ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ. Указание. Комитет по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы. 01.07.97 25

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Введение

     Градостроительные  традиции  и  современная практика формирования
селитебных  территорий  в  Москве  во  многом  определили  и  традиции
формирования  системы  учебно-воспитательных зданий в жилых комплексах
(кварталах,      микрорайонах,      межмагистральных     территориях).
Концептуальные  подходы  к  системе  учебно-воспитательных зданий и их
типологии  были  определены, главным образом, Академией архитектуры (в
послевоенный  период),  институтами  МНИИТЭП  и ЦНИИЭП учебных зданий.
Интерес   к   реконструкции  не  только  отдельных  зданий  дошкольных
учреждений,  но и всего комплекса учебных зданий в жилом образовании с
целью  оптимизации  использования  их  фонда  определяются  достаточно
широко  распространенными в современной Москве работами по комплексной
реконструкции  больших  площадок  -  Химки-Ховрино, Хорошево-Мневники,
квартал  32-33  на  проспекте  Вернадского  и  др. - на основе сноса и
нового строительства жилья при соответствующей реновации, как правило,
остающегося  фонда  учебных зданий. При этом решается не только задача
упорядочения         функционально-пространственной        организации
образовательных учреждений (дошкольных и общеобразовательных школ), но
и  задача  решения  полноценной  архитектуры  этих  зданий, адекватной
новому качеству архитектуры новых жилых ансамблей.
     Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и общеобразовательные
школы   (ОШ)   всегда  в  практике  отечественного  градостроительства
рассчитывались   на   обслуживание  всего  контингента  детей  каждого
конкретного  жилого комплекса, в котором они размещались: 100%-й охват
школьников   и   60-70%-й  охват  дошкольников  учебно-воспитательными
учреждениями  осуществлялся  ранее  и преимущественно осуществляется в
настоящее  время  по месту жительства детей. По пути в детский сад или
школу  дети не должны пересекать автомагистрали городского транспорта,
прочие  естественные  или искусственные преграды. При этом фактические
радиусы  обслуживания  (нормируемые  300  м  для ДОУ и 500 м для ОШ) в
общем  случае  при  применении  жилых  зданий  со средней этажностью 5
этажей  уже  сокращаются  вдвое (при равномерном размещении их в жилой
застройке),  поэтому  в  московской городской практике учебные здания,
как   правило,   всегда  размещались  группами  на  смежных  земельных
участках.
     Московская    практика    характеризовалась    двумя    основными
отличительными признаками.
     Во-первых,  как правило, в жилых комплексах (кроме имеющих низкие
показатели   селитебной   плотности   и   (или)  численности  жителей)
предусматривалась  не  одна,  а  в  среднем  2-3  школы  и 5-6 и более
дошкольных учреждений. Вместимости последних менялись на разных этапах
строительства, поскольку менялся и нормативный уровень обеспеченности,
и селитебная плотность в жилых комплексах.
     Во-вторых,  как  правило, размещение этих зданий в застройке было
не  механическим,  равномерным,  безразличным  по  отношению  к  жилой
застройке,  а было подчинено определенному архитектурно-планировочному
замыслу  всего  жилого  комплекса  и  выражалось либо в акцентировании
укрупненного  планировочного  ритма  групп  жилых зданий или отдельных
крупных  жилых домов, либо в создании крупного планировочного элемента
композиции  жилого  комплекса  (школьные  городки,  пешеходные улицы с
выделенными на них школьными и дошкольными зданиями и т.п.).
     Современный    этап   строительства   характеризуется   некоторым
снижением  потребности  в  дошкольных  учреждениях.  При этом снижение
численности  детей  в  здании ДОУ, кроме повышения комфорта, открывает
новые  перспективы  его  усовершенствования  -  организации  развитого
состава  специализированных  помещений  для  работы с детьми, создания
эстетически   полноценной   среды   и  т.п.  Выделение  дополнительных
специализированных помещений (часть из которых являются обязательными,
а   часть  -  рекомендуемыми)  обеспечивает  необходимые  условия  для
полноценного   функционирования  дошкольных  учреждений  с  различными
направлениями педагогических программ.
     Дошкольные  образовательные учреждения общего типа в соответствии
с  приоритетными  направлениями педагогических программ подразделяются
на:
     общеразвивающие  -  детские  сады  с  приоритетным осуществлением
одного    или    нескольких    направлений    развития   воспитанников
(интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
     детские  сады  компенсирующего вида с приоритетным осуществлением
квалифицированной  коррекции  незначительных отклонений в физическом и
психическом развитии воспитанников;
     детские    сады   присмотра   и   оздоровления   с   приоритетным
осуществлением оздоровительных мероприятий и процедур;
     детские  сады  комбинированного вида (на основе сочетания детских
групп  с  вышеназванными направлениями обслуживания, представленными в
любом соотношении);
     детские  сады  физического  и  психического развития, поддержки и
оздоровления всех воспитанников (центр развития ребенка).
     Вышеперечисленные учреждения являются основными видами дошкольных
учреждений   в   соответствии   с   Типовым  положением  о  дошкольном
образовательном учреждении.
     В соответствии с указанным Положением все эти учреждения являются
организационными   разновидностями   одного   и  того  же  дошкольного
образовательного учреждения - детский сад. Он может содержать любые по
возрасту  детей  группы в диапазоне от 2 месяцев до 7 лет при любом их
соотношении.
     Нормами   МГСН   4.07-96   "Дошкольные   учреждения"  допускается
применять и прежнюю классификацию видов ДОУ:
     детские ясли (для детей от 2 месяцев до 3 лет);
     ясли-сад (для детей от 2 месяцев до 6-7 лет);
     детский сад (для детей от 3 лет до 6-7 лет).
     С  учетом  конкретной  ситуации в жилых комплексах по отношению к
каждому дошкольному учреждению возможны разные подходы реконструкции и
модернизации:
     сохранение  числа  групповых  ячеек  неизменным с надстройкой или
пристройкой  дополнительных объемов, в которых могут предусматриваться
специализированные  помещения  для  работы  с детьми или сопутствующие
помещения;
     снижение  числа групповых ячеек и организация на высвобождающихся
площадях недостающих специализированных и сопутствующих помещений;
     увеличение   числа   групповых   ячеек   (у   небольших   ДОУ   с
надстраиванием  до  2-3  этажей, пристраиванием блоков, строительством
отдельных  блоков,  соединяемых наземными или надземными переходами, в
которых  предусматриваются  дополнительные  групповые  ячейки, а также
недостающие специализированные и сопутствующие помещения.
     Фонд   существующих  зданий  дошкольных  учреждений  в  Москве  в
основном  представлен  универсальными  зданиями ДОУ общего типа (кроме
них имеются специализированные ДОУ для детей с нарушениями физического
и  умственного  развития,  которые  по  новой  терминологии называются
компенсирующими).   В   соответствии   с  приоритетными  направлениями
развития  детей  в дошкольном учреждении реконструируемые здания могут
быть  (по  видам предоставляемых педагогических или медицинских услуг)
общеразвивающими,          оздоровительными,          компенсирующими,
комбинированными). Функционально-планировочная основа реконструируемых
ДОУ  (нормируемые состав и площади обязательных помещений) должна быть
универсальной,  чтобы в случае изменения конъюнктуры спроса учреждение
могло поменять профиль.
     Специализация  ДОУ достигается за счет дополнительных помещений и
(или) увеличения площадей помещений, нормируемых как обязательные.
     Компенсирующие  дошкольные учреждения, в свою очередь, могут быть
как  универсальными  -  пригодными  для  содержания детей с различными
видами нарушений, так и специализированными - для детей только с одним
или  несколькими,  но  заранее определенными нарушениями. В ДОУ общего
типа   (то   же   в   комбинированных   ДОУ)   могут   предоставляться
компенсирующие  услуги  отдельным  детям или отдельным группам. В этом
случае,    как    правило,    достаточно    тех   помещений,   которые
предусматриваются    МГСН    4.07-96   "Дошкольные   учреждения"   как
обязательные.
     Полный состав и площади помещений при реконструкции существующего
здания   ДОУ   под   компенсирующее   ДОУ  рекомендуется  принимать  в
соответствии с пособием к МГСН 4.07-96.
     Дошкольные  образовательные  учреждения  общего  типа в настоящее
время имеют тенденцию к специализации. Это определяет целесообразность
и  необходимость рассмотрения всего фонда зданий ДОУ в жилом комплексе
(в   отдельных   случаях   вместе   со   школами)   как   единой  сети
образовательных учреждений для оптимизации реконструкции существующего
фонда зданий.
     Массовое  применение  в современном строительстве и реконструкции
жилых  и  общественных  зданий стропильных кровель, мансардных этажей,
выступающих  из плоскости стены остекленных эркеров, красивых объемных
крылец  или  выступающих  входных тамбуров можно рекомендовать также в
качестве архитектурных приемов реновации зданий дошкольных учреждений.
Надстройка   второго  и  третьего  этажей  (мансардных  или  обычных),
допускаемая  действующими  нормами,  в  большинстве  случаев  помогает
реализовать     потребность    в    дополнительных,    как    правило,
крупногабаритных помещениях - залы, классы, рекреации.
     Следует   учитывать,   что   мансардный  этаж,  пристраиваемые  к
дошкольным  учреждениям  или  присоединяемые  теплым  переходом объемы
(включая  сам переход) должны иметь степень огнестойкости материалов и
конструкций не ниже, чем у основного здания.
     При   реконструкции  ДОУ  следует  учитывать  тенденцию  снижения
вместимости  крупных  ДОУ:  по новым нормам она не должна превышать 10
групп.
     При  реконструкции  следует  предусматривать  возможность входа и
перемещения по зданию человека в инвалидном кресле-коляске.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа