Фрагмент документа "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ".
Воздействие ночного времени и напряженности труда на членов экипажей ВС Выполнение полетов экипажами в ночное время, когда основные физиологические функции организма заторможены, представляет большой фактор риска, способствующий возникновению ошибок у пилотов. Анализ профессиональной деятельности показал, что число отклонений от заданных параметров в благополучно завершенных длительных ночных полетах в 4 раза превышает показатели для дневных полетов, составляя соответственно 20% и 5%. После выполнения длительных полетов, особенно в ночное время, отмечаются увеличение времени реакции на световой раздражитель в среднем на 19 - 25% по сравнению с дополетным уровнем, снижение максимальной мышечной силы на 8%, электропроводности кожи в биологически активных точках - на 25 - 44% и показателей самочувствия, активности, настроения и эмоционального восприятия. Адаптационные возможности зрительного анализатора в большей степени снижаются у штурманов, а также у лиц с гиперметропической рефракцией и в возрасте старше 40 лет. У отдельных испытуемых изменение рефракции сохранялось и через 2-е суток отдыха, что свидетельствует о неустойчивости аккомодации, развитии зрительного утомления и уменьшении зрительной работоспособности. С повышением напряженности труда отмечается отрицательная динамика эмоциональной активности, утомления, переутомления и мотивации к летной работе. К факторам, отрицательно влияющим на профессиональную работоспособность летного состава, относятся постоянное пребывание в состоянии нервно-эмоциональной напряженности и хронического эмоционального стресса, создаваемых сложностью управления воздушным судном в условиях ограниченного пространства при большой его массе и повышенной инертности, биоритмологически неблагоприятные условия труда, систематическая поломка физиологических ритмов, беспорядочный режим питания, предельная летная нагрузка, непроизводительные потери времени по организационным, метеорологическим, техническим и другим причинам. Неблагоприятное влияние также оказывают дезориентация, иллюзии, монотония, гипокинезия, пароксизмы сознания, фобии, фиксированные установки и акцентуации, которые снижают возможности психической компенсации и способствуют увеличению количества ошибочных действий, особенно у лиц летного состава старших возрастных групп. Истощение психофизиологических резервов под воздействием вышеуказанных факторов риска приводит к увеличению вероятности появления признаков нарушения психосоматического здоровья. Оценивая характеристики напряженности летного труда экипажей ВС ГА в соответствии с межотраслевыми гигиеническими критериями оценки условий труда (Руководство 2.2.013-94 Госсанэпиднадзора России), следует считать, что профессиональная деятельность ЛС соответствует классу напряженного труда. Основанием для этого являются высокие интеллектуальные, сенсорные, зрительные и слуховые нагрузки, эмоциональное напряжение, обусловленное повышенной ответственностью за безопасность полетов и личным риском, выраженная монотонность и нерегулярная сменность работы, продолжительность рабочего дня более 12 часов и деятельность в ночное время. Влияние вредных факторов, напряженного характера летного труда, сопровождаемого хроническим истощением функциональных резервов (ФР) организма и психики пилотов, снижением их работоспособности и профессиональной надежности. Исследования показывают, что степень снижения ФР и работоспособности пилотов прямо пропорциональна продолжительности полета и достигает 40% при пересечении более 3-х часовых поясов. Полное восстановление выявляемых сдвигов у здоровых пилотов отмечается через 66 часов после завершения полета, а у лиц, имеющих диагнозы, оно увеличивается в 1,5 раза. После выполнения трансмеридианного перелета длительностью 9 часов с запада на восток восстановление функционального состояния организма происходит только через 3 - 4 суток, а при полете в обратном направлении это время существенно увеличивается. Выявлено, что снижение ФР наблюдается в процессе однократных полетов у 73,7% пилотов, в динамике недельных и месячных циклов - у 40% и годовых циклов летной работы - у 66,7% пилотов. Ежеквартально выявляется до 55% лиц летного состава, имеющих предпатологическое истощение ФР. Снижение уровня ФР тесно связано с ухудшением (до 50%) показателей эффективности летной деятельности и безопасности полетов. По совокупности опасных факторов, напряженности труда и выполняемых полетных заданий члены летных экипажей ВС гражданской авиации могут быть приравнены в мирное время к летному составу военно-транспортной и стратегической авиации и рассматриваться как резерв ее кадров на случай войны. (Достаточен в этом отношении опыт использования летного состава ГА в Великой отечественной войне, Афганистане и локальных конфликтах.) Уместно отметить, что летный состав ВВС освобождается от летной работы в возрасте 38 - 45 лет, имея максимальный налет не более 3000 часов. Летный состав ГА России в результате резкого снижения социальных гарантий (в том числе малого размера пенсий) вынужден продолжать летную работу до 60 лет и старше, а общий налет в 5 - 8 раз превышает общий налет военных специалистов. В связи с указанным методические подходы и принципы установления пенсионного обеспечения должны быть адекватны. Очевидно, что производственная полетная нагрузка и напряженность труда пилотов ГА значительно выше, чем у специалистов ВВС (подобного профиля). Среди погибших членов летных экипажей 20% составили лица летного состава, имеющие хронические заболевания, из которых на долю сердечно-сосудистой патологии приходилось 67%. |
Фрагмент документа "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ".