РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ). Письмо. Министерство образования и науки РФ. 27.06.07 03-1430

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Мероприятия, осуществляемые органами управления
             образованием и образовательными учреждениями
               при формировании государственного заказа
                         на подготовку кадров

     Формирование государственного заказа на подготовку специалистов и
квалифицированных  рабочих  может  осуществляться как на уровне органа
управления образованием, так и конкретного образовательного учреждения
путем реализации следующих этапов работы:
     - оценка рынка труда;
     - оценка  демографической  ситуации  в  регионе с целью выявления
возможных потребителей профессиональных образовательных услуг, включая
подростков,   молодежь,   взрослое   население,   инвалидов,   лиц   с
ограниченными  возможностями  здоровья,  мигрантов,  беженцев и другие
категории населения;
     - оценка  потенциальных возможностей учреждений профессионального
образования по оказанию профессиональных образовательных услуг.
     Оценка  рынка  труда,  включающая  его анализ и прогноз, является
основой  для  определения  объемов  и профессионально-квалификационной
структуры  подготовки  рабочих  кадров  и  специалистов и предполагает
оценку  экономической  ситуации  региона;  оценку  состояния занятости
населения  и дефицита рабочей силы; отбор предприятий, функционирующих
на территории конкретного региона, для изучения их кадровой политики.
     Оценка  рынка  труда  проводится органами управления образованием
при  содействии  органов  по  труду  и  занятости  населения,  органов
статистики,  миграционных служб, объединений работодателей, профсоюзов
и других заинтересованных ведомств.
     Кроме  того,  при  оценке  рынка  труда  необходимо  использовать
различные  источники информации, в том числе информацию, которую можно
получить  силами  педагогических  и ученических коллективов учреждений
или  специально  подготовленными лицами на основе опросов предприятий,
используя  простейшие  социологические  приемы и методы анкетирования,
интервьюирования.
     Содержание интервью, как правило, включает сведения о респонденте
и   предприятии,  которое  он  представляет;  вопросы,  относящиеся  к
кадровой    политике,    развитию   квалификации   персонала;   оценки
профессионального   уровня   выпускников  образовательных  учреждений;
вопросы о путях возможного взаимовыгодного сотрудничества.
     При  этом  собирать  информацию целесообразно у крупных и средних
предприятий,  которые  оказывают  влияние  на  ситуацию на рынке труда
региона  или  могут  быть  экономикообразующими или градообразующими в
малых  и  средних  городах или сельской местности. Рекомендуется также
опираться  на  программы  социально-экономического  развития  региона,
содействия занятости населения и др.
     Сбор,    систематизацию   и   анализ   информации   рекомендуется
осуществлять по следующим основным показателям:
     - занятость населения в целом по региону, по отраслям экономики;
     - предложение  рабочей  силы,  включая  лиц,  не  имеющих работы,
впервые   вступающих   в   трудовую   жизнь,  возобновляющих  трудовую
деятельность после перерыва;
     - спрос  на  рабочую  силу,  определяющийся  на  основе  данных о
количестве  дополнительных  рабочих  мест,  предполагаемых  к вводу, о
количестве  вакантных  мест,  возникших  по причинам текучести кадров,
естественной убыли и др.;
     - численность граждан трудоспособного возраста, прибывающих из-за
пределов региона.
     В  итоге  определяются  соотношение  спроса и предложения рабочей
силы    в    профессионально-квалификационном    разрезе,   включающем
качественный состав рабочей силы, оказавшейся на рынке труда, объемы и
структура  подготовки  новой  рабочей  силы,  а  также  переподготовки
незанятого населения.
     При  оценке  демографической  ситуации  в  регионе предполагается
наличие  информации  о качественном и количественном составе различных
категорий  населения,  планирующих  получить  образовательные услуги в
учреждениях профессионального образования.
     К  их  числу относятся выпускники общеобразовательных учреждений;
безработные  граждане,  состоящие  на  учете  в  органах  по  труду  и
занятости  населения,  включая  молодежь  и  взрослое население; лица,
нуждающиеся   в   социальной   защите   средствами   профессионального
образования  или  профессиональной  подготовки,  -  инвалиды,  лица  с
ограниченными возможностями здоровья, мигранты, беженцы и т.д.
     Анализ  выпускников  9-х  и 11-х классов общеобразовательных школ
рекомендуется   рассматривать  на  основе  разработанного  баланса  их
распределения по каналам дальнейшей учебы и занятости.
     Необходимую  информацию  можно получить помимо органов управления
образованием, по труду и занятости населения, социальной защиты, также
в    процессе    использования   различных   социологических   методов
(анкетирование,  беседы, встречи на ярмарках вакансий, анализ карточек
персонального учета гражданина, ищущего работу, и т.п.).
     С    целью    выявления    мотивации    молодежи   на   получение
профессионального  образования  целесообразно  привлекать специалистов
центров  профориентации и психологической поддержки, которым отводится
ведущая  роль  в  формировании  у населения готовности к обоснованному
выбору рабочей профессии или специальности.
     Оценка  возможностей  учреждений профессионального образования по
оказанию  профессиональных образовательных услуг осуществляется как на
муниципальном, так и региональном уровнях.
     На   муниципальном  уровне  оцениваются  возможности  конкретного
образовательного  учреждения  в  части  наличия  свободных ученических
мест,    материально-технической   базы   (помещения,   оборудование),
кадрового потенциала, нормативно-правовой основы и т.д. для подготовки
кадров определенной профессионально-квалификационной структуры.
     На  региональном  уровне аналогичным образом через инвентаризацию
функционирующих  образовательных  учреждений  определяются возможности
региональной   системы   профессионального   образования   в  оказании
населению образовательных услуг.
     Для выявления и оценки возможностей образовательных учреждений по
предоставлению  образовательных  услуг  различным категориям населения
может    использоваться    сводная   информация   органов   управления
образованием о:
     - профессиях   и   специальностях,   которыми  можно  овладеть  в
учреждениях профессионального образования;
     - профессиях  и  специальностях,  которые  пользуются  повышенным
спросом у населения;
     - видах   дополнительных  образовательных  услуг,  которые  могут
предоставить образовательные учреждения и которые пользуются спросом у
населения;
     - видах    образовательных    услуг,    которые   могут   оказать
образовательные   учреждения   исходя   из   ресурсного   и  кадрового
потенциала.
     Таким   образом,   в   результате   сравнительного  анализа  всей
совокупности   полученных  данных  уточняется  прогноз  на  подготовку
трудовых ресурсов в учреждениях профессионального образования.

Фрагмент документа "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа