Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ И ИНФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ СОБЫТИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ РОСАТОМА".
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации подготовки сообщений и информировании общественности в случае событий, влияющих на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома (далее - Положение), разработано в целях организации Федеральным агентством по атомной энергии (далее - Росатом) информирования населения через средства массовой информации (далее - СМИ) и по иным каналам <*> о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности организаций, находящихся в ведении Росатома, приемах и способах защиты персонала, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также по предоставлению информации о произошедшем событии в форме, исключающей распространение информации ограниченного доступа. -------------------------------- <*> Под иными каналами понимаются информационные системы общего пользования, специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также сети связи общего пользования единой сети электросвязи Российской Федерации. Организация подготовки сообщений и информирование общественности в случае событий, влияющих на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 1.2. К событиям, влияющим на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома (далее - события, влияющие на безопасность), относятся: аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей природной среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей, и в результате которых сложилась обстановка, соответствующая классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; события, классифицируемые по Международной шкале ядерных событий (далее - шкала ИНЕС), являющейся средством для оперативного информирования общественности в согласованной форме о значимых с точки зрения безопасности событиях (нарушениях), происшедших на объектах использования атомной энергии; события, нарушающие условия безопасной эксплуатации особо радиационно опасных, ядерноопасных производств и объектов, опасных производственных объектов, в том числе при транспортировании (перевозке) радиоактивных материалов, классифицируемые и расследуемые в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и превышающие установленные пределы радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду; иные события, влияющие на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома, способные вызвать обеспокоенность персонала и населения, а также широкий общественный резонанс. 1.3. Организация подготовки сообщений и информирование общественности в случае событий, влияющих на безопасность, осуществляется по следующим направлениям: 1) Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности Росатома и организаций, находящихся в его ведении, путем создания информационных ресурсов, содержащих сведения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, размещаемых в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет. В формировании информационных ресурсов участвуют структурные подразделения Росатома и организации, находящиеся в ведении Росатома, в соответствии с Регламентом Федерального агентства по атомной энергии, утвержденным Приказом Росатома от 07.10.2005 N 486, и Регламентом размещения общедоступной информации на официальном интернет-портале Федерального агентства по атомной энергии, утвержденным Приказом Росатома от 25.07.2007 N 391. 2) Оперативное и достоверное информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемом или возникшем событии, влияющем на безопасность, путем предоставления гласной и открытой информации в части, касающейся данного события. Росатом и организации, находящиеся в ведении Росатома, участвуют в исполнении государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах в соответствии с полномочиями, возложенными на него законодательством Российской Федерации, и в рамках Функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росатома (далее - ОСЧС), положение о которой утверждено Приказом Росатома от 13.03.2006 N 108, а также в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). Информацию о событиях, влияющих на безопасность, составляют сведения: о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях; о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности; о состоянии защиты персонала и территорий организаций, находящихся в ведении Росатома, при чрезвычайных ситуациях и принятых мерах по обеспечению их безопасности; о приемах и способах защиты населения при возникших чрезвычайных ситуациях; об оценке ситуации с применением шкалы ИНЕС. 1.4. В случае угрозы или возникновения событий, влияющих на безопасность, и при установлении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации для функционирования органов управления и сил ОСЧС, общую координацию обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности Росатома, информирования общественности и взаимодействия со СМИ осуществляют: на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Росатома (далее - ОКЧС); на объектовом уровне (в организациях и их филиалах) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (далее - КЧСО). Пресс-секретарь Росатома включается в состав ОКЧС, а руководители служб по связи с общественностью (пресс-служб) в организациях, находящихся в ведении Росатома, включаются в состав КЧСО. Работники, ответственные за подготовку сообщений в СМИ, включаются в состав экспертных групп ОКЧС Росатома и КСЧО, формируемых в установленном порядке. 1.4.1. В случае возникновения событий, влияющих на безопасность, для обеспечения координации деятельности и взаимной информационной поддержки при информировании общественности пресс-служба Росатома и подразделения по связи с общественностью организаций, находящихся в ведении Росатома, взаимодействуют в составе ОСЧС на федеральном и объектовом уровне. 1.4.2. Должностными лицами, ответственными за организацию подготовки сообщений и информирование общественности при реагировании на событие, на федеральном уровне ОСЧС являются: а) должностные лица в Росатоме: заместитель руководителя Росатома в соответствии с должностным регламентом; пресс-секретарь Росатома; руководитель постоянно действующего органа управления ОСЧС - начальник Управления ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности; начальники Управлений, осуществляющие координацию деятельности организаций, эксплуатирующих объект, на котором произошло событие, влияющее на безопасность; б) руководитель органа повседневного управления ОСЧС - директор ФГУП "СКЦ Росатома". 1.4.3. Должностными лицами, ответственными за организацию подготовки сообщений и информирование общественности при реагировании на событие на объектовом уровне ОСЧС в организациях, находящихся в ведении Росатома, а также в их филиалах, являются: уполномоченный заместитель руководителя организации; руководители подразделений по связям с общественностью (пресс-служб) или (в случае отсутствия таких подразделений) ответственные за работу со СМИ; руководители структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; руководители органов повседневного управления ОСЧС (оперативные дежурные дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС)). Права и обязанности должностных лиц по организации подготовки сообщений и информированию общественности в случае событий, влияющих на безопасность, устанавливаются должностными регламентами и должностными инструкциями, утверждаемыми соответствующими руководителями структурных подразделений, исходя из полномочий структурного подразделения по решению данной задачи. 1.5 Порядок подготовки сообщений и информирования общественности включается отдельным разделом в планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках ОСЧС, в планы действий аварийно-спасательных формирований на обслуживаемых объектах и территориях, а также в планы взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС. 1.6. Информирование общественности в случае событий, влияющих на безопасность, включает в себя: а) подготовку информационных сообщений и размещение их на официальном интернет-портале Росатома в установленном порядке; б) оповещение о классификации событий, происходящих на ядерных установках, с использованием шкалы ИНЕС; в) подготовку и распространение информационных сообщений для широкого круга СМИ, включая публикацию инструкций и рекомендаций населению; г) организацию и проведение брифингов, пресс-конференций, интервью для представителей СМИ; д) разработку сводок новостей, в зависимости от обстоятельств события (бюллетень, подробная сводка новостей, хронология событий, резюме брифинга, справочные материалы); е) поддержание информационной связи и координацию с представителями органов власти, участвующих в реагировании на событие; ж) ответы на внешние телефонные звонки представителей СМИ и граждан, включая организацию "горячей телефонной линии"; з) реагирование на недостоверную информацию; и) мониторинг сообщений в прессе и сети Интернет. 1.7. Основанием для информирования населения через СМИ о событии, влияющем на безопасность, является решение руководителя Росатома или руководителя организации, находящейся в ведении Росатома, о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил ОСЧС. Критерии информации, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о событиях, влияющих на безопасность, содержатся: в информационных материалах о текущем состоянии предприятий отрасли и о возникновении событий, влияющих на безопасность, подготовленных в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Росатома; в информации, подготовленной в соответствии с порядком сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, установленным Правительством Российской Федерации, и представляемой в сроки и в формах, определенных МЧС России; в информации о событии с оценкой по шкале ИНЕС в форме "Формуляр оценки события"; в международной информации о событии, обмен которой осуществляется в сроки и в формах, установленных практическими мерами по реализации международных договоров, а также в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ; в информации о событии, которая в обязательном порядке готовится и направляется в органы регулирования безопасности в области использования атомной энергии в соответствии с федеральными нормами и правилами; в информации, направляемой в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления и в международные организации; в сведениях, полученных из информационных материалов, в результате мониторинга и анализа сообщений СМИ о событии, влияющем на безопасность (информационные сообщения, пресс-релизы, дайджесты СМИ и др.). |
Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ И ИНФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ СОБЫТИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ РОСАТОМА".