Фрагмент документа "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ".
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЯЖЕЛЫХ ФАКТОРОВ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВС ГА Члены летных экипажей ВС ГА - производственный контингент с весьма тяжелыми условиями трудовой деятельности. Особенности производственной среды, воздействие на организм различных факторов полета, своеобразный распорядок дня определяют необходимость учета тяжести труда членов летных экипажей. Понятие тяжести труда определяется зависимостью расхода энергии в процессе производственной деятельности. В зависимости от расхода энергии в процессе производственной деятельности все трудоспособное население страны распределяется на пять групп. В первую группу входят работники умственного труда, работа которых не связанна с физическими нагрузками, энергозатраты которых за сутки составляют в среднем 2888 ккал. Во вторую группу входят работники с легким физическим трудом, энергозатраты которых за сутки составляют в среднем 3000 ккал. В третью группу входят работники среднего по тяжести труда, энергозатраты которых за сутки составляют 3200 ккал. В четвертую и пятую группы входят работники тяжелого и очень тяжелого труда, энергозатраты которых за сутки составляют 3700 - 4300 ккал соответственно. Энергетические затраты членов экипажей в летные дни составляют 3400 - 3600 ккал, что несколько меньше энергозатрат работников с тяжелыми условиями труда, но больше, чем у работников с условиями средней тяжести труда. Кроме того, следует учесть, что повышение основного обмена, являющегося постоянной составляющей при любом виде деятельности, у лиц летного состава оказывается весьма существенным по отношению к работникам других профессий, поскольку полеты на ВС характеризуются высокими нервно-эмоциональными нагрузками, в условиях повышенного профессионального риска, оказывающими значительное влияние и на расход энергии. В период наблюдения за группой лиц летного состава средний уровень энергозатрат в сутки составлял 3400 - 3600 ккал. в сутки, тогда как энергетическая ценность съедаемого рациона составляла 3950 - 4015 ккал, то есть была на 13% выше энергозатрат. Это непосредственно связано с нервно-эмоциональным фактором в профессиональной деятельности летного состава, которая возрастает по мере усложнения систем управления ВС, увеличения продолжительности рабочего времени, увеличения скорости и высоты полета, а также элементов полета при повышенной интенсивности воздушного движения. Известно, что градиенты усилий на командных рычагах управления ВС при полных отклонениях достигают: - Ту-154: на штурвале 20 - 25 кгс; - на педалях до 100 кгс; - Ан-12: на штурвале 29 - 37 кгс; - Ил-86: на педалях до 95,0 - 112 кгс и так далее в отношении других ВС. Наиболее тяжелые условия труда членов летных экипажей ВС ГА отмечаются на ВС, не оборудованных автопилотами, бустерными управлениями, а также выполняющими многократные заходы и посадки (до 50 в день для авиации спецприменения и до 25 - в условиях аэродромных тренировок). На основании перечисленного члены летных экипажей ВС ГА относятся к 4-ой категории, то есть к категории работников с тяжелыми условиями труда. (Руководство авиационному врачу по вопросам питания ЛС ГА ВТ 1986 МГАРЛЭ Ту-154, стр. 3, 22, п, В, 3., РТЭ Ан-12, р. 27.20.00. стр. 6. РЛЭ Ил-86. п. II. 20.3.) |
Фрагмент документа "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ".