ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ. Приказ. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 24.12.07 249

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

V. Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам,
              связанным с актами гражданского состояния

     28. Центральный аппарат, управления Минюста России по федеральным
округам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
в    компетенцию    которых   входит   организация   деятельности   по
государственной регистрации актов гражданского состояния на территории
субъектов  Российской  Федерации,  запрашивают  в органах записи актов
гражданского    состояния    и    органах   местного   самоуправления,
осуществляющих    государственную   регистрацию   актов   гражданского
состояния  на  территории  Российской  Федерации,  при соответствующих
обращениях с территории иностранных государств:
     повторные  свидетельства  и справки о государственной регистрации
актов гражданского состояния;
     копии записей актов гражданского состояния.
     29.   Если   международными   договорами   Российской   Федерации
предусмотрена   возможность   сношения   с  другими  органами,  помимо
центральных   органов   юстиции,   органы  записи  актов  гражданского
состояния   Российской   Федерации   (далее   -   органы   ЗАГС)   <*>
взаимодействуют   с   соответствующими   органами   регистрации  актов
гражданского  состояния  иностранных государств (далее - органы РАГС),
если они также наделены таким правом.
--------------------------------
     <*>  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
в    компетенцию    которых   входит   организация   деятельности   по
государственной регистрации актов гражданского состояния на территории
субъекта    Российской    Федерации   (в   случае   наделения   правом
непосредственного  сношения  -  и  органы  записи  актов  гражданского
состояния на территории Российской Федерации).

     30.   При   наличии   причин,   препятствующих  непосредственному
взаимодействию  органов  ЗАГС  и  органов РАГС (адрес или наименование
органа  РАГС  неизвестны,  либо он не наделен правом непосредственного
сношения,  либо  в  течение  длительного времени не поступает ответ на
запрос органа ЗАГС и др.), запрос о правовой помощи направляется через
управления Минюста России по федеральным округам.
     31.  Минюст  России  при  выполнении  международных  договоров об
оказании правовой помощи, связанной с актами гражданского состояния, в
пределах  своей  компетенции  взаимодействует  с центральными органами
юстиции (министерствами юстиции) иностранных государств.
     Направление   запроса   о   правовой  помощи,  касающегося  актов
гражданского  состояния,  через  центральный  аппарат  Минюста  России
рекомендуется  осуществлять  в исключительных случаях и если это прямо
предусмотрено международным договором.
     32.  Управления  Минюста  России  по федеральным округам и органы
ЗАГС  направляют  в  зависимости  от  условий  международных договоров
непосредственно  в  иностранные государства либо в центральный аппарат
Минюста России или МИД России:
     запрос  о  правовой  помощи, касающийся истребования документов о
регистрации   актов   гражданского   состояния  (приложение  N  3),  с
приложением обращений:
     а) граждан (в виде анкет) по истребованию документов, заполненных
и подписанных правомочным заявителем (приложение N 4);
     б)  органов  опеки  и  попечительства,  воспитательных  и  других
учреждений,   в  которых  находятся  дети,  оставшиеся  без  попечения
родителей;
     в) других компетентных органов;
     поручение   об   оказании   правовой  помощи  (приложение  N  5),
касающееся   внесения   исправлений   и   изменений   в  записи  актов
гражданского состояния;
     ходатайство о признании и исполнении решений компетентных органов
(судов,  органов  юстиции, органов опеки и попечительства), касающееся
записей  актов  гражданского состояния (приложение N 6), с приложением
соответствующих решений и иных необходимых документов.
     33. Правом на обращение об истребовании документов (свидетельств,
справок)  о  регистрации  актов  гражданского состояния обладают лица,
указанные  в  пунктах  2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 15 ноября
1997   г.   N  143-ФЗ  "Об  актах  гражданского  состояния"  (далее  -
Федеральный закон), а именно:
     лицо,   в   отношении   которого   была  составлена  запись  акта
гражданского состояния;
     родственник  умершего или другое заинтересованное лицо, в случае,
если  человек,  в отношении которого была составлена ранее запись акта
гражданского состояния, умер;
     родители  (лица,  их заменяющие) или представитель органа опеки и
попечительства   в  случае,  если  лицо,  в  отношении  которого  была
составлена  запись акта о рождении, не достигло совершеннолетия ко дню
выдачи повторного свидетельства;
     иное  лицо  в  случае  представления  нотариально  удостоверенной
доверенности   от   лица,   имеющего  право  на  получение  повторного
свидетельства   о   государственной   регистрации   акта  гражданского
состояния.
     Повторное   свидетельство   о  государственной  регистрации  акта
гражданского состояния не выдается:
     родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они
лишены   родительских   прав  или  ограничены  в  родительских  правах
(свидетельство о рождении ребенка);
     лицам,   расторгнувшим   брак,  и  лицам,  брак  которых  признан
недействительным (свидетельство о заключении брака).
     По   просьбе   указанных  лиц  им  выдается  документ  (справка),
подтверждающий  факт  государственной регистрации рождения ребенка или
заключения брака.
     34. Обращение-анкета по истребованию документов о государственной
регистрации актов гражданского состояния заполняется гражданами в двух
экземплярах  на  каждый  документ отдельно и обязательно подписывается
ими.  Заполнение  анкеты осуществляется с использованием компьютерной,
машинописной техники или разборчивым почерком. Адреса места жительства
и  органа  РАГС  указываются  полностью,  включая почтовый индекс. Все
графы   заполняются  как  можно  более  точной  информацией,  особенно
наименование органа РАГС. При отсутствии данных указывается причина, а
в  графе  "дополнительные  сведения"  приводится уточняющая информация
(например,  если  неизвестен  орган  РАГС, зарегистрировавший рождение
ребенка,    указывается   место   жительства   родителей   на   момент
регистрации). Второй экземпляр анкеты с пометкой "подлежит возврату" в
правом  верхнем  углу используется для определения адресата и вместе с
документом  возвращается  в  орган,  инициировавший  запрос о правовой
помощи.
     35.  По  усмотрению заявителя анкета может быть дополнена копиями
иных  документов,  облегчающих  и ускоряющих поиск необходимой актовой
записи.
     36. Копии записей актов гражданского состояния и сведения (в виде
справок,  извещений)  о  регистрации  актов  гражданского  состояния с
территории  иностранных государств запрашиваются в связи с обращениями
судов  (судьи),  органов  прокуратуры, органов дознания или следствия,
органов   ЗАГС,   Уполномоченного  по  правам  человека  в  Российской
Федерации  (в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона),
а   также   нотариусов   (в   соответствии   со   статьей   15   Основ
законодательства   Российской   Федерации  о  нотариате,  утвержденных
Постановлением  Верховного  Совета  Российской Федерации от 11 февраля
1993  г.  N  4462-1)  и  в  других случаях, установленных федеральными
законами.
     37.   Исходя  из  требований  международного  договора  запрос  о
правовой   помощи  должен  быть  подписан  руководителем,  удостоверен
оттиском  печати  запрашиваемого  органа,  а  также  содержать  полную
информацию, имеющую значение для его исполнения.
     38.  В  запросе  о правовой помощи по вопросам актов гражданского
состояния,   направляемом   на  территорию  иностранного  государства,
указываются:
     наименование  и  полный почтовый адрес компетентного органа ЗАГС,
которому адресован запрос;
     наименование  и  местонахождение (почтовый адрес) органа ЗАГС, от
которого исходит запрос;
     ссылка  на норму международного договора, послужившего основанием
запроса о правовой помощи;
     наименование   запрашиваемых  документов  с  указанием  известных
реквизитов,  а также данные о лице, в отношении которого он составлен,
либо  просьба  о  совершении  определенных  действий,  необходимых для
исполнения ходатайства, поручения;
     информация о причинах истребования документа;
     другие  сведения,  необходимые  для исполнения запроса о правовой
помощи в соответствии с требованиями международного договора.
     39.  С  поручением органа ЗАГС направляются документы, касающиеся
внесения   исправлений   и   изменений  в  записи  актов  гражданского
состояния:  подлинник  заявления  гражданина  о внесении исправлений и
изменений  в  актовую  запись  и  о выдаче нового свидетельства; копия
актовой  записи,  в  которую  предполагается  вносить  исправления или
изменения,  заключение  органа  ЗАГС,  а также ксерокопия квитанции об
уплате  государственной  пошлины  и,  при  необходимости,  копии  иных
актовых записей, другие документы.
     На случай утраты документов при пересылке целесообразно их копии,
удостоверенные  оттиском  печати  и подписью руководителя органа ЗАГС,
оставлять в этом органе ЗАГС.
     40.   Решения  компетентных  органов,  касающиеся  записей  актов
гражданского   состояния,   в   том  числе  решения  органов  опеки  и
попечительства об изменении фамилии и (или) имени ребенку, прилагаются
к  удостоверенному оттиском печати и подписью руководителя органа ЗАГС
ходатайству   органа   ЗАГС,   адресованному   в   компетентный  орган
иностранного государства.
     Решения  органов  опеки  и  попечительства об изменении фамилии и
имени  ребенка,  направляемые  на  территории  иностранных государств,
согласно  действующим  международным  договорам не требуют прохождения
процедуры   признания   и  принудительного  исполнения  на  территории
государств - членов Содружества Независимых Государств.
     41.  Если национальными законодательствами иностранных государств
предусмотрены  процедуры  признания  и  исполнения решений судов (иных
органов)  по  гражданским и семейным делам (в том числе об усыновлении
(удочерении),   установлении  фактов  регистрации  актов  гражданского
состояния, аннулировании записей актов гражданского состояния, а также
о  внесении  исправлений  или  изменений  в  записи актов гражданского
состояния),   документы   направляются  совместно  с  ходатайствами  о
признании  и исполнении на их территории указанных решений судов (иных
органов).
     Такие  ходатайства  адресуются  компетентным  органам иностранных
государств, где решения подлежат признанию и исполнению, подписываются
ходатайствующими  лицами  и  должны  содержать  сведения  об  их месте
жительства.  В  случае отсутствия достоверных сведений о наименованиях
иностранных   судов   (органов),  где  решения  подлежат  признанию  и
исполнению, ходатайства адресуются компетентным судам (органам).
     К   ходатайствам   прилагаются   судебные   и   иные   документы,
предусмотренные   международным   договором:   решение  суда  или  его
заверенная  копия, документ о его вступлении в законную силу, документ
о  том,  что  решение  не  исполнялось  (либо частично исполнялось) на
территории  Российской  Федерации,  копии  документов,  удостоверяющих
личности заявителей, и другие необходимые документы.
     42.  Перед  направлением  запроса  о правовой помощи, касающегося
истребования  документов  с  территории  иностранного  государства  по
обращениям  граждан,  в соответствии со статьями 333.18 и 333.33 части
второй    Налогового    кодекса    Российской    Федерации   взимается
государственная  пошлина  за  истребование  документов в установленном
размере (отдельно за каждый документ).
     При направлении запроса о правовой помощи в центральный аппарат и
управления  Минюста  России  по федеральным округам к нему прилагаются
копии квитанций об уплате государственной пошлины.
     Согласно  действующим  международным  нормам при выдаче гражданам
свидетельств   и   справок   о   государственной   регистрации   актов
гражданского   состояния,   поступивших   с   территории   иностранных
государств, государственная пошлина не взимается.
     43.  Для  соблюдения  требований  статьи  9  Федерального  закона
документы  о  регистрации  актов гражданского состояния, поступившие с
территории иностранных государств, направляются в органы ЗАГС по месту
жительства (нахождения) заявителей для последующего вручения.
     44.  Справки (извещения) об отсутствии записей актов гражданского
состояния   направляются  непосредственно  заявителям  с  разъяснением
порядка  восстановления  актовых  записей в соответствии со статьей 74
Федерального  закона  и  уведомлением органа, инициировавшего запрос о
правовой помощи.
     45.    При    поступлении   документов   на   официальном   языке
запрашивающего государства без перевода заявителю разъясняется порядок
перевода    и   его   нотариального   заверения   (статья   81   Основ
законодательства  Российской  Федерации о нотариате от 11 февраля 1993
г. N 4462-1).
     46.   В   случае   поступления  документов  о  регистрации  актов
гражданского  состояния  без сведений об инициаторе запроса о правовой
помощи  принимаются меры к их установлению. При отсутствии в документе
ссылки  на  исходящий номер проверяются ранее направлявшиеся запросы о
правовой   помощи   по   содержанию   (Ф.И.О.   лица,  какой  документ
истребовался);   при   наличии   ссылки  на  номер,  не  принадлежащий
получившему   органу,   -   принадлежность   номера   Минюсту  России,
управлениям  Минюста  России по федеральным округам, органам ЗАГС; при
отсутствии  этих  сведений  уточняется  адресат  в органе, направившем
документ. Возврат документов осуществляется в крайнем случае.
     47.  Запрос  о  правовой  помощи  по  вопросам актов гражданского
состояния,   поступивший   с   территории   иностранного  государства,
исполняется  (рассматривается)  в  срок  не  более  месяца  с  момента
поступления.    При    возникновении   обстоятельств,   препятствующих
исполнению  запроса  о правовой помощи, орган ЗАГС, управления Минюста
России   по   федеральным   округам   письменно   уведомляют  об  этом
запрашивающий   орган  иностранного  государства  с  указанием  причин
неисполнения и способов их устранения.
     Запрос о правовой помощи исполняется путем оформления и пересылки
свидетельств  и  справок  о  регистрации актов гражданского состояния,
справок   (извещений)   об   отсутствии   записей  актов  гражданского
состояния,  копий  записей  актов  гражданского состояния. Поручение и
ходатайство  исполняются  путем  осуществления  действий,  указанных в
поручении  (ходатайстве)  (например,  внесение изменений в запись акта
гражданского   состояния,   восстановление  записи  акта  гражданского
состояния  и др.), а также оформления и направления новых свидетельств
о регистрации актов гражданского состояния.
     После   исполнения   запроса  о  правовой  помощи  органами  ЗАГС
запрашиваемые   документы  в  зависимости  от  условий  международного
договора   пересылаются   на   территорию   иностранных  государств  в
запрашивающие  органы РАГС либо направляются в центральный аппарат или
управления  Минюста  России  по  федеральным  округам.  При  пересылке
документов  непосредственно  органами  ЗАГС  либо управлениями Минюста
России  по  федеральным  округам  обязательно  уведомление  граждан  -
инициаторов  обращений  и  органов,  через  которые  поступил запрос о
правовой   помощи.   К   направляемым  документам  прилагается  второй
экземпляр анкеты либо копия запроса о правовой помощи.
     48.  Согласно восьмому абзацу пункта 1 статьи 333.39 части второй
Налогового  кодекса  Российской  Федерации при пересылке документов по
запросу  о  правовой  помощи,  поступившему  с территории иностранного
государства,   государственная   пошлина   за   выдачу   документов  о
регистрации актов гражданского состояния не взимается.
     49. При поступлении с территории иностранного государства запроса
о  правовой  помощи с просьбой о проставлении на истребуемом документе
апостиля   на  основании  заявления  гражданина  (указания  в  анкете)
запрашиваемый орган ЗАГС проставляет апостиль при наличии квитанции об
оплате государственной пошлины.
     В  соответствии  с  подпунктом  41  пункта  1 статьи 333.33 части
второй   Налогового   кодекса  Российской  Федерации  за  проставление
апостиля предусмотрена государственная пошлина в установленном размере
за каждый документ.
     При поступлении запроса о правовой помощи без квитанции об уплате
государственной  пошлины  орган  ЗАГС  направляет заявителю сведения о
размере государственной пошлины и реквизиты платежного поручения.
     Апостиль  проставляется органом ЗАГС после получения от заявителя
платежного документа с отметкой банка о его исполнении.
     Если  заявитель  в  течение  трех  месяцев со дня направления ему
соответствующих  реквизитов  не  представляет  органу  ЗАГС  платежное
поручение,   запрашиваемые  документы  оформляются  и  высылаются  без
проставления апостиля.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа