О СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ "МОСКОВСКИЕ ДЕТИ" НА 2008-2017 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 25.03.08 195-ПП

Фрагмент документа "О СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ "МОСКОВСКИЕ ДЕТИ" НА 2008-2017 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. Ребенок в образовательной среде

     Московская школа сегодня сохраняет лучшие традиции российского  и
советского  общего  образования,  обеспечивая  его  мировой  уровень и
престиж.  Сеть  столичных   образовательных   учреждений   для   детей
насчитывает  порядка 4 тысяч единиц,  включая учреждения,  реализующие
программы общего, дошкольного, начального и среднего профессионального
образования.  Значительно  видовое  разнообразие учебных заведений,  в
число  которых  входят  лицеи,  гимназии,   школы   с   этнокультурным
компонентом,  кадетские образовательные учреждения,  "школы здоровья",
коррекционные учреждения,  школы для детей с девиантным  поведением  и
т.д.  Принципиальную  роль  в  обеспечении  доступности  качественного
образования  играет  программа  строительства  новых   образовательных
учреждений.  Ежегодно  в  столице  вводится  в  эксплуатацию  около 20
школьных зданий.  Начиная с 2006 г.  интенсивно ведется  строительство
детских    садов.    Необходимым    условием    образования   является
обеспеченность  образовательных  учреждений  учебным  оборудованием  и
средствами     информационных     и    коммуникационных    технологий.
Принципиальную роль здесь играет соответствующая  программа,  принятая
Правительством  Москвы  в  2000  году.  Ее  реализация  в определенной
степени ликвидирует кризис учебного оборудования,  создавшийся к концу
90-х годов.
     Москва является передовым регионом России  и  занимает  достойное
место в мире по направлению информатизации общего образования.  В 2007
году благодаря московским  и  федеральным  программам  все  московские
школы были обеспечены скоростным доступом к интернету, получили доступ
к образовательным ресурсам и сервисам.
     Вместе с  тем,  усложнение  и  дифференциация  социального заказа
московской   системе   образования   пока   опережают   процессы    ее
модернизации.    Остается    актуальной    проблема   образовательного
неравенства детей из различных социальных  слоев.  Сохраняются  группы
детей,  не  охваченных  образовательными  услугами  и охваченных ими в
недостаточной степени,  такие  как  дети-инвалиды  и  дети  с  особыми
потребностями,   безнадзорные  дети.  В  целом  необходимо  обеспечить
максимальное соответствие  предоставляемых  в  Москве  образовательных
услуг  интересам  и  потребностям детей,  запросам семей,  требованиям
общества и глобальной экономики.
     "Демографическая яма"  в  числе  детей,  рожденных в разные годы,
начиная с 1990 года сказывается  и  будет  продолжать  сказываться  на
занятости работников системы образования,  эффективности использования
площадей образовательных учреждений и т.д.  Весьма острой является  на
сегодняшний  день  проблема дефицита мест в дошкольных образовательных
учреждениях города.
     Важную роль  в  обеспечении  интеллектуального  будущего Москвы и
России играет система работы с одаренными детьми,  охватывающая  сотни
тысяч  учащихся,  участвующих  в  олимпиадах,  кружках,  обучающихся в
лучших московских профильных школах.  Для победителей всероссийских  и
международных   олимпиад  город  создает  особые  условия  обучения  и
олимпийской подготовки.
     При этом  общая  экономическая  и  социальная  ситуация  в стране
продолжает воздействовать на школу  в  направлении  снижения  ценности
образования,  прежде  всего  -  в математических и естественно-научных
дисциплинах,  продолжает сказываться падение  престижа  педагогической
профессии,  возникшее  в  период крайнего материального неблагополучия
педагогов.
     Важнейшую комплексную  задачу решает сегодня система начального и
среднего профессионального  образования,  определяя,  наряду  с  общим
образованием,  место  молодого  человека в экономике города,  выполняя
социальный заказ региона и в то же время гарантируя выпускнику, что он
будет   востребован,   получит   достойную  работу.  Все  это  требует
непрерывной  модернизации   системы   профессионального   образования,
которая   должна  быть  более  радикальной  и  быстро  реагирующей  на
социальные  запросы  города,  чем   модернизация,   идущая   в   общем
образовании.
     Значительное внимание Правительством Москвы уделяется образованию
и социально-культурной адаптации детей-мигрантов.  В настоящее время в
образовательных учреждениях  Москвы  обучаются,  по  самым  осторожным
оценкам,  около 25 тыс. таких детей. Для большинства из них характерны
слабое знание русского языка,  отсутствие достаточных для социализации
знаний  об  основах российского законодательства,  культуры,  истории,
традиций, норм   поведения   в   быту.   Эффективность   социально   -
психологической и культурно-языковой адаптации детей-мигрантов снижают
психологически    небезопасная   образовательная   среда,   отсутствие
специальных  психолого-педагогических  технологий,   направленных   на
помощь  в  освоении  необходимых поведенческих навыков,  эмоциональный
дискомфорт педагогов и низкий уровень их правовой культуры.
     В целях   создания   условий   для   интеграции   таких  детей  в
образовательную среду Москвы работают 243 группы по изучению  русского
языка  на базе 152 образовательных учреждений всех учебных округов.  В
этих группах обучаются около 3 тысяч  детей.  Организована  подготовка
учителей  русского  языка для работы с детьми-мигрантами;  разработаны
рекомендации по обучению  детей,  не  владеющих  или  слабо  владеющих
русским  языком;  подготовлено  к  изданию учебно-методическое пособие
"Учимся говорить по-русски" для учащихся начальных классов.  В  то  же
время  необходимо  проводить  дальнейшую  работу  по расширению охвата
данной группы детей  различными  формами  культурно-образовательной  и
психолого-педагогической поддержки, вести системный учет, мониторинг и
анализ положения детей-мигрантов в российской столице.
     Стратегическая перспектива    развития   столичного   образования
видится в реализации  принципа  открытости  городской  образовательной
среды.   Открытое   образование   -   это   образование,   в   котором
преодолевается   внешне   заданный   контекст    любого    конкретного
образовательного учреждения, соответствующий строго регламентированной
учебной программе и организации всего учебно-воспитательного процесса.
В системе открытого образования каждый элемент социальной и культурной
среды города может нести на себе образовательные  функции  и  являться
ресурсом в построении индивидуальной образовательной программы.
     Для реализации   принципа   открытости   недостаточно    широкого
разнообразия  образовательных  предложений  и услуг:  необходимо иметь
четкий способ выбора этих предложений для включения  в  индивидуальную
образовательную   программу.   Только   при   этом  условии  хаотичное
пространство разнородных образовательных  услуг  города  выступит  для
человека ресурсом его собственного образовательного движения.
     Наконец, в  рамках  общеобразовательной  проблематики  необходима
модернизация    целей,    содержания    и    технологий   образования.
Соответствующие решения должны приниматься на федеральном  уровне,  но
фактически инициироваться, во многом формироваться и реализовываться в
Москве.

Фрагмент документа "О СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ "МОСКОВСКИЕ ДЕТИ" НА 2008-2017 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа