Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".
Введение Градостроительные традиции и современная практика формирования селитебных территорий в Москве во многом определили и традиции формирования системы учебно-воспитательных зданий в жилых комплексах (кварталах, микрорайонах, межмагистральных территориях). Концептуальные подходы к системе учебно-воспитательных зданий и их типологии были определены, главным образом, Академией архитектуры (в послевоенный период), институтами МНИИТЭП и ЦНИИЭП учебных зданий. Интерес к реконструкции не только отдельных зданий дошкольных учреждений, но и всего комплекса учебных зданий в жилом образовании с целью оптимизации использования их фонда определяются достаточно широко распространенными в современной Москве работами по комплексной реконструкции больших площадок - Химки-Ховрино, Хорошево-Мневники, квартал 32-33 на проспекте Вернадского и др. - на основе сноса и нового строительства жилья при соответствующей реновации, как правило, остающегося фонда учебных зданий. При этом решается не только задача упорядочения функционально-пространственной организации образовательных учреждений (дошкольных и общеобразовательных школ), но и задача решения полноценной архитектуры этих зданий, адекватной новому качеству архитектуры новых жилых ансамблей. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и общеобразовательные школы (ОШ) всегда в практике отечественного градостроительства рассчитывались на обслуживание всего контингента детей каждого конкретного жилого комплекса, в котором они размещались: 100%-й охват школьников и 60-70%-й охват дошкольников учебно-воспитательными учреждениями осуществлялся ранее и преимущественно осуществляется в настоящее время по месту жительства детей. По пути в детский сад или школу дети не должны пересекать автомагистрали городского транспорта, прочие естественные или искусственные преграды. При этом фактические радиусы обслуживания (нормируемые 300 м для ДОУ и 500 м для ОШ) в общем случае при применении жилых зданий со средней этажностью 5 этажей уже сокращаются вдвое (при равномерном размещении их в жилой застройке), поэтому в московской городской практике учебные здания, как правило, всегда размещались группами на смежных земельных участках. Московская практика характеризовалась двумя основными отличительными признаками. Во-первых, как правило, в жилых комплексах (кроме имеющих низкие показатели селитебной плотности и (или) численности жителей) предусматривалась не одна, а в среднем 2-3 школы и 5-6 и более дошкольных учреждений. Вместимости последних менялись на разных этапах строительства, поскольку менялся и нормативный уровень обеспеченности, и селитебная плотность в жилых комплексах. Во-вторых, как правило, размещение этих зданий в застройке было не механическим, равномерным, безразличным по отношению к жилой застройке, а было подчинено определенному архитектурно-планировочному замыслу всего жилого комплекса и выражалось либо в акцентировании укрупненного планировочного ритма групп жилых зданий или отдельных крупных жилых домов, либо в создании крупного планировочного элемента композиции жилого комплекса (школьные городки, пешеходные улицы с выделенными на них школьными и дошкольными зданиями и т.п.). Современный этап строительства характеризуется некоторым снижением потребности в дошкольных учреждениях. При этом снижение численности детей в здании ДОУ, кроме повышения комфорта, открывает новые перспективы его усовершенствования - организации развитого состава специализированных помещений для работы с детьми, создания эстетически полноценной среды и т.п. Выделение дополнительных специализированных помещений (часть из которых являются обязательными, а часть - рекомендуемыми) обеспечивает необходимые условия для полноценного функционирования дошкольных учреждений с различными направлениями педагогических программ. Дошкольные образовательные учреждения общего типа в соответствии с приоритетными направлениями педагогических программ подразделяются на: общеразвивающие - детские сады с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции незначительных отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением оздоровительных мероприятий и процедур; детские сады комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания, представленными в любом соотношении); детские сады физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников (центр развития ребенка). Вышеперечисленные учреждения являются основными видами дошкольных учреждений в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. В соответствии с указанным Положением все эти учреждения являются организационными разновидностями одного и того же дошкольного образовательного учреждения - детский сад. Он может содержать любые по возрасту детей группы в диапазоне от 2 месяцев до 7 лет при любом их соотношении. Нормами МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения" допускается применять и прежнюю классификацию видов ДОУ: детские ясли (для детей от 2 месяцев до 3 лет); ясли-сад (для детей от 2 месяцев до 6-7 лет); детский сад (для детей от 3 лет до 6-7 лет). С учетом конкретной ситуации в жилых комплексах по отношению к каждому дошкольному учреждению возможны разные подходы реконструкции и модернизации: сохранение числа групповых ячеек неизменным с надстройкой или пристройкой дополнительных объемов, в которых могут предусматриваться специализированные помещения для работы с детьми или сопутствующие помещения; снижение числа групповых ячеек и организация на высвобождающихся площадях недостающих специализированных и сопутствующих помещений; увеличение числа групповых ячеек (у небольших ДОУ с надстраиванием до 2-3 этажей, пристраиванием блоков, строительством отдельных блоков, соединяемых наземными или надземными переходами, в которых предусматриваются дополнительные групповые ячейки, а также недостающие специализированные и сопутствующие помещения. Фонд существующих зданий дошкольных учреждений в Москве в основном представлен универсальными зданиями ДОУ общего типа (кроме них имеются специализированные ДОУ для детей с нарушениями физического и умственного развития, которые по новой терминологии называются компенсирующими). В соответствии с приоритетными направлениями развития детей в дошкольном учреждении реконструируемые здания могут быть (по видам предоставляемых педагогических или медицинских услуг) общеразвивающими, оздоровительными, компенсирующими, комбинированными). Функционально-планировочная основа реконструируемых ДОУ (нормируемые состав и площади обязательных помещений) должна быть универсальной, чтобы в случае изменения конъюнктуры спроса учреждение могло поменять профиль. Специализация ДОУ достигается за счет дополнительных помещений и (или) увеличения площадей помещений, нормируемых как обязательные. Компенсирующие дошкольные учреждения, в свою очередь, могут быть как универсальными - пригодными для содержания детей с различными видами нарушений, так и специализированными - для детей только с одним или несколькими, но заранее определенными нарушениями. В ДОУ общего типа (то же в комбинированных ДОУ) могут предоставляться компенсирующие услуги отдельным детям или отдельным группам. В этом случае, как правило, достаточно тех помещений, которые предусматриваются МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения" как обязательные. Полный состав и площади помещений при реконструкции существующего здания ДОУ под компенсирующее ДОУ рекомендуется принимать в соответствии с пособием к МГСН 4.07-96. Дошкольные образовательные учреждения общего типа в настоящее время имеют тенденцию к специализации. Это определяет целесообразность и необходимость рассмотрения всего фонда зданий ДОУ в жилом комплексе (в отдельных случаях вместе со школами) как единой сети образовательных учреждений для оптимизации реконструкции существующего фонда зданий. Массовое применение в современном строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий стропильных кровель, мансардных этажей, выступающих из плоскости стены остекленных эркеров, красивых объемных крылец или выступающих входных тамбуров можно рекомендовать также в качестве архитектурных приемов реновации зданий дошкольных учреждений. Надстройка второго и третьего этажей (мансардных или обычных), допускаемая действующими нормами, в большинстве случаев помогает реализовать потребность в дополнительных, как правило, крупногабаритных помещениях - залы, классы, рекреации. Следует учитывать, что мансардный этаж, пристраиваемые к дошкольным учреждениям или присоединяемые теплым переходом объемы (включая сам переход) должны иметь степень огнестойкости материалов и конструкций не ниже, чем у основного здания. При реконструкции ДОУ следует учитывать тенденцию снижения вместимости крупных ДОУ: по новым нормам она не должна превышать 10 групп. При реконструкции следует предусматривать возможность входа и перемещения по зданию человека в инвалидном кресле-коляске. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".