Фрагмент документа "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ. О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ЛИКВИДАЦИЕЙ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УЩЕРБОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ".
4. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ПРИРОДООХРАННЫМИ ОРГАНАМИ 4.1. Расследование аварий проводится в рамках производственного экологического контроля специальными комиссиями, в состав которых в обязательном порядке входят представители экологических служб ДАО ОАО "АК "Транснефть". Целями расследования являются: - установление факта аварии и величины вредного воздействия на окружающую природную среду; - определение ответственных лиц, виновных в совершении экологического правонарушения, и применение к ним соответствующих санкций; - повышение эффективности взаимодействия с природоохранными и иными органами государственной власти; - обеспечение эффективной правовой защиты интересов ОАО "АК "Транснефть". 4.2. Расследование аварий осуществляется в соответствии с действующим законодательством, федеральными нормативными и методическими документами, государственными и международными стандартами в области охраны окружающей природной среды, настоящим Регламентом и другими нормативными документами, составляющими серию регламентов "Природопользование, охрана окружающей среды, экологическая безопасность" Открытого акционерного общества "АК "Транснефть". При составлении и подписании актов, а также иных нормоопределяемых действиях, проводится уведомление страховой компании. 4.3. Члены комиссии выезжают на место аварии и приступают к установлению факта аварии и величины вредного воздействия на окружающую природную среду в течение 6 часов с момента получения информации об аварии. 4.4. Первичным документом, создаваемым членами комиссии для фиксации факта аварии и величины вредного воздействия на окружающую природную среду, является протокол о нарушении природоохранительного законодательства Российской Федерации. 4.5. В указанном протоколе должны содержаться следующие основные сведения: - время и место аварии; - вид аварии согласно РД 153-39.4-056-00 "Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов"; - время проведения обследования; - лицо или лица, составившие протокол; - реквизиты юридического или физического лица, виновного в аварии; - характер аварии и ее последствия (воздействие на окружающую среду, выбросы, сбросы, размещение отходов и т.д.); - краткая оценка состояния окружающей среды, вида, размера и продолжительности воздействия на природные среды (загрязнение воздуха, вод, почвы, повреждение или гибель представителей растительного и животного мира, людей) в месте нанесения вреда и его проявления; - статьи законодательных актов и пункты нормативных документов, нарушение которых констатируется при обследовании; - сведения о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследования; - оперативные меры, принятые для ликвидации последствий аварии, используемые для этих целей средства. В протоколе могут быть приведены как точные, так и предварительные сведения о размерах воздействия на окружающую среду. Содержание протокола конкретизируется в зависимости от вида воздействия на окружающую среду с учетом требований и рекомендаций нормативно-методических документов, утвержденных или разрешенных к применению государственными природоохранными органами. 4.6. Результаты обследования, зафиксированные в протоколе, подтверждаются подписями всех участников обследования. В случае несогласия с какими-либо обстоятельствами, указанными в протоколе, каждый из них вправе изложить особое мнение. 4.7. Детальное расследование обстоятельств причинения вреда и сбор доказательств, обосновывающих величину ущерба и убытков, может быть продолжено после составления протокола и определяется программой работ, разработанной комиссией и согласованной с соответствующим территориальным природоохранным органом. В Приложении 1 приводится Порядок определения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате аварии. 4.8. Оформление документов. 4.8.1. Формы документов, которыми оформляется факт совершения экологического правонарушения, заполняются уполномоченным должностным лицом, входящим в состав комиссии по расследованию аварии, на стандартных бланках (формы документов приведены в Приложении 2). 4.8.2. С оформленного документа снимается необходимое количество копий. Каждый экземпляр копии подписывается лицом, составившим указанный документ, и заверяется печатью. Одновременно в документе заполняется графа о количестве копий. 4.8.3. Выдача бланков отражается в расходных журналах, которые ведутся в ДАО ОАО "АК "Транснефть". 4.8.4. Схема расположения источников загрязняющих веществ, ситуационный план составляются на отдельном листе белой бумаги или на копии карты района. Обозначения отдельных объектов наносятся на схему (план) с необходимыми пояснениями. Схема на копии карты заверяется подписями лиц, присутствующих при составлении протокола. Схема на бумаге заверяется штампом организации и подписями лиц, присутствующих при составлении протокола. 4.8.6. Акт об отборе проб является приложением к Протоколу об экологическом правонарушении. Акт об отборе проб составляется на каждую пробу одновременно с составлением указанного Протокола, прилагается к взятой пробе и направляется в организацию, производящую ее анализ. Часть Акта, фиксирующая результаты анализа данного экземпляра пробы, заполняется после проведения анализа и заверяется печатью указанной организации. 4.9. Ответственность должностных лиц и граждан за экологические правонарушения определяется действующим законодательством Российской Федерации. В том числе ст. 81 - 85 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", ст. 50 - 84 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ст. 246, 247, 250, 251, 252, 254, 257, 259, 261, 262 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. 4.10. Взаимодействие с территориальными природоохранными органами осуществляется в области определения и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. 4.10.1. Полномочия должностных лиц природоохранных органов, осуществляющих государственный экологический контроль регулируются действующим законодательством, в т.ч. ст. 70 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и "Правилами осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов", утвержденными Минприроды РФ 17 апреля 1996 г. 4.10.2. В целях повышения эффективности взаимодействия экологических служб ДАО ОАО "АК "Транснефть" с территориальными природоохранными органами целесообразно привлекать представителей последних к проведению совместных расследований аварий. В случае расследования аварий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций территориального, регионального и федерального значений, возможно включение (по согласованию) представителей территориальных природоохранных органов в состав комиссии по расследованию аварий. Одновременно с унификацией подходов к расследованию аварий, связанных с причинением вреда окружающей природной среде, и использованием единообразной документации такой подход может существенно снизить временные и материальные затраты, связанные с определением и возмещением вреда окружающей природной среде. 4.11. Оповещение населения проводится посредством передачи в установленном порядке средствам массовой информации (местные, региональные или федеральные) сведений о масштабах загрязнения и проводимых работах по ликвидации и последующей реабилитации пострадавших территорий. Приложение 1 |
Фрагмент документа "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ. О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ЛИКВИДАЦИЕЙ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УЩЕРБОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ".