Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ".
II. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ ПО УСТАНОВЛЕННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИНСПЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 5. Типовая программа должна предусматривать: а) проверку организационных мероприятий по обеспечению физической защиты объекта, которая включает: - проверку наличия документов по вопросам организации и обеспечения физической защиты объекта и их соответствия федеральным и ведомственным требованиям; - проверку организации и деятельности службы безопасности объекта; б) проверку функционирования комплекса инженерно-технических средств физической защиты (ИТСФЗ) и его соответствия проектной документации; в) проверку подразделений охраны. 6. В порядке выполнения требования подпункта "а" п. 5 настоящей Типовой программы проверке наличия и исполнения подлежат следующие нормативные правовые акты вышестоящих органов управления, внутренние (объектовые) организационно-распорядительные документы, документы планирования и проектно-конструкторские документы: - нормативные правовые акты, распоряжения вышестоящих органов, определяющие требования к обеспечению физической защиты при выполнении объектом заявленных и лицензированных видов деятельности; - лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии и выполнение условий их действия в части, касающейся физической защиты; - организационно-распорядительные документы, разработанные администрацией объекта по обеспечению его физической защиты, в том числе при транспортировании ядерных материалов и ядерных установок; - документы по выполнению администрацией объекта приказов и распоряжений по организации физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (в том числе по содержанию и выполнению мероприятий, направленных на предупреждение попыток совершения террористических актов в отношении них), а также требований органов прокуратуры по соблюдению законодательства Российской Федерации в части, касающейся физической защиты; - паспорт состояния антитеррористической защищенности объекта; - документы федеральных органов исполнительной власти, оформленные по результатам ведомственного контроля за состоянием и функционированием системы физической защиты; - акты (предписания) предыдущих инспекций, планы мероприятий по устранению отмеченных недостатков, выполнение этих предписаний и планов, принятые на период устранения недостатков в физической защите компенсирующие мероприятия; - акт межведомственной комиссии по организации охраны объекта (при охране объекта внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации), договор на охрану объекта и акт его комиссионного обследования (при использовании вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации), акт ведомственной комиссии по организации охраны объекта (при его охране ведомственной охраной), а также акты о частичном изменении охраны и ведомственные нормативные документы по организации охраны объекта и порядку несения службы подразделениями охраны; - документы о допуске должностных лиц, участвующих в организации и обеспечении физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, к проведению этих работ; - документация на рабочих местах (начальника караула, оператора центрального пункта управления (ЦПУ) и локальных пунктов управления (ЛПУ) системы физической защиты, контролера контрольно-пропускного пункта (КПП), часового), вопросы обращения с документацией (учет, система пересмотра, внесения изменений и дополнений, порядок введения в действие вновь выпущенных документов); - документы по проектированию, конструированию и созданию ИТСФЗ объекта; - план строительства, реконструкции и ремонта ИТСФЗ объекта, план-график выполнения регламентных работ и их выполнение; - наличие и ведение эксплуатационной документации (инструкций, технических описаний, журналов, паспортов и т.д.) на ТСФЗ; - наличие сертификатов на ТСФЗ, а также разработанные и утвержденные руководством ядерного объекта следующие документы: - план охраны ядерного объекта; - план действий персонала физической защиты и персонала ядерного объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях; - план взаимодействия руководства ядерного объекта, воинских частей (подразделений) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации с органами внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях; - положение о системе допуска и доступа к предметам физической защиты, к информации о функционировании системы физической защиты; - план проверки технического состояния и работоспособности ИТСФЗ; - план совершенствования системы физической защиты; - наличие положения о службе безопасности объекта; - наличие материалов по оценке последствий несанкционированных действий в отношении предметов физической защиты; - наличие материалов по категорированию предметов физической защиты, помещений (при необходимости - зданий, сооружений) и ядерного объекта в целом; - наличие материалов по выделению охраняемых зон, зон ограниченного доступа и определение мест размещения предметов физической защиты в соответствующих зоне, здании, помещении; - наличие документов по проведению объектового контроля за соблюдением требований по физической защите. 7. В порядке выполнения требований подпункта "а" п. 5 настоящей Типовой программы проверке также подлежат: - организация и деятельность службы безопасности объекта; - структура службы безопасности объекта и ее укомплектованность специалистами; - функциональные обязанности сотрудников службы безопасности и организация их профессиональной подготовки; - выполнение организационных мероприятий по осуществлению управления и координации деятельности по обеспечению физической защиты объекта с учетом действующих ведомственных положений о службе безопасности; - функционирование разрешительной системы доступа персонала, командированных лиц, посетителей и транспортных средств в охраняемые зоны, режимные здания, сооружения и помещения, к ядерным материалам, ядерным установкам и пунктам хранения ядерных материалов; - порядок осуществления пропускного режима в охраняемые зоны, режимные здания, сооружения и помещения; - организация доступа различных категорий лиц к ядерным материалам, ядерным установкам и пунктам хранения ядерных материалов; - выполнение правила "двух лиц" при работах в особо важных зонах и при досмотре транспортных средств, выезжающих за пределы охраняемых зон; - осуществление контроля за поведением лиц, допущенных в охраняемые зоны, режимные здания, сооружения и помещения; - организация и обеспечение охраны охраняемых зон, режимных зданий, сооружений и помещений; - организация работы бюро пропусков (за исключением находящихся в ведении внутренних войск); - организация досмотра персонала, командированных лиц и посетителей; - организация управления ИТСФЗ с ЦПУ и ЛПУ; - наличие анализа уязвимости объекта и ведомственных нормативных документов, определяющих порядок его проведения, а также уязвимых мест ядерной установки, пунктов хранения ядерных материалов и технологических процессов использования и хранения ядерных материалов; - наличие оценки эффективности действующей или проектируемой системы физической защиты и ведомственных нормативных документов, определяющих порядок ее проведения; - организация взаимодействия руководства ядерного объекта, воинских частей (подразделений) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации с органами внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях; - организация контроля за выполнением организационных мероприятий и использованием ИТСФЗ; - организация физической защиты ядерных материалов и ядерных установок при их транспортировании. 8. В порядке выполнения подпункта "б" п. 5 настоящей Типовой программы основными составляющими инспекции являются: а) проверка наличия и соответствия физических барьеров проектной документации; б) проверка соответствия комплекса ТСФЗ проекту СФЗ; в) проверка функционирования ТСФЗ; г) проверка организации управления ИТСФЗ. В порядке выполнения требований подпункта "а" п. 8 настоящей Типовой программы проверке подлежат: - наличие физических барьеров по периметру охраняемых (защищенных, внутренних и особо важных) зон, включая конструкцию зданий и сооружений; - состояние физических барьеров по периметру охраняемых зон, в том числе наличие на периметре защищенной зоны не менее двух физических барьеров, оборудование наземных эстакад трубопроводов и кабельных коробов, пересекающих периметр, средствами обнаружения, оборудование подземных коммуникаций металлическими решетками и средствами обнаружения; - соответствие существующих физических барьеров (основного, внутреннего и внешнего ограждений запретной зоны, инженерного оборудования зданий караулов и КПП, инженерного оборудования подземных и наземных коммуникаций, противотаранных устройств и оборудования зданий, имеющих режимные помещения) требованиям нормативной и проектной документации; - наличие на подземных и наземных коммуникациях объекта, имеющих входы или выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов и на других подобных сооружениях, через которые можно проникнуть на территорию объекта, постоянных или съемных решеток, крышек, дверей с запорами и сигнализацией; - оборудование защищенной, внутренних и особо важных зон инженерно-техническими средствами физической защиты в соответствии с проектной документацией; - оборудование КПП для прохода людей, проезда автомобильного и железнодорожного транспорта ИТСФЗ, в том числе противотаранными устройствами и средствами защиты часовых от поражения стрелковым оружием; - обеспечение беспрепятственного выхода людей с объекта в случае аварийной ситуации через аварийные выходы, расположенные в охраняемых зонах, зданиях, сооружениях, помещениях. 9. В порядке выполнения требований подпункта "б" п. 8 настоящей Типовой программы проверке подлежат: - соответствие требованиям проектной документации комплекса ТСФЗ системы физической защиты объекта; - системы охранной сигнализации периметров охраняемых зон, охраняемых зданий, сооружений, помещений, в том числе технические средства обнаружения на периметре защищенной зоны, работающие не менее чем на двух разных физических принципах; - средства оптико-электронного наблюдения (СОЭН) за периметрами охраняемых зон, КПП, охраняемыми зданиями, сооружениями, помещениями; - системы специальной связи; - средства проводной связи; - средства для осуществления доступа на КПП и в охраняемые здания, сооружения, помещения внутренней и особо важной зонах; - средства обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла; - автоматическое включение охранного освещения при срабатывании средств обнаружения (СО); - обеспечение бесперебойной работы комплекса ТСФЗ при отключении основного электропитания. 10. В порядке выполнения требований подпункта "в" п. 8 настоящей Типовой программы проверке подлежат: - функционирование и непрерывность работы СО на путях возможного проникновения внешнего и внутреннего нарушителей, техническая возможность СО точно определять место проникновения и направление движения нарушителя; - функционирование тревожно-вызывной сигнализации (ТВС) на периметре защищенной зоны и в охраняемых зданиях и помещениях, которое предусматривает: возможность точно определить источник поступления сигнала, скрытость ее установки, обязательную установку ТВС на постах охраны, КПП, у входов в здания, сооружения и категорированные помещения, приоритетность поступающей информации от ТВС в ЦПУ; - функционирование средств осуществления доступа, надежность их работы, возможность обеспечивать необходимую пропускную способность, идентификацию личности, исключения проникновения на объект и с объекта без соблюдения установленных требований пропускного режима, возможность обеспечения задержки нарушителя; - функционирование СОЭН по прямому назначению, обеспечение наблюдения за периметрами охраняемых зон, КПП, охраняемыми зданиями, сооружениями для оценки сигнала тревоги, установка телекамер для слежения за несанкционированным доступом к ним. Обеспечение СОЭН системой сбора, передачи и отображения видеоинформации, обработки и документирования, архивации видеоинформации; - функционирование системы специальной связи, состоящей из ПТС, ГГС и радиосвязи. Организация ПТС ЦПУ с караульным помещением, КПП, необходимыми службами объекта, автономность ПТС ЦПУ и возможность ее подключения к городской телефонной сети. Наличие ГГС ЦПУ с караульным помещением; - функционирование систем обеспечения (электроснабжения, освещения), обеспечение бесперебойного электроснабжения комплекса ИТСО, установка устройств электропитания (выпрямителей, зарядно-разрядных щитов, групповых токораспределительных щитов) в специально оборудованных помещениях с ограниченным доступом, наличие на объекте автономного источника электроэнергии для комплекса ИТСО; - обеспечение равномерной освещенности периметра защищенной зоны. Наличие автоматического включения освещения отдельных участков периметра при срабатывании охранной сигнализации и ручного включения освещения участков периметра и других охраняемых объектов из караульного помещения. Обеспечение освещения досмотровых площадок автомобильных и железнодорожных КПП, КПП для прохода людей, аварийного освещения помещений караулов, КПП, входов в здания, коридоров категорированных помещений; - основные характеристики ТСФЗ (типы, количество, вероятность обнаружения, частота ложных срабатываний, возможные сценарии и способы преодоления нарушителем комплекса ТСФЗ, правильность установки, отсутствие "мертвых" зон); - порядок, периодичность и объемы технического обслуживания ТСФЗ, выработка ими ресурса; - функционирование системы защиты информации. 11. В порядке выполнения требований подпункта "г" п. 8 настоящей главы проверке подлежат: - инженерное оборудование ЦПУ и ЛПУ, их размещение в специально приспособленных и оборудованных помещениях, имеющих пуленепробиваемые двери и стекла; - возможность управления ИТСФЗ с ЦПУ и ЛПУ; - возможность передачи информации с ЛПУ на ЦПУ; - наличие в ЦПУ средств дублированной связи и аварийной сигнализации с караульным помещением, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации; - полномочия оператора ЦПУ для принятия решений в штатных и чрезвычайных ситуациях, отсутствие в его обязанностях каких-либо функций, мешающих ему выполнять свои основные обязанности. 12. В порядке выполнения подпункта "в" п. 5 настоящей Типовой программы основными составляющими инспекции являются: - соответствие вооруженной охраны объекта акту межведомственной комиссии (при охране объекта внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации), договору на охрану объекта и акту его комиссионного обследования (при использовании вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации), акту ведомственной комиссии (при охране объекта ведомственной охраной), а также акты о частичном изменении охраны (если такие изменения в охране объекта были), ведомственные нормативные документы по организации охраны объекта и порядку несения службы подразделениями охраны; - укомплектованность подразделений охраны личным составом, вооружением, транспортом и средствами связи; - профессиональная подготовка личного состава охраны и организация ее проведения, прохождение периодической аттестации, проведение учений подразделений охраны; - порядок допуска к выполнению своих обязанностей личного состава охраны; - организация и несение караульной службы; - эффективность управления охраной, методы контроля и порядок проверки эффективности действий охраны; - знание личным составом своих обязанностей и требований инструкций по обеспечению охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях; - практические действия личного состава при получении сигнала тревоги. 13. Проверку состояния войсковой охраны объекта при проведении инспекции осуществляет представитель главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (управления округа внутренних войск) совместно с представителем Службы в соответствии с рабочей программой и утвержденным служебным заданием для представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации. 14. Результаты проверки действий подразделений охраны объекта в соответствии с Положением о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97) отражаются в акте, а также в отдельной справке, составляемой представителем Министерства внутренних дел Российской Федерации и являющейся приложением к акту. Примечания: 1. Проверку состояния ведомственной охраны объекта при проведении инспекции осуществляет должностное лицо Службы в присутствии ответственных представителей службы безопасности объекта, а при необходимости, представителей структурного подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление использованием атомной энергии, или органа управления ведомственной охраной. Порядок и объем проверки ведомственной охраны объекта изложены в Инструкции по проверке подразделений ведомственной охраны при проведении инспекции физической защиты объектов использования атомной энергии (РД-08-27-2002). 2. Проверку состояния вневедомственной охраны объекта при проведении инспекции осуществляет должностное лицо Службы в присутствии должностного лица вневедомственной охраны МВД России и представителя службы безопасности объекта. Объем проверки определен в Положении о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97). |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ".