О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ. Не задано. Не задано. 26.03.07

Фрагмент документа "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

О мерах по защите детей от любых форм дискриминации

     В  Заключительных  замечаниях  Комитета  ООН  по  правам  ребенка
содержится рекомендация о необходимости принятия мер по предотвращению
и  пресечению  всех  форм  дискриминации  детей, о привлечении особого
внимания   к   их   наименее   защищенным  группам,  таким  как  дети,
принадлежащие  к религиозным и этническим меньшинствам, дети, родители
которых  не  имеют  российского  гражданства  и  вида  на жительство в
Российской Федерации.
     В  городе  Москве  этим  вопросам  внимание  уделяется постоянно.
Постановлением  Правительства  Москвы  от  28  июня 2005 года N 491-ПП
утверждена  Московская  городская  миграционная программа на 2005-2007
годы. И это неслучайно, так как город Москва как столичный мегаполис в
настоящее  время играет роль крупнейшего в Европе центра миграционного
притяжения   и   транзита.   При   этом   вторым   по  значению  после
внутрироссийской  миграции остается миграционный обмен с государствами
-  участниками  СНГ и странами Балтии. Численность граждан - мигрантов
из  государств  - участников СНГ составляет более 600 тыс. человек. 15
января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2006 года
N   109-ФЗ  "О  миграционном  учете  иностранных  граждан  и  лиц  без
гражданства   в   Российской   Федерации".   По   данным   Федеральной
миграционной  службы,  в первый месяц действия указанного Федерального
закона  на  учет  в  Центральном  федеральном  округе  встали 8,5 тыс.
иностранцев,  из  них  6,5  тыс., или 77%, были взяты на учет в городе
Москве.
     Вышеназванной  программой  предусмотрено  решение таких вопросов,
как  миграция  в  детской,  школьной  и  молодежной  среде, подготовка
учебно-методических  пособий  для  получения  начального,  среднего  и
среднего   профессионального   образования   детьми-мигрантами,  слабо
владеющими  русским  языком.  Большое  внимание  уделяется организации
работы  в  тех образовательных учреждениях, где обучается значительная
доля детей из семей мигрантов, созданы клубы интернациональной дружбы,
проводятся  первичные  и периодические медицинские освидетельствования
таких обучающихся.
     В  настоящее  время  в  городе  Москве  действует более 40 школ с
этнокультурным  компонентом,  в которых дети имеют возможность изучать
еврейскую,  польскую,  грузинскую, армянскую и многие другие культуры.
Таким  образом,  проблем  с получением образования детьми-мигрантами и
оказанием им медицинских услуг в городе Москве нет.
     Определенные  трудности  все-таки  возникают, однако они решаемы.
Так,   префектура  Северо-Западного  административного  округа  города
Москвы  отмечает, что дети, прибывшие из отдаленных населенных пунктов
Российской  Федерации  и  стран  ближнего  зарубежья,  часто  не имеют
медицинских  карт  и  в  школах  возникают  затруднения  с медицинским
сопровождением  таких  детей.  Существует и такая проблема, как отказы
детей-мигрантов от питания в школах в связи с религиозными запретами в
их семьях.
     Вместе  с тем продолжает оставаться тревожной ситуация, связанная
с    вынужденной    миграцией   несовершеннолетних,   большим   числом
безнадзорных и беспризорных детей. В 2006 году в органы внутренних дел
города  Москвы  было  доставлено  19489  беспризорных  и  безнадзорных
несовершеннолетних,  из  них  свыше 11 тысяч - жители других субъектов
Российской Федерации и около 8 тысяч - жители стран СНГ.
     В  ЦВСНП  было  помещено  1287  жителей  стран СНГ, что превысило
показатели  предыдущего  года  (1149). Большинство лиц, доставленных в
ЦВСНП,  по-прежнему  составляют жители Таджикистана (476), Узбекистана
(325), Киргизии (182) и Украины (102).
     В  связи  с  выявлением  в городе Москве значительного количества
иностранных  граждан,  нарушающих  установленный  режим  пребывания на
территории    Российской   Федерации,   подлежащих   административному
выдворению  за ее пределы и занимающихся попрошайничеством на улицах с
несовершеннолетними  детьми  (включая  малолетних  и грудных), в целях
защиты  жизни  и  здоровья  таких  детей Правительством Москвы принято
постановление  от  29 ноября 2005 года N 937-ПП "О неотложных мерах по
пресечению  незаконного  пребывания в Российской Федерации иностранных
граждан,  занимающихся  на  территории города Москвы бродяжничеством и
попрошайничеством  с  детьми  в  возрасте  до  18  лет",  на основании
которого   в   городе   Москве  было  открыто  единственное  в  России
специализированное   государственное   учреждение   "Канатчиково"  для
совместного   содержания  иностранных  граждан  с  несовершеннолетними
детьми  до решения вопроса о выдворении за пределы России. В 2006 году
в  это  учреждение  было  помещено  140 иностранных граждан, из них 53
взрослых и 87 детей. Выдворено за пределы России 133 человека.
     По  некоторым  оценкам, в последние годы в России находится свыше
500  тыс.  иммигрантов  из стран третьего мира, число которых только в
московском  регионе,  по оценкам правоохранительных органов, достигает
180  тыс. человек. В основном это афганцы, сомалийцы, ангольцы, курды,
иракцы,  суданцы,  эфиопы,  заирцы,  шриланкийцы,  либерийцы,  а также
вьетнамцы и китайцы.
     В  представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам
беженцев  в городе Москве в 2005 году обратилось более 40 тыс. граждан
с  просьбой  оказать  им  помощь  в  получении  статуса беженца. Всего
зарегистрировано менее 160 человек, получивших такой статус.
     В  Заключительных  замечаниях  Комитета ООН по правам ребенка как
положительный факт отмечается, что в московском регионе детям беженцев
или  лицам,  ищущим  убежища, обеспечен доступ к образованию. Вместе с
тем  несовершеннолетние, оказавшиеся в городе Москве без сопровождения
взрослых,  не  имеют  доступа  к  национальной  процедуре  определения
статуса  беженца  вследствие  отсутствия  опекуна.  По  этому поводу к
Уполномоченному  неоднократно  обращались сотрудники представительства
Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в городе Москве.
     Международное  право  возлагает  юридическую  ответственность  за
несопровождаемых   детей-беженцев   на  правительство  страны  убежища
(статья  22  Конвенции о правах ребенка). В соответствии с Федеральным
законом  от  19  февраля  1993  года  N  4528-I  "О  беженцах"  каждый
несопровождаемый    ребенок    должен    иметь    законного   опекуна,
представляющего  его  интересы  в  правовой  процедуре  предоставления
убежища.  Согласно статье 35 ГК РФ исполнение обязанностей опекуна или
попечителя  временно  возлагается  на  органы  опеки и попечительства.
Однако  в  городе Москве такая практика фактически отсутствует. Органы
опеки  и  попечительства,  как  правило,  стараются  не  брать на себя
ответственность за оказание поддержки указанным детям. Уполномоченному
известно  о  единственном  случае,  когда орган опеки и попечительства
муниципалитета  внутригородского  муниципального  образования Бирюлево
Восточное   в   городе   Москве  взял  на  себя  временное  исполнение
обязанностей  опекуна  над  двумя  подростками из Афганистана, которые
проходили  процедуру определения статуса беженца в Управлении по делам
миграции ГУВД по городу Москве.
     Таким  образом,  данная  проблема  требует  решения. Многое будет
зависеть  от  разрабатываемого в настоящее время проекта закона города
Москвы  "Об организации опеки и попечительства", в котором должны быть
учтены   изменения,   вносимые  в  ГК  РФ  и  СК  РФ,  предусмотренные
Федеральным  законом  от  29  декабря  2006  года N 258-ФЗ "О внесении
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской Федерации в
связи   с  совершенствованием  разграничения  полномочий",  касающиеся
передачи функций по организации и осуществлению опеки и попечительства
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (вступают
в  силу  с  1  января  2008  года), и в котором должны найти отражение
вопросы  опеки  над  несовершеннолетними  беженцами  в соответствии со
статьями 3 и 4 Федерального закона "О беженцах".
     Все  это касается несовершеннолетних, прибывших в город Москву из
стран   третьего   мира.  Однако  совершенно  неоправданными  являются
действия     органов    опеки    и    попечительства    в    отношении
несовершеннолетних, постоянно проживающих в городе Москве и в силу тех
или иных обстоятельств не имеющих попечителей.
     К  Уполномоченному  во  время его личного приема обратилась К. по
вопросу   установления   попечительства  над  внуком  Александром.  Из
приложенных  к  заявлению  документов следует, что несовершеннолетний,
его  бабушка  и  мать  имеют постоянную регистрацию в городе Москве по
улице  Новомарьинской.  Александр  обучается  в московской школе. Мать
несовершеннолетнего  является  гражданкой Эстонии и в силу сложившихся
жизненных  обстоятельств  проживает в городе Таллине. Место нахождения
отца не известно.
     Вместе  с  тем  К.  не  может  защитить права и интересы внука на
законных   основаниях,   поскольку   муниципалитетом  внутригородского
муниципального  образования  Марьино  в городе Москве ей необоснованно
отказано в установлении попечительства.
     Сначала     муниципалитет     ссылался     на     отсутствие    у
несовершеннолетнего  документов,  подтверждающих  наличие  гражданства
Российской Федерации. Поскольку данный отказ противоречил действующему
законодательству,   Уполномоченным  направлено  обращение  Люблинскому
межрайонному   прокурору   с   просьбой  проверить  законность  отказа
муниципалитета   в  установлении  попечительства  над  Александром  со
стороны бабушки и принять необходимые меры прокурорского реагирования.
     Люблинский межрайонный прокурор сообщил, что отказ муниципалитета
в назначении К. попечителем над несовершеннолетним противоречит нормам
СК  РФ,  в  связи  с  чем  на  имя руководителя муниципалитета внесено
представление.
     Однако  муниципалитет повторно отказал в назначении заявительницы
попечителем, но уже по тем основаниям, что несовершеннолетний не может
быть признан оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать не
лишена  родительских прав и содержит его материально. С такой позицией
Люблинская  межрайонная  прокуратура  согласилась и не приняла никаких
мер к защите прав и интересов ребенка.
     Такой  подход,  как  со стороны муниципалитета, так и межрайонной
прокуратуры,  противоречит  действующему законодательству. В статье 20
Конвенции о правах ребенка установлено, что "ребенок, который временно
или  постоянно  лишен  своего  семейного  окружения  или который в его
собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении,
имеет  право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством",
которое  обеспечивает  замену  ухода за таким ребенком. Статьи 15 и 17
Конституции  Российской  Федерации  устанавливают,  что общепризнанные
принципы  и  нормы  международного  права  являются  составной  частью
правовой  системы  Российской  Федерации  и  согласно  им признаются и
гарантируются права и свободы человека и гражданина.
     В статье 121 СК РФ, на которую ссылается муниципалитет, говорится
о  защите  прав  и  интересов  детей  в случаях длительного отсутствия
родителей,   а   также   в  других  случаях  отсутствия  родительского
попечения, то есть исчерпывающий перечень таких причин не установлен и
является  "открытым",  и  не  содержится  требования  об  обязательном
признании  ребенка  оставшимся  без  попечения  родителей  в  связи  с
лишением родителей родительских прав либо ограничением в таких правах.
     В  статье  31  ГК  РФ  определено,  что  "опека  и попечительство
устанавливаются  для  защиты  прав  и  интересов недееспособных или не
полностью   дееспособных   граждан.   Опека   и   попечительство   над
несовершеннолетними  устанавливаются  также  в  целях  их  воспитания"
(пункт   1).   "Опека   и   попечительство   над   несовершеннолетними
устанавливаются  при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении
судом  родителей  родительских  прав,  а  также в случаях, когда такие
граждане  по  иным  причинам  остались  без родительского попечения, в
частности  когда  родители  уклоняются от их воспитания либо защиты их
прав и интересов" (пункт 3).
     Таким  образом,  институт  опеки  и  попечительства необходим для
обеспечения защиты прав и интересов ребенка и его воспитания.
     Неслучайно  в части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 15 декабря
2004  года  N  87  "О  порядке  и  размере выплаты денежных средств на
содержание    детей,   находящихся   под   опекой   (попечительством)"
установлено,  что "не назначаются и не выплачиваются денежные средства
на  содержание  подопечных,  которые  с  ведома  и  согласия родителей
находятся  под  опекой  (попечительством)  у  третьих лиц, но при этом
отсутствуют    установленные    органами    опеки   и   попечительства
обстоятельства,  в  соответствии  с  которыми осуществление родителями
родительских прав и выполнение родительских обязанностей по воспитанию
и содержанию детей противоречит их правам и интересам".
     Такой   же  порядок  существовал  и  ранее  (приказ  Министерства
образования  Российской  Федерации  от  19 августа 1999 года N 199 "Об
утверждении  Положения  о порядке выплаты денежных средств на питание,
приобретение  одежды,  обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся
под опекой (попечительством)").
     К. не ставила и не ставит вопрос о назначении денежных средств на
содержание   подопечного.  Установление  попечительства  над  ребенком
необходимо для защиты его прав и интересов.
     Следует  отметить,  что  на  1 января 2007 года в городе Москве в
семьях  граждан  под  опекой  находились 9965 детей, денежные средства
выплачиваются  на  содержание  7545  детей. Из общего числа подопечных
1004   ребенка   по   различным  причинам  были  добровольно  переданы
родителями под опеку.

Фрагмент документа "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ, О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА В 2006 ГОДУ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа