САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ. Не задано. Главный государственный санитарный врач РФ. 13.10.97

Фрагмент документа "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

ВЫВОДЫ

     1.  Летный труд характеризуется воздействием на организм тяжелых,
вредных,  опасных и напряженных условий труда (3 класс 3 - 4 степени),
предопределяющих  риск  развития вышеописанных медицинских изменений и
создающих  постоянную  угрозу для жизни, что соответствует требованиям
Списка  N 1 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г.
N  10,  Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N
298/П-22  (ред.  22.10.90)  "Об утверждении списка производств, цехов,
профессий  и  должностей  с вредными условиями труда, работа в которых
дает  право  на  дополнительный  отпуск  и  сокращенный рабочий день".
Специфичность летного труда (в полете) состоит в том, что неустранимые
факторы   риска   являются   следствием   тяжелых,  вредных,  опасных,
напряженных  условий  производственной среды и непрерывности трудового
процесса.
     2.  Наличие  на  рабочих  местах  летных  экипажей  объективных и
постоянно   действующих  на  организм  вредных  факторов,  превышающих
санитарные  нормы  и  предельно допустимые концентрации, присутствие в
летном  труде  неустранимых  факторов  риска  утраты  профессиональной
трудоспособности и снижения уровня здоровья, развитие десинхроноза при
полетах  с  пересечением  нескольких  временных  поясов  и  чрезмерное
психическое   и   эмоциональное   напряжение   с   высокой  социальной
ответственностью  сопровождаются истощением резервов организма, ранним
биологическим  старением  пилотов,  высоким  уровнем  заболеваемости и
смертности (особенно в старших возрастных группах) лиц летного состава
и  снижением  безопасности  полетов,  угрожающей жизни членов экипажа,
пассажиров и населения.
     3.  Тяжелые,  вредные,  опасные, напряженные условия труда летных
экипажей   обуславливают   преждевременную  утрату  профессии,  потерю
здоровья  и  общественно-трудовой  активности из-за невостребованности
летных  навыков на земле. Наличие у 60 - 70% летного состава диагнозов
само  по  себе  является  фактором  риска снижения надежности действий
экипажа  в  аварийных  и  нештатных  условиях.  Лица  летного состава,
имеющие  диагнозы,  чаще  допускают  ошибочные  действия  (в 2 раза) и
встречаются с затруднениями в профессиональной деятельности (в 3 раза)
по сравнению со здоровыми.
     4.  Степень  воздействия  совокупности тяжелых, вредных, опасных,
напряженных  условий труда на организм членов экипажей воздушных судов
повышается  в  зависимости  от  увеличения  продолжительности  рабочей
смены.
     5.   Утрата   трудоспособности   летным   составом  в  результате
воздействия  тяжелых,  вредных,  опасных условий труда, имеющих особый
характер,  выступает  профессиональным  риском не только для здоровья,
безопасности  полетов,  но  и  для  национальной безопасности страны и
обусловлена   факторами,   лежащими   в  зоне  социально-экономической
ответственности государства.
     В  гражданской  авиации  России  происходит  быстрое абсолютное и
относительное  увеличение  группы  летного  состава  старших возрастов
(более  50  лет),  допущенных  к  летной работе, в которой наблюдается
самый  высокий процент случаев заболеваний, сопровождающихся внезапной
потерей    работоспособности,   что   представляет   растущую   угрозу
безопасности   полетов.   Снижение   качества  профессионально  важных
психических  функций у пилотов старших возрастов сопровождается ростом
нарушений  в  деятельности,  увеличением  числа  ошибочных  действий в
полете   и  предпосылок  к  авиапроисшествиям.  Процесс  накопления  в
гражданской авиации лиц летного состава старших возрастов отрицательно
влияет на безопасность полетов в стране.
     6.  Уменьшение  воздействия вредных условий труда членов экипажей
воздушных  судов возможно только путем сокращения времени пребывания в
условиях полета, а также снижения высот полета до значений менее 10000
метров.  С  этой целью необходимо сокращение продолжительности летного
времени  в  течение  рабочего  дня,  рабочей  недели и соответственно,
сокращение нормы летного времени за месяц и год, введение обязательных
реабилитационных  мероприятий,  увеличенной  продолжительности времени
отдыха    между    выполнением   полетов,   обязательного   ежегодного
санаторно-курортного лечения, увеличенной продолжительности ежегодного
отпуска.
     7.  Летный  труд характеризуется особым характером труда, который
определяется высокой вероятностью появления в полете особого состояния
психической    дезинтеграции    анализаторных    систем,   инстинктов,
сознательной   и   подсознательной   сфер   в   виде  пространственной
дезориентации по отношению к гравитационной вертикали, обмана чувств.
     Подобные  состояния,  хотя и являются физиологической реакцией на
подмену   силы  тяжести  вектором  перегрузки,  на  необычные  угловые
скорости  наблюдаемых  объектов,  на  деформацию констант восприятия в
бесконечности в полете, вызывают сверхмощное психическое напряжение.

Фрагмент документа "САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕДНОСТИ, ОПАСНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ТЯЖЕСТИ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа