Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ"".
IV. Структура проекта закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы" Проект закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы" должен включать 5 глав и входящие в них статьи. Первая глава "Общие положения" должна содержать положения, закрепляющие: а) систему правовых актов города Москвы о соотечественниках. Предполагается, что конкретные меры поддержки соотечественников могут быть предусмотрены не только непосредственно в данном законе, но и в других законах города Москвы, содержащих нормы об особенностях положения соотечественников в сферах общественных отношений, регулируемых этими законами, а также в принимаемых в соответствии с законом "О поддержке соотечественников органами государственной власти города Москвы" и иными законами города Москвы других правовых актах города Москвы; б) цели деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников, а также принципы организации такой деятельности органов государственной власти города Москвы. В качестве целей деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников предлагается указать: - оказание, дополнительно к осуществляемой федеральными органами государственной власти, поддержки и помощи соотечественникам в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, с учетом законодательства иностранных государств; - использование потенциала соотечественников для реализации задач культурного, научного, экономического и социального развития города Москвы. Данный подход согласуется с Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", с одной стороны, определившим цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, заключающиеся в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, а с другой стороны - устанавливающим право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать дополнительные к федеральным меры поддержки соотечественников, то есть предполагающие возможность собственного целеполагания органов государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения о такой поддержке, связанного в том числе с социально-экономическими задачами самого этого субъекта Российской Федерации. Применительно к регулированию принципов поддержки соотечественников органами государственной власти города Москвы предлагается указать, что поддержка соотечественников органами государственной власти города Москвы осуществляется в соответствии с принципами государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, установленными указанным Федеральным законом, а также следующими принципами организации такой поддержки органами государственной власти города Москвы: - согласованность поддержки соотечественников органами государственной власти города Москвы с поддержкой, оказываемой федеральными органами государственной власти; - финансовая обеспеченность мероприятий, проводимых в отношении соотечественников; - привлечение соотечественников к участию в разработке и осуществлении поддержки соотечественников; - обеспечение равных возможностей соотечественников при оказании им поддержки с учетом принадлежности к социальным группам и странам проживания; - открытость для сотрудничества со всеми организациями соотечественников; - доступность информации об осуществлении городом Москвой государственной поддержки соотечественников; - адресность оказания поддержки соотечественникам и организациям соотечественников исходя из их возможностей и особенностей; - взаимосвязь содержания мероприятий, проводимых в отношении соотечественников, их организаций с задачами развития города Москвы; - межотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении поддержки соотечественников. При этом наличие в законе города Москвы принципов организации поддержки соотечественников дополнительно к принципам, установленным Федеральным законом, не противоречит федеральному законодательству, так как вновь устанавливаемые принципы касаются именно организационной стороны той деятельности, право осуществления которой в силу федерального закона принадлежит органам государственной власти субъектов Российской Федерации; в) лица и организации, на которых направлена поддержка соотечественников. Они были рассмотрены выше; г) основные направления деятельности города Москвы при осуществлении государственной поддержки соотечественников. В этой части закон должен ориентироваться в том числе на задачи, сформулированные в постановлении Правительства Москвы от 18 сентября 2001 г. N 844-ПП "Об основных направлениях работы по поддержке соотечественников за рубежом", дополняя и развивая их. В качестве таких направлений предлагается указать следующие: - оказание методической и организационной помощи региональным и международным деловым, профессиональным, молодежным, женским, парламентским организациям соотечественников; - учет положения соотечественников в странах проживания, поддержка общественных правозащитных организаций города Москвы и сотрудничество с международными правозащитными организациями; - содействие финансовой и материальной поддержке организаций соотечественников, налаживание и развитие всесторонних связей органов государственной власти города Москвы с организациями соотечественников; - поддержка русского языка, культуры, образования, содействие в получении образования на русском языке и повышении квалификации в учебных и научно-исследовательских учреждениях города Москвы, оказание поддержки образовательным учреждениям с преподаванием на русском языке в зарубежных странах; - экономическое сотрудничество города Москвы с организациями соотечественников, содействие налаживанию связей хозяйствующих субъектов города Москвы с деловыми кругами соотечественников; - информационное сотрудничество с организациями соотечественников и странами проживания соотечественников, поддержка русскоязычных средств массовой информации, создание информационно-электронных систем; - поддержка социально незащищенных категорий соотечественников за рубежом. Вторая глава "Обеспечение поддержки соотечественников" должна устанавливать: а) особенности программного метода осуществления поддержки соотечественников, в том числе требования к содержанию программ в данной сфере. Специфика такой сферы деятельности органов государственной власти как поддержка соотечественников состоит в том, что конкретный набор мероприятий в рамках заданных основных направлений, форм государственной поддержки соотечественников должен достаточно гибко варьироваться в зависимости от конкретной ситуации в странах проживания соотечественников, политических подходов, определяемых федеральными органами государственной власти, возможностей бюджета города Москвы. В этой связи программный метод деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников является приоритетным. Он уже доказал свою эффективность. В тоже время, предлагается закрепить в законе ряд позиций, наличие мероприятий по которым в программе является обязательным: правовая защита соотечественников; социальная защита соотечественников, в том числе в области науки, образования, здравоохранения; поддержка организаций соотечественников; поддержка русского языка, культуры и образования; развитие экономического сотрудничества с соотечественниками; поддержка добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию; информационное сотрудничество с соотечественниками; научное и экспертное обеспечение поддержки соотечественников; б) положения об организационном, финансовом, научном, экспертном, информационном и кадровом обеспечении деятельности города Москвы в отношении соотечественников. Как отмечалось выше, одна из основных причин принятия закона - необходимость закрепить сформированную инфраструктуру деятельности по поддержке соотечественников, чтобы при гибкости состава мероприятий по поддержке соотечественников закрепить жесткость инфраструктуры обеспечения этой деятельности. Данный регулятивный прием применен, в частности, в Законе города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи", также касающемся межотраслевой и объективно достаточно подвижной по составу мероприятий сферы деятельности, и доказал свою эффективность. Законом необходимо предусмотреть образование Правительством Москвы консультативного органа, осуществляющего координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы, государственных учреждений, иных организаций, реализующих мероприятия по поддержке соотечественников и взаимодействию с ними. В настоящее время эту функцию выполняет Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками за рубежом. Организационное обеспечение поддержки соотечественников, помимо органов государственной власти города Москвы, должно включать государственные учреждения, осуществляющие функции в области поддержки соотечественников. Также важным представляется закрепить формы взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациям, систематически участвующими в осуществлении поддержки соотечественников, в том числе возможность оказания им государственной поддержки. В осуществлении поддержки соотечественников могут также участвовать иные государственные и негосударственные организации, включая хозяйствующие субъекты. Элементом организационного обеспечения деятельности по государственной поддержке соотечественников является участие представительств города Москвы за пределами Российской Федерации в государственной поддержке соотечественников. Законом предлагается установить, что созданные в установленном порядке представительства города Москвы за пределами Российской Федерации участвуют в осуществлении поддержки соотечественников, а порядок этой деятельности и ее координации уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы определяется Правительством Москвы. Финансовое обеспечение поддержки соотечественников осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы и включает бюджетную составляющую и привлеченные средства. Предлагается установить, что объем средств на финансирование поддержки соотечественников ежегодно утверждается в бюджете города Москвы отдельной строкой. В связи с тем, что полезный эффект деятельности по поддержке соотечественников непосредственно для Москвы является отложенным, особое значение предлагается уделить оценке эффективности использования финансовых средств на осуществление поддержки соотечественников. В связи с этим необходимо закрепить в законе, что Правительство города Москвы утверждает критерии оценки эффективности деятельности по поддержке соотечественников, в том числе оказания содействия финансовой в материальной поддержке организаций соотечественников. В обязанности уполномоченного органа должно быть вменено привлечение внебюджетных средств на поддержку соотечественников. Для поддержки соотечественников определенное значение имеет научное и экспертное обеспечение этой деятельности. Оно может осуществляться органами государственной власти города Москвы посредством, в частности: - содействия финансированию и организации совместных научноисследовательских работ по проблемам соотечественников, их организаций учеными города Москвы и представителями российской зарубежья; - организации научно-практических конференций по изучению положения соотечественников в странах проживания в прошлом, настоящем и будущем; - организации периодических семинаров с участием соотечественников по вопросам экономического, научно-технического и культурного сотрудничества города Москвы и других субъектов Российской Федерации; - проведения информационно-аналитической работы по выработке практических рекомендаций для повышения эффективности деятельности города Москвы в отношении соотечественников; - организации издания научных трудов, научно-информационных бюллетеней, освещающих научные исследования в области положения соотечественников, выпуска аналитических материалов, проведения экспертиз и опросов общественного мнения, организации мониторинга, социологических исследований и статистического учета данных по вопросам, касающимся соотечественников; - создания банка данных социологических и иных научных исследований по вопросам, касающимся соотечественников. Информационное обеспечение поддержки соотечественников осуществляется органами государственной власти города Москвы, в частности, посредством: - сбора и предоставления информации для объективного освещения проблем соотечественников в средствах массовой информации, специальных информационных, справочных и иных изданиях; - создания и поддержки специализированного общедоступного сайта в сети Интернет по вопросам поддержки соотечественников; - формирования банка данных, содержащего информацию о проблемах соотечественников, организаций соотечественников, об опыте реализации программ по поддержке соотечественников. Доступ к указанному банку данных должен быть обеспечен всем органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве; - ежегодного выпуска информационных сборников, содержащих правовые акты и социологические материалы по вопросам поддержки соотечественников, а также выпуска иных информационных и справочных материалов по проблемам соотечественников, организаций соотечественников; - организационного, информационного и методического обеспечения создания в редакциях средств массовой информации отделов или иных структурных подразделений по вопросам соотечественников; доведения информации о нарушении прав соотечественников до органов государственной власти Российской Федерации; - поддержки средств массовой информации, освещающих реализацию связей города Москвы с соотечественниками. Кадровое обеспечение поддержки соотечественников осуществляется органами государственной власти города Москвы, в частности, посредством: - организации и финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с соотечественниками, причем речь идет не только о государственных гражданских служащих города Москвы, но и о работниках государственных учреждений города Москвы, иных некоммерческих организаций, в том числе организаций соотечественников; - подготовки и издания методической литературы для должностных лиц, включая должностных лиц представительств города Москвы за пределами Российской Федерации, занимающихся вопросами поддержки соотечественников, а также для работников организаций соотечественников; в) положения об обеспечении представительства интересов соотечественников в органах государственной власти города Москвы в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Третья глава "Оказание государственной поддержки соотечественникам" должна содержать перечень основных форм поддержки соотечественников по следующим направлениям: образование, язык, культура и историческая память, правовая поддержка, право на информацию, социальная сфера. Перечень форм поддержки не является исчерпывающим. В качестве особой формы поддержки должно быть также выделено положение об экономическом сотрудничестве города Москвы с соотечественниками и их организациями, поскольку в данном случае взаимодействие с соотечественниками может приносить экономическую выгоду городу Москве. Должно быть закреплено, что органы государственной власти города Москвы содействуют установлению связей организаций города Москвы и хозяйствующих субъектов соотечественников (хозяйствующих организаций, созданных в соответствии с законодательством страны нахождения, более 75% имущества которых принадлежит соотечественникам и более 75% работников которых составляют соотечественники) посредством создания информационного центра; организации проведения выставок-ярмарок, открытия торгово-промышленных центров по оптовой продаже продукции хозяйствующих субъектов города Москвы; поддержки создания совместных предприятий с хозяйствующими субъектами соотечественников; содействия приобретению оборудования для совместных с хозяйствующими субъектами соотечественников предприятий. Также предлагается закрепить, что органы государственной власти города Москвы обеспечивают создание равных условий в городе Москве для хозяйствующих субъектов соотечественников. Одной из включаемых в закон форм поддержки будет организация подготовки, переподготовки специалистов в области предпринимательства и экономики из среды соотечественников на базе учебных заведений города Москвы. Формой поддержки соотечественников согласно закону будет также поддержка добровольного переселения соотечественников на территорию Российской Федерации. При этом в основном нормы закона в части данной поддержки должны отсылать к городской целевой программе, определяющей перечень мероприятий по поддержке соотечественников (предполагается, что это будет подраздел в перечне мероприятий программы). Непосредственно в законе предлагается установить перечень соотечественников, пользующихся приоритетным правом на оказание поддержки за счет средств бюджета Москвы в добровольном переселении: - соотечественники, имеющие специальности, в которых город Москва испытывает потребность; - лица, права которых нарушаются в странах проживания вследствие их принадлежности к соотечественникам; - соотечественники - ветераны Великой Отечественной войны, участники Битвы под Москвой, иные категории ветеранов, лица, имеющие заслуги перед Российским государством и городом Москвой. Четвертая глава "Оказание государственной поддержки организациям соотечественников" должна включать: а) приоритеты поддержки организаций соотечественников. В качестве таких приоритетов предлагается указать следующие: - поддержка молодежных организаций соотечественников с целью расширения связей молодых соотечественников с Российской Федерацией; - сотрудничество с находящимися за рубежом религиозными общинами религиозных конфессий, действующих на территории Российской Федерации, с целью оказания безвозмездной помощи в приобретении религиозной утвари и литературы, а также по укреплению самобытности, духовных традиций и культуры в установленном порядке; - поддержка ветеранских организаций соотечественников; - поддержка международных организаций соотечественников. При этом указанные приоритеты не препятствуют поддержке других организаций соотечественников; б) положения об учете организаций соотечественников. Такой учет нужен, чтобы более четко определить субъектов поддержки, иметь постоянную систему коммуникации с ними. Осуществлять учет организаций соотечественников, пользующихся государственной поддержкой в соответствии с настоящим законом, будет уполномоченный орган. Порядок отбора организаций соотечественников, пользующихся поддержкой города Москвы, а также приема, обработки и учета их заявок определяется Правительством Москвы. Учет организаций соотечественников должен осуществляться бесплатно; в) положения об организационной, консультативной, финансовой, информационной и кадровой поддержке организаций соотечественников. В частности, по вопросам организационной и консультативной поддержки необходимо установить, что представители организаций соотечественников, соотечественники вправе обращаться в органы государственной власти города Москвы за безвозмездным получением образцов документов, необходимых для взаимодействия с органами государственной власти города Москвы, методических рекомендаций о взаимодействии организаций соотечественников с органами государственной власти города Москвы, а представительства города Москвы за пределами Российской Федерации осуществляют консультативную и организационную поддержку при создании и деятельности организаций соотечественников. Финансовая поддержка организаций соотечественников из бюджета города Москвы должна осуществляться путем финансирования конкретных проектов, направленных на поддержку соотечественников, в пределах выделенных на эти цели финансовых средств на конкурсной основе. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в порядке, определенном законодательством, устанавливает условия конкурса проектов с учетом указанных выше приоритетов и проводит его. При проведении конкурса должна учитываться необходимость поддержки соотечественников в зависимости от страны проживания и принадлежности к социальной группе. Также необходимо закрепить положения об обязанности уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы информировать организации соотечественников о планируемых и реализуемых мероприятиях в сфере поддержки соотечественников. Информация, предоставляемая организациям соотечественников, должна отражать проблемы, в решении которых они могут принять участие, и предлагать формы этого участия. Проекты законов и иных правовых актов по вопросам прав и законных интересов соотечественников, их государственной поддержки должны в силу норм закона размещаться на общедоступных сайтах в сети Интернет. При этом необходимо закрепить, что отзывы на указанные проекты подлежат рассмотрению соответствующими органами государственной власти города Москвы и носят рекомендательный характер. В качестве формы поддержки предлагается установить, что по заявкам организаций соотечественников уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров этих организаций, в том числе подготовку руководства и активистов, за счет средств бюджета города Москвы, выделяемых на эти цели, и за счет использования в установленном законом порядке средств заинтересованных организаций. Пятая глава "Заключительные положения" будет содержать только одну статью, предусматривающую порядок вступления закона в силу и требования к приведению в соответствие с ним правовых актов города Москвы. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ПОДДЕРЖКЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ"".