САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ. Не задано. Главный государственный санитарный врач РФ. 13.10.97

Фрагмент документа "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Воздействие ночного времени
             и напряженности труда на членов экипажей ВС

     Выполнение  полетов  экипажами  в  ночное  время,  когда основные
физиологические  функции  организма  заторможены, представляет большой
фактор риска, способствующий возникновению ошибок у пилотов.
     Анализ   профессиональной   деятельности   показал,   что   число
отклонений   от   заданных   параметров   в  благополучно  завершенных
длительных  ночных  полетах  в 4 раза превышает показатели для дневных
полетов,   составляя   соответственно   20%  и  5%.  После  выполнения
длительных  полетов,  особенно  в  ночное время, отмечаются увеличение
времени  реакции  на  световой  раздражитель  в среднем на 19 - 25% по
сравнению с дополетным уровнем, снижение максимальной мышечной силы на
8%,  электропроводности  кожи в биологически активных точках - на 25 -
44%    и    показателей   самочувствия,   активности,   настроения   и
эмоционального восприятия.
     Адаптационные   возможности  зрительного  анализатора  в  большей
степени  снижаются  у  штурманов,  а  также у лиц с гиперметропической
рефракцией  и  в  возрасте  старше  40  лет.  У  отдельных  испытуемых
изменение   рефракции  сохранялось  и  через  2-е  суток  отдыха,  что
свидетельствует  о  неустойчивости  аккомодации,  развитии зрительного
утомления  и  уменьшении  зрительной  работоспособности.  С повышением
напряженности  труда  отмечается  отрицательная динамика эмоциональной
активности, утомления, переутомления и мотивации к летной работе.
     К    факторам,    отрицательно   влияющим   на   профессиональную
работоспособность  летного  состава, относятся постоянное пребывание в
состоянии    нервно-эмоциональной    напряженности    и   хронического
эмоционального  стресса,  создаваемых  сложностью управления воздушным
судном  в  условиях ограниченного пространства при большой его массе и
повышенной   инертности,   биоритмологически  неблагоприятные  условия
труда,  систематическая  поломка физиологических ритмов, беспорядочный
режим  питания,  предельная летная нагрузка, непроизводительные потери
времени  по  организационным,  метеорологическим, техническим и другим
причинам.
     Неблагоприятное  влияние  также оказывают дезориентация, иллюзии,
монотония,  гипокинезия,  пароксизмы  сознания,  фобии,  фиксированные
установки  и  акцентуации,  которые  снижают  возможности  психической
компенсации  и  способствуют увеличению количества ошибочных действий,
особенно  у  лиц  летного  состава старших возрастных групп. Истощение
психофизиологических  резервов под воздействием вышеуказанных факторов
риска  приводит к увеличению вероятности появления признаков нарушения
психосоматического здоровья.
     Оценивая  характеристики  напряженности летного труда экипажей ВС
ГА  в  соответствии  с межотраслевыми гигиеническими критериями оценки
условий   труда  (Руководство  2.2.013-94  Госсанэпиднадзора  России),
следует  считать,  что  профессиональная деятельность ЛС соответствует
классу  напряженного  труда.  Основанием  для  этого  являются высокие
интеллектуальные,   сенсорные,   зрительные   и   слуховые   нагрузки,
эмоциональное напряжение, обусловленное повышенной ответственностью за
безопасность  полетов  и  личным  риском,  выраженная  монотонность  и
нерегулярная сменность работы, продолжительность рабочего дня более 12
часов и деятельность в ночное время.
     Влияние  вредных  факторов, напряженного характера летного труда,
сопровождаемого  хроническим  истощением  функциональных резервов (ФР)
организма   и   психики  пилотов,  снижением  их  работоспособности  и
профессиональной  надежности.  Исследования  показывают,  что  степень
снижения   ФР   и   работоспособности  пилотов  прямо  пропорциональна
продолжительности  полета  и  достигает  40% при пересечении более 3-х
часовых  поясов.  Полное  восстановление выявляемых сдвигов у здоровых
пилотов  отмечается  через  66 часов после завершения полета, а у лиц,
имеющих  диагнозы,  оно  увеличивается  в  1,5  раза. После выполнения
трансмеридианного  перелета  длительностью  9 часов с запада на восток
восстановление  функционального  состояния организма происходит только
через  3  -  4  суток,  а  при полете в обратном направлении это время
существенно  увеличивается.  Выявлено,  что  снижение ФР наблюдается в
процессе  однократных  полетов у 73,7% пилотов, в динамике недельных и
месячных  циклов  -  у  40%  и  годовых циклов летной работы - у 66,7%
пилотов.  Ежеквартально выявляется до 55% лиц летного состава, имеющих
предпатологическое истощение ФР.
     Снижение   уровня   ФР   тесно  связано  с  ухудшением  (до  50%)
показателей эффективности летной деятельности и безопасности полетов.
     По   совокупности   опасных   факторов,   напряженности  труда  и
выполняемых  полетных  заданий  члены  летных  экипажей ВС гражданской
авиации  могут  быть  приравнены  в  мирное  время  к  летному составу
военно-транспортной  и  стратегической  авиации  и рассматриваться как
резерв  ее  кадров  на случай войны. (Достаточен в этом отношении опыт
использования  летного  состава  ГА  в  Великой  отечественной  войне,
Афганистане и локальных конфликтах.)
     Уместно  отметить,  что летный состав ВВС освобождается от летной
работы  в  возрасте 38 - 45 лет, имея максимальный налет не более 3000
часов.   Летный   состав  ГА  России  в  результате  резкого  снижения
социальных  гарантий  (в  том  числе  малого  размера пенсий) вынужден
продолжать летную работу до 60 лет и старше, а общий налет в 5 - 8 раз
превышает общий налет военных специалистов.
     В  связи с указанным методические подходы и принципы установления
пенсионного   обеспечения   должны   быть   адекватны.  Очевидно,  что
производственная  полетная  нагрузка  и напряженность труда пилотов ГА
значительно выше, чем у специалистов ВВС (подобного профиля).
     Среди  погибших членов летных экипажей 20% составили лица летного
состава,   имеющие   хронические   заболевания,  из  которых  на  долю
сердечно-сосудистой патологии приходилось 67%.

Фрагмент документа "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа