Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ"".
6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы, общая оценка ее вклада в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации Программа направлена на преодоление сложившейся на предыдущем этапе развития страны вынужденной ориентации на решение преимущественно задач текущего характера, не обеспечивающих установленного нормативного уровня поддержания и развития топографо-геодезического обеспечения Российской Федерации, и переход на выработку инструментов эффективного развития государственной геодезии и картографии, ликвидацию отставания от мирового уровня и диспропорций в развитии топографо-геодезического производства за счет увеличения целевых ассигнований на первоочередные работы федерального назначения и технологического перевооружения. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года включает такие разделы, связанные с обеспечением эффективности и безопасности движения, как развитие транспортной инфраструктуры, внедрение современных управленческих и информационных технологий, существенным компонентом которых являются топографо-геодезические материалы и данные. Как следует из раздела 7, ожидаемая эффективность только от использования актуальных государственных топографических планов масштаба 1:2000 (созданных в соответствии с Программой) при решении вышеприведенных задач ориентировочно составит (0,2 x S) млн. руб., где S - площадь топографической съемки в кв. км. Вклад в достижение стратегической цели Министерства транспорта Российской Федерации оценивается через увеличение доли обновленных планов и топографических карт в общем объеме планов и топографических карт, подлежащих обновлению в соответствии с установленными нормами. Выполнение Программы существенно повысит уровень удовлетворения (до 40%) государственных потребностей в материалах и продукции топографо-геодезического производства и картографической промышленности современными топографо-геодезическими материалами за счет создания и обновления государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издания этих карт и планов, а также осуществления топографического мониторинга. Актуализированные государственные топографические карты и планы всего масштабного ряда будут также служить основой для создания открытой картографической продукции в интересах всего населения страны. Целевые индикаторы и показатели Программы сопровождаются соответствующим методическим, технологическим и нормативным правовым обеспечением. Социальные последствия Социальные последствия от внедрения программных мероприятий будут проявляться: - в увеличении уровня доступности государственных топографических и картографических материалов для всех потребителей, в широком их использовании в образовательном процессе; - в сокращении в 1,5 раза времени поиска информации о местонахождении объектов по актуализированным топографо-геодезическим материалам; - значительном высвобождении численности специалистов на трудоемких полевых работах за счет внедрения высокотехнологичных циклов федеральных топографо-геодезических и картографических работ (планируемое увеличение объемов работ в 2,6 раза не потребует увеличения численности основного производства); - в значительном сокращении полевых работ, улучшении условий труда. Социально-экономическими последствиями от реализации мероприятий Программы является обеспечение потребностей органов государственной власти, обороны, безопасности, образования, науки и населения в высокоточной геодезической основе, в современных топографо-геодезических и картографических материалах и данных, как составной части информационного обеспечения решения задач, определенных национальными целями, поставленными Президентом Российской Федерации, а также тактической задачи, решаемой Роскартографией, "Обеспечить создание (обновление) геодезической и картографической основы территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми, нормативными техническими и другими актами в сфере геодезической и картографической деятельности". Государственная топографическая основа, соответствующая современному состоянию местности, явится важным компонентом информационного обеспечения при решении проблем, сформулированных в Программе социально-экономического развития России. В их числе: создание международных транспортных коридоров на территории России, повышающих уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения, развитие транспортной сети для устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, повышение эффективности государственного управления, которое непосредственно связано с созданием и использованием информационных систем с пространственно привязанными объектами (геоинформационные системы), в основе которых также лежит топографическая информация, соответствующая современному состоянию местности. Экономические последствия Общая оценка вклада целевой программы ведомства в экономическое развитие будет проявляться через: - вклад в обеспечение эффективного управления развитием производительных сил России путем использования топографической продукции в 3 - 4 раза возросшем объеме и ассортименте; - существенную экономию средств в результате использования единой государственной цифровой картографической продукции в системах налогообложения, выдачи юридических кадастровых документов, учета недвижимости и природных ресурсов, а также в разрабатываемых пользовательских системах инвентаризации границ, ведения отраслевых кадастров, экологического мониторинга, прогнозирования, управления и др.; - экономический эффект от внедрения новых технологических решений; - повышение уровня автоматизации производственных процессов создания и обновления государственных цифровых и электронных карт; - повышение производительности труда и сокращение трудовых и материальных затрат топографо-геодезических работ федерального назначения. Внедрением цифровых технологий достигается: - оперативность обеспечения пользователей современной, точной и достоверной информацией о местности за счет кратного сокращения продолжительности технологического цикла создания и обновления цифровых и аналоговых карт (с трех лет до одного-двух лет); - гарантированное государством качество картографической продукции, соблюдение стандартов передачи данных, стандартов оформления аналоговой продукции и стандартов содержания, согласованных по масштабам и типам карт. Соблюдение последнего требования принципиально важно для информационного взаимодействия систем управления различных уровней: федерального, регионального, муниципального; - снижение затрат на создание, обновление и доведение до потребителей цифровой и аналоговой продукции; - изготовление цифровых и аналоговых карт по требованиям конкретного потребителя (масштаб, проекция, система координат, объектовый состав, точность, условные знаки и др.). При выполнении определенных условий могут изготавливаться несекретные варианты крупномасштабных карт, что особенно важно для расширения круга потребителей и увеличения эффективности использования создаваемых цифровых фондов; - повышение производительности труда при улучшении условий труда (до 2-х раз); - гарантирование информационной безопасности; - экономия сил и средств на геоинформационное обеспечение государственных органов управления и законодательной власти, всех типов кадастров и геоинформационных систем; - создание геоинформационной индустрии и постепенный ее подъем до мирового уровня. Повышение уровня автоматизации только производственных процессов создания и обновления цифровых и электронных карт на 1% приводит к экономии более 3,9 млн. рублей. Экологические последствия Экологические последствия от внедрения программных мероприятий связаны с уменьшением стоимости и повышением оперативности проведения съемок в целях экологического картографирования и контроля состояния окружающей среды. Оценка внешних условий и рисков реализации Программы Выполнение геодезических и картографических работ это очень сложный процесс, включающий в себя много этапов, требующий больших материальных затрат, высокой квалификации работников различных специальностей и очень зависящий от природно-климатических и погодных условий. Перед работниками, выполняющими эти работы, стоит высокая ответственность за качество и достоверность создаваемых ими карт и геодезических данных, поскольку любые ошибки чреваты большими материальными потерями для государства и даже угрозой для жизни людей. Кроме того, реализация Программы очень зависит от стоимости транспортных услуг и цен на горюче-смазочные материалы, так как транспортная составляющая в составе себестоимости геодезических и картографических работ очень велика. Особенно это касается авиационного транспорта, который используется при выполнении аэрофотосъемки и при доставке необходимого оборудования и персонала в районы работ. Немаловажную роль при создании геодезической и картографической продукции играет наличие на орбите достаточного количества космических аппаратов, обеспечивающих оптимальное функционирование российской глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС), а также выполнение космических съемок земной поверхности для целей картографирования. При проведении необходимых мероприятий по достижению целей Программы неизбежны риски, которые могут помешать достижению планируемого уровня целевых показателей. К основным рискам можно отнести: 1. Макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, спада в промышленности и т.д. При таком сценарии нереализуемыми окажутся цели развития не только топографо-геодезического комплекса, но и большинства других отраслей экономики. 2. По-прежнему критическим фактором для развития топографо-геодезического обеспечения продолжает оставаться мировой уровень цен на энергоносители. Снижение данного вида рисков напрямую зависит от диверсификации российской экономики, увеличения структурной доли продукции с высокой добавленной стоимостью. 3. Геополитические риски. Без интеграции пространственных топографо-геодезических данных Российской Федерации нельзя реализовать навигацию во всех видах транспорта в соответствии с международными стандартами. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ"".