Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ"".
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы В соответствии с пунктом "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся геодезия и картография; наименования географических объектов. В связи с этим, а также в соответствии с Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Федеральный закон) и от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" на федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии возложено удовлетворение потребностей государства, юридических лиц и граждан в геодезической и картографической продукции федерального назначения. В частности, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона установлено, что к геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся: - создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов; - создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов; - проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации; - геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; - стандартизация, учет и упорядочение употребления географических названий. Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона определено: "Осуществление исполнительных, распорядительных, разрешительных, надзорных и иных функций в области геодезической и картографической деятельности, относящихся к ведению Российской Федерации, выполняет федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии". Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 386 утверждено Положение о Федеральном агентстве геодезии и картографии, которое предусматривает, что Федеральное агентство геодезии и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: - создание и ведение в пределах своей компетенции федерального и региональных картографо-геодезических фондов Российской Федерации; - работу (в пределах своей компетенции) по установлению, нормализации, употреблению, регистрации, учету и сохранению наименований объектов; - геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; - создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов, а также осуществление топографического мониторинга; - проведение в пределах своей компетенции геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Важным результатом геодезической и картографической деятельности является карта, которая всегда выступала в роли государствообразующего фактора, имеющего политическое, экономическое, военное, демографическое, этнографическое и историческое значение. Темпы роста экономического развития страны, уровень валового внутреннего продукта в значительной степени определяется результатами отраслей экономики, деятельность которых в значительной степени зависит от актуальности топографо-геодезических материалов и данных. Без современной карты и геодезических данных невозможно решать вопросы проектирования и строительства различных инженерных сооружений, дорог, мостов, эффективного использования земель, недвижимости и их кадастрового учета, осуществлять мероприятия по экологической защите и предотвращению чрезвычайных ситуаций, вести геологическую разведку недр и добывать полезные ископаемые, вести военные действия, выполнять различные научные исследования и т.п. Уровень государственного управления экономическим развитием страны, система обороны и безопасности в значительной степени зависят от актуальности топографо-геодезических материалов и данных. Без актуализированных топографо-геодезических материалов и данных невозможно эффективное проведение военных и антитеррористических операций. В последнее время значение геодезии и картографии в государственном управлении, в обеспечении безопасности и обороны государства под влиянием экономических, геополитических и военно-стратегических факторов значительно возросло и продолжает расти. Значительно повышены требования обороны и безопасности к топографо-геодезическому обеспечению Российской Федерации в части: повышения точности и оперативности выполнения комплекса геодезических и топографических работ; изменения масштаба, содержания, видов и средств доведения до потребителей картографической информации; представления результатов некоторых видов топографо-геодезических и картографических материалов и данных в масштабе времени, близком к реальному. Широкое внедрение в органах государственной власти, вооруженных силах геоинформационных технологий требует оперативного создания и своевременного обновления государственных топографических карт в цифровом виде. Вместе с тем, анализ существующей ситуации топографо-геодезического обеспечения вышеперечисленных государственных нужд в Российской Федерации показывает, что имеется ряд очень серьезных проблем, которые не позволяют решать в полном объеме государственные задачи по обороне и безопасности государства, существенно сдерживают развитие инфраструктуры в стране. Одной из главных проблем современного состояния топографо-геодезического обеспечения Российской Федерации является низкий уровень актуальности информации на государственных топографических планах и картах. Для решения указанной проблемы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 г. N 608 "Об утверждении норм плотности размещения пунктов государственных нивелирных, геодезических и гравиметрических сетей и норм периодичности обновления государственных топографических карт и планов" утверждены Нормы периодичности обновления государственных топографических карт и планов территории Российской Федерации. В соответствии с этими Нормами ежегодно Роскартография должна обновлять 96413 номенклатурных листов разных масштабов, а на территории первоочередной необходимости - 64345 номенклатурных листов при минимальном периоде обновления и 16124 номенклатурных листа при максимальном периоде обновления. В Приложении N 1 к настоящей целевой программе ведомства приведены нормы периодичности и площади обновления государственных топографических карт на территории первоочередной необходимости, рассчитанные исходя из максимального периода обновления, то есть на 16124 номенклатурных листов. Однако дефицит финансовых ресурсов явился причиной отставания в темпах обновления государственных топографических карт и сказался на выполняемых объемах, которые значительно ниже установленных Нормами. В результате государственные топографические карты старели быстрее, чем успевали обновляться. Так, за последние десять лет уровень актуальности информации на государственных топографических планах и картах снизился с 40% до 15%. Анализ состояния и востребованности потребителями государственных топографических карт и планов из картографо-геодезических фондов показал, что государственные крупномасштабные топографические планы населенных пунктов и карты масштаба 1:10000 на обжитые и экономически развитые районы являются наиболее востребованными. Однако большая часть информации, отображаемая на них, устарела более чем на 80%, и для удовлетворения в них потребителей необходимо практически выполнить новую съемку. Основными потребляемыми картами других масштабов являются карты масштабов 1:100000 и 1:200000 (более 70% из них на сегодня устарели). Процент устаревших государственных топографических карт и планов имеет тенденцию к увеличению. Эффективность топографо-геодезического обеспечения Российской Федерации определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и технических средств. Для развития эффективного топографо-геодезического обеспечения страны требуется создание условий, стимулирующих внедрение и использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, широкое использование цифровых технологий, позволяющих повысить производительность труда и оптимизировать управленческие и производственные процессы. Таким образом, сложились объективные предпосылки для неотложного принятия комплекса мероприятий по повышению эффективности геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации. Перечисленные факторы приводят к необходимости системного анализа и определения базовых направлений топографо-геодезического обеспечения государственных нужд с учетом сформировавшихся тенденций экономического развития страны, уровня развития техники и технологий и проблем, назревших в предшествующий и настоящий периоды. Решение вышеперечисленных задач предлагается программно-целевым методом - путем реализации целевой программы ведомства "Топографо-геодезическое обеспечение Российской Федерации на 2007 - 2009 годы" (далее - Программа). В основе Программы лежит задача создания и обновления государственных топографических карт и планов. В соответствии с Федеральным законом "О геодезии и картографии" и Положением о Федеральном агентстве геодезии и картографии на Роскартографию возложено создание и обновление государственных топографических карт и планов, проведение геодезических, картографических, топографических работ в целях обороны и безопасности на всей территории России за исключением специальных районов, где эти работы выполняются Минобороны России (топографической службой вооруженных сил). Минобороны России также выполняет топографо-геодезические и картографические работы на зарубежных территориях. Проведение указанных работ в специальных районах и на зарубежных территориях в рамках Программы не предусматривается. Задачу создания и обновления государственных топографических карт и планов для территории России решает только Роскартография как федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии, являющийся государственным заказчиком геодезических и картографических работ федерального назначения. Другие органы государственной власти или хозяйствующие субъекты проводят специальные (землеустроительные, лесоустроительные, кадастровые и др.) работы на топографо-геодезической и картографической основе, создаваемой Роскартографией, разработка которой и рассматривается в качестве предмета настоящей Программы. Проведение специальных работ в Программе не предусматривается. Таким образом, предусмотренная Программой актуализация государственных топографических карт и планов и доведение ее до соответствия установленным Правительством Российской Федерации нормам не дублирует деятельность других органов власти и организаций по подготовке картографического материала, а является необходимым условием для осуществления их деятельности. Уровень развития техники и технологий, традиционно сильные позиции России в области решения задач геодезии и картографии, наличие необходимых производственных мощностей и большого опыта выполнения топографо-геодезических и картографических работ позволяют обеспечить выполнение Программы с технологической и организационной стороны. Реализация Программы позволит переломить негативные тенденции более быстрого устаревания государственных топографических карт, чем происходит их обновление, и тем самым будут созданы условия для более полного удовлетворения потребителей в актуальных топографо-геодезических материалах и данных. Это позволит повысить эффективность государственного планирования проектирования и управления. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ"".