ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ". Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 13.08.07 120

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
                      путем реализации Программы

     В  соответствии  с  пунктом  "р" статьи 71 Конституции Российской
Федерации   в   ведении  Российской  Федерации  находятся  геодезия  и
картография;  наименования  географических объектов. В связи с этим, а
также  в  соответствии с Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. N
209-ФЗ  "О геодезии и картографии" (далее - Федеральный закон) и от 18
декабря  1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" на
федеральный  орган  исполнительной  власти  по  геодезии и картографии
возложено  удовлетворение  потребностей государства, юридических лиц и
граждан  в  геодезической  и  картографической  продукции федерального
назначения.  В  частности,  пунктом  2  статьи  3  Федерального закона
установлено,   что   к   геодезическим   и   картографическим  работам
федерального назначения относятся:
     - создание  и  обновление  государственных топографических карт и
планов   в  графической,  цифровой,  фотографической  и  иных  формах,
точность     и     содержание     которых     обеспечивают     решение
общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач,
издание этих карт и планов;
     - создание     и     ведение    федерального    и    региональных
картографо-геодезических фондов;
     - проведение  геодезических,  картографических, топографических и
гидрографических  работ  в  целях  обеспечения  обороны и безопасности
Российской Федерации;
     - геодезическое,      картографическое,     топографическое     и
гидрографическое   обеспечение   делимитации,  демаркации  и  проверки
прохождения  линии  Государственной  границы  Российской  Федерации, а
также делимитации морских пространств Российской Федерации;
     - стандартизация, учет и упорядочение употребления географических
названий.
     Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона определено: "Осуществление
исполнительных,  распорядительных,  разрешительных,  надзорных  и иных
функций  в  области  геодезической  и  картографической  деятельности,
относящихся  к  ведению  Российской  Федерации,  выполняет федеральный
орган исполнительной власти по геодезии и картографии".
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2004
г.  N  386  утверждено  Положение  о  Федеральном агентстве геодезии и
картографии,   которое   предусматривает,  что  Федеральное  агентство
геодезии   и   картографии   осуществляет   следующие   полномочия   в
установленной сфере деятельности:
     - создание  и ведение в пределах своей компетенции федерального и
региональных картографо-геодезических фондов Российской Федерации;
     - работу   (в   пределах   своей  компетенции)  по  установлению,
нормализации,    употреблению,   регистрации,   учету   и   сохранению
наименований объектов;
     - геодезическое,      картографическое,     топографическое     и
гидрографическое   обеспечение   делимитации,  демаркации  и  проверки
прохождения  линии  Государственной  границы  Российской  Федерации, а
также делимитации морских пространств Российской Федерации;
     - создание  и  обновление  государственных топографических карт и
планов   в  графической,  цифровой,  фотографической  и  иных  формах,
точность     и     содержание     которых     обеспечивают     решение
общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач,
издание  этих  карт  и  планов, а также осуществление топографического
мониторинга;
     - проведение   в   пределах   своей   компетенции  геодезических,
картографических,  топографических  и  гидрографических  работ в целях
обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
     Важным  результатом геодезической и картографической деятельности
является карта, которая всегда выступала в роли государствообразующего
фактора,     имеющего     политическое,     экономическое,    военное,
демографическое, этнографическое и историческое значение.
     Темпы  роста  экономического  развития  страны,  уровень валового
внутреннего  продукта в значительной степени определяется результатами
отраслей   экономики,  деятельность  которых  в  значительной  степени
зависит  от  актуальности топографо-геодезических материалов и данных.
Без современной карты и геодезических данных невозможно решать вопросы
проектирования и строительства различных инженерных сооружений, дорог,
мостов,   эффективного   использования   земель,   недвижимости  и  их
кадастрового учета, осуществлять мероприятия по экологической защите и
предотвращению  чрезвычайных  ситуаций,  вести  геологическую разведку
недр и добывать полезные ископаемые, вести военные действия, выполнять
различные научные исследования и т.п.
     Уровень   государственного   управления  экономическим  развитием
страны,  система обороны и безопасности в значительной степени зависят
от актуальности топографо-геодезических материалов и данных.
     Без актуализированных топографо-геодезических материалов и данных
невозможно   эффективное  проведение  военных  и  антитеррористических
операций.
     В   последнее   время   значение   геодезии   и   картографии   в
государственном  управлении,  в  обеспечении  безопасности  и  обороны
государства    под    влиянием    экономических,   геополитических   и
военно-стратегических   факторов  значительно  возросло  и  продолжает
расти.
     Значительно   повышены   требования   обороны  и  безопасности  к
топографо-геодезическому  обеспечению  Российской  Федерации  в части:
повышения  точности и оперативности выполнения комплекса геодезических
и  топографических  работ;  изменения  масштаба,  содержания,  видов и
средств   доведения   до   потребителей  картографической  информации;
представления  результатов  некоторых  видов топографо-геодезических и
картографических  материалов  и  данных  в масштабе времени, близком к
реальному.
     Широкое  внедрение  в органах государственной власти, вооруженных
силах  геоинформационных  технологий  требует  оперативного создания и
своевременного   обновления  государственных  топографических  карт  в
цифровом виде.
     Вместе      с      тем,      анализ     существующей     ситуации
топографо-геодезического обеспечения вышеперечисленных государственных
нужд   в  Российской  Федерации  показывает,  что  имеется  ряд  очень
серьезных  проблем,  которые  не  позволяют  решать  в  полном  объеме
государственные   задачи   по   обороне  и  безопасности  государства,
существенно сдерживают развитие инфраструктуры в стране.
     Одной     из     главных     проблем    современного    состояния
топографо-геодезического  обеспечения  Российской  Федерации  является
низкий    уровень    актуальности    информации   на   государственных
топографических планах и картах.
     Для   решения  указанной  проблемы  Постановлением  Правительства
Российской  Федерации от 16 августа 2002 г. N 608 "Об утверждении норм
плотности размещения пунктов государственных нивелирных, геодезических
и    гравиметрических    сетей   и   норм   периодичности   обновления
государственных   топографических  карт  и  планов"  утверждены  Нормы
периодичности обновления государственных топографических карт и планов
территории  Российской  Федерации.  В  соответствии  с  этими  Нормами
ежегодно  Роскартография  должна обновлять 96413 номенклатурных листов
разных масштабов, а на территории первоочередной необходимости - 64345
номенклатурных  листов  при  минимальном  периоде  обновления  и 16124
номенклатурных листа при максимальном периоде обновления. В Приложении
N   1   к   настоящей  целевой  программе  ведомства  приведены  нормы
периодичности  и  площади  обновления  государственных топографических
карт  на  территории первоочередной необходимости, рассчитанные исходя
из  максимального  периода обновления, то есть на 16124 номенклатурных
листов.
     Однако  дефицит  финансовых ресурсов явился причиной отставания в
темпах  обновления  государственных топографических карт и сказался на
выполняемых объемах, которые значительно ниже установленных Нормами. В
результате  государственные топографические карты старели быстрее, чем
успевали   обновляться.   Так,   за   последние   десять  лет  уровень
актуальности  информации  на  государственных топографических планах и
картах снизился с 40% до 15%.
     Анализ состояния и востребованности потребителями государственных
топографических  карт  и  планов  из  картографо-геодезических  фондов
показал,  что  государственные  крупномасштабные топографические планы
населенных  пунктов и карты масштаба 1:10000 на обжитые и экономически
развитые  районы  являются  наиболее  востребованными.  Однако большая
часть  информации,  отображаемая  на них, устарела более чем на 80%, и
для удовлетворения в них потребителей необходимо практически выполнить
новую   съемку.   Основными  потребляемыми  картами  других  масштабов
являются  карты  масштабов  1:100000  и  1:200000 (более 70% из них на
сегодня  устарели). Процент устаревших государственных топографических
карт и планов имеет тенденцию к увеличению.
     Эффективность   топографо-геодезического  обеспечения  Российской
Федерации  определяется  темпами внедрения новейших научно-технических
решений    и    технических   средств.   Для   развития   эффективного
топографо-геодезического   обеспечения   страны   требуется   создание
условий,   стимулирующих   внедрение   и   использование   результатов
научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских  работ,  широкое
использование     цифровых     технологий,     позволяющих    повысить
производительность    труда    и   оптимизировать   управленческие   и
производственные процессы.
     Таким  образом, сложились объективные предпосылки для неотложного
принятия    комплекса    мероприятий    по   повышению   эффективности
геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации.
     Перечисленные факторы приводят к необходимости системного анализа
и определения базовых направлений топографо-геодезического обеспечения
государственных    нужд    с    учетом    сформировавшихся   тенденций
экономического развития страны, уровня развития техники и технологий и
проблем,  назревших  в  предшествующий  и  настоящий  периоды. Решение
вышеперечисленных  задач  предлагается  программно-целевым  методом  -
путем  реализации целевой программы ведомства "Топографо-геодезическое
обеспечение  Российской  Федерации  на  2007  -  2009  годы"  (далее -
Программа).  В  основе  Программы  лежит  задача создания и обновления
государственных топографических карт и планов.
     В соответствии с Федеральным законом "О геодезии и картографии" и
Положением   о   Федеральном   агентстве  геодезии  и  картографии  на
Роскартографию   возложено   создание   и  обновление  государственных
топографических    карт    и    планов,    проведение   геодезических,
картографических, топографических работ в целях обороны и безопасности
на  всей территории России за исключением специальных районов, где эти
работы   выполняются   Минобороны   России   (топографической  службой
вооруженных     сил).     Минобороны     России     также    выполняет
топографо-геодезические   и   картографические  работы  на  зарубежных
территориях.  Проведение  указанных  работ  в специальных районах и на
зарубежных территориях в рамках Программы не предусматривается.
     Задачу создания и обновления государственных топографических карт
и  планов  для  территории  России  решает  только  Роскартография как
федеральный  орган  исполнительной  власти  по геодезии и картографии,
являющийся государственным заказчиком геодезических и картографических
работ  федерального  назначения.  Другие органы государственной власти
или  хозяйствующие  субъекты проводят специальные (землеустроительные,
лесоустроительные,      кадастровые      и      др.)     работы     на
топографо-геодезической   и   картографической   основе,   создаваемой
Роскартографией,  разработка  которой  и  рассматривается  в  качестве
предмета настоящей Программы. Проведение специальных работ в Программе
не предусматривается.
     Таким    образом,    предусмотренная    Программой   актуализация
государственных  топографических  карт  и  планов  и  доведение  ее до
соответствия  установленным Правительством Российской Федерации нормам
не  дублирует  деятельность  других  органов  власти  и организаций по
подготовке   картографического   материала,   а  является  необходимым
условием для осуществления их деятельности.
     Уровень   развития  техники  и  технологий,  традиционно  сильные
позиции России в области решения задач геодезии и картографии, наличие
необходимых  производственных  мощностей  и  большого опыта выполнения
топографо-геодезических  и картографических работ позволяют обеспечить
выполнение Программы с технологической и организационной стороны.
     Реализация  Программы  позволит  переломить  негативные тенденции
более  быстрого  устаревания государственных топографических карт, чем
происходит  их обновление, и тем самым будут созданы условия для более
полного       удовлетворения       потребителей      в      актуальных
топографо-геодезических  материалах  и  данных.  Это позволит повысить
эффективность    государственного    планирования   проектирования   и
управления.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа