Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ"".
I. Современная ситуация в сфере обеспечения государственной поддержки соотечественников за рубежом органами государственной власти города В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее - Федеральный закон) органы государственной власти города Москвы как и органы государственной власти других субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению следующих мероприятий по поддержке соотечественников: - стимулирование сотрудничества российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействие созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощрение связей российских организаций независимо от форм собственности с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств (часть 1 статьи 16); - оказание в социальной области поддержки социально незащищенным категориям соотечественников (часть 2 статьи 16); - поддержка соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и совершение с этой целью соответствующих действий (часть 1 статьи 17); - всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников (часть 2 статьи 17); - оказание помощи культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников, содействие изучению культурного наследия соотечественников, всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками (часть 4 статьи 17); - способствование сохранению соотечественниками знания родных языков национальностей Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств (часть 5 статьи 17); - содействие получению лицами, состоявшими в гражданстве СССР, наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации (часть 6 статьи 17). Согласно статье 25 Федерального закона до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе города Москвы, доводятся результаты государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками, включающие анализ и оценку положения соотечественников, банк данных, прогнозирование ситуации и проведенные научно-исследовательские работы. Статьей 26 Федерального закона предусмотрена возможность создания при органах государственной власти субъектов Российской Федерации представительных общественно-консультативных органов - советов (комиссий) соотечественников, порядок формирования задачи и функции которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом законодательства субъекта Российской Федерации. При этом отдельно в статье 19.1 Федерального закона выделены следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации: - разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами; - разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации; - другие полномочия, определенные федеральными законами. В соответствии со статьей 23 Федерального закона финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками осуществляется, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает достаточно широкие возможности для деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по поддержке соотечественников, в том числе и по нормативному регулированию в этой сфере. При этом органы государственной власти города Москвы традиционно уделяли большое внимание поддержке соотечественников. Так постановление Правительства Москвы от 18 сентября 2001 г. N 844-ПП определило основные направления работы по поддержке соотечественников за рубежом. Были приняты Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы (постановление Правительства Москвы от 24 сентября 2002 г. N 785-ПП), Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы (постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2005 г. N 679-ПП). Практически все органы исполнительной власти города Москвы так или иначе задействованы в работе с соотечественниками. Для ее координации создана Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками за рубежом (постановление Правительства Москвы от 8 января 2002 г. N 17-ПП). На законодательном уровне вопрос о государственной поддержке соотечественников в Москве не урегулирован. В то же время есть ряд аргументов в пользу принятия соответствующего закона города Москвы. Во-первых, Москва больше других субъектов Российской Федерации уделяет внимание этой проблеме. Поэтому было бы логично, чтобы соответствующий закон города Москвы стал одним из первых региональных законов в этой сфере и соответственно ориентиром для других субъектов Российской Федерации в осуществлении должной поддержки соотечественников. Москва тем самым закрепит свой приоритет в этой сфере. Во-вторых, закон является наиболее стабильной по содержанию формой нормативного правового акта. Положение русскоязычного населения в ряде стран ближнего зарубежья продолжает быть непростым: соотечественники испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры; существенно ограничены для представителей не титульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, на сохранение этнокультурной самобытности. Та поддержка, которая оказывается им Россией с федерального и регионального (прежде всего, из Москвы) уровня, является мощным позитивным стимулом для соотечественников, дает им надежду на лучшее будущее их и их детей. Закрепление инструментов поддержки соотечественников в законе города Москвы позволит им убедиться, что и получаемая ими от Москвы помощь не имеет в настоящее время конечных пределов по срокам и на нее можно рассчитывать в определенной временной перспективе. Это само по себе даст им определенную поддержку. В-третьих, собственно перечня мероприятий, даже сведенных в программу, для полноценного осуществления поддержки соотечественников недостаточно. Необходимо закрепить уже сформированную инфраструктуру деятельности по поддержке соотечественников на законодательном уровне, чтобы при гибкости состава мероприятий по поддержке соотечественников обеспечить жесткость инфраструктуры как базовой основы обеспечения этой деятельности. Также было бы полезно для повышения системности подзаконного регулирования и правоприменительной деятельности установить отдельные правила, касающиеся взаимодействия с организациями соотечественников. Таким образом, значимость и содержание общественных отношений в рассматриваемой области, их нынешнее и предполагаемое развитие обусловливают настоятельную потребность правового решения ряда вопросов на уровне закона города Москвы. В-четвертых, нарастает активность работы федеральных органов государственной власти по осуществлению государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Это требует от субъектов Российской Федерации, особенно от города Москвы - столицы Российской Федерации, деятельного участия в осуществлении поддержки соотечественников, свидетельством актуальности и современности которого для органов государственной власти города Москвы как раз и может быть принятие предлагаемого закона. Наконец, нельзя упускать из виду еще одно обстоятельство. Контакты с соотечественниками могут использоваться и для реализации экономических интересов Москвы. За прошедшие годы в диаспоре нового зарубежья произошли качественные изменения. Сформировалась социально адаптированная часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом желающая сохранить связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, информационном и других видах сотрудничества с организациями города Москвы, не только создается мощный инструмент реализации интересов Москвы, но и появляются внутренние условия для финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры. При этом экономическое взаимодействие как форма поддержки соотечественников также требует правового регулирования, которое могло бы найти отражение в законе. Таким образом, налицо предпосылки для принятия закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы". |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ"".