Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ".
II. Порядок проведения профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата 6. Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом, функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы. Согласно современным взглядам осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социально-гигиенических факторов. Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата: - контроля подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся; - контроля за позой учащихся во время занятий; - контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом; - проведения физкультминуток на уроках; - создания благоприятного двигательного режима для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. 7. С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формированию правильной позы первоклассников, обучать детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также уменьшается расстояние от глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении учащемуся приходится опираться грудью на поверхность стола, что еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов. В связи с этим в профилактике отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, а также зрения, большое значение имеет правильная поза. 8. Проведение физкультминуток (далее - ФМ) - это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Для проведения физкультурных минуток может быть использован специальный комплекс из 3 - 4-х упражнений. ФМ для улучшения мозгового кровообращения: - исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - голову наклонить направо, 2 - и.п., 3 - голову наклонить налево, 4 - и.п., 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6 - и.п. Повторить 3 - 4 раза. Темп медленный; - и.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 4 - 5 раз. Темп медленный. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук: - и.п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3 - 4 раза. Темп средний; - и.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5 - 6 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный; - и.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. ФМ для снятия напряжения с мышц туловища: - и.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний; - и.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз. Темп средний. Занятия в образовательном учреждении, сочетающие в себе психическую и статическую нагрузки на отдельные органы, системы и на весь организм в целом, требует проведения на уроке ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия, которые комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Продолжительность ФМ составляет 1,5 - 2 минуты, проводит их педагог, а методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподаватель физкультуры. Комплексы упражнений, входящие в ФМ, должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. На уроках письма физкультминутки должны проводиться дважды за урок - на 15 и 25 минуте, причем на одной из ФМ выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти. Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма: - упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - голову наклонить вперед, 6 - и.п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный; - упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний; - упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - повернуть туловище направо, 2 - повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний; - упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Теми - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 3 - 4 - быстрый, 1 - 2 - медленный. 9. Для оздоровления учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата целесообразно создание в общеобразовательных учреждениях специальных групп с расширением элементов корригирующей гимнастики. Занятия в этих группах, после предварительной подготовки, проводит преподаватель физкультуры. Необходимо рекомендовать детям выполнение физических упражнений в виде "домашних заданий" с предварительным их разучиванием на уроках в общеобразовательном учреждении и последующей регулярной проверкой их выполнения. Корригирующие упражнения для нормализации осанки: - стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять; - ходьба обычная, следя за осанкой; - ходьба на носках, руки за головой; - ходьба на пятках, руки на поясе; - ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад; - поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка - выдох). То же самое другой ногой; - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - 2 - развести локти в стороны, сводя лопатки - вдох, 3 - 4 - исходное положение - выдох; - приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1 - 2, на 3 - 4 медленно вернуться в исходное положение; - ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад; - ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной; - "мельница". Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука); - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад; - поднимание прямых рук через стороны вверх - вдох. Возвращение в исходное положение - выдох; - ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе; - ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности). Корригирующие упражнения для нормализации осанки с палочкой: - поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или назад; - ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 - поднять руки с палочкой вверх - вдох, 2 - опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена - выдох, 3 - 4 - другой ногой; - ноги на ширине плеч, палочка на груди. 1 - поднять палочку вверх, 2 - положить палочку на лопатки, 3 - поднять палочку вверх, 4 - исходное положение; - ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 - руки с палочкой на грудь, одно колено к животу, 2 - руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом), 3 - повторить первое положение, 4 - исходное положение, то же - с другой ноги; - палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются; - палочка лежит на полу, перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе; - ходьба по палочке приставным шагом (носки и пятки касаются пола). Корригирующие упражнения для нормализации осанки с резиновым бинтом: - стоя на бинте, кисти с бинтом на поясе, самовытяжение (макушкой тянуться вверх); - стоя на бинте, ноги на ширине стопы, руки опущены, в руках бинт. Поднимание прямых рук через стороны вверх (бинт натянут) с последующим опусканием рук; - исходное положение - стоя на бинте, ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад (бинт на лопатках вертикально); - приседание на носках, стоящих на бинте, с разведением коленей и подниманием прямых рук вверх; - бинт на груди (один или два слоя). Растягивание бинта на груди с отведением локтей в стороны и сведением лопаток. Упражнения, рекомендуемые учащимся с плоскостопием в виде домашних заданий: - упражнение "каток" - ребенок стопой катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой; - упражнение "разбойник" - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой; - упражнение "маляр" - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3 - 4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой; - упражнение "сборщик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе; - упражнение "художник" - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой; - упражнение "гусеница" - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он притягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно; - упражнение "кораблик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика); - упражнение "мельница" - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях; - упражнение "серп" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз; - упражнение "барабанщик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются; - упражнение "окно" - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола; - упражнение "хождение на пятках" - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой. Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку на одной и двух ногах. 10. Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности для детей с нарушениями формирования свода стопы (осуществляется в домашних условиях под контролем родителей): - необходимо каждый день дома делать гигиеническую ножную ванну (36 - 37ё); - необходимо выработать походку без сильного разведения стоп; - полезно ходить босиком по рыхлой почве, песку; - не рекомендуется чрезмерная ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой (типа резиновых туфель) по утоптанной почве, асфальту; - не рекомендуется находиться в помещении в утепленной обуви; - детям с наклонностью к плоскостопию следует избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными стопами), переноски тяжестей; - при необходимости длительного стояния полезно перенести на некоторое время нагрузку на наружный край стопы. 11. Самомассаж ног рекомендуется производить при появляющемся чувстве утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени или стопе. Массируют преимущественно внутреннюю поверхность голени и подошвенную поверхность стопы. Массаж голени производится в направлении от голеностопного сустава к коленному, а массаж стопы - от пальцев к пяточной области. На голени применяется прием поглаживания, растирания ладонями и разминания, на стопе - поглаживания и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев). |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ".