МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Рекомендации. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 15.01.08

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

II. Порядок проведения профилактических мероприятий
     по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата

     6.   Ведущее  место  среди  отклонений,  выявляемых  у  учащихся,
занимают  нарушения  опорно-двигательного  аппарата,  главным образом,
функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.
     Согласно   современным   взглядам  осанка  является  интегральной
характеристикой  состояния организма и отражает результат комплексного
воздействия наследственных и социально-гигиенических факторов.
     Традиционная  организация  учебного  процесса  при  доминировании
сидячей   рабочей   позы   учащегося  требует  проведения  специальных
мероприятий,   направленных  на  профилактику  и  коррекцию  нарушений
опорно-двигательного аппарата:
     - контроля подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся;
     - контроля за позой учащихся во время занятий;
     - контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом;
     - проведения физкультминуток на уроках;
     - создания  благоприятного  двигательного режима для формирования
правильной осанки и профилактики плоскостопия.
     7.  С  первых  дней  учебы  в  школе  необходимо уделять внимание
формированию  правильной  позы  первоклассников,  обучать  детей самым
простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома.
При  резко  наклоненной  позе,  необходимой  для выполнения письменных
работ,  значительно  возрастает нагрузка на мышцы спины, увеличивается
частота   сердечных   сокращений,  уменьшается  амплитуда  дыхательных
движений,  а  также  уменьшается  расстояние  от  глаз до тетради. Для
сохранения равновесия в таком положении учащемуся приходится опираться
грудью  на  поверхность  стола,  что  еще в большей степени затрудняет
работу внутренних органов. В связи с этим в профилактике отклонений со
стороны   опорно-двигательного   аппарата,  а  также  зрения,  большое
значение имеет правильная поза.
     8.  Проведение  физкультминуток  (далее  -  ФМ) - это эффективный
способ  поддержания  работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ
обеспечивается  отдых  центральной  нервной системы, а также скелетных
мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за
партой.   Для  того,  чтобы  физкультминутка  оказывала  универсальный
профилактический  эффект, она должна включать упражнения для различных
групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.
     Для  проведения  физкультурных  минуток  может  быть  использован
специальный комплекс из 3 - 4-х упражнений.
     ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
     - исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - голову наклонить
направо,  2  - и.п., 3 - голову наклонить налево, 4 - и.п., 5 - голову
наклонить  вперед,  плечи не поднимать, 6 - и.п. Повторить 3 - 4 раза.
Темп медленный;
     - и.п.  -  сидя,  руки  на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 -
и.п.,  3  -  поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 4 - 5 раз. Темп
медленный.
     ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
     - и.п.  -  стоя,  руки  на  поясе.  1 - правую руку вперед, левую
вверх,  2  -  переменить  положение  рук.  Повторить 3 - 4 раза, затем
расслабленно  опустить  вниз  и  потрясти  кистями,  голову  наклонить
вперед. Затем повторить еще 3 - 4 раза. Темп средний;
     - и.п.  - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 -
свести  локти  вперед,  голову  наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад,
прогнуться.   Повторить  5  -  6  раз,  затем  руки  вниз  и  потрясти
расслабленно. Темп медленный;
     - и.п.  -  сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать
кисти.  Повторить  6  - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и
потрясти кистями. Темп средний.
     ФМ для снятия напряжения с мышц туловища:
     - и.п.  -  стойка  ноги  врозь,  руки за голову. 1 - 5 - круговые
движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 -
вниз  и  расслабленно  потрясти  кистями.  Повторить  4  - 6 раз. Темп
средний;
     - и.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон в сторону, правая рука
скользит  вдоль  ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 -
и.п.,  5  -  8  -  то  же  в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз. Темп
средний.
     Занятия   в   образовательном   учреждении,   сочетающие  в  себе
психическую  и  статическую нагрузки на отдельные органы, системы и на
весь  организм  в  целом,  требует  проведения  на уроке ФМ для снятия
локального утомления и ФМ общего воздействия, которые комплектуются из
упражнений  для  разных  групп  мышц с учетом их напряжения в процессе
деятельности. Продолжительность ФМ составляет 1,5 - 2 минуты, проводит
их  педагог, а методическую помощь в составлении комплексов упражнений
оказывает преподаватель физкультуры.
     Комплексы  упражнений,  входящие в ФМ, должны меняться, иначе они
становятся фактором усиления монотонности.
     На  уроках  письма  физкультминутки  должны проводиться дважды за
урок - на 15 и 25 минуте, причем на одной из ФМ выполняются упражнения
для снятия напряжения с кисти.
     Комплекс  упражнений  ФМ  для  младших  школьников  на  уроках  с
элементами письма:
     - упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя,
руки  на  поясе.  1  -  поворот  головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот
головы  налево,  4  -  и.п.,  5  -  голову  наклонить вперед, 6 - и.п.
Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный;
     - упражнения  для  снятия  утомления  с мелких мышц кисти. И.п. -
сидя,  руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти.
Повторить  6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти
кистями. Темп средний;
     - упражнение  для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка
ноги  врозь,  руки  на  пояс.  1  -  повернуть  туловище  направо, 2 -
повернуть   туловище   налево.   Во   время   поворота  ноги  остаются
неподвижными. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний;
     - упражнение  для  мобилизации  внимания. И.п. - стоя, руки вдоль
туловища.  1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую
руку  на  плечо,  4  - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 -
левую  руку  вверх,  7  -  8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить
левую  руку  на  плечо,  10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на
пояс,  12  -  правую  руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4 - 6 раз. Теми - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 3 -
4 - быстрый, 1 - 2 - медленный.
     9.  Для  оздоровления учащихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата  целесообразно  создание  в  общеобразовательных  учреждениях
специальных  групп  с  расширением элементов корригирующей гимнастики.
Занятия  в  этих  группах,  после предварительной подготовки, проводит
преподаватель физкультуры.
     Необходимо рекомендовать детям выполнение физических упражнений в
виде  "домашних заданий" с предварительным их разучиванием на уроках в
общеобразовательном  учреждении  и последующей регулярной проверкой их
выполнения.
     Корригирующие упражнения для нормализации осанки:
     - стоя,  пятки  вместе,  носки  врозь,  плечи  отведены,  лопатки
соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять;
     - ходьба обычная, следя за осанкой;
     - ходьба на носках, руки за головой;
     - ходьба на пятках, руки на поясе;
     - ходьба  на  наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе,
локти отведены назад;
     - поднять  руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться
в  исходное  положение  (основная  стойка - выдох). То же самое другой
ногой;
     - ноги  на  ширине  плеч, руки на поясе. 1 - 2 - развести локти в
стороны, сводя лопатки - вдох, 3 - 4 - исходное положение - выдох;
     - приседание  с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться),
колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1 - 2, на
3 - 4 медленно вернуться в исходное положение;
     - ноги  на  ширине  плеч,  кисти  к  плечам.  Вращение в плечевых
суставах назад;
     - ноги  на  ширине  плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с
прямой спиной;
     - "мельница". Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то
левая рука);
     - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад;
     - поднимание прямых рук через стороны вверх - вдох. Возвращение в
исходное положение - выдох;
     - ноги  на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в
сторону на выдохе;
     - ходьба  по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой
скамейки,  руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в
зависимости от возраста и тренированности).
     Корригирующие упражнения для нормализации осанки с палочкой:
     - поднимание  рук  с  палочкой  вверх  с  отведением одной ноги в
сторону или назад;
     - ноги  вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 - поднять руки с
палочкой  вверх  -  вдох,  2  -  опуская палочку, поднимать одну ногу,
согнутую  в  колене, коснуться палочкой колена - выдох, 3 - 4 - другой
ногой;
     - ноги  на  ширине  плеч,  палочка  на груди. 1 - поднять палочку
вверх, 2 - положить палочку на лопатки, 3 - поднять палочку вверх, 4 -
исходное положение;
     - ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 - руки с палочкой
на  грудь,  одно  колено  к  животу,  2  -  руки  вверх, согнутую ногу
выпрямить вперед (поднятую над полом), 3 - повторить первое положение,
4 - исходное положение, то же - с другой ноги;
     - палочка  стоит  вертикально,  один  конец  упирается  в пол, на
другом  конце  руки.  Приседание  с  опорой  на  палочку с разведением
коленей, спина прямая, пятки пола не касаются;
     - палочка  лежит  на  полу,  перекат на палочке с пяток на носки,
руки на поясе;
     - ходьба  по  палочке  приставным  шагом  (носки и пятки касаются
пола).
     Корригирующие  упражнения  для  нормализации  осанки  с резиновым
бинтом:
     - стоя на бинте, кисти с бинтом на поясе, самовытяжение (макушкой
тянуться вверх);
     - стоя  на  бинте,  ноги  на  ширине стопы, руки опущены, в руках
бинт.  Поднимание  прямых  рук  через  стороны  вверх (бинт натянут) с
последующим опусканием рук;
     - исходное  положение - стоя на бинте, ноги на ширине плеч, кисти
к  плечам.  Вращение  в  плечевых  суставах  назад  (бинт  на лопатках
вертикально);
     - приседание на носках, стоящих на бинте, с разведением коленей и
подниманием прямых рук вверх;
     - бинт  на груди (один или два слоя). Растягивание бинта на груди
с отведением локтей в стороны и сведением лопаток.
     Упражнения,   рекомендуемые   учащимся  с  плоскостопием  в  виде
домашних заданий:
     - упражнение  "каток"  -  ребенок стопой катает вперед-назад мяч,
скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой
ногой;
     - упражнение  "разбойник"  -  ребенок  сидит  на полу с согнутыми
ногами.  Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение
всего   периода  выполнения  упражнения.  Движениями  пальцев  ног  он
старается  подтащить  под  пятку  разложенное  на  полу полотенце (или
салфетку),  на  котором  лежит  какой-нибудь  груз (например, камень).
Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой;
     - упражнение "маляр" - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами,
колени  выпрямлены,  большим  пальцем  одной  ноги проводит по подъему
другой ноги по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание"
повторяется  3  -  4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем
другой ногой;
     - упражнение  "сборщик"  -  ребенок,  сидя  на  полу  с согнутыми
коленями,  собирает  пальцами  одной  ноги  различные мелкие предметы,
разложенные  на  полу  (игрушки,  прищепки  для белья, елочные шишки и
др.),  и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое.
Затем  без  помощи  рук  перекладывает  эти  предметы из одной кучки в
другую. Следует не допускать падения предметов при переносе;
     - упражнение  "художник"  -  ребенок карандашом, зажатым пальцами
ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой
ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой;
     - упражнение  "гусеница"  -  ребенок  сидит  на  полу с согнутыми
коленями,  пятки  прижаты  к  полу.  Сгибая пальцы ног, он притягивает
пятку  вперед  к  пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение
повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за
счет  сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока
пальцы  могут  касаться  пола.  Упражнение  выполняется  обеими ногами
одновременно;
     - упражнение  "кораблик"  -  ребенок,  сидя  на  полу с согнутыми
коленями  и  прижимая  подошвы  ног друг к другу, постепенно старается
выпрямить  колени  до  тех  пор,  пока  пальцы  и пятки ног могут быть
прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика);
     - упражнение  "мельница"  - ребенок, сидя на полу с выпрямленными
коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях;
     - упражнение "серп" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями,
ставит  подошвы  ног  на  пол  (расстояние между ними 20 см). Согнутые
пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при
этом  пятки  остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько
раз;
     - упражнение  "барабанщик"  -  ребенок,  сидя на полу с согнутыми
коленями,  не  касаясь  пятками  пола,  двигает ступнями вверх и вниз,
касаясь  пола  только  пальцами  ног. В процессе выполнения упражнения
колени постепенно выпрямляются;
     - упражнение  "окно"  -  ребенок, стоя на полу, разводит и сводит
выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола;
     - упражнение  "хождение  на пятках" - ребенок ходит на пятках, не
касаясь пола пальцами и подошвой.
     Продолжительность  таких  занятий  10  минут.  Перед упражнениями
следует  походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку на
одной и двух ногах.
     10. Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние
конечности   для   детей   с   нарушениями  формирования  свода  стопы
(осуществляется в домашних условиях под контролем родителей):
     - необходимо  каждый  день дома делать гигиеническую ножную ванну
(36 - 37ё);
     - необходимо выработать походку без сильного разведения стоп;
     - полезно ходить босиком по рыхлой почве, песку;
     - не рекомендуется чрезмерная ходьба босиком или в обуви с мягкой
подошвой (типа резиновых туфель) по утоптанной почве, асфальту;
     - не рекомендуется находиться в помещении в утепленной обуви;
     - детям   с   наклонностью   к   плоскостопию   следует  избегать
продолжительного  стояния (особенно с разведенными стопами), переноски
тяжестей;
     - при  необходимости  длительного  стояния  полезно  перенести на
некоторое время нагрузку на наружный край стопы.
     11.  Самомассаж  ног  рекомендуется  производить при появляющемся
чувстве  утомления  в  ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени
или  стопе.  Массируют преимущественно внутреннюю поверхность голени и
подошвенную   поверхность   стопы.   Массаж   голени   производится  в
направлении от голеностопного сустава к коленному, а массаж стопы - от
пальцев  к пяточной области. На голени применяется прием поглаживания,
растирания ладонями и разминания, на стопе - поглаживания и растирание
(основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев).

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа