Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2015 ГОДЫ)")".
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы Программа рассчитана на 2009 - 2015 годы. Реализация мероприятий Программы осуществляется эволюционно на основе сочетания приоритетных направлений создания и развития аэронавигационной системы с реально располагаемыми источниками и объемами финансирования. Развитие такой сложной системы, как аэронавигационная, требует больших инвестиционных затрат и обоснованного распределения финансовых и трудовых ресурсов для осуществления мероприятий, связанных с созданием и развитием аэронавигационной системы. Объем финансирования мероприятий Программы приведен в приложении N 11. Федеральная аэронавигационная служба в целях реализации мероприятий Программы обеспечит координацию деятельности с Министерством транспорта Российской Федерации по мероприятиям Программы, касающимся развития аэродромной сети в рамках выполнения федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", с Министерством обороны Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 - 2010 годы)" и с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система". Программа предусматривает следующие направления: модернизация системы организации воздушного движения; развитие метеорологического обеспечения аэронавигации; развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания России. Модернизация системы организации воздушного движения включает следующие мероприятия: создание укрупненных центров управления воздушным движением в целях совершенствования методов аэронавигационного обслуживания пользователей в верхнем воздушном пространстве и районах подходов к аэроузлам и крупным аэропортам; совершенствование аэронавигационного обслуживания полетов в районах аэродромов и на основных воздушных трассах; модернизация сети авиационной электросвязи и передачи данных; разработка и внедрение унифицированных автоматизированных систем планирования использования воздушного пространства, включая организацию полетов ниже нижнего эшелона; научное обеспечение развития системы организации воздушного движения. Мероприятие по созданию укрупненных центров управления воздушным движением в целях совершенствования методов аэронавигационного обслуживания пользователей в верхнем воздушном пространстве и районах подходов к аэроузлам и крупным аэропортам предусматривает совершенствование структуры оперативных органов аэронавигационной системы России путем создания на базе 104 существующих районных (вспомогательных районных) центров 12 укрупненных центров и Калининградского районного центра. В рамках решения этого мероприятия предполагается проводить работы: по реконструкции существующих или строительству новых (в случае необходимости) зданий центров управления воздушным движением; по модернизации существующего оборудования центра управления воздушным движением или внедрению новой автоматизированной системы управления воздушным движением; по оснащению укрупненных районов средствами и системами, реализующими эволюционный переход к системам организации воздушного движения, основанным на Концепции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации; по созданию системы мониторинга характеристик функционирования аэронавигационной системы; по созданию новой структуры и установлению классификации воздушного пространства с оптимизацией сети воздушных трасс в пределах зоны ответственности создаваемых укрупненных центров; по научно-техническому обеспечению комплекса работ по созданию укрупненных центров. Целью мероприятия по совершенствованию аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на основных воздушных трассах являются обеспечение заданного уровня безопасности полетов, повышение пропускной способности воздушного пространства в районе аэродромов и на основных международных и внутренних воздушных трассах, снижение эксплуатационных расходов пользователей воздушного пространства и на организацию воздушного движения, а также координация оснащения аэродромов средствами радиотехнического обеспечения полетов с модернизацией аэродромной сети, проводимой в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Это мероприятие осуществляется на базе: внедрения азимутально-дальномерных радиомаяков (в том числе доплеровских) на аэродромах для внедрения стандартных схем прилета и вылета на основе процедур зональной навигации и на основных воздушных трассах для внедрения процедур зональной навигации и требуемых навигационных характеристик; модернизации средств автоматизации управления воздушным движением и радиотехнического обеспечения аэродромных служб, предоставляющих радиолокационное обслуживание; модернизации средств автоматизации районных центров управления воздушным движением с учетом перспектив создания укрупненных центров Единой системы; модернизации средств наблюдения за полетами воздушных судов в районе аэродромов и на воздушных трассах; создания тренажерных центров для непрерывного поддержания профессиональных навыков персонала Единой системы. Мероприятие по модернизации сети авиационной электросвязи и передачи данных предусматривает: совершенствование и модернизацию авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений гражданской авиации; создание сети связи "воздух - земля" в диапазоне высоких частот; совершенствование сети авиационной фиксированной спутниковой связи; создание инфраструктуры перспективной цифровой сети электросвязи; модернизацию средств авиационной речевой связи. В целом мероприятие по разработке и внедрению унифицированных автоматизированных систем планирования использования воздушного пространства, включая организацию полетов ниже нижнего эшелона, предусматривает совершенствование и развитие подсистемы планирования использования воздушного пространства как составной части федеральной аэронавигационной системы страны и направлено на повышение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов и другой деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, в воздушном пространстве Российской Федерации при решении задач по обеспечению национальной безопасности, а также в интересах экономики страны. Это мероприятие предусматривает: создание и внедрение унифицированной интегрированной (военно-гражданской) автоматизированной системы планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения для главного центра организации воздушного движения федеральной аэронавигационной системы; создание и внедрение зональных унифицированных военно-гражданских автоматизированных подсистем планирования использования воздушного пространства для оснащения создаваемых укрупненных центров организации воздушного движения федеральной аэронавигационной системы; оснащение существующих районных центров организации воздушного движения унифицированными комплексами средств автоматизации планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения; организацию и оснащение пунктов полетно-информационного обслуживания в нижнем воздушном пространстве для обеспечения уведомительного порядка использования воздушного пространства; создание и развитие автоматизированной системы расчета аэронавигационных сборов с центральным банком аэронавигационной информации. Создание Федеральной аэронавигационной службы обусловило необходимость уточнения базовых направлений научных исследований, планируемых к проведению в рамках модернизации Единой системы. Мероприятие по научному обеспечению развития системы организации воздушного движения предполагает: разработку методов и средств комплексного развития аэронавигационной системы; исследование проблем развития технического обеспечения организации аэронавигационного обслуживания; разработку и внедрение концепции обеспечения заданного уровня безопасности воздушного движения; исследование проблем оснащения парка воздушных судов перспективными аэронавигационными средствами и системами связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения. Направление, касающееся развития метеорологического обеспечения аэронавигации, включает следующие мероприятия: техническая модернизация системы метеорологического обеспечения аэронавигации, создание и развитие метеорологической автоматизированной радиолокационной сети с реализацией обмена радиолокационными данными с приграничными государствами; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и совершенствованию технологий и методов системы метеорологического обеспечения аэронавигации. Целью мероприятий по технической модернизации системы метеорологического обеспечения аэронавигации, созданию и развитию метеорологической автоматизированной радиолокационной сети с реализацией обмена радиолокационными данными с приграничными государствами являются создание высокотехнологичного метеорологического оборудования, модернизация измерительных и информационных средств, систем прогнозирования и оснащение авиаметподразделений, центров Единой системы и аэропортов. В рамках реализации этого мероприятия планируются: техническая модернизация системы метеорологического обеспечения, используемого для аэронавигации; совершенствование и внедрение высокотехнологичного метеорологического оборудования для реализации мероприятий по технической модернизации и автоматизации процессов метеорологического обеспечения аэронавигации; развитие метеорологической автоматизированной радиолокационной сети для получения информации об опасных для полетов авиации явлениях погоды, связанных с облачностью, в районе аэродрома, по маршрутам и районам полетов; создание в районе Камчатки, Сахалина и Дальнего Востока метеорологической радиолокационной сети, включая реализацию задач по обнаружению и прогнозу смещения облаков вулканического пепла для оповещения служб Единой системы; создание и внедрение систем приема, обработки и передачи бортовой погоды, проведение их интеграции с техническими средствами аэронавигации для использования бортовой погоды в аэронавигационных целях, создание и внедрение информационно-брифинговых систем, систем прогнозирования, средств приема и обработки спутниковых данных с методологией интерпретации спутниковой информации; оснащение различных по категории и классу аэродромов автоматизированными и автоматическими метеорологическими измерительными системами, включая системы определения сдвига ветра, в соответствии с требованиями национальных и международных документов; создание и внедрение систем интеграции метеорологических средств - источников информации с автоматизированными системами и средствами управления воздушным движением для реализации их взаимодействия при оснащении ими укрупненных центров Единой системы; установка приемо-передающего наземного оборудования на основе абонентских спутниковых комплексов для оперативного обеспечения метеорологической информацией Единой системы; создание и внедрение системы дистанционного обучения, включая администрирующие системы и удаленные места пользования; модернизация и внедрение средств поверки, аттестации и метрологического сопровождения средств авиационных метеорологических измерений. Целью мероприятия по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и совершенствованию технологий и методов системы метеорологического обеспечения аэронавигации являются совершенствование системы метеорологического обеспечения аэронавигации в связи с созданием укрупненных центров управления воздушным движением, а также разработка и внедрение в оперативную практику метеорологического обеспечения аэронавигации технологий и методов, соответствующих международным стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации и Всемирной метеорологической организации. Это мероприятие предусматривает: совершенствование системы организации метеорологического обеспечения аэронавигации путем создания автоматизированных авиационных метеорологических центров в укрупненных центрах Единой системы, разработку и реализацию технических проектов, а также проведение работ по оптимизации системы метеорологического обеспечения аэронавигации на базе существующей структуры во вновь создаваемых укрупненных центрах Единой системы; совершенствование и внедрение новых высокоскоростных телекоммуникационных технологий получения, обработки, распространения и обмена оперативной авиаметеорологической информацией на основе применения наземных приемо-передающих спутниковых абонентских комплексов, использующих ресурсы низкоорбитальных спутниковых систем глобальной связи, и интернет-технологии; модернизацию автоматизированных и автоматических измерительных систем с функциями автоматического формирования сводок, информационных систем, средств обнаружения опасных для полетов воздушных судов явлений погоды, формирование новых авиационных метеорологических баз данных в целях увеличения их объема для информационного обслуживания укрупненных центров управления воздушным движением; совершенствование прогностических методик особых явлений погоды и прогнозов ветра и температуры по высотам на базе численных моделей прогнозов для выпуска карт в целях формирования полетной документации и для прогнозирования опасных для авиации явлений и условий погоды в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации; разработку и внедрение в оперативную практику метеорологического обеспечения укрупненных центров Единой системы перспективных методов и технологий, соответствующих стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации. Основными целями направления по развитию единой системы авиационно-космического поиска и спасания России являются: разработка и внедрение механизма функционирования единой системы авиационно-космического поиска и спасания России; создание эффективной системы управлением поиском и спасанием; совершенствование учебной и учебно-тренировочной базы авиационно-космического поиска и спасания; оснащение современными техническими средствами всех ее компонентов; обеспечение технического сопряжения оперативных органов единой системы авиационно-космического поиска и спасания России с органами управления Единой системы. Это направление состоит из следующих мероприятий: совершенствование системы авиационно-космического поиска и спасания; оснащение и развитие главного координационного центра поиска и спасания; оснащение авиационных поисково-спасательных подразделений в составе авиационных поисково-спасательных центров; обеспечение разработки перспективных поисково-спасательных средств. Мероприятие по совершенствованию системы авиационно-космического поиска и спасания предусматривает совершенствование оперативных органов и служб поиска и спасания, создание современного авиационного поисково-спасательного комплекса и увеличение поисково-спасательных сил и средств до оптимальной величины, что позволит повысить прикрытие территории страны авиационными поисково-спасательными силами и средствами до 100 процентов. В рамках этого мероприятия предполагается проведение работ: по созданию и развитию инфраструктуры единой системы авиационно-космического поиска и спасания России; по совершенствованию поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов и космических объектов (за исключением объектов военного назначения); по оснащению руководящих органов единой системы авиационно-космического поиска и спасания России на федеральном и региональном уровне элементами средств автоматизации этой единой системы; по научно-техническому обеспечению реализации всего комплекса работ по созданию единой системы авиационно-космического поиска и спасания России; по развитию (развертыванию) авиационных поисково-спасательных сил и средств, в том числе дежурных поисково-спасательных воздушных судов, региональных поисково-спасательных баз, спасательных парашютно-десантных групп, наземных поисково-спасательных команд. Мероприятие по оснащению и развитию главного координационного центра поиска и спасания предусматривает переход к современным методам контроля за состоянием поисково-спасательных сил и их действиями, а также организации управления поиском и спасанием с использованием перспективных технологий. В рамках решения этого мероприятия предусматриваются: реконструкция занимаемых площадей; оснащение зала оперативного управления; разработка и внедрение комплекса средств автоматизации единой системы авиационно-космического поиска и спасания России, а также оборудование автоматизированных рабочих мест; оснащение единой геоинформационной системой на основе цифровых топографических карт и планов объектов инфраструктуры воздушного транспорта; оснащение средствами связи, электронными планшетами и табло контроля за воздушной, наземной и метеообстановкой, а также состоянием поисково-спасательных сил и их действиями и совершенствование системы управления и связи, в том числе организации аварийного оповещения, системы информационного обеспечения; создание и внедрение экспертной системы моделирования и прогнозирования поисково-спасательных работ и авиационных событий; создание электронной базы данных регистрации воздушных судов в системе "КОСПАС-САРСАТ"; обеспечение технического сопряжения с оперативными органами управления аэронавигационной системы и автоматизированной информационно-управляющей системой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Мероприятие по оснащению авиационных поисково-спасательных подразделений в составе авиационных поисково-спасательных центров предусматривает оснащение авиационных поисково-спасательных подразделений в г. г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Новосибирск, Южноуральск, Калининград, Иркутск, Ухта и Петропавловск-Камчатский. В рамках решения этого мероприятия предусматривается: оснащение авиационных поисково-спасательных подразделений (в том числе дальнего действия) современной авиационной и наземной поисково-спасательной техникой, перспективными поисково-спасательными средствами, оборудованием и снаряжением; совершенствование системы управления и связи, в том числе организации аварийного оповещения, системы информационного обеспечения, оснащение комплексом средств автоматизации; оснащение единой геоинформационной системой на основе цифровых топографических карт и планов объектов инфраструктуры воздушного транспорта; научно-техническое и информационное обеспечение реализации всего комплекса работ по созданию авиационных поисково-спасательных подразделений; оборудование автоматизированными рабочими местами, интегрированными с системами организации воздушного движения; обеспечение технического сопряжения с автоматизированной информационно-управляющей системой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Целью мероприятия по обеспечению разработки перспективных поисково-спасательных средств является создание современной поисково-спасательной техники, предназначенной для обеспечения авиационных поисково-спасательных подразделений перспективными поисково-спасательными средствами, оборудованием и снаряжением. В рамках решения этого мероприятия предусматривается: разработка комплекса специализированного оборудования авиационного поиска и спасания для оснащения поисково-спасательного самолета на базе среднего транспортно-грузового самолета; разработка комплекса специализированного оборудования авиационного поиска и спасания для оснащения поисково-спасательного самолета на базе тяжелого транспортно-грузового самолета; разработка комплекса специализированного оборудования авиационного поиска и спасания для оснащения поисково-спасательного вертолета на базе транспортного вертолета; разработка комплекса специализированного оборудования авиационного поиска и спасания для оснащения автомобиля повышенной проходимости. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2015 ГОДЫ)")".