ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009 - 2016 ГОДЫ). Распоряжение. Правительство РФ. 07.11.07 1571-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009 - 2016 ГОДЫ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
                проблемной ситуации без использования
                      программно-целевого метода

     Основной  проблемой,  препятствующей сегодня подъему гражданского
судостроения   и   повышению   конкурентоспособности  производимой  им
продукции,   является  критическое  научно-техническое  отставание  от
промышленно    развитых   стран   мира   вследствие   ослабления   его
научно-технического, технологического и производственного потенциала.
     Главное   конкурентное   преимущество  российского  судостроения,
которое базируется на оборонных технологиях и низких ценах, осталось в
прошлом.  Постепенное  увеличение  стоимости  сырья и энергоносителей,
приближение  внутренних  цен  к мировым, увеличение заработной платы и
укрепление  рубля  в  совокупности  с низкой производительностью труда
существенно  ухудшили  конкурентное  положение отрасли на внутреннем и
внешних рынках.
     За  последние  два десятилетия в России доля инвестиций в научные
разработки  значительно снизилась по сравнению с зарубежными странами.
В  эти годы научный задел, необходимый для проведения разработок любой
перспективной   техники,   практически  не  создавался.  Сопоставление
зарубежного и отечественного уровней развития критических технологий в
области  создания  гражданской морской техники выявило факты заметного
отставания от стран с развитым гражданским судостроением.
     Снижение   объемов   проведения  фундаментальных  исследований  и
прикладных  научно-технических  разработок,  задачей  которых является
обеспечение   создания   качественно  нового  уровня  морской  техники
гражданского  и  военного  назначения,  привело  к  тому,  что  многие
организации  могут  поставить только морально и технически устаревшую,
более  энергоемкую,  сложную  в  эксплуатации  и обслуживании, а также
менее надежную продукцию.
     Основной   объем  востребованной  на  рынке  гражданской  морской
техники  выполняется  по  зарубежным проектам. Практически все сложное
судовое  комплектующее  оборудование  сейчас  импортируется  из  стран
ближнего и дальнего зарубежья.
     Низкий   технологический   потенциал   российского   судостроения
обусловлен  также существенным отставанием в развитии производственных
технологий  от  зарубежных  стран.  В результате удельная трудоемкость
российского  судостроительного  производства  в 3 - 5 раз выше, чем за
рубежом.
     В  этих  условиях  крайне  актуальной  является  разработка новых
производственных  технологий  создания  морской  техники, технологий и
средств  механизации  и  автоматизации  производственных  процессов, а
также  процессов производства судового машиностроения. Требуется также
модернизация  и переоснащение созданного в 70 - 80-е годы стендового и
испытательного оборудования для отработки различных судовых комплексов
и систем.
     Эффективность   решения  задачи  повышения  конкурентоспособности
продукции судостроения во многом определяется наличием и совершенством
стендовой   и  испытательной  базы  ведущих  научных  организаций,  50
процентов объектов которой нуждаются в ремонте и модернизации.
     Следствием  этого  является невозможность выполнения необходимого
комплекса  работ  по  формированию  проектов  судов  нового  поколения
различного  назначения  (судов  для пассажирских и грузовых перевозок,
добычи    и    переработки    биоресурсов,    судов    обеспечения   и
научно-исследовательских судов).
     Учитывая,  что  одним  из  основных  направлений  для российского
судостроения  в  ближайшие  и  более  отдаленные  годы  будет создание
технических средств освоения богатейших месторождений углеводородов на
шельфе  замерзающих  морей  Арктики  и  Дальнего  Востока,  необходимо
создать    современную   экспериментальную   базу   для   исследования
взаимодействия  ледовых  образований  с  ледоколами  и судами ледового
плавания,  ледостойкими платформами и терминалами, а также для решения
задач  обеспечения  безопасной  эксплуатации  создаваемых  технических
средств в условиях низких температур.
     Сложные высокотехнологичные суда, на которых также предполагается
сосредоточить усилия российского судостроения, характеризуются большой
степенью   использования   в  них  перспективных  научных  разработок.
Создание  таких судов невозможно без постоянного увеличения инвестиций
в   научно-исследовательские   и   опытно-конструкторские   работы   и
поддержания  инновационной  деятельности  для  завоевания  и удержания
лидирующих позиций.
     Дальнейшее развитие сложившейся ситуации и непринятие срочных мер
по    устранению    проблем   развития   отечественного   гражданского
судостроения приведет:
     к  вытеснению  с  мирового рынка гражданского судостроения, в том
числе и с внутреннего рынка, российских производителей;
     к  переоснащению  парка  российских  судоходных  компаний  судами
зарубежной постройки;
     к  ослаблению  научно-технического  и технологического потенциала
страны  из-за  крайне  низкого  объема  исследований  на стратегически
важных направлениях научно-технического развития.
     Все  это негативно повлияет на обороноспособность страны, создаст
угрозу   транспортной,   продовольственной  и  топливно-энергетической
независимости  страны.  Судостроение потеряет не менее 35 тыс. рабочих
мест.  Увеличится  угроза  социальной  напряженности  в  ряде регионов
страны,  где  судостроение  является основной градообразующей отраслью
промышленности.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009 - 2016 ГОДЫ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа