Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2013 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА" И О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ НА 2008 ГОД".
5.3.1. Создание экономических механизмов стимулирования энергосбережения Опыт реализации энергосберегающих мероприятий и проектов показывает, что директивное администрирование энергосбережения недостаточно для достижения значительного эффекта экономии энергоресурсов. В то же время практически незадействованными остаются методы экономического стимулирования, заключающиеся в создании благоприятных условий для развития рыночных отношений в сфере энергосервисных услуг, в появлении товаров и услуг, позволяющих получать дополнительные выгоды от экономии энергоресурсов. Только создание условий для получения прибыли от энергосбережения позволит качественно изменить ситуацию с эффективностью расходования энергоресурсов. На сегодняшний день в энергосбережении можно выделить два основных экономических механизма, понимая под механизмом некую сложившуюся систему отношений между заинтересованными сторонами (поставщики, потребители, регуляторы, сервисные и подрядные организации и т.д.): а) Экономический механизм на основе экономии энергоресурсов, непосредственно потребляемых энергоустановками потребителей. Основным субъектом данного механизма является конечный потребитель энергоресурсов, который под воздействием тех или иных побудительных стимулов осуществляет замену менее эффективных энергоустановок (в том числе и бытовых) на более современные и эффективные, повышая тем самым качество потребления энергоресурсов. Основная выгода заключается в снижении платежей за энергоресурсы и, соответственно, на принципе "затраты / полученная экономия" строится вся экономика в данной экономической модели. Реализация и дальнейшее развитие данного типа экономического механизма требует концентрации усилий на разъяснительной, пропагандистской, рекламной, просветительской и обучающей деятельности, а также на создании благоприятных условий (организационных и нормативных) для деятельности специализированных энергосервисных компаний, чья основная функция - разработка и внедрение энергосберегающих проектов и мероприятий у потребителей. В рамках данного механизма можно выделить несколько основных направлений, в рамках которых внедрение энергосберегающих мероприятий и проектов имеет специфические особенности. Энергосбережение в быту Потребление энергоресурсов в бытовом секторе за последние годы растет опережающими темпами в структуре энергобаланса города и, соответственно, имеет наибольший потенциал энергосбережения. Особенностью процесса энергосбережения в жилых помещениях является сильная зависимость от понимания жителями проблемы и возможных путей ее решения. Ключевым инструментом стимулирования энергосбережения в быту должны стать пропаганда, просветительская деятельность и информирование жителей о возможных типовых решениях (энергосберегающие лампы, приборы учета, более экономичные бытовые приборы, утепление и т.д.). Основной акцент такой просветительской деятельности - на экономию семейного бюджета и простоту технических решений. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве Основными заинтересованными сторонами во внедрении энергосберегающих проектов и мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве должны стать управляющие компании (исполнители коммунальных услуг). Основной доход управляющие компании будут получать от предоставления жителям коммунальных услуг, для качественного оказания которых они приобретают соответствующие энергетические ресурсы. И чем больше разница между стоимостью приобретенных энергоресурсов и стоимостью оказанных коммунальных услуг, тем более эффективен бизнес управляющей компании. Внедрение энергосберегающих мероприятий позволит снизить потребление энергоресурсов при сохранении качества оказываемых коммунальных услуг. Основными препятствиями к внедрению энергосберегающих мероприятий управляющими компаниями являются: - отсутствие необходимой технической компетенции для реализации конкретных мероприятий. - отсутствие необходимых финансовых ресурсов для реализации энергосберегающих мероприятий; Первая проблема (отсутствие необходимых знаний) решается путем разработки и распространения (при необходимости с обучением) методических материалов, описывающих типовые технические и организационные решения по энергосбережению, доступно объясняющие выгоду и экономический эффект от внедрения мероприятий. Эту роль должны возложить на себя уполномоченные в области энергосбережения органы государственной власти. Вторую проблему (отсутствие необходимых финансовых средств у управляющих компаний) возможно решить посредством: - формирования целевых адресных программ поддержки внедрения энергосбережения в ЖКХ за счет средств городского бюджета (например, по аналогии с программами поддержки промышленной деятельности в городе, поддержки малого бизнеса и т.д.); - привлечения внебюджетных источников на базе реализации схем энергосервисных контрактов, когда инвестиции в энергосберегающие мероприятия возвращаются через снижение платежей за потребляемые энергоресурсы. Для этого необходима разработка типовых форм таких контрактов. Проблема отсутствия необходимой технической компетенции для реализации мероприятий решается через привлечение специализированных энергосервисных компаний, которых на сегодняшний день на рынке имеется достаточное количество. Энергосбережение в бюджетной сфере При реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере необходимо учитывать: - отсутствие целевых показателей по энергосбережению; - отсутствие мотивации уполномоченного персонала к энергосбережению; - отсутствие выделенных целевых средств на внедрение энергосберегающих мероприятий; - жесткая регламентация статей затрат бюджетного учреждения, в том числе на оплату коммунальных услуг. Наиболее подходящей схемой реализации энергосбережения в бюджетных учреждениях является схема энергосервисных контрактов. С учетом понятного и прогнозируемого объема средств, выделяемых в бюджете на оплату коммунальных услуг учреждения (защищенная строка бюджета), существенно упрощается проектирование финансовой модели внедрения энергосберегающих мероприятий. Для любого энергосберегающего мероприятия, понимая эффект и экономические параметры, становится возможным спланировать график возмещения понесенных затрат на реализацию мероприятия в счет возникающей в результате экономии на оплату коммунальных услуг. Такой график будет удовлетворять и интересы энергосервисных компаний, реализующих мероприятие и зарабатывающих на этом, и бюджетное учреждение, получающее экономию по оплате счетов. При этом возникающая экономия может делиться пропорционально: часть на оплату услуг энергосервисной компании, часть на материальное стимулирование персонала бюджетного учреждения. Для реализации данной схемы необходимо: - разработать и внедрить порядок использования механизма государственных бюджетных заданий (ст. 69.2 Бюджетного кодекса) в части установления целевых ориентиров по энергопотреблению для бюджетных учреждений; - разработать порядок финансирования энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях, определяющий механизм перенаправления средств, предназначенных на оплату коммунальных услуг на услуги по энергосбережению; - разработать типовую форму энергосервисного контракта и порядок его заключения. При выполнении вышеперечисленных условий, энергосбережение в бюджетных учреждениях будет рассматриваться энергосервисными компаниями как устойчивый бизнес с понятной и прогнозируемой доходностью, что создаст предпосылки для максимального развития рыночных механизмов и стимулов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере. Энергосбережение в иных секторах городского хозяйства Энергосбережение в остальных секторах городского хозяйства (промышленность, сервисные организации и т.д.) может реализовываться на договорной основе с применением всех возможных и разрешенных законодательством схем. Основной заинтересованной стороной будет являться конечный потребитель энергоресурсов, который посредством реализации энергосберегающих мероприятий снижает свои затраты на энергоресурсы в себестоимости товаров и услуг. Развитие энергосбережения в данной сфере не требует специальных форм государственной поддержки, за исключением случаев, когда город адресно заинтересован в проведении энергосберегающих мероприятий (например, локальный дефицит энергии и мощности). б) Экономический механизм на основе оборота высвобождаемой присоединенной мощности и потребляемой нагрузки - "Рынок присоединенной мощности и потребляемой нагрузки". До недавнего времени оплата "возможности" получить энергию, т.е. возможности присоединения к энергоинфраструктуре не имела четкого денежного эквивалента и выражалась в основном обременениями, которые накладывала энергоснабжающая организация на потребителя при присоединении. С учетом изменений в законодательстве, произошедших в последние годы, появились такие понятия как "плата за технологическое присоединение" (ФЗ "Об электроэнергетике"), плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры (ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"). Таким образом, сформировался и легально действует рынок доступа к системам энергетической инфраструктуры с достаточно высокой стоимостью "входного билета". В этих условиях, с учетом факта, что затраты на снижение потребляемой мощности меньше, чем создание новых энергообъектов, возникли объективные предпосылки для реализации мощнейших экономических стимулов внедрения энергосберегающих проектов и мероприятий по высвобождению присоединенной мощности и потребляемой нагрузки (снижения мощности присоединенных и потребляющих энергоресурсы энергоустановок), с последующей переуступкой заинтересованным лицам для подключения к существующей инфраструктуре. Высвобожденная энергетическая мощность, ранее закрепленная за конкретными потребителями и использовавшаяся ими, стала товаром, на который имеется спрос, и де-факто сложились правила оборота особого товара "присоединенная мощность (потребляемая нагрузка)". Создание рынка высвобожденной мощности предполагает выполнение условий при которых потребители энергии, проведя энергосберегающие мероприятия самостоятельно или посредством специализированных фирм, могут переуступить на рыночной основе высвобожденную мощность новым потребителям (застройщикам инвесторам) заинтересованным в технологическом присоединении. Таким образом, в данной модели "рынка присоединенной мощности и потребляемой нагрузки" становится возможным реализовать систему отношений между заинтересованными лицами по высвобождению и перераспределению присоединенной мощности в условиях наличия альтернативы в виде фиксированного тарифа на присоединение (для электроэнергетики) и стоимости обременений (для других видов энергоресурсов). При этом, если тариф на присоединение формируется только исходя из необходимости развития сетевой инфраструктуры (без учета генерации и т.д.), то высвобождение и перераспределение мощности позволяет удовлетворять спрос на мощность в пределах сложившегося энергобаланса. Основные выгоды распределяются в этой модели рынка в зависимости от исполняемых функций. Участники рынка присоединенной мощности и потребляемой нагрузки, их функции и выгоды ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Субъект рынка | Функция | Выгода от участия в рынке (от реализации | | | | энергосберегающих мероприятий) | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Участники рынка | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Существующие |- Энергопотребление |- Возможность снизить затраты на оплату энергоресурсов | | потребители / | |- Возможность продать по достаточно высокой цене товар | | абоненты | | "высвобожденная мощность" | |---------------------|-----------------------------|-------------------------------------------------------------| | Застройщики / |- Присоединение к |- Возможность технологического присоединения к | | инвесторы / | инфраструктуре с | инфраструктуре по более низкой цене (по сравнению | | потребители, | последующим | с тарифом) | | желающие увеличить | энергопотреблением |- Возможность технологического присоединения, в | | мощность |- Увеличение | условиях физического дефицита существующих мощностей | | | энергопотребления | (в условиях невозможности присоединиться по стандартной | | | | процедуре) | |---------------------|-----------------------------|-------------------------------------------------------------| | Энергосервисные |- Разработка и |- Прибыль от оказания энергосервисных услуг | | компании | реализация проектов | | | | энергосбережения | | | |- Реализация | | | | проектов по | | | | перераспределению | | | | мощности | | |---------------------|-----------------------------|-------------------------------------------------------------| | Энергосетевая |- Присоединение |- Присоединение новых потребителей, получение дохода | | компания | новых потребителей | от оказания энергосетевых услуг | | |- Согласование проектов | | | | высвобождения и | | | | перераспределения мощности | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Организации, обеспечивающие функционирование рынка | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Организатор | - Учет и регистрация проектов и | Выгоды города: | | рынка/учетная | мероприятий по энергосбережению | | | организация | в специализированной базе | | | | данных | - Обеспечение потребностей новых застройщиков в | | | - Информирование | подключении к энергоинфраструктуре в условиях | | | заинтересованных сторон о | нехватки природного газа и электрической мощности | | | высвобожденных мощностях и | - Оптимизация работы инфраструктуры и как следствие | | | проектах по их высвобождению | оптимизация топливных балансов | | | | - Улучшение экологии | | | | - Создание альтернативы монопольному положению | |------------------------|---------------------------------| электросетевых организаций на рынке услуг по | | Межведомственная | - Рассмотрение проектов | технологическому присоединению | | комиссия по тепло, | энергосбережения и | | | электро-, газо- | подтверждение факта | | | и водоснабжению | высвобождения мощности | | | объектов города | | | | Москвы | | | |------------------------|---------------------------------|-----------------------------------------------------------| | Уполномоченный | - Разработка правил, процедур, | | | орган (Департамент | регламентов функционирования | | | топливно- | рынка | | | энергетического | | | | хозяйства города | | | | Москвы) | | | |------------------------|---------------------------------| | | Региональная | - Тарифное регулирование | | | энергетическая | сетевых компаний в части | | | комиссия города | осуществления непосредственно | | | Москвы | подключения | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Функционирование рынка присоединенной мощности и потребляемой нагрузки ---------------------------------------------------------------------------- | Этапы | Действия участников рынка | |---------------------------|----------------------------------------------| | Объявление | Любой застройщик / инвестор, | | предложения / спроса | заинтересованный в подключении нового | | | объекта (или увеличении нагрузки | | | существующего), объявляет об этом | | | организатору рынка посредством размещения | | | соответствующей информации в | | | соответствующем разделе базы данных о | | | проектах и мероприятиях по | | | энергосбережению и высвобождению | | | энергомощности. Аналогично любой | | | существующий потребитель или | | | энергосервисная организация может | | | разместить информацию о проведенных | | | мероприятиях и имеющихся проектах по | | | высвобождению энергомощностей. | |---------------------------|----------------------------------------------| | Согласование условий | Стороны (застройщик с одной стороны, и | | и параметров | действующий потребитель с другой стороны) | | высвобождения и | самостоятельно или посредством услуг | | перераспределения | специализированных энергосервисных | | мощности | организаций согласовывают параметры и | | | условия (в том числе цену) | | | перераспределения мощностей. | |---------------------------|----------------------------------------------| | Разработка и согласование | Инициатор проекта разрабатывает | | проектов по | необходимую техническую и проектную | | высвобождению и | документацию (самостоятельно или с | | перераспределению | привлечением специализированных | | мощности | организаций) с обязательным согласованием | | | документации с энергосетевой компанией и | | | при необходимости, с соответствующими | | | инстанциями. | |---------------------------|----------------------------------------------| | Фиксация проектов и | Все проекты по высвобождению мощностей | | мероприятий по | должны проходить рассмотрение на | | высвобождению мощностей | межведомственной комиссии по тепло-, | | | электро-, газо- и водоснабжению объектов | | | города Москвы для подтверждения | | | заявленного результата. Обязательным | | | следствием подтверждения факта проведения | | | энергосберегающего мероприятия и | | | высвобождения соответствующего объема | | | мощности должно являться изменение | | | договоров энергоснабжения потребителя, на | | | объектах которого проводились мероприятия, | | | в части величины присоединенной мощности | |---------------------------|----------------------------------------------| | Реализация проектов | Проекты по высвобождению мощности и ее | | по высвобождению и | последующему перераспределению выполняются | | перераспределению | специализированными организациями на | | мощности | рыночной основе по заказу или "продавца" | | | или "покупателя" мощности | |---------------------------|----------------------------------------------| | Технологическое | Осуществляется энергосетевой компанией по | | присоединение новых | стандартной процедуре. Затраты | | потребителей в счет | энергосетевой организации на | | высвобожденной и | непосредственно технологическое | | перераспределенной | присоединение оплачиваются по специальному | | мощности | тарифу, устанавливаемому Региональной | | | энергетической комиссией города Москвы в | | | объеме, компенсирующем понесенные затраты. | | | Фактическое присоединение должно в | | | обязательном порядке сопровождаться | | | информированием организатора рынка и | | | внесением соответствующих изменений в | | | специализированную базу данных | ---------------------------------------------------------------------------- Примечание: под проектом высвобождения мощности может пониматься проект ликвидации существующих энергоустановок (в т.ч. снос зданий и сооружений) с последующим перераспределением высвобожденной мощности по вышеописанной процедуре. Экономика рынка Экономический механизм "рынок присоединенной мощности и потребляемой нагрузки" содержит в себе три основных процесса, каждый из которых имеет свои особенности ценообразования. - "Высвобождение мощности" - свободное ценообразование, стоимость формируется на договорной основе на базе издержек, необходимых для проведения энергосберегающих мероприятий, инвестиционных затрат в изменение потребляющих характеристик энергоустановок потребителя. - "Перераспределение мощности" - основными являются затраты на разработку и согласование проекта по перераспределению мощности (разработка схемных решений), а также затраты на выполнение строительно-монтажных работ. Стоимость в основном формируется на базе соответствующих расценок. - Непосредственно "Технологическое присоединение в счет высвобожденной мощности" - данные работы всегда будет выполнять энергосетевая компания (владелец энергоинфраструктуры). Эта деятельность будет регламентироваться в силу ее естественномонопольного характера. Например, для электросетевой компании эта деятельность попадает под требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, предусматривающих обязательность установления платы за технологическое присоединение на покрытие затрат электросетевой компании. С учетом отсутствия необходимости серьезных инвестиций в энергообъекты такой "тариф на технологическое присоединение в счет высвобождаемой мощности" может устанавливаться на достаточно низком уровне. Таким образом, затраты на присоединение нового потребителя в счет высвобожденной в результате энергосбережения мощности для застройщика / инвестора будет складываться из суммы "договорной цены на высвобождение мощности (стоимость проведения энергосберегающих мероприятий)", "стоимости проектных и строительно-монтажных работ по перераспределению мощности" и "платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства к электрическим сетям в счет высвобожденной в результате энергосберегающих мероприятий мощности". Специфические особенности рынка высвобождаемой мощности - Снижение присоединенной мощности (потребляемой нагрузки) должно сопровождаться обязательным изменением действующих договоров энергоснабжения в части величины присоединенной мощности. - Мощность (потребляемая нагрузка) - товар, имеющий физическую привязку к некой определенной зоне энергоинфраструктуры. Соответственно проекты высвобождения и перераспределения мощности должны учитывать технические и технологические особенности инфраструктуры и быть привязаны к соответствующим узлам топологии сети (например, для электроэнергии это трансформаторные подстанции и питающие центры). Механизмы недопущения спекуляций и монополизации рынка Создание рынка "присоединенной мощности и потребляемой нагрузки" должно обеспечить равные условия для всех участников рынка и не допустить ситуации, когда одно юридическое лицо, скупив высвобожденную мощность, в дальнейшем сможет злоупотреблять этим, перепродавая мощность по необоснованно завышенной цене. Ценовое ограничение невозможно в силу принципиального противоречия самой модели рынка (договорная цена высвобождения мощности). Контроль за обоснованностью проектов по высвобождению мощности и переоформления прав на нее будет осуществляться через обязательное рассмотрение и утверждение проектов на Межведомственной комиссии по тепло-, электрогазо- и водоснабжению объектов города Москвы и через обязательный учёт реализации проектов и мероприятий по энергосбережению в единой информационной базе с открытым доступом для всех заинтересованных сторон. Косвенным результатом такой системы контроля станет возможность оценки использования высвобожденной мощности (потребляемой нагрузки) по целевому назначению. Описанные выше подходы к реализации модели "рынка присоединенной мощности и потребляемой нагрузки" являются достаточно универсальными и с учетом специфики отдельных энергоресурсов могут распространяться на все виды энергетических ресурсов (электроэнергия, тепловая энергия, вода, газ). Любое снижение потребляемой мощности в конечном итоге имеет еще и целый ряд косвенных эффектов, в том числе снижение объема потребляемого топлива в энергосистеме, снижение выбросов и т.д. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2013 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА" И О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ НА 2008 ГОД".