О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2013 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА" И О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ НА 2008 ГОД. Постановление. Правительство Москвы. 11.12.07 1078-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2013 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА" И О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ НА 2008 ГОД".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5.3.2. Внедрение новых механизмов тарифного
                   стимулирования энергосбережения

     а) Разработка и применение дифференцированных  тарифных  меню  на
электрическую энергию
     В настоящее время на электрическую энергию устанавливаются тарифы
в трех вариантах:
     1. Одноставочный  тариф,  включающий   в   себя   ставку   за   1
киловатт-час потребляемой энергии.
     2. Двухставочный  тариф,  включающий   в   себя   ставку   за   1
киловатт-час   электрической   энергии   и   ставку   за   1  киловатт
электрической мощности.
     3. Одноставочный  (двухставочный)  тариф,  дифференцированный  по
зонам (часам) суток.
     При всей  своей  прогрессивности  такой набор тарифных решений не
позволяет в полной мере  потребителям  управлять  собственным  режимом
энергопотребления,   ориентируясь   прежде   всего   на   затраты   на
энергоснабжение.    Анализ    опыта    развитых    стран    показывает
целесообразность  и  объективную  необходимость введения гораздо более
широкой системы тарифных меню,  учитывающих режимы работы, особенности
функционирования и т.д. Так, например, во Франции применяется более 30
тарифов на электрическую энергию в зависимости от  энергоэффективности
применяемого   электрооборудования.   Особенно   актуально   это   для
промышленных предприятий и  организаций,  которые  могут  осуществлять
сдвиг  своего  рабочего  и/или  технологического  процесса по времени.
Сегодня такое изменение графика работы нецелесообразно, так как выгоды
от  ночного  пониженного тарифа не покрывают дополнительные затраты на
оплату  труда.  За  последние  годы   практически   все   промышленные
предприятия  перешли  на одноставочный тариф,  таким образом утратился
контроль за потребляемой мощностью в часы максимума нагрузки.

     б) Дальнейшее использование тарифа экономического развития.
     Целесообразно продолжить      практику      применения     тарифа
экономического развития (далее ТаЭР)  -  пониженного  по  отношению  к
установленному Региональной энергетической комиссией города Москвы для
соответствующей  группы  потребителей  тарифу  на   определенный   вид
энергоресурсов.
     Целью предоставления  отдельным  потребителям  права  пользования
ТаЭР   является   оказание   государственной  поддержки  в  реализации
мероприятий,  обеспечивающих снижение удельного расхода энергии,  рост
конкурентоспособности  выпускаемой  продукции и существенное повышение
энергоэффективности и энергетической безопасности.

     в) Двухставочный тариф на тепловую энергию.
     В настоящее  время  практически  на  всей  территории  Российской
Федерации (за небольшим исключением) на тепловую  энергию  традиционно
устанавливаются одноставочные тарифы.  Такая система тарифообразования
позволяет   решать   текущие    задачи    системы    централизованного
теплоснабжения,   но   не   решает   стратегические  задачи  повышения
технической,    организационной    и    экономической    эффективности
деятельности  теплоснабжающих предприятий.  Этим задачам в полной мере
отвечает двухставочный тариф на тепловую энергию.
     В отличие  от одноставочных тарифов (состоит из одной стоимостной
составляющей тепловой энергии, формирующейся за счет суммирования всех
затрат   теплоснабжающей  организации  на  всех  этапах  производства,
транспортировки  и  распределения  тепловой  энергии),   двухставочные
тарифы образуются из двух составляющих:  переменной (или привязанной к
объему потребления) и  фиксированной  (или  мощностной,  зависящей  от
присоединенной нагрузки). В "мощностную" составляющую должны войти все
условно-постоянные  затраты,  не  зависящие  от  объемов  производства
(заработная   плата,  ремонты,  аренда,  и  т.д.),  а  в  "переменную"
составляющую включаются  все  издержки,  прямо  зависящие  от  объемов
производства (в первую очередь топливо).
     Введение двухставочных тарифов позволит  достичь  решения  многих
актуальных  для  систем  теплоснабжения  задач,  наиболее значимыми из
которых являются:
     - выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций за
счет "мощностной" ставки  (равномерно  распределенной  по  году).  Это
позволяет   гораздо   точнее   осуществлять   финансовое  планирование
деятельности компании,  снижает потребность в  привлеченных  средствах
(снижение этой составляющей в тарифах);
     - стимулирование к проведению энергосберегающих мероприятий,  так
как  снижение  выручки  за  проданное  количество  тепловой  энергии в
результате  энергосбережения,  компенсируется  снижением  издержек  на
"топливную"  составляющую,  что не ведет к снижению рентабельности или
прибыли;
     - стимулирование   к   выравниванию   договорной   и  фактической
присоединенной мощности,  что в свою очередь  позволит  оптимизировать
энергетические   балансы  и  высвобождать  дополнительные  резервы  по
мощностям.  Вышеуказанное позволит оптимизировать/снизить инвестиции в
развитие мощностей;
     - устранение    экономических     препятствий     технологической
оптимизации  загрузки  источников,  работающих на единую сеть.  Станет
возможным  перевод  котельных  в  пиковый  режим  работы  без  убытков
(сохраняется   оплата   мощности).   Последнее   позволит   не  только
оптимизировать   загрузку   источников,   но   и   снизить   стоимость
вырабатываемой энергии (за счет загрузки более эффективных источников)
и снизить объемы неэффективно сжигаемого газа.
     Существенными косвенными   эффектами   от  введения  двуставочных
тарифов станут снижение необходимых объемов субсидирования из  бюджета
города   и   снижение   рисков   возникновения  выпадающих  доходов  у
теплоснабжающих организаций от роста  цен  на  газ  и  как  следствие,
возникновение  дополнительной  бюджетной  нагрузки  на  покрытие  этих
убытков.  В  то   же   время   технологическая   оптимизация   системы
теплоснабжения  города  Москвы,  основанная  на  системе двухставочных
тарифов позволит,  по экспертным оценкам,  ежегодно экономить более  1
млрд.  куб.  м.  газа.  Это  позволит  не  только  уменьшить затратную
составляющую в конечной структуре тарифа на тепловую энергию для  всех
потребителей,    но    и    дополнительно   обеспечивать   необходимые
энергетические потребности города.  Если тариф на услугу  по  передаче
тепловой  энергии  в  ОАО  "МОЭК"  будет  устанавливаться не на 1 Гкал
отпущенной тепловой энергии,  а на присоединенную тепловую мощность  у
потребителей,  то  в  таком  случае  ОАО  "МОЭК" будет заинтересован в
сокращении пропускаемой через свои сети теплоэнергии.

     г) Применение повышенных тарифов на электроэнергию,  используемую
на цели отопления.
     Одной из наиболее  актуальных  проблем  энергосистем  Московского
региона  является  резкий  рост  пиковой нагрузки.  Проведенный анализ
показал,  что существенный вклад в эту проблему  вносит  использование
электроэнергии   на  цели  отопления.  Причины,  способствующие  росту
нагрузки электроотопления:
     - Отсутствие   ранее   существовавшего  жёсткого  порядка  выдачи
разрешений   на   неэффективное   использование   электроэнергии   для
отопительных целей.
     - Отсутствие ранее существовавшего отдельного повышенного  тарифа
на использование электроэнергии на термические нужды.
     - Отсутствие  заинтересованности  со   стороны   энергоснабжающей
организации    в    каком-либо   учёте   и   контроле   за   нагрузкой
электроотопления,  за использованием мощности,  т.к. основная задача -
это сбор средств за отпущенную электроэнергию.
     - Использование электроэнергии на отопление  различных  временных
объектов  мелкорозничной  торговли  и услуг никак не регламентировано;
достаточность тепловой защиты ограждающих  конструкций  этих  объектов
при установке никем не рассматривается.
     Жесткое административное регулирование и запрет на  использование
электроэнергии   на  цели  отопления  в  условиях  рыночной  экономики
невозможны.  В то же время реально  использовать  рыночные  механизмы,
стимулирующие  к  снижению  потребления дефицитного ресурса (в пиковые
часы) за счет повышения его цены с одновременным усилением контроля за
нецелевым   и   нерациональным  использованием  электроэнергии.  Таким
образом, предлагается:
     - Взять   под  контроль  использование  электроэнергии  на  нужды
отопления как вновь строящимися,  так и существующими  объектами.  При
этом   обратить  особое  внимание  на  достаточность  тепловой  защиты
ограждающих конструкций на объектах мелкорозничной  торговли,  которые
при    эксплуатации    более    двух   отопительных   сезонов   должны
соответствовать СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий".
     - Восстановить повышенный тариф на электроэнергию, используемую в
термических целях.  В случае использования электроэнергии на отопление
разрешать  эту  деятельность  только  в  ночное  время  с  применением
теплоаккумуляторов.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2013 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА" И О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ НА 2008 ГОД".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа