ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ". Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 21.12.07 207

Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"".

Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа


         ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
      ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          21 декабря 2007 г.
                                N 207

                                 (Д)


     В  целях  обеспечения  эффективности  осуществления прокурорского
надзора  за  исполнением  Федерального закона "Об оперативно-розыскной
деятельности",  руководствуясь  п.  1  ст.  17  Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
     1.  Заместителям  Генерального  прокурора  Российской  Федерации,
начальникам  главных  управлений  и управлений Генеральной прокуратуры
Российской   Федерации,  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации,
городов  и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным
прокурорам  и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить
действенный    надзор   за   исполнением   Федерального   закона   "Об
оперативно-розыскной     деятельности"    органами,    осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность.
     2.  Установить, что заместитель Генерального прокурора Российской
Федерации   -   Главный  военный  прокурор,  заместители  Генерального
прокурора   Российской  Федерации  в  федеральных  округах,  прокуроры
субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и
прокуроры  иных  специализированных  прокуратур  наделяются  правом от
имени  Генерального  прокурора Российской Федерации назначать из числа
подчиненных   работников   уполномоченных  прокуроров  по  надзору  за
исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
и несут персональную ответственность за организацию надзора.
     3.  Руководителям  прокуратур  определить  лиц,  ответственных за
ведение    делопроизводства    по    документам   оперативно-розыскной
деятельности.
     Обеспечить  наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых
возложено  ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной
деятельности,   к  моменту  назначения  на  должность  оформленного  в
установленном  порядке  допуска  к  совершенно секретным сведениям или
сведениям особой важности.
     Копию   Приказа  с  перечнем  уполномоченных  прокуроров  и  лиц,
ответственных    за    ведение    делопроизводства    по    документам
оперативно-розыскной     деятельности,    направить    для    сведения
руководителям     органов,     осуществляющих     оперативно-розыскную
деятельность, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.
     4.     При     организации    и    осуществлении    надзора    за
оперативно-розыскной   деятельностью   обеспечить   законные  гарантии
соблюдения  прав  человека  и гражданина на неприкосновенность частной
жизни,  личную  и  семейную  тайну,  защиту  чести  и  доброго  имени,
неприкосновенность  жилища  и тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых  отправлений,  телеграфных  и  иных сообщений, а также прав и
законных  интересов юридических лиц, соблюдения установленного порядка
разрешения   заявлений   и   сообщений  о  совершенных  и  готовящихся
преступлениях  и  установленных  законом  запретов  при  осуществлении
оперативно-розыскной    деятельности,    обеспечить   законность   при
проведении  оперативно-розыскных  мероприятий,  в  том  числе  тех, на
проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами
решений,  представлении  результатов оперативно-розыскной деятельности
следователю,  руководителю  следственного  органа,  органу  дознания и
суду.
     Установить,  что  деятельность уполномоченных прокуроров в равной
степени должна способствовать как обеспечению гарантий соблюдения прав
и   свобод   человека   и   гражданина,   законности   при  проведении
оперативно-розыскных    мероприятий,    так    и    выполнению   задач
оперативно-розыскной   деятельности   по   выявлению,  предупреждению,
пресечению  и  раскрытию  преступлений, изобличению виновных и розыску
лиц,   скрывающихся   от  органов  дознания,  следствия  и  суда  либо
уклоняющихся  от  уголовного  наказания,  а  также  розыску  без вести
пропавших граждан.
     5.     Проверки     исполнения     Федерального     закона    "Об
оперативно-розыскной деятельности" проводить:
     а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
     б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых
преступлениях   или   при   поступлении   информации   о  ненадлежащем
реагировании  на  поручение  следователя,  руководителя  следственного
органа,  органа  дознания  или  определение  суда  по уголовным делам,
находящимся  в  их  производстве,  а  также  в  связи  с  ненадлежащим
исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;
     в)  в  плановом  порядке,  в  том  числе по указанию вышестоящего
прокурора;
     г)  в  других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере
деятельности  и  отсутствия  положительных  результатов  по  выявлению
подготавливаемых,   совершаемых   или  совершенных  преступлений,  при
раскрытии   преступлений,  розыске  обвиняемых  или  подозреваемых  по
уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
     При   наличии  обращений  о  нарушении  Федерального  закона  "Об
оперативно-розыскной   деятельности"   в   ходе   исполнения  органом,
осуществляющим     оперативно-розыскную     деятельность,    поручения
следователя,   руководителя  следственного  органа,  органа  дознания,
начальника  подразделения  дознания, дознавателя и определения суда по
уголовным  делам,  находящимся  в  их производстве, проверки проводить
уполномоченным   прокурорам  той  прокуратуры,  которой  осуществлялся
надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного
судопроизводства.
     Оперативно-служебные   документы   (оперативные   материалы)   об
осуществлении  органами  ФСБ России оперативно-розыскных мероприятий в
рамках контрразведывательной деятельности истребовать только в случаях
проведения  проверок  в  порядке  надзора по поступившим в прокуратуру
материалам,  информации  и  обращениям  граждан,  свидетельствующим  о
нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.
     В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской
Федерации  и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской
Федерации  изучать  только  те оперативно-служебные документы, которые
связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.
     6.   Уполномоченным   прокурорам   при   осуществлении  надзорных
мероприятий необходимо также проверять:
     а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка
заведения    и    прекращения    дел   оперативного   учета   и   иных
оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;
     б)   законность   и   обоснованность  решений  о  проведении  или
прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных
условий  и  порядка  их  проведения, а также использования результатов
оперативно-розыскной деятельности.
     Учитывать,   что   в   соответствии  с  Федеральным  законом  "Об
оперативно-розыскной  деятельности"  перечень дел оперативного учета и
порядок   их   ведения,  а  также  организация  и  тактика  проведения
оперативно-розыскных   мероприятий  определяются  нормативными  актами
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
     Строго    следовать    требованиям    Федерального   закона   "Об
оперативно-розыскной  деятельности"  о  том,  что оперативная проверка
прекращается  в  случае  решения конкретных задач оперативно-розыскной
деятельности  или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об
объективной невозможности их решения;
     в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета и
других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия
с  оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились
такие дела и материалы;
     г)  соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам
оперативно-розыскной  деятельности,  а также соблюдение недопустимости
применения  информационных  систем  и  технических  средств, наносящих
ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
     д)  наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность,  а  также  принимающих  решения  о  заведении, продлении
сроков   и   прекращении   ведения   дел  оперативного  учета  и  иных
оперативно-служебных   материалов,   проведении   оперативно-розыскных
мероприятий,     представлении     результатов    оперативно-розыскной
деятельности  следователю,  руководителю  следственного органа, органа
дознания или в суд;
     е)    соблюдение    определенного    Федеральным    законом   "Об
оперативно-розыскной    деятельности"   перечня   оперативно-розыскных
мероприятий;
     ж)   наличие   оснований   для   проведения  оперативно-розыскных
мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом.
     Учитывать,  что  срок действия вынесенного судьей постановления о
разрешении      проведения      оперативно-розыскного     мероприятия,
ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно
в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если
иное   не   указано   в   самом  постановлении.  Дальнейшее  продление
допускается   по   новому   судебному   решению   на  основании  вновь
представленных материалов;
     з)  своевременность  уведомления  судей органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в
случаях,  не  терпящих  отлагательства и могущих привести к совершению
тяжкого  или  особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о
событиях  и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной,
военной,  экономической  или  экологической  безопасности государства,
оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права
человека   и   гражданина   на  тайну  переписки,  телефонных  и  иных
переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том
числе  передаваемых  по  сетям  электронной,  электрической и почтовой
связи,  а  также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований
для  проведения  таких  оперативно-розыскных  мероприятий в экстренном
режиме.
     Законность  привлечения  граждан к содействию на конфиденциальной
основе  и  соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять
исключительно при наличии жалоб граждан.
     При  осуществлении  надзора  иметь  в виду, что сведения о лицах,
внедренных  в  организованные  преступные  группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
а  также  о  лицах,  оказывающих  или  оказывавших  им  содействие  на
конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного
согласия  перечисленных  лиц,  за  исключением  случаев,  требующих их
привлечения к уголовной ответственности.
     7.  При  проверках  законности  оперативно-розыскных мероприятий,
проводимых    на   основании   поручения   следователя,   руководителя
следственного   органа,   органа  дознания,  начальника  подразделения
дознания,   дознавателя  или  определения  суда  по  уголовным  делам,
находящимся  в  их  производстве, основываясь на положениях ст. 21 УПК
РФ,  в  каждом отдельном случае рассматривать необходимость проведения
дополнительных   оперативно-розыскных   мероприятий,  направленных  на
раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.
     При  наличии  достаточных  данных, свидетельствующих о нарушениях
или  недостатках  при  проведении  оперативно-розыскных мероприятий по
указанным  поручениям  либо  определениям,  уполномоченному прокурору,
помимо  актов  прокурорского  реагирования,  направлять  руководителям
органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования
и  поручения в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного
преследования.
     8.   В   ходе   изучения   дел   оперативного   учета   и  других
оперативно-служебных   материалов  в  обязательном  порядке  проверять
наличие  в  них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений,
незаконном   освобождении   от   уголовного  преследования  (заявлений
граждан,  протоколов  следственных  действий, официальных документов и
т.п.).
     9.   Установить,   что   уполномоченный  прокурор  в  ходе  и  по
результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных
прав  и  свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных
должностными   лицами   органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность, обязан:
     а)  знакомиться  с  подлинными оперативно-служебными документами,
включая    дела    оперативного    учета,   материалы   о   проведении
оперативно-розыскных        мероприятий        с        использованием
оперативно-технических  средств, учетно-регистрационную документацию и
ведомственные  нормативные  правовые  акты,  регламентирующие  порядок
проведения    оперативно-розыскных    мероприятий,    а   также   иные
оперативно-служебные  документы, необходимые для осуществления надзора
за оперативно-розыскной деятельностью;
     б)   получать   письменные   объяснения   от  должностных  лиц  и
сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
по поводу выявленных нарушений закона;
     в)  предъявлять письменные требования и давать поручения по делам
оперативного   учета   и   иным   оперативно-служебным  материалам  об
устранении нарушений закона;
     г)  решать  вопрос  об опротестовании незаконных и необоснованных
постановлений        руководителей       органов,       осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   в   том   числе  и  о  передаче
результатов     оперативно-розыскной     деятельности     следователю,
дознавателю,  руководителю  следственного  органа,  органу дознания, в
суд;
     д)   ставить   вопрос   об  отмене  незаконных  и  необоснованных
постановлений  следователя  (органа дознания) о возбуждении уголовного
дела, вынесенных в порядке реализации результатов оперативно-розыскной
деятельности;
     е) решать вопрос об опротестовании противоречащих закону правовых
актов   руководителей   органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность;
     ж) решать вопрос о внесении представлений об устранении нарушений
закона,   допущенных   сотрудниками  и  должностными  лицами  органов,
осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, в которых требовать
их     отстранения     от    дальнейшего    участия    в    проведении
оперативно-розыскных  мероприятий  по  конкретным  делам  оперативного
учета  и  иным  оперативно-служебным  материалам,  а  также  требовать
прекращения  проведения  оперативно-розыскных мероприятий, ведения дел
оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов;
     з)   при  выявлении  в  ходе  проверки  повода  и  основания  для
возбуждения  уголовного  дела, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, ставить
вопрос   о   вынесении  мотивированного  постановления  о  направлении
соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для
решения  вопроса  об  уголовном  преследовании  по  фактам  допущенных
нарушений уголовного законодательства.
     10.   Уполномоченным  прокурорам,  используя  предоставленные  им
полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и
юридических  лиц  при осуществлении оперативно-розыскной деятельности,
принимать   своевременные   меры   к   их  восстановлению,  возмещению
причиненного  вреда  и  (при  наличии  оснований) привлечению виновных
должностных лиц и сотрудников к установленной законом ответственности.
     11.   В  случаях  незаконного  отказа  от  выполнения  требований
уполномоченных прокуроров в зависимости от обстоятельств рассматривать
это  как  невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его
законной  деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований
принимать   меры   для   привлечения   виновных   должностных   лиц  к
предусмотренной законом ответственности.
     12.  Руководителям  прокуратур  обеспечить  защиту от разглашения
сведений,  содержащихся  в  представленных  документах и материалах об
оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.
     Возложить     на     уполномоченных    прокуроров    персональную
ответственность    за    соблюдение   установленных   ограничений   по
ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
     13. Ввести в действие с 1 января 2008 г. отчет о работе прокурора
по     надзору    за    исполнением    законов    при    осуществлении
оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (приложение 1).
     Утвердить  Инструкцию  о  порядке  формирования  отчета  о работе
прокурора   по   надзору  за  исполнением  законов  при  осуществлении
оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (приложение 2) и Инструкцию об
организации  делопроизводства  в  органах  прокуратуры  по  документам
оперативно-розыскной деятельности (приложение 3).
     14.  Начальникам  главных  управлений  и  управлений  Генеральной
прокуратуры  Российской  Федерации,  Главной  военной  прокуратуры,  к
компетенции    которых    отнесен   надзор   за   оперативно-розыскной
деятельностью, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным
к   ним   военным  прокурорам  и  прокурорам  иных  специализированных
прокуратур    обеспечить   контроль   за   организацией   надзора   за
оперативно-розыскной  деятельностью,  составление  отчета  о работе по
надзору    за   оперативно-розыскной   деятельностью,   систематически
анализировать  материалы  проверок  и оказывать подчиненным прокурорам
необходимую      помощь,     регулярно     организовывать     проверки
делопроизводства,   учета   и   сохранности   документов   надзора  за
оперативно-розыскной   деятельностью   в   подразделениях   и  органах
прокуратуры.
     15. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним
прокурорам специализированных прокуратур по итогам полугодия и года (к
10 января и 10 июля) представлять в Генеральную прокуратуру Российской
Федерации  докладные  записки о состоянии законности при осуществлении
оперативно-розыскной  деятельности поднадзорными органами, результатах
надзора   за  оперативно-розыскной  деятельностью,  с  дифференциацией
сведений    применительно    к    каждому    органу,   осуществляющему
оперативно-розыскную деятельность.
     Военным  прокурорам  окружного  звена  в  те  же сроки направлять
докладные записки в Главную военную прокуратуру.
     16. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской
Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен
надзор  за  оперативно-розыскной  деятельностью, не реже одного раза в
полугодие   осуществлять   обобщение   практики  на  этом  направлении
деятельности.  Аналитические  справки  представлять  в  управление  по
надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью
Генеральной прокуратуры Российской Федерации не позднее 15 января и 15
июля.
     17.  Установить, что руководство и контроль за работой прокуроров
субъектов  Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров
и   прокуроров   иных  специализированных  прокуратур  по  надзору  за
оперативно-розыскной деятельностью осуществляют управления Генеральной
прокуратуры  Российской  Федерации  и  Главной  военной прокуратуры, к
компетенции    которых    отнесен   надзор   за   оперативно-розыскной
деятельностью.
     18.   Приказ   Генерального  прокурора  Российской  Федерации  от
25.04.2000  N  56  "Об организации надзора за исполнением Федерального
закона "Об оперативно-розыскной деятельности" считать утратившим силу.
     19.  Контроль  за  исполнением  Приказа возложить на заместителей
Генерального    прокурора   Российской   Федерации   по   направлениям
деятельности.
     Приказ  направить первым заместителям и заместителям Генерального
прокурора   Российской   Федерации,  начальникам  главных  управлений,
управлений  и  отделов  Генеральной  прокуратуры Российской Федерации,
Главной   военной   прокуратуры,   прокурорам   субъектов   Российской
Федерации,  приравненным  к  ним  военным прокурорам и прокурорам иных
специализированных    прокуратур,    прокурорам    городов,   районов,
приравненным    к   ним   военным   прокурорам   и   прокурорам   иных
специализированных  прокуратур,  а также в Министерство внутренних дел
Российской   Федерации,  Министерство  обороны  Российской  Федерации,
Федеральную  службу  безопасности  Российской  Федерации,  Федеральную
службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской
Федерации,  Федеральную  службу  Российской  Федерации  по контролю за
оборотом наркотиков, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу
исполнения  наказаний, Следственный комитет при прокуратуре Российской
Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
                                                             Ю.Я.ЧАЙКА
21 декабря 2007 г.
N 207


                                                          Приложение 1

                                      к Приказу Генерального прокурора
                                                  Российской Федерации
                                               от 21 декабря 2007 года
                                                                 N 207

                                              Секретно (по заполнении)

                                                             Форма ОРД

Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"".

Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа