляет социальный приют
для  детей  и  подростков  "Алтуфьево", сотрудниками которого налажено
взаимодействие  с  органами социальной защиты, внутренних дел, опеки и
попечительства других регионов Российской Федерации и стран СНГ. После
проведения  реабилитации  и  установления личности к месту постоянного
жительства перевезено 257 детей.
     Осуществление   мер   по   координации   деятельности  органов  и
учреждений   системы   профилактики  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних  в  соответствии  с  Федеральным законом от 24 июня
1999  года  N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений   несовершеннолетних"  (далее  -  Федеральный  закон  N
120-ФЗ)  должны  обеспечивать  комиссии  по делам несовершеннолетних и
защите  их  прав  (далее  -  комиссии).  Однако  комиссии не выполняют
возложенные   на   них  функции.  По-прежнему  отсутствует  не  только
координация   деятельности   субъектов   профилактики  безнадзорности,
беспризорности   и   правонарушений   несовершеннолетних,   но   и  их
элементарное  взаимодействие.  Об  этом,  к  примеру,  свидетельствует
существенное  расхождение  данных,  представленных  Уполномоченному, о
численности  несовершеннолетних  и  их  родителей,  с  которыми должна
проводиться  профилактическая  работа комиссиями и органами внутренних
дел.
     Причем разница имеется не только в численности состоящих на учете
подростков   и   нерадивых   родителей,   но   и   в   количестве  тех
несовершеннолетних,  которые должны постоянно находиться в поле зрения
комиссий.  Например,  из  отчета  городской  комиссии  следует,  что в
Юго-Восточном  административном  округе  города  Москвы не числятся на
учете   несовершеннолетние,  не  подлежащие  привлечению  к  уголовной
ответственности  в  связи  с  недостижением  возраста привлечения их к
такой  ответственности,  что  по  сути  абсурдно  и  не  соответствует
действительности. Из информации префектуры этого округа следует, что в
2006 году несколько уменьшилось количество общественно опасных деяний,
совершенных  несовершеннолетними до достижения возраста привлечения их
к  уголовной  ответственности (2005 год - 136, 2006 год - 134). Однако
отмечается,  что  поведение  данной категории подростков носит стойкий
противоправный   характер  и  потому  требует  принятия  к  ним  более
радикальных  мер  воздействия.  При  такой  ситуации  вывод может быть
только   один:   к  указанным  подросткам  не  только  не  применяются
радикальные   меры,   но   они   остаются  вне  поля  зрения  комиссий
административного округа.
     Такое положение неслучайно, так как число проводимых комиссиями в
подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН
ОВД)  проверок  снижается.  Если  в  2004 году в данных подразделениях
комиссиями  было  проведено  340  проверок  во  всех  административных
округах,  то  в 2006 году - всего 143 проверки в трех административных
округах   (Центральном,   Юго-Восточном   и  Восточном),  причем  в  7
административных округах указанные проверки вообще не проводились.
     На  протяжении ряда лет ни одну комиссию не заинтересовала работа
Центра  временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД
по   городу   Москве   (далее   -   ЦВСНП),   в   котором   содержатся
несовершеннолетние   жители  города  Москвы,  совершившие  общественно
опасные  деяния  и  направленные  в  спецшколу  закрытого  типа. Таким
образом, ни нормы Федерального закона N 120-ФЗ, ни нормы Закона города
Москвы  от  13  апреля  2005  года  N  12 "Об организации деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" не выполняются.
Прежде  всего,  это  относится  к  деятельности  Московской  городской
межведомственной  комиссии  по  делам  несовершеннолетних  и защите их
прав, на которую возложен контроль и координация деятельности окружных
и районных комиссий. Недостатки в работе комиссий при решении вопросов
о  направлении  несовершеннолетних  в  спецшколу закрытого типа "Шанс"
отмечены в соответствующем разделе доклада.
     Как  отмечалось  в  докладе Уполномоченного за 2005 год, проблема
семейного  неблагополучия,  разрушение  устоев  семьи,  существовавших
традиций  крайне  пагубным  образом  сказываются  на  положении  детей
(сиротство   при   живых   родителях,   распространение   насилия  как
физического, так и психического со стороны родителей).
     Стабильно высоким остается число разводов (2002 год - 50721, 2006
год  -  45025), по сравнению с 2002 годом в 2,7 раза увеличилось число
рассмотренных  судами дел о лишении родительских прав (2002 год - 696,
2006  год  -  1882). Из общего числа родившихся детей каждый четвертый
ребенок   рождается   в   семье,   где   брак   между   родителями  не
зарегистрирован.  Более чем в семь раз увеличилось число рассмотренных
судами дел об установлении отцовства (2002 год - 41, 2006 год - 314).
     Характерным  показателем  увеличения числа семей, имеющих детей и
нуждающихся   в   государственной   поддержке,   является   увеличение
численности   детей,  помещенных  в  социально-реабилитационный  центр
"Красносельский"    ЦАО.    Так,    в    2004    году    в   указанный
социально-реабилитационный  центр  было  помещено  4 ребенка, родители
которых  не  имели  средств  к существованию и условий для совместного
проживания,  в  2005  году  -  60 детей, в 2006 году - уже 116. Анализ
причин         социального         неблагополучия,         проведенный
социально-реабилитационным  центром  "Отрадное",  свидетельствует, что
80%  таких семей являются малообеспеченными. Всего органами социальной
защиты  населения  в  2006 году оказана социальная помощь более чем 10
тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     Несмотря  на  принимаемые  органами  и учреждениями города Москвы
меры  профилактического  воздействия на семьи, находящиеся в социально
опасном   положении,   эффективность   данной   работы   не   отвечает
действительному положению дел в этой сфере.
     Продолжает  увеличиваться  число  поставленных  на  учет в органы
внутренних  дел  родителей, отрицательно влияющих на детей (2002 год -
3745,  2003  год  - 4514, 2004 год - 4774, 2005 год - 4976, 2006 год -
5207).  По  состоянию на 1 января 2007 года на учете в ПДН ОВД состоят
6011 неблагополучных родителей (на учете в комиссиях - 5640 семей).
     Неудовлетворительные  условия  семейного  воспитания,  отсутствие
заботы  со стороны родителей о насущных потребностях ребенка, пьянство
в  семье  являются  причиной  самовольных уходов детей из дома. В 2006
году в федеральном и местном розыске находилось 786 несовершеннолетних
москвичей, более 70% из них ушли из дома.
     На протяжении ряда лет в городе Москве увеличивается число детей,
пострадавших  от  жестокого обращения родителей. Если в 2002 году было
зарегистрировано  41  преступление,  предусмотренное статьей 156 УК РФ
(неисполнение  обязанностей  по  воспитанию несовершеннолетнего), то в
2006  году  -  уже  100 (рост в 2,4 раза). Однако основная часть таких
преступлений  в  течение  длительного времени остается вне поля зрения
органов внутренних дел, образования, социальной защиты населения, куда
попадают   пострадавшие   дети.   Так,   в  2006  году  по  информации
образовательных  учреждений  на  учет  в  органы  внутренних  дел  был
поставлен  лишь  161  родитель  (в  2005  году  -  190).  Причем  если
образовательными  учреждениями Юго-Восточного административного округа
города  Москвы  было  выявлено и по их информации поставлено на учет в
милиции   86   родителей,   то   всеми  образовательными  учреждениями
Центрального,     Северо-Восточного,    Южного    и    Зеленоградского
административных   округов  города  Москвы  было  выявлено  только  17
неблагополучных родителей.
     Судебная   практика  свидетельствует  о  том,  что  к  родителям,
осужденным по статье 156 УК РФ, как правило, применяется условная мера
наказания,  и  тот,  кто  издевался над ребенком и за это был осужден,
вновь   возвращается  в  семью,  а  если  осужденному  назначена  мера
наказания  в  виде  штрафа,  то  виновным в том, что надо его платить,
вновь   становится  ребенок.  Иски  о  лишении  родительских  прав  на
основании  жестокого  обращения  с  детьми  направляются в суды крайне
редко.  Поэтому  пострадавшие  дети  вынуждены  находиться  в  тех  же
условиях, что и ранее.
     Тенденция  к  увеличению  числа  таких  преступлений  неслучайна,
поскольку  нарушение  прав и интересов несовершеннолетних родителями и
лицами,  на  которых  возложены обязанности по воспитанию детей, носит
распространенный   характер.   Статья   156   УК   РФ  предусматривает
ответственность  в  том  случае,  если  неисполнение  обязанностей  по
воспитанию  несовершеннолетнего соединено с жестоким обращением с ним,
то  есть имеют место еще и признаки таких преступлений, как умышленное
причинение  легкого  вреда  здоровью,  побои, истязания и т.д. В то же
время  необходимо отметить, что такая формулировка статьи не позволяет
во  всех случаях привлечь виновного к ответственности. Представляется,
что   неисполнение   обязанностей  по  воспитанию  несовершеннолетнего
(забота о здоровье, обучение, материально-бытовое обеспечение, питание
и  т.д.)  уже  само по себе нарушает права и интересы ребенка и вполне
может  иметь самостоятельный состав преступления, а жестокое обращение
возможно   рассматривать   в  качестве  квалифицирующего  признака.  И
совершенно  недопустимым  является тот факт, что в статье 156 УК РФ не
предусмотрен  такой  вид  наказания,  как лишение свободы, тогда как в
статье   245   УК  РФ,  устанавливающей  ответственность  за  жестокое
обращение с животными, такой вид наказания указан.
     Многими    субъектами    Российской    Федерации,    федеральными
правоохранительными органами постоянно ставится вопрос о необходимости
внесения  изменений  в  статью  156  УК РФ, которые предусматривали бы
ответственность  отдельно  за неисполнение или ненадлежащее исполнение
родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и отдельно за
жестокое  обращение  с  ними.  Такое предложение заслуживает всяческой
поддержки.

Фрагмент документа "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа